Сельскохозяйственные объекты в городской архитектуре
Эти проекты выделяются своей экологичностью даже на фоне всеобщего «позеленения» архитектуры. Идея строительства крупных сельскохозяйственных объектов прямо в центре мегаполисов захватила умы проектировщиков всего мира. Почва эта оказалась, видимо, очень благодатной и проекты, один другого интереснее и причудливее, посыпались как из рога изобилия. Сегодня они уже не представляются фантастическими изысками размечтавшихся художников. Современная наука и технологии находят ответы на самые сложные вопросы, возвращая их к реальности.
Идея, объединяющая все описанные ниже проекты, проста, но весьма привлекательна: собрать больше урожая с возможно меньшей площади, да еще прямо в городской черте. Споры об эффективности подобных сооружений и их оправданности с точки зрения защиты окружающей среды ведутся не первый год. Однако существует как минимум один веский довод в их пользу – расходы на транспортировку сельхозпродукции от места ее производства до городского потребителя весьма высоки и продолжают расти. Невзирая на возражения скептиков, архитекторы продолжают разработку темы.
Harvest green
В прошлом месяце канадская компания Romses Architects стала победителем проходившего в Ванкувере конкурса проектов, направленных на борьбу с изменением климата планеты путем снижения выбросов парниковых газов.
Ее проект Harvest green завоевал сердца членов жюри. Усилиями авторов разработки под одной крышей оказались овощи, зелень, фрукты, рыба, куры- несушки и даже мелкий рогатый скот. Все это природное разнообразие удобно разместилось в футуристическом здании, способном превратить какую- нибудь заброшенную промзону в островок фермерских технологий XXI века.
Специалисты отмечают, что совмещение нескольких направлений сельскохозяйственного производства в одном хозяйстве имеет и положительный синергетический эффект: отходы, образующиеся в одном блоке, часто можно с успехом использовать в другом. Дальше тоже одни плюсы. Большие возможности открываются для автоматизации процессов, использования передовых источников энергии и обеспечения стерильности готовой продукции. Действительно, защита растений и животных от болезней, вредителей, сорняков и прочих напастей открытого фермерского хозяйства в данном случае максимальна. Чем не будущее сельского хозяйства?
На крыше и на открытых балконах канадской башни во множестве присутствуют ветряки, организован сбор дождевой воды и даже предусмотрена геотермальная электростанция. Задействован и еще один источник альтернативной энергии – биогаз. Его получают тут же из отходов растительного и животного секторов башни.
Свое архитектурное предложение Ванкуверу Romses Architects дополнила жилыми корпусами, сельскохозяйственным рынком и супермаркетом, а также научно-исследовательским и учебным заведением сельскохозяйственного профиля.
Проект может быть осуществлен уже к 2030 году. За оставшееся время какие-то из его аспектов могут претерпеть изменения. Но уже сейчас ясно: передовые технологии выращивания растений и животных плюс концентрация всех этапов переработки съедобной продукции на крошечном пятачке могут оправдать затраты на возведение такого комплекса.
Skyfarm
Другой канадский проект – небоскреб Skyfarm. «Небесная ферма» высотой в 59 этажей предназначена для выращивания овощных и зерновых культур, а также домашней птицы. Примечательно, что растения будут выращиваться не в грунте, а в обогащенной питательными веществами воде. Сооружение должно будет расположиться в Торонто на территории примерно в два гектара. В соответствии с проектом, здание должно быть энергонезависимым и обеспечивать годовые продовольственные потребности 50.000 человек.
Пирамида
В Колумбийском университете разработали проект небоскреба в форме пирамиды, который будет одновременно являться фермой по производству сельхозпродуктов.
Проект представляет собой замкнутую самообеспечивающуюся систему, оборудованную механизмами терморегуляции, водоочистки и генерации энергии. В здании можно будет выращивать не только растения, но и мелкий домашний скот, а также разводить рыбу. Площадь, занимаемая зданием, составляет 5 процентов от площади сельхозугодий, необходимых для производства аналогичного количества продуктов питания.
Plantagon
В Швеции началась разработка проекта огромной вертикальной теплицы. Проект получил название «Плантагон». Предполагается, что семена различных овощей будут высаживаться в землю на вращающейся спиралевидной конструкции, которая достигнет верхней точки теплицы через 30 дней с созревшими плодами. По мнению авторов проекта, благодаря «Плантагону» удастся сэкономить до 70 процентов стоимости свежевыращенной продукции, которую «съедают» расходы на транспортировку и хранение.
