Европейский опыт борьбы с кражами строительной техники

Кражи со стройплощадок являются серьезной проблемой, особенно учитывая тот факт, что владельцам возвращается всего около 10 процентов украденного. Сумма ежегодного ущерба от преступлений подобного рода в Европе превышает 7 миллиардов евро, и это без учета экономических потерь от неизбежных простоев и потерь времени на разбирательство.

В отличие от любителей выносить со стройки мелкий электроинструмент, преступники, занимающиеся кражами крупной строительной техники в Европе, являются профессионалами, часто выдающими себя за подрядчиков или дилеров. Вором может оказаться и «свой» - человек, который, пользуясь доверием и отсутствием должного контроля, не преминет позаимствовать электродрель или болгарку для личного пользования. В другом случае грабителя могут привлечь какие-то благоприятные для него обстоятельства, как, например, отдаленная стройплощадка в пустынном месте, особенно если она плохо освещена.

Украденные образцы техники, как правило, сбываются в развивающиеся страны, полиция которых имеет слабые связи с европейскими коллегами. Поэтому вернуть машину владельцу нет почти никаких шансов. Даже если сотрудничество между государственными службами правопорядка налажено на должном уровне, как это имеет место в рамках Евросоюза согласно Шенгенским соглашениям, национальные границы все равно остаются барьером на пути розыска украденной техники.

Еще одним привлекательным моментом для воров, орудующих на стройплощадках, является высокая стоимость изделий и материалов, использующихся в оборудовании, например медь и другие относительно ценные металлы. Если в парке имеется механизм, в конструкции которого предусмотрено большое количество медных трубок, он уязвим в первую очередь.

Довольно часто ответственные лица на стройках предпочитают просто не заявлять о случаях краж. Время всегда поджимает, и нет никакого желания прекращать работы, пока полиция будет проводить следственные действия. Кроме того, всегда существуют опасения, что строгое оформление документов на выплату страховки в дальнейшем будет иметь результатом требование страхователей повысить взносы. В ряде случаев сумма повышения страховки на все застрахованные от кражи объекты техники может даже превысить сумму украденного.

Для решения всех этих проблем некоторые члены Европейской строительной федерации разработали соответствующие меры, призванные стимулировать учет и сбор полной информации обо всех случаях воровства техники со стройплощадок. Так, во Франции существует соглашение между Французской строительной федерацией и полицией по вопросу ускорения процедуры оформления дел в связи с заявлениями о пропаже строительной техники. Новый порядок предусматривает возможность для всех подрядчиков вызывать сотрудника полиции непосредственно на место преступления вместо того, чтобы оформлять протоколы и давать показания в полицейском участке. Еще один пример – создание единой базы данных по украденной строительной технике. Этот проект был реализован Бельгийской строительной федерацией.
Несмотря на важность оперативной реакции на случаи воровства строительной техники, профилактика является наиболее эффективным методом предупреждения подобного рода преступлений.

Например, Профсоюз строителей Франции разработал систему оценки риска ограбления строительных площадок. Эта система используется местными властями и полицией для выработки рекомендаций по оборудованию конкретных строительных объектов системами защиты – от устройства заборов до установки автоматических систем обнаружения несанкционированного проникновения и систем видеонаблюдения, поддерживаемых местными частными охранными фирмами.

В повседневной практике существует много способов борьбы с кражами техники со стройплощадок. Часто эти меры достаточно просты, но, тем не мене, весьма эффективны. Можно дать несколько практических советов относительно того, как снизить вероятность хищения техники. Например, имеет смысл усилить охрану стройплощадки, окрасить машины в оригинальные фирменные цвета вместе с использованием трудноудаляемых маркировок. В тех местах, где это допустимо, специалисты рекомендуют нанести сваркой название своей фирмы или другие знаки. Можно использовать и прогрессивные технологии, установив на машине секретный микрочип с индивидуальным кодом, который может быть идентифицирован считывающим устройством.

Еще один способ – установка дополнительного GPS-маячка, который передает сведения о координатах местонахождения машины и поднимает тревогу, если она вышла за пределы разрешенной «территории». Охранная сигнализация на стройплощадке может быть подключена к датчикам движения, которые могут дать сигнал тревоги, если машина пересечет охраняемый периметр. Все эти технические меры, равно как и старые проверенные способы, могут стать непреодолимой преградой на пути похитителей строительной техники.

Европейская строительная федерация запустила проект по сбору информации и обобщению практики борьбы с хищениями строительной техники по всем европейским странам. Федерация надеется, что это поможет уменьшить число случаев угона техники и хищения оборудования и тем самым сократить сроки строительства и снизить финансовые потери.

buildernet.ru


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2009 год в рубрике машины

©1995-2024 Строительство и недвижимость