Красная книга Москвы

На прошедшей неделе в российской столице стартовал новый проект по охране памятников с символичным названием «Красная книга Москвы-2009». Книга представляет собой список зданий, которым грозит уничтожение или искажение в результате реставрации, а также карту их расположения. Пока он существует в электронном виде, но впоследствии может быть издан как книга. В него вошло около 250 домов и ансамблей, преимущественно расположенных в пределах Садового кольца. Все объекты в списке «Красной книги» разделены по типам угроз: одним грозит уничтожение ради нового строительства или обширной реконструкции, другие разрушаются сами без должного ремонта. Где-то уже идет новое строительство, где-то – планируется. К каждому адресу прилагается описание состояния памятника, а так же того, что именно ему угрожает.

Тверской путепровод, памятник модерна XX века, собираются разобрать в связи с реализацией крупного градостроительного проекта, цели которого просты и понятны – сделать эту трассу скоростной. К сожалению, инициаторов и разработчиков концепции не интересуют памятники архитектуры и инженерной мысли, которые оказываются на его пути.


Печально, но инициаторы проекта оставляют возможность для пополнения списка «Красной книги» новыми объектами. Поэтому выбранный авторами проекта электронный формат кажется очень даже удачным. Это удобный способ мониторинга, открытый с двух сторон – для постоянного пополнения и редактирования, а также для просмотра. У него, в отличие от книги, может быть сколько угодно читателей. Поэтому, даже если авторы возьмутся издавать «бумажный вариант» книги, он станет красивым, но необязательным дополнением к проекту. Главное в этом проекте – содержание и возможность быстрого доступа к информации, с чем прекрасно справляется Всемирная Сеть. «Красную книгу» ее авторы позиционируют не как окончательный продукт некоторой работы (кстати говоря, гигантской и совершенно бескорыстной). Это больше, чем просто список — это инструмент общественного мониторинга состояния московских памятников. Ведь, как известно, ни в одной стране охрана памятников и городской среды не обходится без участия общественности. Общественность здесь просто необходима для того, чтобы подвергать сомнению принятую строительную практику, озвучивать, иногда даже во весь голос, спорить, не давать покоя ни архитекторам, ни госучреждениям. Если общественность этим занимается, есть надежда, что ничто не произойдет потихоньку. Важно эту общественную деятельность как-то организовать и усилить, помочь ей не сойти на нет в сегодняшних непростых условиях. Таким образом, организация охраны московских памятников переходит в какое-то новое качество. И если раньше были скандалы, то теперь, кажется, наступает время баз данных и системного подхода.

Паровозное депо Николаевской железной дороги, построенное учеником Константина Тона в 1849 году в виде ротонды с круглым внутренним двором, арочными галереями и лестницами. На месте здания предполагается проложить новую железнодорожную ветку.


Виктория ШАЛАМИДА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2009 год в рубрике мир. новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость