Сертификация отделочных работ в строительстве
и изменения по упрощению данной процедуры
18 июня 2009 года в Минске отработал II международный отраслевой форум «Современные лакокрасочные материалы в Республике Беларусь: новые материалы – потребителю, архитектору, торговле». Его организаторами выступили журналы «Мастерская. Современное строительство» и «Химресурс», а также Белорусский союз строителей. В отличие от форума лакокрасочников 2008 года, который прошел под известным с советских времен девизом «Наука – производству», направленность нынешнего собрания в определенной степени имела отношения к рыночной стороне дела.
Тезисы сообщения, которые предоставил организаторам второго форума «Современные лакокрасочные материалы в Республике Беларусь» Дмитрий Ковширко, заместитель директора по сертификации и испытаниям РУП «Стройтехнорм».
1. В настоящее время согласно постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) № 60 от 16 декабря 2008 года «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» обязательной сертификации подлежат следующие работы в строительстве:
– отделочные работы (штукатурные, облицовочные, обойные);
– работы по устройству полов (кроме полов со специальными покрытиями);
– работы и услуги по заполнению оконных и дверных проемов (кроме работ по заполнению проемов дверями и окнами специального назначения); – работы по устройству дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит.
Работы, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ремонте имущества (помещений, зданий и сооружений), принадлежащего им на правах собственности, на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а также имущества, которым они владеют на правах аренды, обязательной сертификации не подлежат.
Сертификация отделочных работ осуществляется на соответствие СНБ 1.03.05-04 «Отделочные работы. Производство работ», СТБ 1472 «Строительство. Отделочные работы. Номенклатура контролируемых показателей».
Порядок проведения обязательной сертификации работ и услуг в строительстве регламентирован ТКП 5.3.13-2007 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения».
2. Порядок проведения сертификации отделочных работ в строительстве включает следующие этапы:
– подача заявителем заявки на проведение сертификации работ и представление исходной информации (документов) о процессе выполняемых им работ;
– экспертиза представленных на сертификацию работ документов и идентификация работ;
– принятие решения по заявке, выбор схемы сертификации и назначение экспертов-аудиторов (формирование комиссии) по подтверждению
соответствия работ;
– проведение проверки организации процесса выполнения работ;
– выборочный контроль качества работ (испытания);
– принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
– оформление, регистрация и выдача сертификата и заключение соглашения по сертификации;
– инспекционный контроль за сертифицированными работами;
– приостановление или отмена действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации;
– продление срока действия сертификата.
3. В 2009 году Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и Госстандартом Республики Беларусь были разработаны рекомендации по порядку проведения обязательной сертификации, согласно которым установлены следующие упрощенные требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования при сертификации работ и услуг:
– увеличен срок действия сертификата соответствия до 5 лет (ранее три года);
– отсутствие специалистов (ИТР) и штата рабочих на этапе подачи заявки на сертификацию не может являться основанием для отказа в принятии заявки от вновь созданных предприятий (претендующих на получение сертификата соответствия сроком 6 месяцев). В этом случае наличие персонала предприятия проверяется на этапе оценки организации процесса выполнения строительных работ (ранее отсутствовала данная процедура);
– подрядные организации вправе не иметь сертификатов соответствия на конкретные виды работ, подлежащие обязательной сертификации, если эти работы непосредственно выполняются привлекаемыми субподрядными организациями, имеющими сертификаты соответствия на выполнение этих работ (ранее отсутствовала данная процедура).
– допускается осуществлять выбор объекта для проведения контроля качества (испытаний) из менее, чем 3-х объектов. В обоснованных случаях достаточно предоставления 1 объекта (ранее отсутствовала данная процедура);
– акт проверки организации процесса выполнения работ, на основании которого выдавался сертификат сроком на 6 месяцев, является также основанием для выдачи сертификата на 5 лет, если с момента оформления акта прошло не более 1 года (ранее отсутствовала данная процедура); – допускается проведение контроля качества не только лабораторией, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, но и аккредитованной на техническую компетентность, в присутствии представителя органа по сертификации (ранее отсутствовала данная процедура); – с целью сокращения затрат заявителей на проведение контроля качества работ (услуг) испытания возможно проводить на типовом представителе (ранее отсутствовала данная процедура);
– инспекционный контроль возможно проводить посредством контроля сертифицированных видов работ и (или) проверки организации процесса выполнения работ (ранее отсутствовала данная процедура);
– допускается продлевать до 3 месяцев сертификаты, выданные на 6 месяцев, при подаче заявителем письма с указанием объективных причин отсутствия объектов для контроля качества работ (ранее отсутствовала данная процедура).
