«Автопоезд Высоцкого»

ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» совместно с Минским автомобильным заводом аккурат ко дню Белорусской науки продемонстрировали макетный образец многозвенного автопоезда.

«Что, наши собрались в Австралию автотехнику поставлять?», — спросил мой коллега, когда впервые увидел столь необычную сцепку. И действительно, сегодня только на зеленом континенте можно вживую увидеть такие же длинные и тяжелые автопоезда, именуемые там дорожными поездами. Конечно, «захватывать» пятый континент пока что отечественный автопром не собирается, так как ему, как выяснилось, и здесь работы хватает. Концептуальное транспортное средство всего лишь отражает их перспективное видение, каким должен быть грузовой транспорт в не столь отдаленном будущем. Как известно, прибыльным автомобилем считается тот, на котором можно перевозить грузы с минимальными затратами. Добиваются этого разными методами: кто-то покупает наисовременнейший подвижной состав, кто-то сокращает затраты, но ответа на вопрос, можно ли перевозить еще больше грузов и меньшим количеством коммерческого транспорта, никто в Европе найти не мог. Иными словами, концепт, созданный белорусскими учеными, и есть ответ, как сделать грузоперевозки супер-мега-эффективными.

Многозвенный автопоезд представляет собой сцепку в составе двухосного седельного тягача МАЗ-544019 (4x2), полуприцепа МАЗ-975830-3032 и двух прицепов. Автомобиль комплектуется двигателем Daimler OM501 LA/IV/4, V6 (Евро-4) мощностью 320 кВт (435 л.с.) и агрегатируется с 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF16S221. Грузоподъемность и объем полезного пространства у полуприцепа и двух прицепов одинаковы и составляют 22,7 тонны и 89 м3 соответственно. Таким образом, первый белорусский дорожный поезд в состоянии перевозить 68 тонн грузов, объем которых не должен превышать 267 м3. Полная масса многозвенника достигает 102 тоны, а полная габаритная длина – 47 метров!

Не буду вдаваться в рассуждения, а потянет ли заявленный тягач массу в 100 тонн, так как разработчики представляют свою сцепку совсем с другой «головой» и, собственно говоря, с другими трейлерами. Как пояснили мне конструкторы, по проекту должен быть седельный тягач колесной формулы 6х4, оснащенный более мощным двигателем и трансмиссией, а также увеличенной по объему кабиной с бытовым модулем для водителя. Прицеп тоже должен быть другим. Внешне он будет почти таким же, как на фото, но укомплектован независимым приводом передней тележки и, по возможности, гибридным. То есть прицеп станет независимым транспортным средством с одной ведущей осью и одной управляемой. Скажу честно, до такого технического решения австралийский автопром еще не дошел. Радует, что наши ученые оказались такими изобретательными. А когда же мы реально увидим задуманный дорожный поезд? Тут никто не смог даже ориентировочно ответить, видимо, этот вопрос относится к ну очень отдаленному будущему.

Конечно, технические характеристики представляемого концепта выглядят вполне интересно, но где же, спросите вы, разогнаться нашему первому отечественному дорожному поезду? Идеальными маршрутами, как представляется белорусским ученым, должны стать трансконтинентальные рейсы многозвенного автопоезда между огромными логистическими центрами. Но и до этого, конечно еще очень далеко.

Да, разработка выглядит внушительно. Да, идея перевозить большое количество товаров при помощи одного автомобиля и одного водителя очень заманчивая. Но современные дорожные стандарты России, Беларуси, Украины и Казахстана не позволяют в принципе использовать такие длинные и тяжелые транспортные средства, никто сегодня даже не планирует создавать специальные транспортные коридоры для мегагрузовиков, и нет сейчас на территории СНГ огромных логистических центров.

И, последнее, почему я назвал материал «Автопоезд Высоцкого»? Из истории техники в нашу речь пришли устойчивые и понятные всем словосочетания: «Таблица Менделеева», «Паровоз Черепанова», «Истребитель Сухого», «Автомат Калашникова» и другие. Так вот, главным идееносителем белорусского многозвенного автопоезда является генеральный директор института машиностроения, доктор технических наук, Герой Беларуси и Академик НАН Михаил Степанович Высоцкий.

Не буду провидцем и не стану утверждать, что эта идея когда-нибудь реализуется, а по моему личному мнению, этого не будет никогда, но в историю нашего автопрома это транспортное средство должно войти как «Автопоезд Высоцкого».

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2009 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость