Кастро лучше всех почувствовал Париж
13 марта 2009 года президенту Франции Николя Саркози были представлены десять архитектурных проектов для создания так называемого Большого Парижа. Предварительно каждый из десяти архитекторов провел получасовую презентацию своих идей.
Париж – самый посещаемый город мира, мечта туриста. Но и там есть свои скелеты в шкафу, вернее, за кольцевой дорогой, которая отделяет 2 миллиона человек в городе от, по меньшей мере, 6 миллионов живущих снаружи, в многоэтажных этнических гетто или разросшихся пригородах. Теперь Саркози создает Большой Париж, который должен стать самой экологичной и смелой в архитектурном отношении столицей мира. На воплощение его грандиозных планов мобилизованы сразу десять творческих бригад, сгруппировавшихся вокруг таких звезд архитектуры, как французы Жан Нувель, Кристиан де Портзампарк, Ролан Кастро и другие. Над проектом работают также группы проектировщиков, инженеров, социологов и даже философов. Франсуа Миттеран оставил после себя стеклянную пирамиду во дворе Лувра, Жак Ширак был инициатором создания этнографического музея на набережной Бранли, в двух шагах от Эйфелевой башни. Жорж Помпиду построил Центр современного искусства. Но президент Саркози нацелен не просто на отдельные архитектурные шедевры. Речь не идет и о «памятниках во славу режима». Изменения должны затронуть весь город - его транспортную сеть, границы, эстетику, экологию.
Саркози хочет стать патроном самой амбициозной перестройки города с середины девятнадцатого века, когда тогдашний префект Парижа барон Осман произвел радикальную перепланировку города – исчезли лабиринты древних лачуг, появились широкие бульвары, парки, Париж возник в том виде, в котором его знают сегодня.
Взяв за основу нынешний Париж и окружающие его территории, Николя Саркози решил создать современнейший «мегаполис ХХI века», переосмыслить все пространство вокруг столицы. Французская столица сегодня особенно заметно проигрывает в сравнении с Лондоном, считающимся самым передовым городом Европы. Лондон не получил бы звания хозяина Олимпиады-2012, если бы не был создан Большой Лондон.
Проект «Большой Париж» подразумевает объединение Парижа, который является отдельным департаментом, в единый департамент с тремя другими – Сен- Сен-Дени, О-де-Сен и Валь-де-Марн. Париж как департамент исчезнет с карты Франции, а вместо него появится Большой Париж. В результате площадь Парижа увеличится со 102 до 762 квадратных километров. Объединенный бюджет составит 5,4 миллиарда евро, большую часть которого планируется потратить на финансирование школ, служб спасения и социальную помощь. Ожидается, что новый департамент решит проблему неравенства Парижа и пригородов.
Вот в этом месте и зарыта собака. Ричард Роджерс после предварительного просмотра своего проекта заявил газете Guardian, что самой большой проблемой Парижа является «чудовищное неравенство» и «потрясающий психологический барьер» между центром города и миром за кольцевой дорогой. «Я не знаю другого крупного города, где сердце было бы так отделено от его рук и ног», – заявил Роджерс.
Поэтому основная проблема не в том, чтобы изменить Париж, а в том, чтобы распространить его красоту и обаяние на предместья. Некоторые из них и без того велики и шикарны, другие скромны и провинциальны, а третьи социально опасны и архитектурно бесчеловечны.
В мае прошлого года из более чем сорока поступивших на конкурс проектов было отобрано всего десять. Они принадлежат такими признанными мэтрам, как французы Жан Нувель, Кристиан де Портзампарк, Ролан Кастро, англичанин Ричард Роджерс, итальянцы Бернардо Секки и Паоло Вигано, немец Финн Гейпель. К примеру, Антуан Грюмбак, оттолкнувшись от факта, что любая столица — это портовый город, увидел Большой Париж как растянувшуюся вдоль Сены по направлению к Атлантическому океану агломерацию, которая захватывает нормандский город Руан и доходит до Гавра. Возможно, он вдохновился словами Наполеона о том, что «Париж-Гавр – один город с Сеной в качестве главной дороги».
Вода стала отправной точкой и для итальянцев Секки и Вигано – их Париж вынут как «губка», а водные пути – новые автострады. Кристиан де Портзампарк предлагает построить четыре «архипелага» и создать самый большой в Европе железнодорожный вокзал в северном пригороде.
Ив Лион увидел Париж среди лесов и полей, где каждый гражданин имеет свой собственный участок. Архитектурная команда Роджерса, которая работала совместно с Лондонской школой экономики и французскими социологами, предложила объединить регионы Парижа с помощью железнодорожных линий и обширной сети парков над ними, что позволило бы «обмануть» город иллюзией единства. Проект голландского бюро MVRDV в стиле Ле Корбюзье представил небоскребы на месте Сорбонны и автострады, прорубающие сердце Парижа.
