Принц снова на коне
13 мая принц Чарльз выступил с ежегодной лекцией в Королевском институте британских Архитекторов (RIBA), которому в этом году исполнилось 175 лет. Этого выступления очень ждали, и до сих пор разговоры и споры в прессе вокруг этого события не утихают. Как заметил архитектурный критик «Таймс» Том Дикхоф, пригласить принца выступить перед архитекторами равносильно приглашению Сильвио Берлускони прочесть лекцию для феминисток. Наследник британского престола известен своими крайне консервативными вкусами и приверженностью истинно английскому стилю в архитектуре. Он всегда высмеивал современную архитектуру, критиковал современные постройки из стекла и бетона, не жалея для них самых уничижительных и нелестных оценок.
Притчей во языцех стало его предыдущее выступление в RIBA, которое состоялось в 1984 году по случаю 150-летия этого сообщества. Тогда его высочество публично раскритиковал несколько архитектурных объектов, в частности проект расширения Национальной галереи на Трафальгарской площади, представленный уважаемой компанией ответственных архитекторов Ahrends Burton & Koralek, который принц сравнил с «чудовищным карбункулом на лице любимого и нежного друга».
Компания Ahrends Burton & Koralek так никогда полностью и не оправилась от этого удара. Но нынешнюю речь Чарльза в профессиональных кругах очень ждали, полагая, что он протянет архитекторам руку примирения, которой так эффектно отхлестал их четверть века назад.
На сей раз единственным оскорблением современной архитектуры, на которое отважился принц, увлекающийся органическим земледелием, было то, что она «генетически модифицирована».
Речь, произнесенная перед сомкнутыми рядами в основном седовласого архитектурного народа, была вежливая, публика тоже вежливо смеялась деликатным шуткам лектора и хлопала по окончании его выступления. Обошлось без эксцессов, если не считать выкрика «Долой монархию!», от которого не удержалась издатель журнала Blueprint Вики Ричардсон, мгновенно став героем этого и многих последующих дней.
Она удостоилась внимания и критики со стороны таких медийных грандов, как «Гардиан», Би-би-си, «Таймс» и «Дейли Мейл». На прошлой неделе Вики Ричардсон сама прокомментировала свой поступок, нисколько, впрочем, в нем не раскаиваясь. Она заявила, что вовсе не планировала ничего подобного, но почтительное молчание четырех сотен архитекторов, которые стоя выражали почтение принцу, оказалось для нее непереносимым. Ее крик был протестом против толерантности архитектурной профессии, представители которой не пытаются отстоять свои собственные идеи, поскольку в глубине души уверены, что общественность разделяет традиционалистские вкусы принца. В профессиональной среде и прессе почему-то убеждены, что, будучи любителем, принц Чарльз ближе к общественности, чем любой архитектор.
Таким образом, британские архитекторы поставили себя в очень уязвимое положение, признав, что для архитектуры намного лучше быть оцененной любителями, чем экспертами. В результате даже самая престижная архитектурная награда Британии, премия Стерлинга, присуждается группой, в которую почему-то входят телевизионные знаменитости.
Однако справедливости ради стоит сказать, что английские зодчие, во всяком случае, самые знаменитые из них, решаются иногда дать отпор принцу Уэльскому. Так, совсем недавно наследник престола позволил себе вмешаться в ход международного проекта для лондонского Челси, одного из самых нарядных, дорогих и модных кварталов британской столицы. Довольно обширный участок Челси был когда-то застроен невзрачными армейскими бараками. Теперь эмир Катара Хамад бен Халиф Аль Тани заказал знаменитому британскому зодчему Ричарду Роджерсу комплексный проект реконструкции этой территории. Собственно, не Роджерсу, а победителю специального конкурса, который Роджерс выиграл, поскольку его проект оказался, среди прочего, «самым тактичным и безболезненным вхождением в историческую ткань города». Общая стоимость проекта должна была составить 1 млрд фунтов. Но принц Уэльский назвал этот проект «несимпатичным и неподходящим» для британской столицы и предложил главе Катара осуществить альтернативный проект британского архитектора-традиционалиста номер один Куинлана Терри, которого называют «придворным зодчим».
Тогда-то ведущие архитекторы мира возмутились и в открытом письме «Санди таймс» осудили манеру принца Чарльза вмешиваться в архитектурно- строительный процесс, использование королевских связей и откровенное лоббирование интересов проектировщика-фаворита. Письмо было подписано Норманом Фостером, Захой Хадид, Фрэнком Гери, Ренцо Пиано, Ричардом Бардеттом, Жаном Нувелем и другими.
Интересно, что Катар обеспечивает пятую часть потребностей Великобритании в газе. Поэтому архитектурный скандал вокруг уместности стекла и бетона в центре английской столицы мог бы обернуться еще политическим и экономическим.
Наследник престола в последние годы держался тихо, и многие надеялись, что старые раны и «карбункулы» успели зарубцеваться. Но Чарльз опять повел себя как экологический феодал. Его вмешательство в процесс реконструкции бараков в Челси произвело шок в архитектурной среде, и его выступление в RIBA некоторые профессионалы попросту бойкотировали.
Однако на это решились очень немногие архитекторы (и конечно не их профессиональная организация – RIBA). Тем более, что принц Чарльз может быть довольно убедителен. В своем выступлении он, в частности, развивал мысль о прямой связи между крушением мировой финансовой системы и архитектурой – тезис, чрезвычайно популярный теперь в специализированной прессе. Дескать, чем более неясными и безответственными были финансовые инвестиции, тем более чрезмерной становилась архитектурная форма. В крайних проявлениях главной функцией архитектуры стало само ее наличие, так же, как единственным смыслом финансового рынка было его раздувание.