Farmacy
Таким образом, создание городских ферм в виде башен-небоскребов уже приобретает характер тенденции в современной архитектуре. Однако есть примеры и совершенно иного видения этой проблемы, порой весьма причудливые.
Лондон размышляет — нужно ли ему еще одно гигантское колесо? Хотя не такое оно и гигантское, но от того не менее примечательное: железное и ажурное, очень похожее на водяную мельницу, погруженную в поток воды канала Регента.
Странное сооружение под названием Farmacy призвано освежить и оздоровить район Kings Cross как в эстетическом плане, так и буквально. Ибо колесо это – вертикальная фармацевтическая ферма. Такова фантазия художницы Саманты Ли. Так ей видится ферма, которая будет выращивать, промывать, высушивать, измельчать, очищать и настаивать различные лекарственные травы. Ее колесо «травяного обозрения» по стилю как нельзя лучше подходит к старому району Лондона. Для своего проекта Саманта подобрала растения, помогающие от типичных лондонских недугов: стресса, бессонницы, простуды и депрессии.
Большое водяное колесо, по замыслу Ли, должно оказаться еще и местом оздоровительных прогулок. Для этой цели тут предусмотрено несколько дорожек, где замученные городской суетой лондонцы смогут вдыхать чудесные ароматы лекарственных трав.
Людей прагматичных в этом проекте интересует все тот же принцип выращивания чего-либо полезного в пределах большого города. Соединение эстетики зеленых насаждений с практической выгодой городских ферм может оказаться подлинным рецептом оздоровления не только для Лондона.
На фоне всеобщей борьбы за экологию такая архитектурная доминанта города вполне может оказаться привлекательнее для горожан, чем соревнующиеся друг с другом жилые и офисные высотки.
Почти классика
Еще один пример новой сельскохозяйственной архитектуры. В Калифорнии начинает работу необычная теплица для выращивания томатов. Авторство проекта принадлежит специалистам голландской фирмы Kubo Greenhouse Projects.
В его основе классическая плоская архитектура, но сооружение заметно увеличено в высоту. Помидоры ярусами поднимаются вверх так высоко, что снизу толком и не разглядеть. Секрет сооружения в высоких подъемниках, при помощи которых работники смогут собирать урожай.
Зеленых технологий тут не меньше, чем в рассмотренных выше проектах. Дождевая вода собирается впрок. Есть и система сбора конденсата. Гидропонная подкормка томатов — по последнему слову. Несколько акров солнечных батарей покрывают значительную долю общего расхода энергии. Есть тут и солнечные тепловые коллекторы, а холодильные установки склада одновременно служат для организации отопления теплицы в зимний период. В общем, сооружение практически самодостаточно в плане энергетики, а высокий урожай позволяет канадцам надеяться на то, что постройка стоимостью в 1 миллион долларов за акр, не считая платы за землю, окупится за десять лет.
Как видим, даже в более-менее традиционном агропромышленном хозяйстве передовые компании привлекают все больше новых идей для концентрации производства в сравнительно небольших, но эффективных сооружениях. Возможно, фермы-небоскребы станут однажды логическим продолжением этой тенденции, просто мечтать о них люди стали слишком рано.
А может быть, это направление в городской архитектуре со временем будет признано надуманным и забудется. Ведь есть те, кто считает, что кроме визуальной привлекательности такие сооружения не несут в себе никакой дополнительной практической пользы в сравнении с классическими фермами за чертой города. Они полагают, что необходимо активнее развивать традиционное сельское хозяйство, строить классические фермы и оранжереи по современным технологиям.
Другие настаивают на революционном пути развития, справедливо замечая, что рост сельского хозяйства во всем мире приводит к деградации земель и опустыниванию. Вертикальные фермы если не остановят эту тенденцию, то хотя бы чуть-чуть смягчат ее последствия. В любом случае, убеждены они, человечеству нужна альтернатива. И предлагают широчайший диапазон решений – от искусственного леса в Сахаре до подземной фермы в подвале токийского небоскреба, небольшой, но зато вполне реальной.
Сторонники традиционного подхода соглашаются, что перемены необходимы, и понемногу движутся в сторону вертикальности. Оппонентов рассудит время. Между тем, проекты городских вертикальных ферм множатся со скоростью необычайной. Однако, по мнению компетентных и реально мыслящих специалистов, реализация подобных сооружений на практике пока является делом, возможно, не очень далекого, но все-таки будущего. Причина в необычайной технической сложности такого строительства, которая усугубляется и биологическими проблемами. По словам руководителя Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей (ЭКОМ) кандидата биологических наук Александра Карпова, самым сложным станет поддержание микроклимата внутри здания. Как считает ученый, создание сбалансированной биосистемы, аналогичной природной, является процессом непростым и небыстрым. Сомнение эксперта вызывает и экологичность таких зданий, на практике они будут потреблять слишком много энергии и воды.