Подготовил Дмитрий ЖУКОВ
Тезисы сообщения, которые предоставил организаторам второго форума «Современные лакокрасочные материалы в Республике Беларусь» Дмитрий Ковширко, заместитель директора по сертификации и испытаниям РУП «Стройтехнорм».
1. В настоящее время согласно постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) № 60 от 16 декабря 2008 года «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» обязательной сертификации подлежат следующие работы в строительстве:
– отделочные работы (штукатурные, облицовочные, обойные);
– работы по устройству полов (кроме полов со специальными покрытиями);
– работы и услуги по заполнению оконных и дверных проемов (кроме работ по заполнению проемов дверями и окнами специального назначения); – работы по устройству дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит.
Работы, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ремонте имущества (помещений, зданий и сооружений), принадлежащего им на правах собственности, на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а также имущества, которым они владеют на правах аренды, обязательной сертификации не подлежат.
Сертификация отделочных работ осуществляется на соответствие СНБ 1.03.05-04 «Отделочные работы. Производство работ», СТБ 1472 «Строительство. Отделочные работы. Номенклатура контролируемых показателей».
Порядок проведения обязательной сертификации работ и услуг в строительстве регламентирован ТКП 5.3.13-2007 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения».
2. Порядок проведения сертификации отделочных работ в строительстве включает следующие этапы:
– подача заявителем заявки на проведение сертификации работ и представление исходной информации (документов) о процессе выполняемых им работ;
– экспертиза представленных на сертификацию работ документов и идентификация работ;
– принятие решения по заявке, выбор схемы сертификации и назначение экспертов-аудиторов (формирование комиссии) по подтверждению
соответствия работ;
– проведение проверки организации процесса выполнения работ;
– выборочный контроль качества работ (испытания);
– принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
– оформление, регистрация и выдача сертификата и заключение соглашения по сертификации;
– инспекционный контроль за сертифицированными работами;
– приостановление или отмена действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации;
– продление срока действия сертификата.
3. В 2009 году Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и Госстандартом Республики Беларусь были разработаны рекомендации по порядку проведения обязательной сертификации, согласно которым установлены следующие упрощенные требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования при сертификации работ и услуг:
– увеличен срок действия сертификата соответствия до 5 лет (ранее три года);
– отсутствие специалистов (ИТР) и штата рабочих на этапе подачи заявки на сертификацию не может являться основанием для отказа в принятии заявки от вновь созданных предприятий (претендующих на получение сертификата соответствия сроком 6 месяцев). В этом случае наличие персонала предприятия проверяется на этапе оценки организации процесса выполнения строительных работ (ранее отсутствовала данная процедура);
– подрядные организации вправе не иметь сертификатов соответствия на конкретные виды работ, подлежащие обязательной сертификации, если эти работы непосредственно выполняются привлекаемыми субподрядными организациями, имеющими сертификаты соответствия на выполнение этих работ (ранее отсутствовала данная процедура).
– допускается осуществлять выбор объекта для проведения контроля качества (испытаний) из менее, чем 3-х объектов. В обоснованных случаях достаточно предоставления 1 объекта (ранее отсутствовала данная процедура);
– акт проверки организации процесса выполнения работ, на основании которого выдавался сертификат сроком на 6 месяцев, является также основанием для выдачи сертификата на 5 лет, если с момента оформления акта прошло не более 1 года (ранее отсутствовала данная процедура); – допускается проведение контроля качества не только лабораторией, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, но и аккредитованной на техническую компетентность, в присутствии представителя органа по сертификации (ранее отсутствовала данная процедура); – с целью сокращения затрат заявителей на проведение контроля качества работ (услуг) испытания возможно проводить на типовом представителе (ранее отсутствовала данная процедура);
– инспекционный контроль возможно проводить посредством контроля сертифицированных видов работ и (или) проверки организации процесса выполнения работ (ранее отсутствовала данная процедура);
– допускается продлевать до 3 месяцев сертификаты, выданные на 6 месяцев, при подаче заявителем письма с указанием объективных причин отсутствия объектов для контроля качества работ (ранее отсутствовала данная процедура).
Подготовил Дмитрий ЖУКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2009 год в рубрике материалы и технологии