Застывшая музыка потихоньку оживает. К добру ли?

Во времена, подобные теперешним, черно-белый взгляд на мир преобладает. Обозреватель газеты The Observer Стивен Бейли указал на карте мира точки, представляющие, с его точки зрения, крайние полюса современной архитектуры -- Дармштадт и Дубай.

В первом, маленьком городе к югу от немецкого Франкфурта, находится «Институт пассивного дома». С 1996 года там проводят самые смелые эксперименты в области экологического проектирования зданий.

В Дубае, по мнению Бейли, делают прямо противоположное, то есть соревнуются в безответственности, дороговизне и глупости архитектурного китча. Если в Дармштадте проектируют «пассивные дома», то в Дубае предлагают невиданные доселе вращающиеся небоскребы.

В Дармштадте вопрос стоит примерно так -- можно ли сделать существующие дома экологически умными? Скорее всего, нет. Большинство современных зданий можно отнести к разряду убийц тепла, которое в их стенах пропадает впустую на каждой стадии существования. Пассивный дом (англ. Passive house) — это здание, в котором удобный внутренний климат может поддерживаться без активных систем обогрева и охлаждения. Он затрачивает около 10% от удельной энергии на единицу объема, в среднем потребляемой современным зданием. В идеале это вообще независимая энергосистема, не требующая расходов на поддержание комфорта. Отапливается он теплом живущих там людей (спокойно сидящий человек имеет тепловую мощность 120 ватт), бытовыми приборами и альтернативными источниками энергии. Суммарно эти тепловыделения достигают немалых величин. Горячую воду поставляют установки возобновляемой энергии -- тепловые насосы, например, или солнечные коллекторы.

В Европе к «пассивным» причисляют здания, где на отопление затрачивается менее 15 кВтч/м2, и эта цифра достигается не за счет увеличения расхода энергии в других целях (например, электричества). Это означает, что общее потребление энергии в пассивном доме будет меньше, чем в среднем европейском доме тратится только на электричество и горячую воду.

Для строительства пассивных домов выбираются экологичные материалы, чаще всего традиционные — дерево, камень, кирпич. В последнее время часто строят пассивные дома из продуктов рециркуляции неорганического мусора — бетона, стекла и металла. Вообще, правила «пассивного дома» просты. Фасадом на юг (если в Европе), чтобы на полную использовать солнечную энергию. Если возможно, такой дом должен быть частично под землей – это тоже помогает сохранять температуру на уровне. Тройное остекление и практически космическая изоляция и герметизация. Сбор дождевой воды и переработка большей части использованной. Объединение отопления и вентиляции в одну, очень маленькую, очень эффективную, очень немецкую электромеханическую систему.

Понятно, что такое экологическое совершенство потребует от строителей сосредоточенности и навыков, до сих пор невиданных. А жильцы таких домов никогда не посмеют у открытого окна встретить рассвет – иначе улетучится понапрасну с таким трудом накопленное тепло.

В Дубае вопрос стоит совсем иначе – чем удивить рынок, и без того пресыщенный новинками. Благодаря бешеным деньгам там уже возник горизонт потрясающей вульгарности. Но вращающихся зданий до сих пор не было.

Нельзя сказать, что это было бы абсолютно новым словом в архитектуре. В 2004 году в бразильском городе Куритиба построили жилое здание Suite Vollard, которое поворачивается на 360 градусов вокруг своей оси. Но в Дубае другой размах – восьмидесятиэтажный небоскреб, спроектированный компанией Dynamic Architecture, будет двигаться вокруг своей оси, попутно вырабатывая энергию экологически чистым способом.

«Танцующий» небоскреб будет устроен следующим образом. На фундамент устанавливается ядро-стержень, к которому крепятся фрагменты этажей. Между этажами расположатся специальные лопасти — улавливатели ветра. Вращаясь под воздействием потоков воздуха, лопасти не только будут вырабатывать энергию, но и приведут в движение сами этажи. Время одного полного оборота этажа составит 90 минут.

Почти девяносто процентов такой высотки будут делать на домостроительном комбинате, то есть практически все вращающиеся модули и ветровые турбины. Авторы проекта утверждают, что на сборку одного этажа понадобится всего три дня, вместо трех недель по привычной технологии. Автор этого грандиозного проекта – итальянец израильского происхождения Дэвид Фишер, глава компании Dynamic Architecture. Именно ему принадлежит оформленный еще в 2004 году патент на вращающийся небоскреб. В июне прошлого года в Нью-Йорке архитектор представил свое детище широкой публике и заявил, что первая башня высотой в 420 метров появится в Дубае, а вторая — в Москве. Строительство 70-этажного 400-метрового здания в российской столице застройщик -- компания Mirax -- планировала начать еще конце прошлого года. Интерес к «Динамической башне» проявили инвесторы из одиннадцати других городов (Милана, Нью-Йорка, Токио, Чикаго и других), так что в перспективе вращающиеся небоскребы могут появиться по всему миру.

«Динамическая башня» Фишера попала в список одного из «Пятидесяти лучших изобретений года», составленный журналом Time. А сам Фишер был назван Архитектором-2008 по версии DBA (The Developer & Builders Alliance), одной из ведущих международных организаций в области недвижимости и строительства. Среди финалистов, кстати, были Фостер & Партнеры, Жан Нувель, Сантьяго Калатрава, Сезар Пелли и Заха Хадид.

Одним словом, если по старинке воспринимать архитектуру как застывшую музыку, то в Дармштадте сегодня звучит торжественная фуга, а в Дубае -- пьяная самба. Хотя у реального будущего может быть совсем другой саундтрек.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2009 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость