Экскаваторы-гиганты

Самые большие в мире экскаваторы были построены 30 и 40 лет назад, но и сегодня по определенным параметрам их можно считать техническими лидерами. Это роторный экскаватор Bagger 288 и шагающий экскаватор 4250W. Оба созданы для эксплуатации в угледобывающей отрасли, и первый до сих пор используется.

Роторный экскаватор Bagger 288 построила германская компания ThyssenKrupp Fordertechnik в 1978 году. Сегодня этот гигант продолжает работать на одном из угольных карьеров Германии. Его вес составляет примерно 13.500 тонн, длина 240 метров, высота 96 метров, примерно как 35-этажный дом, а ширина 46 метров. Ротор, которым Bagger срезает угольный пласт, имеет диаметр 21,6 метра, это 8-этажный дом, состоит из 18 ковшей по 6,6 кубометра каждый. Это колесо делает по 48 оборотов в минуту. За день он перелопачивает 240 тысяч кубометров породы, что примерно соответствует наполнению чаши футбольного стадиона на высоту 10-этажного дома.

В жизни этого гиганта был случай, когда он своим ходом переехал на расстояние 22 километра, из одного угольного карьера в другой. Прямо через поля, федеральные автотрассы, несколько мелких шоссе и речушек, линии электропередач и одну железнодорожную линию. Это было в 2001 году, когда гигантский экскаватор впервые сменил место работы, карьер Hambach на карьер Garzweiler. На борту экскаватора Bagger 288 есть огромная катушка с силовым кабелем длиной один километр. По мере движения его подключали к различным участкам промышленной электросети.

Благодаря 12 гусеницам шириной по 3,8 метра давление этого экскаватора на грунт составляет 1,7 килограмма на квадратный сантиметр, так что он вполне мог идти по полям. Все же нужные участки заблаговременно засеяли травой, чтобы почва во время дождей не перенасыщалась влагой и сохраняла несущую способность. А во многих местах еще и насыпали песчаные подушки. Автомобильные дороги и железнодорожную ветку засыпали песком и гравием на высоту 1 метр, при этом движение останавливали всего на полдня. Это удалось сделать, быстро насыпая и удаляя песчано-гравийные подушки. Точно также засыпали небольшие реки.

Bagger-288, бесспорно, лидирует по своим размерам, однако в весовой категории у него был достойный конкурент. Это самый крупный в истории техники одноковшовый шагающий экскаватор 4250W, прозванный Big Muskie. В середине 1960 годов американская компания Central Ohio Coal решила резко увеличить добычу угля. Для того чтобы быстро добраться до пластов, лежавших на глубине 50 метров, компании понадобилась гигантская сверхмощная машина. Инженеры машиностроительной компании Bucyrus-Erie разработали гигантский шагающий экскаватор, оснащенный драглайном, ковшом, подвешенным на тросах. Сборка экскаватора была начата в 1967 году, и уже 22 мая 1969 года он приступил к работе.

По высоте внутри корпуса этого экскаватора, размеры которого составили 46х49х40 метров, могли бы разместиться два американских Белых дома, один на другом, причем весь этот корпус раз за разом поворачивался вместе со стрелой. А среди гигантских механизмов и соединяющих этажи и площадки лестниц немудрено было и заблудиться. Один только гигантский ковш Big Muskie, подвешенный на 95-метровой стреле стальными тросами диаметром 127 миллиметров, весил 230 тонн и мог зачерпнуть 168 кубометров породы.

Весил экскаватор 4250W около 13.500 тонн, то есть столько же, сколько и Bagger-288. Вот только далеко уйти этот гигант не смог бы. Он неуклюже передвигался с помощью специальных 20-метровых башмаков, похожих на лыжи и приводимых в движение подъемными и поперечными гидроцилиндрами. То есть, по сути, шагал.

Георгий МОЛОДОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2009 год в рубрике del - машины

©1995-2024 Строительство и недвижимость