Едва ли не самым убедительным сами парижане сочли план парижанина же и даже когда-то кандидата в президенты Ролана Кастро. Он предложил построить в печально известном пригороде Ла-Курнеф, который называют арабским гетто Парижа, центральный парк а-ля нью-йоркский. И переместить туда же Елисейский дворец.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Париж – самый посещаемый город мира, мечта туриста. Но и там есть свои скелеты в шкафу, вернее, за кольцевой дорогой, которая отделяет 2 миллиона человек в городе от, по меньшей мере, 6 миллионов живущих снаружи, в многоэтажных этнических гетто или разросшихся пригородах. Теперь Саркози создает Большой Париж, который должен стать самой экологичной и смелой в архитектурном отношении столицей мира. На воплощение его грандиозных планов мобилизованы сразу десять творческих бригад, сгруппировавшихся вокруг таких звезд архитектуры, как французы Жан Нувель, Кристиан де Портзампарк, Ролан Кастро и другие. Над проектом работают также группы проектировщиков, инженеров, социологов и даже философов. Франсуа Миттеран оставил после себя стеклянную пирамиду во дворе Лувра, Жак Ширак был инициатором создания этнографического музея на набережной Бранли, в двух шагах от Эйфелевой башни. Жорж Помпиду построил Центр современного искусства. Но президент Саркози нацелен не просто на отдельные архитектурные шедевры. Речь не идет и о «памятниках во славу режима». Изменения должны затронуть весь город - его транспортную сеть, границы, эстетику, экологию.
Саркози хочет стать патроном самой амбициозной перестройки города с середины девятнадцатого века, когда тогдашний префект Парижа барон Осман произвел радикальную перепланировку города – исчезли лабиринты древних лачуг, появились широкие бульвары, парки, Париж возник в том виде, в котором его знают сегодня.
Взяв за основу нынешний Париж и окружающие его территории, Николя Саркози решил создать современнейший «мегаполис ХХI века», переосмыслить все пространство вокруг столицы. Французская столица сегодня особенно заметно проигрывает в сравнении с Лондоном, считающимся самым передовым городом Европы. Лондон не получил бы звания хозяина Олимпиады-2012, если бы не был создан Большой Лондон.
Проект «Большой Париж» подразумевает объединение Парижа, который является отдельным департаментом, в единый департамент с тремя другими – Сен- Сен-Дени, О-де-Сен и Валь-де-Марн. Париж как департамент исчезнет с карты Франции, а вместо него появится Большой Париж. В результате площадь Парижа увеличится со 102 до 762 квадратных километров. Объединенный бюджет составит 5,4 миллиарда евро, большую часть которого планируется потратить на финансирование школ, служб спасения и социальную помощь. Ожидается, что новый департамент решит проблему неравенства Парижа и пригородов.
Вот в этом месте и зарыта собака. Ричард Роджерс после предварительного просмотра своего проекта заявил газете Guardian, что самой большой проблемой Парижа является «чудовищное неравенство» и «потрясающий психологический барьер» между центром города и миром за кольцевой дорогой. «Я не знаю другого крупного города, где сердце было бы так отделено от его рук и ног», – заявил Роджерс.
Поэтому основная проблема не в том, чтобы изменить Париж, а в том, чтобы распространить его красоту и обаяние на предместья. Некоторые из них и без того велики и шикарны, другие скромны и провинциальны, а третьи социально опасны и архитектурно бесчеловечны.
В мае прошлого года из более чем сорока поступивших на конкурс проектов было отобрано всего десять. Они принадлежат такими признанными мэтрам, как французы Жан Нувель, Кристиан де Портзампарк, Ролан Кастро, англичанин Ричард Роджерс, итальянцы Бернардо Секки и Паоло Вигано, немец Финн Гейпель. К примеру, Антуан Грюмбак, оттолкнувшись от факта, что любая столица — это портовый город, увидел Большой Париж как растянувшуюся вдоль Сены по направлению к Атлантическому океану агломерацию, которая захватывает нормандский город Руан и доходит до Гавра. Возможно, он вдохновился словами Наполеона о том, что «Париж-Гавр – один город с Сеной в качестве главной дороги».
Вода стала отправной точкой и для итальянцев Секки и Вигано – их Париж вынут как «губка», а водные пути – новые автострады. Кристиан де Портзампарк предлагает построить четыре «архипелага» и создать самый большой в Европе железнодорожный вокзал в северном пригороде.
Ив Лион увидел Париж среди лесов и полей, где каждый гражданин имеет свой собственный участок. Архитектурная команда Роджерса, которая работала совместно с Лондонской школой экономики и французскими социологами, предложила объединить регионы Парижа с помощью железнодорожных линий и обширной сети парков над ними, что позволило бы «обмануть» город иллюзией единства. Проект голландского бюро MVRDV в стиле Ле Корбюзье представил небоскребы на месте Сорбонны и автострады, прорубающие сердце Парижа.
Едва ли не самым убедительным сами парижане сочли план парижанина же и даже когда-то кандидата в президенты Ролана Кастро. Он предложил построить в печально известном пригороде Ла-Курнеф, который называют арабским гетто Парижа, центральный парк а-ля нью-йоркский. И переместить туда же Елисейский дворец.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 2009 год в рубрике проектир.