Стимулирование иностранных инвесторов
Власти Беларуси могут разрешить крупным иностранным инвесторам получать в частную собственность земельные участки для строительства при реализации особо значимых инвестпроектов. Проект подготовлен Минэкономики Беларуси в соответствии с поручением правительства и направлен на создание дополнительных стимулов для привлечения крупных иностранных инвесторов.
В соответствии с проектом для оказания содействия со стороны государства при реализации особо значимого инвестпроекта инвестору предоставляется право на получение земельного участка требуемого размера для строительства объектов согласно утвержденному в установленном порядке архитектурному решению в аренду без проведения аукциона, а негосударственным юридическим лицам Беларуси — также в частную собственность без проведения аукциона.
Заявленный объем инвестиций в основной капитал, позволяющий считать инвестпроект особо значимым, должен составлять не менее 150 миллионов евро в эквиваленте. По проектам в пищевой, сельской и легкой промышленности особо значимым будет считаться проект с заявленными инвестициями от 50 миллионов евро. При этом не менее 30 процентов заявленного объема инвестиций должно быть вложено в первые два года реализации проекта. Власти Беларуси будут оказывать содействие при реализации особо значимого инвестпроекта, в том числе при решении земельного вопроса, в случае заключения инвестором инвестиционного договора с государством. Наличие инвестдоговора позволяет оформлять документы на отвод земельного участка одновременно со строительством на этом уже фактически занятом инвестором участке.
Планируется предоставлять инвестору право на поэтапную разработку, экспертизу и утверждение проектно-сметной документации параллельно с этапами строительства. Такое же право планируется предоставлять и в отношении необходимой для реализации проекта инженерной и транспортной инфраструктуры, финансирование которой, как оговаривается в проекте, должен принять на себя инвестор. Это также является одним из критериев отнесения инвестпроектов к особо значимым.
Для получения преференций от государства инвестор должен принять и обязательства по финансированию и строительству необходимой для реализации проекта социальной инфраструктуры. В случае наличия инвестдоговора устанавливается фиксированный размер аренды земельного участка.
Наличие инвестдоговора позволит инвестору получить значительные налоговые льготы и ряд иных преференций. Так, в случае принятия данного решения инвестор будет освобожден от налога на прибыль в течение срока окупаемости проекта. Срок окупаемости должен быть указан в инвестиционном договоре.
Еще предусматривается также освобождение от уплаты ввозных пошлин и ввозного НДС, кроме НДС при ввозе из России, технологического оборудования и запчастей к нему. Соответствующий перечень определит правительство по согласованию с президентом.
Планируется освободить инвестора от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка. Не исключается также освобождение инвестора от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестпроекта. После принятия документа инвестор, реализующий особо значимый проект, будет также освобожден от обязательной продажи части поступающей на его счет валюты и ему не нужно будет получать разрешения на проведение платежей по внешнеторговым операциям, то есть не надо получать разрешение Нацбанка на аванс по импорту.
В проекте оговаривается и порядок заключения инвестдоговора с государством. Так, право на заключение договора со стороны Беларуси планируется предоставить республиканским органам госуправления и облисполкомам, а также Минскому горисполкому. Такое право делегируется им правительством по согласованию с президентом. Правительство определит порядок подготовки проекта инвестдоговора. При этом особо значимый инвестпроект не будет рассматриваться без положительного заключения госэкспертизы бизнес-плана этого проекта.
Инвестиционный договор с Беларусью как государством будет считаться заключенным и действительным только после регистрации в госреестре инвестиционных договоров. При этом только госорган, который назначат вести реестр инвестиционных договоров, будет иметь полномочия предоставлять налоговым, таможенным и иным госорганам информацию о сроке, условиях и особенностях предоставления льгот инвестору со стороны государства. В проекте оговаривается, что инвестор может реализовывать проекты, которые можно отнести к особо значимым, и без заключения инвестиционного договора с государством. Но в этом случае реализация проекта будет осуществляться на общих основаниях, то есть без предоставления вышеуказанных льгот и преференций.
