Перевозка спецтехники: закон удачной транспортировки

Водителям службы доставки строительной спецтехники необходимо нечто большее, чем обычные навыки вождения и умение ориентироваться на местности. По словам специалистов в области безопасности, транспортировка подъемного и другого специализированного оборудования может стать одним из главных источников риска и возможных проблем.

На водителях, осуществляющих подобные перевозки, лежит гораздо большая ответственность, чем все привыкли думать. Эта должность требует от человека знания государственных регулятивных норм, возможностей транспортных средств (в том числе весовые характеристики и правильные способы закрепления — где и что следует закреплять), безопасных методов погрузки оборудования и многого другого. Вкратце, это не должность с мизерной зарплатой, на которую можно брать подростков на время летних каникул. Здесь требуется очень внимательный и знающий специалист, которому известны маршруты, оборудование и действующие законы.

Поэтому неудивительно, насколько сильно, например, арендные компании держатся за подобных людей. При том, что для этой работы требуются специализированные знания, позиция, практически, требует наличия прав на управление грузовым автомобилем. Не будем преувеличивать умения шофера грузовика, работа которого часто состоит из рейса из точки A в точку В, где он по прибытии часто просто сидит в кабине, пока рабочие занимаются разгрузкой. Однако от водителя, доставляющего строительное оборудование, требуется нечто большее. Как и обычный шофер грузовика, он должен знать грузоподъемность и возможности каждой из осей, однако водителю-экспедитору арендной компании также приходится грузить и разгружать технику самому, иногда в тяжелых условиях, без удобств загрузочной станции.

Наиболее часто обсуждаемая проблема — опрокидывание техники с прицепа. Вот два наиболее употребительных метода погрузки или разгрузки: управление подъемником с его платформы, либо (в случае с ножничными подъемниками) снятие пульта управления и перемещение рядом с машиной. Если рассматривать первый способ, то оператор подвергается риску, если почва окажется неровной, либо машина может перевернуться при сильном ветре. Например, при доставке подъемника в плотно застроенный центр города от водителя требуется не только хорошее ориентирование и умение водить грузовик по городу, но также правильная парковка и ограждение зоны разгрузки конусами для предотвращения аварии. Кроме того, он должен уметь управлять доставляемой машиной на прицепе и на земле, не создавая помех.

Если водитель находится на земле во время снятия техники с прицепа и осуществляет разгрузку с помощью джойстика, возникает опасность ее соскальзывания. Джефф Стачовяк, директор по безопасности из службы по безопасности и управления оценкой рисков в компании Sunbelt Rentals, предостерегает: если сразу двинуть джойстик от себя, наверняка ошибешься. Даже если не спеша подумать, как сориентирован подъемник, в половине случаев все равно остается риск двинуться не в том направлении. В результате может возникнуть аварийная ситуация.

«По моему опыту, самый частый случай происшествий при погрузке — соскальзывание водителя или его машины с прицепа, — рассказывает Джо Симонс, президент компании Up-N-Atom, выпускающей прицепы для транспортировки строительного оборудования. — Это происходит при влажной погоде, в гололед или когда на прицепе разлито гидравлическое масло. Кроме того, вероятность подобных случаев резко увеличивается, если грузовик или прицеп стоит во время погрузки или разгрузки не горизонтально. Машины с шинами из жесткой резины обычно соскальзывают несколько чаще. И чем больше угол при погрузке, тем больше вероятность соскальзывания. Избавиться от этой проблемы позволяет нескользкое покрытие платформы, которое содержат в соответствующем состоянии, а также уменьшение уклона при погрузке».

Водитель должен знать массу машины, считает Грей Райли, независимый консультант по безопасности из компании Aerial Platform & Telehandler Training & Consulting. Скажем, масса 12-метрового подъемника может составлять от 6,3 до 11,3 тонн в зависимости от производителя и модели. Разницы в 4,5 тонны может быть достаточно, чтобы возникли проблемы, утверждает эксперт.

По его словам, особенно серьезным источником риска при погрузке и разгрузке является уклон. Есть не только вероятность того, что машина упадет через борт грузовика, что уже случалось, но и, в случае с наклоняющейся платформой прицепа, что перевернется весь грузовик.

«Представьте себе 12-метровый подъемник на прицепе с одиночной или тандемной осью и наклоняемой платформой: вы наклоняете ее, чтобы 5,8-метровый ножничный подъемник, который находится сзади, мог съехать. Весь вес сосредоточен в самой верхней точке грузовика. При таком сценарии возникает риск его опрокидывания, поскольку центр тяжести поднят», – говорит Райли.

Еще один момент, требующий особого внимания – доставка техники на участки с плотной застройкой, например на площадку в центре города или в другие места, где мало свободного пространства. «Подумайте о разгрузке на площадке в центре города. Машину приходится сгружать с прицепа, когда вокруг находится множество автомобилей — припаркованных и движущихся в обе стороны по дороге. При погрузке и разгрузке техники необходимо учитывать целый ряд различных проблем с условиями на площадке», — говорит Тони Гроут, исполнительный вице-президент AWPT. В таких случаях он советует ограждать зону разгрузки конусами. «Думаю, значительное число происшествий случается из-за недостатка квалификации и опыта, а также неправильного применения полученных знаний», — говорит он.

Алисия Лемке, старший консультант и владелица Complete Safety Concepts, независимой фирмы из американского города Милуоки, предоставляющей услуги по профессиональному обучению работе с подъемниками и погрузчиками, поделилась наблюдением о том, что защитное снаряжение используется очень редко. «На самом деле, почти никто никогда не пристегивается в вилочных погрузчиках и не надевает страховочные пояса на подъемниках. Думаю, операторы уверены, что раз не нужно ехать на большое расстояние, то и страховочными приспособлениями можно не пользоваться», — говорит Лемке. Она также отметила, что отсутствие защитного снаряжения — вещь заразная. Другие рабочие на площадке видят, что на сотрудниках из службы доставки нет страховки, и они сразу же задаются вопросом: «А почему мы должны?» Ведь по стандарту, необходимо носить ботинки с металлическим подноском, шлем-каску и защитные очки, а также, конечно, страховочные пояса на подъемниках и, как уже упоминалось, ремни безопасности на телескопических погрузчиках.

Еще одно интересное замечание Лемке касается того, что сотрудники службы доставки всегда должны брать расписку о прибытии оборудования на площадку. По ее словам, повреждение техники и воровство также являются вопросами безопасности, и водитель ни в коем случае не должен покидать машину на площадке до тех пор, пока кто-либо из арендовавшей ее компании не даст расписку о получении. Если в машине остался ключ, в нее может сесть другой человек и начать что-то делать.

Итак, какие вещи должен знать каждый водитель? «При возврате машины с площадки необходимо выяснить наличие каких бы то ни было неисправностей», — говорит Райли.

«Думаю, всем известно: когда что-то делается в спешке, не всегда получается хорошо и правильно. Я бы посоветовал всегда обращать внимание на безопасность и правильность действий», — сказал Гроут.

По материалам сайта vertikalnet.ru


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2009 год в рубрике машины

©1995-2024 Строительство и недвижимость