Виктория ШАЛАМИДА
Идея, объединяющая все описанные ниже проекты, проста, но весьма привлекательна: собрать больше урожая с возможно меньшей площади, да еще прямо в городской черте. Споры об эффективности подобных сооружений и их оправданности с точки зрения защиты окружающей среды ведутся не первый год. Однако существует как минимум один веский довод в их пользу – расходы на транспортировку сельхозпродукции от места ее производства до городского потребителя весьма высоки и продолжают расти. Невзирая на возражения скептиков, архитекторы продолжают разработку темы.
Harvest green
В прошлом месяце канадская компания Romses Architects стала победителем проходившего в Ванкувере конкурса проектов, направленных на борьбу с изменением климата планеты путем снижения выбросов парниковых газов.
Ее проект Harvest green завоевал сердца членов жюри. Усилиями авторов разработки под одной крышей оказались овощи, зелень, фрукты, рыба, куры- несушки и даже мелкий рогатый скот. Все это природное разнообразие удобно разместилось в футуристическом здании, способном превратить какую- нибудь заброшенную промзону в островок фермерских технологий XXI века.
Специалисты отмечают, что совмещение нескольких направлений сельскохозяйственного производства в одном хозяйстве имеет и положительный синергетический эффект: отходы, образующиеся в одном блоке, часто можно с успехом использовать в другом. Дальше тоже одни плюсы. Большие возможности открываются для автоматизации процессов, использования передовых источников энергии и обеспечения стерильности готовой продукции. Действительно, защита растений и животных от болезней, вредителей, сорняков и прочих напастей открытого фермерского хозяйства в данном случае максимальна. Чем не будущее сельского хозяйства?
На крыше и на открытых балконах канадской башни во множестве присутствуют ветряки, организован сбор дождевой воды и даже предусмотрена геотермальная электростанция. Задействован и еще один источник альтернативной энергии – биогаз. Его получают тут же из отходов растительного и животного секторов башни.
Свое архитектурное предложение Ванкуверу Romses Architects дополнила жилыми корпусами, сельскохозяйственным рынком и супермаркетом, а также научно-исследовательским и учебным заведением сельскохозяйственного профиля.
Проект может быть осуществлен уже к 2030 году. За оставшееся время какие-то из его аспектов могут претерпеть изменения. Но уже сейчас ясно: передовые технологии выращивания растений и животных плюс концентрация всех этапов переработки съедобной продукции на крошечном пятачке могут оправдать затраты на возведение такого комплекса.
Skyfarm
Другой канадский проект – небоскреб Skyfarm. «Небесная ферма» высотой в 59 этажей предназначена для выращивания овощных и зерновых культур, а также домашней птицы. Примечательно, что растения будут выращиваться не в грунте, а в обогащенной питательными веществами воде. Сооружение должно будет расположиться в Торонто на территории примерно в два гектара. В соответствии с проектом, здание должно быть энергонезависимым и обеспечивать годовые продовольственные потребности 50.000 человек.
Пирамида
В Колумбийском университете разработали проект небоскреба в форме пирамиды, который будет одновременно являться фермой по производству сельхозпродуктов.
Проект представляет собой замкнутую самообеспечивающуюся систему, оборудованную механизмами терморегуляции, водоочистки и генерации энергии. В здании можно будет выращивать не только растения, но и мелкий домашний скот, а также разводить рыбу. Площадь, занимаемая зданием, составляет 5 процентов от площади сельхозугодий, необходимых для производства аналогичного количества продуктов питания.
Plantagon
В Швеции началась разработка проекта огромной вертикальной теплицы. Проект получил название «Плантагон». Предполагается, что семена различных овощей будут высаживаться в землю на вращающейся спиралевидной конструкции, которая достигнет верхней точки теплицы через 30 дней с созревшими плодами. По мнению авторов проекта, благодаря «Плантагону» удастся сэкономить до 70 процентов стоимости свежевыращенной продукции, которую «съедают» расходы на транспортировку и хранение.
Farmacy
Таким образом, создание городских ферм в виде башен-небоскребов уже приобретает характер тенденции в современной архитектуре. Однако есть примеры и совершенно иного видения этой проблемы, порой весьма причудливые.
Лондон размышляет — нужно ли ему еще одно гигантское колесо? Хотя не такое оно и гигантское, но от того не менее примечательное: железное и ажурное, очень похожее на водяную мельницу, погруженную в поток воды канала Регента.