Сергей ЗОЛОТОВ
В соответствии с проектом для оказания содействия со стороны государства при реализации особо значимого инвестпроекта инвестору предоставляется право на получение земельного участка требуемого размера для строительства объектов согласно утвержденному в установленном порядке архитектурному решению в аренду без проведения аукциона, а негосударственным юридическим лицам Беларуси — также в частную собственность без проведения аукциона.
Заявленный объем инвестиций в основной капитал, позволяющий считать инвестпроект особо значимым, должен составлять не менее 150 миллионов евро в эквиваленте. По проектам в пищевой, сельской и легкой промышленности особо значимым будет считаться проект с заявленными инвестициями от 50 миллионов евро. При этом не менее 30 процентов заявленного объема инвестиций должно быть вложено в первые два года реализации проекта. Власти Беларуси будут оказывать содействие при реализации особо значимого инвестпроекта, в том числе при решении земельного вопроса, в случае заключения инвестором инвестиционного договора с государством. Наличие инвестдоговора позволяет оформлять документы на отвод земельного участка одновременно со строительством на этом уже фактически занятом инвестором участке.
Планируется предоставлять инвестору право на поэтапную разработку, экспертизу и утверждение проектно-сметной документации параллельно с этапами строительства. Такое же право планируется предоставлять и в отношении необходимой для реализации проекта инженерной и транспортной инфраструктуры, финансирование которой, как оговаривается в проекте, должен принять на себя инвестор. Это также является одним из критериев отнесения инвестпроектов к особо значимым.
Для получения преференций от государства инвестор должен принять и обязательства по финансированию и строительству необходимой для реализации проекта социальной инфраструктуры. В случае наличия инвестдоговора устанавливается фиксированный размер аренды земельного участка.
Наличие инвестдоговора позволит инвестору получить значительные налоговые льготы и ряд иных преференций. Так, в случае принятия данного решения инвестор будет освобожден от налога на прибыль в течение срока окупаемости проекта. Срок окупаемости должен быть указан в инвестиционном договоре.
Еще предусматривается также освобождение от уплаты ввозных пошлин и ввозного НДС, кроме НДС при ввозе из России, технологического оборудования и запчастей к нему. Соответствующий перечень определит правительство по согласованию с президентом.
Планируется освободить инвестора от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка. Не исключается также освобождение инвестора от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестпроекта. После принятия документа инвестор, реализующий особо значимый проект, будет также освобожден от обязательной продажи части поступающей на его счет валюты и ему не нужно будет получать разрешения на проведение платежей по внешнеторговым операциям, то есть не надо получать разрешение Нацбанка на аванс по импорту.
В проекте оговаривается и порядок заключения инвестдоговора с государством. Так, право на заключение договора со стороны Беларуси планируется предоставить республиканским органам госуправления и облисполкомам, а также Минскому горисполкому. Такое право делегируется им правительством по согласованию с президентом. Правительство определит порядок подготовки проекта инвестдоговора. При этом особо значимый инвестпроект не будет рассматриваться без положительного заключения госэкспертизы бизнес-плана этого проекта.
Инвестиционный договор с Беларусью как государством будет считаться заключенным и действительным только после регистрации в госреестре инвестиционных договоров. При этом только госорган, который назначат вести реестр инвестиционных договоров, будет иметь полномочия предоставлять налоговым, таможенным и иным госорганам информацию о сроке, условиях и особенностях предоставления льгот инвестору со стороны государства. В проекте оговаривается, что инвестор может реализовывать проекты, которые можно отнести к особо значимым, и без заключения инвестиционного договора с государством. Но в этом случае реализация проекта будет осуществляться на общих основаниях, то есть без предоставления вышеуказанных льгот и преференций.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2009 год в рубрике официально