Принц заявил, что призывы к возврату старых добрых времен для банков могут быть одинаково применимы в архитектуре. Завершая лекцию, он задал аудитории довольно неприятный вопрос о том, сколько лауреатов самой престижной в архитектурном мире премии Прицкера НЕ живут в красивых классических домах? Присутствовавшие зодчие смутились.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Притчей во языцех стало его предыдущее выступление в RIBA, которое состоялось в 1984 году по случаю 150-летия этого сообщества. Тогда его высочество публично раскритиковал несколько архитектурных объектов, в частности проект расширения Национальной галереи на Трафальгарской площади, представленный уважаемой компанией ответственных архитекторов Ahrends Burton & Koralek, который принц сравнил с «чудовищным карбункулом на лице любимого и нежного друга».
Компания Ahrends Burton & Koralek так никогда полностью и не оправилась от этого удара. Но нынешнюю речь Чарльза в профессиональных кругах очень ждали, полагая, что он протянет архитекторам руку примирения, которой так эффектно отхлестал их четверть века назад.
На сей раз единственным оскорблением современной архитектуры, на которое отважился принц, увлекающийся органическим земледелием, было то, что она «генетически модифицирована».
Речь, произнесенная перед сомкнутыми рядами в основном седовласого архитектурного народа, была вежливая, публика тоже вежливо смеялась деликатным шуткам лектора и хлопала по окончании его выступления. Обошлось без эксцессов, если не считать выкрика «Долой монархию!», от которого не удержалась издатель журнала Blueprint Вики Ричардсон, мгновенно став героем этого и многих последующих дней.
Она удостоилась внимания и критики со стороны таких медийных грандов, как «Гардиан», Би-би-си, «Таймс» и «Дейли Мейл». На прошлой неделе Вики Ричардсон сама прокомментировала свой поступок, нисколько, впрочем, в нем не раскаиваясь. Она заявила, что вовсе не планировала ничего подобного, но почтительное молчание четырех сотен архитекторов, которые стоя выражали почтение принцу, оказалось для нее непереносимым. Ее крик был протестом против толерантности архитектурной профессии, представители которой не пытаются отстоять свои собственные идеи, поскольку в глубине души уверены, что общественность разделяет традиционалистские вкусы принца. В профессиональной среде и прессе почему-то убеждены, что, будучи любителем, принц Чарльз ближе к общественности, чем любой архитектор.
Таким образом, британские архитекторы поставили себя в очень уязвимое положение, признав, что для архитектуры намного лучше быть оцененной любителями, чем экспертами. В результате даже самая престижная архитектурная награда Британии, премия Стерлинга, присуждается группой, в которую почему-то входят телевизионные знаменитости.
Однако справедливости ради стоит сказать, что английские зодчие, во всяком случае, самые знаменитые из них, решаются иногда дать отпор принцу Уэльскому. Так, совсем недавно наследник престола позволил себе вмешаться в ход международного проекта для лондонского Челси, одного из самых нарядных, дорогих и модных кварталов британской столицы. Довольно обширный участок Челси был когда-то застроен невзрачными армейскими бараками. Теперь эмир Катара Хамад бен Халиф Аль Тани заказал знаменитому британскому зодчему Ричарду Роджерсу комплексный проект реконструкции этой территории. Собственно, не Роджерсу, а победителю специального конкурса, который Роджерс выиграл, поскольку его проект оказался, среди прочего, «самым тактичным и безболезненным вхождением в историческую ткань города». Общая стоимость проекта должна была составить 1 млрд фунтов. Но принц Уэльский назвал этот проект «несимпатичным и неподходящим» для британской столицы и предложил главе Катара осуществить альтернативный проект британского архитектора-традиционалиста номер один Куинлана Терри, которого называют «придворным зодчим».
Тогда-то ведущие архитекторы мира возмутились и в открытом письме «Санди таймс» осудили манеру принца Чарльза вмешиваться в архитектурно- строительный процесс, использование королевских связей и откровенное лоббирование интересов проектировщика-фаворита. Письмо было подписано Норманом Фостером, Захой Хадид, Фрэнком Гери, Ренцо Пиано, Ричардом Бардеттом, Жаном Нувелем и другими.
Интересно, что Катар обеспечивает пятую часть потребностей Великобритании в газе. Поэтому архитектурный скандал вокруг уместности стекла и бетона в центре английской столицы мог бы обернуться еще политическим и экономическим.
Наследник престола в последние годы держался тихо, и многие надеялись, что старые раны и «карбункулы» успели зарубцеваться. Но Чарльз опять повел себя как экологический феодал. Его вмешательство в процесс реконструкции бараков в Челси произвело шок в архитектурной среде, и его выступление в RIBA некоторые профессионалы попросту бойкотировали.
Однако на это решились очень немногие архитекторы (и конечно не их профессиональная организация – RIBA). Тем более, что принц Чарльз может быть довольно убедителен. В своем выступлении он, в частности, развивал мысль о прямой связи между крушением мировой финансовой системы и архитектурой – тезис, чрезвычайно популярный теперь в специализированной прессе. Дескать, чем более неясными и безответственными были финансовые инвестиции, тем более чрезмерной становилась архитектурная форма. В крайних проявлениях главной функцией архитектуры стало само ее наличие, так же, как единственным смыслом финансового рынка было его раздувание.
Принц заявил, что призывы к возврату старых добрых времен для банков могут быть одинаково применимы в архитектуре. Завершая лекцию, он задал аудитории довольно неприятный вопрос о том, сколько лауреатов самой престижной в архитектурном мире премии Прицкера НЕ живут в красивых классических домах? Присутствовавшие зодчие смутились.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2009 год в рубрике проектирование