Главное творение Гауди
Искупительный Собор Святого Семейства, часто называемый Саграда Фамилия, это известный храм, запроектированный легендарным каталонским архитектором Антонио Гауди и строящийся в Барселоне. Строительство храма было начато в 1882 году. Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр, на место которого в конце 1883 года и был приглашен Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счет пожертвований прихожан, что и является одной из причин столь длительного строительства.
Согласно первоначальному проекту архитектора дель Вильяра, предполагалось создание неоготического собора в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была запроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трех монументальных фасадов церкви. В 1883-89 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением был возведен более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда, получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьезно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, собор должен быть увенчан множеством устремленных ввысь монументальных башен, а все элементы декорации должны иметь глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества, опасаясь напугать жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жестко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из ее особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях собора. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал был завершен в 1899 году.
В 1911 году Гауди создал проект второго фасада собора, фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после гибели Гауди. Создание набросков третьего фасада, фасада Славы, также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объемные анализы и наброски символико-иконографического характера. 30 ноября 1925 года была закончена стометровая колокольня фасада Рождества. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству собора более сорока лет своей жизни.
После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес, работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Собора Святого Семейства и многих других известных сооружений. До своей смерти в 1938 году Сугранес успел закончить постройку трех оставшихся колоколен фасада Рождества, завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провел ряд исследований жесткости конструкций собора. Продолжить строительство помешала начавшаяся гражданская война. Во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты собора, хранившиеся в мастерской Гауди. Позднее часть из них удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвященный историческим, техническим, художественным и символическим аспектам собора. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвященные Воскресению Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
В 1978-2000 годах были возведены главный неф и трансепты собора, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи, и к 2010 году должны появиться средокрестие и апсида. На них будут воздвигнуты две башни, башня центрального фонаря, увенчанная 170- метровым крестом, и башня апсиды, посвященная Деве Марии. По плану эта часть Собора должна содержать еще четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ ожидается в первой трети XXI века, когда должно быть завершено создание фасада Славы, начатое в 2000 году.
Храм представляет собой пятинефный собор, в плане воспроизводящий форму латинского креста, образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви. Собор будет увенчан восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде, высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов. Центральный шпиль будет увенчан гигантским крестом. Высота собора, по замыслу Гауди, не случайна. Его творение не должно превосходить творение Божье, гору Монжуик. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздьями винограда, символизирующими Святое Причастие.
Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению. В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. В декоре Собора широко использованы тексты литургии, главные врата фасада Страстей украшены цитатами из Библии на нескольких языках.
Сергей ЗОЛОТОВ
Согласно первоначальному проекту архитектора дель Вильяра, предполагалось создание неоготического собора в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была запроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трех монументальных фасадов церкви. В 1883-89 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением был возведен более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда, получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьезно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, собор должен быть увенчан множеством устремленных ввысь монументальных башен, а все элементы декорации должны иметь глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества, опасаясь напугать жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жестко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из ее особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях собора. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал был завершен в 1899 году.
В 1911 году Гауди создал проект второго фасада собора, фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после гибели Гауди. Создание набросков третьего фасада, фасада Славы, также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объемные анализы и наброски символико-иконографического характера. 30 ноября 1925 года была закончена стометровая колокольня фасада Рождества. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству собора более сорока лет своей жизни.
После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес, работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Собора Святого Семейства и многих других известных сооружений. До своей смерти в 1938 году Сугранес успел закончить постройку трех оставшихся колоколен фасада Рождества, завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провел ряд исследований жесткости конструкций собора. Продолжить строительство помешала начавшаяся гражданская война. Во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты собора, хранившиеся в мастерской Гауди. Позднее часть из них удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвященный историческим, техническим, художественным и символическим аспектам собора. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвященные Воскресению Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
В 1978-2000 годах были возведены главный неф и трансепты собора, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи, и к 2010 году должны появиться средокрестие и апсида. На них будут воздвигнуты две башни, башня центрального фонаря, увенчанная 170- метровым крестом, и башня апсиды, посвященная Деве Марии. По плану эта часть Собора должна содержать еще четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ ожидается в первой трети XXI века, когда должно быть завершено создание фасада Славы, начатое в 2000 году.
Храм представляет собой пятинефный собор, в плане воспроизводящий форму латинского креста, образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви. Собор будет увенчан восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде, высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов. Центральный шпиль будет увенчан гигантским крестом. Высота собора, по замыслу Гауди, не случайна. Его творение не должно превосходить творение Божье, гору Монжуик. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздьями винограда, символизирующими Святое Причастие.
Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению. В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. В декоре Собора широко использованы тексты литургии, главные врата фасада Страстей украшены цитатами из Библии на нескольких языках.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2009 год в рубрике проектирование