Странное сооружение под названием Farmacy призвано освежить и оздоровить район Kings Cross как в эстетическом плане, так и буквально. Ибо колесо это – вертикальная фармацевтическая ферма. Такова фантазия художницы Саманты Ли. Так ей видится ферма, которая будет выращивать, промывать, высушивать, измельчать, очищать и настаивать различные лекарственные травы. Ее колесо «травяного обозрения» по стилю как нельзя лучше подходит к старому району Лондона. Для своего проекта Саманта подобрала растения, помогающие от типичных лондонских недугов: стресса, бессонницы, простуды и депрессии.
Большое водяное колесо, по замыслу Ли, должно оказаться еще и местом оздоровительных прогулок. Для этой цели тут предусмотрено несколько дорожек, где замученные городской суетой лондонцы смогут вдыхать чудесные ароматы лекарственных трав.
Людей прагматичных в этом проекте интересует все тот же принцип выращивания чего-либо полезного в пределах большого города. Соединение эстетики зеленых насаждений с практической выгодой городских ферм может оказаться подлинным рецептом оздоровления не только для Лондона.
На фоне всеобщей борьбы за экологию такая архитектурная доминанта города вполне может оказаться привлекательнее для горожан, чем соревнующиеся друг с другом жилые и офисные высотки.
Почти классика
Еще один пример новой сельскохозяйственной архитектуры. В Калифорнии начинает работу необычная теплица для выращивания томатов. Авторство проекта принадлежит специалистам голландской фирмы Kubo Greenhouse Projects.
В его основе классическая плоская архитектура, но сооружение заметно увеличено в высоту. Помидоры ярусами поднимаются вверх так высоко, что снизу толком и не разглядеть. Секрет сооружения в высоких подъемниках, при помощи которых работники смогут собирать урожай.
Зеленых технологий тут не меньше, чем в рассмотренных выше проектах. Дождевая вода собирается впрок. Есть и система сбора конденсата. Гидропонная подкормка томатов — по последнему слову. Несколько акров солнечных батарей покрывают значительную долю общего расхода энергии. Есть тут и солнечные тепловые коллекторы, а холодильные установки склада одновременно служат для организации отопления теплицы в зимний период. В общем, сооружение практически самодостаточно в плане энергетики, а высокий урожай позволяет канадцам надеяться на то, что постройка стоимостью в 1 миллион долларов за акр, не считая платы за землю, окупится за десять лет.
Как видим, даже в более-менее традиционном агропромышленном хозяйстве передовые компании привлекают все больше новых идей для концентрации производства в сравнительно небольших, но эффективных сооружениях. Возможно, фермы-небоскребы станут однажды логическим продолжением этой тенденции, просто мечтать о них люди стали слишком рано.
А может быть, это направление в городской архитектуре со временем будет признано надуманным и забудется. Ведь есть те, кто считает, что кроме визуальной привлекательности такие сооружения не несут в себе никакой дополнительной практической пользы в сравнении с классическими фермами за чертой города. Они полагают, что необходимо активнее развивать традиционное сельское хозяйство, строить классические фермы и оранжереи по современным технологиям.
Другие настаивают на революционном пути развития, справедливо замечая, что рост сельского хозяйства во всем мире приводит к деградации земель и опустыниванию. Вертикальные фермы если не остановят эту тенденцию, то хотя бы чуть-чуть смягчат ее последствия. В любом случае, убеждены они, человечеству нужна альтернатива. И предлагают широчайший диапазон решений – от искусственного леса в Сахаре до подземной фермы в подвале токийского небоскреба, небольшой, но зато вполне реальной.
Сторонники традиционного подхода соглашаются, что перемены необходимы, и понемногу движутся в сторону вертикальности. Оппонентов рассудит время. Между тем, проекты городских вертикальных ферм множатся со скоростью необычайной. Однако, по мнению компетентных и реально мыслящих специалистов, реализация подобных сооружений на практике пока является делом, возможно, не очень далекого, но все-таки будущего. Причина в необычайной технической сложности такого строительства, которая усугубляется и биологическими проблемами. По словам руководителя Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей (ЭКОМ) кандидата биологических наук Александра Карпова, самым сложным станет поддержание микроклимата внутри здания. Как считает ученый, создание сбалансированной биосистемы, аналогичной природной, является процессом непростым и небыстрым. Сомнение эксперта вызывает и экологичность таких зданий, на практике они будут потреблять слишком много энергии и воды.
Виктория ШАЛАМИДА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2009 год в рубрике мат. и тех.