Энергетическая эффективность как закон

Сегодня вопросы энергетической безопасности, рационального энергопотребления, природопользования, их влияние на современную экологию, на будущее планеты, в конце концов, становятся едва ли не самыми острыми. Они заставляют человечество задуматься о единстве, ощутить хрупкость и беззащитности жизни на Земле, подойти к решению сложных и важных проблем с общечеловеческих позиций. Международные энергетические соглашения все чаще обретают силу закона.

Вопрос энергосбережения в строительстве стал объектом пристального внимания в семидесятые годы прошлого века. Главной причиной тому послужило осознание необходимости экономии энергоресурсов после мирового энергетического кризиса 1974 года. Тогда же была создана и принята большинством развитых стран мира инновационная концепция устойчивого развития. Вскоре был сформулирован и основной принцип экономии энергии. Он гласил, что энергоресурсы могут быть использованы более эффективно, если меры, которые осуществимы технически, обоснованы экономически, а также приемлемы с экологической и социальной точек зрения. В последующие годы во многих странах были разработаны нормы, которые позволили в ограниченное время значительно снизить рост энергопотребления в строительстве. На государственном уровне первые нормативно-правовые акты были приняты в Дании и Швеции. Результат не замедлил сказаться. В течение следующих семи лет в Дании потребление тепловой энергии на нужды отопления зданий снизилось на 28 процентов, а в Швеции — почти в два раза. И сегодня энергетические стандарты в этих странах строже, чем в других странах Евросоюза. В середине восьмидесятых годов новая концепция энергосбережения в жилищном строительстве была создана в Германии. Она получила название Passivhaus. Пассивные дома должны были использовать для нужд отопления преимущественно внутренние тепловые ресурсы и иметь минимальный теплообмен с окружающей средой за счет высококачественной теплоизоляции. Сегодня Passivhaus, а также практически аналогичный ему по требованиям канадский стандарт R-2000 признаются экспертами всего мира как наиболее авторитетные.

Первым нормативным актом, который в полной мере можно назвать международным, стала Директива Евросоюза по ограничению выделений углекислого газа путем повышения энергетической эффективности, или Save. Документ был принят в 1993 году и предусматривал целый ряд мер по повышению энергоэффективности жилых зданий. В их числе разработка энергетических паспортов зданий, эффективная теплоизоляция вновь возводимых строений, регулярный анализ статей расхода энергии и повышение эффективности ее использования и даже субсидирование на государственном уровне трети расходов, направленных на экономию энергии. На основе закона Save в феврале 2000 года Европейский парламент и Совет ЕС принял программу содействия энергоэффективности зданий. Программа предусматривала поощрение инвестиций в энергосбережение частными и общественными потребителями, промышленностью, а также создание условий для оптимизации сферы конечного энергопотребления. Нормативный акт и программа Save стали базой для создания новых норм и стандартов в области энергоэффективности в ряде стран ЕС. Их основная задача сегодня состоит в снижении на 30 процентов потребления первичной энергии в жилых зданиях по сравнению с ранее действующими стандартами. Необходимо также отметить тот факт, что нормы, созданные на основе Save, приравнивают меры по сбережению энергии посредством тепловой защиты зданий к мерам по сохранению энергии в отопительных системах и системах теплоснабжения.

В 2000 году было проведено исследование, которое показало, что к 2030 году зависимость Евросоюза от импорта энергоресурсов достигнет 70 процентов, тогда как в данный момент этот показатель не превышает пятидесяти. Это подтолкнуло Европарламент и Совет ЕС к принятию Европейской стратегии надежного обеспечения энергетических поставок, получившей широкую известность как Зеленая декларация. В одном из приложений к декларации указано, что потребление энергии в быту и сфере услуг составляет более 40 процентов от совокупного потребления энергии в станах ЕС. При этом порядка 84 процентов этой энергии приходится на обеспечение нужд отопления и снабжения зданий горячей водой. В свою очередь, данные национальных исследований, проведенных в ряде стран Евросоюза, показали, что три четверти жилищного фонда в Европе требуют модернизации для снижения энергопотребления. Опираясь, на данные исследований и показатели, приведенные выше, была принята новая Директива EPBD, которая вступила в силу в 2003 году. Ее главной целью является реализация потенциала экономии энергии, который на текущий момент оценивается в 50 процентов, и снижение выбросов углекислоты в атмосферу на 45 миллионов тонн в год. В Директиве прописана методология расчета энергоэффективности и минимальные требования для строящихся и реконструируемых зданий. Кроме того, документ подтверждает необходимость энергетической сертификации зданий, о которой говорилось еще в Save, и подчеркивает, что при расчете энергоэффективности зданий необходимо учесть абсолютно все факторы, способные повлиять на конечный результат. Наиболее важны теплотехнические характеристики здания, организация отопления, горячего водоснабжения, освещение, характеристики внутреннего микроклимата, а также климатические особенности региона, ориентация зданий на местности и т.д., и т.п. EPBD повысил значение энергетического паспорта зданий по сравнению со стандартами Save. Энергетический паспорт отныне должен в обязательном порядке содержать показатели энергетической эффективности здания, используемые в государственных стандартах. Это необходимо для того, чтобы потребители могли провести сравнение характеристик нескольких объектов и выбрать оптимальный вариант. Данное положение является стимулирующим фактором, так как, работая над повышением энергоэффективности здания, девелоперы получают дополнительные конкурентные преимущества. Страны, присоединившиеся к EPBD, ставят амбициозные цели по достижению экстремально низкого или нулевого энергопотребления. Так, к 2020 году Дания планирует сократить его на 75 процентов по сравнению со старыми зданиями. В Норвегии, Нидерландах и Германии будут строить дома, отапливаемые только за счет внутренних ресурсов. Великобритания и Венгрия намерены свести к нулю выбросы в атмосферу CO2 при эксплуатации зданий. Во Франции будут возводить сооружения, способные не только не потреблять, но даже вырабатывать энергию.

Важным международным документом, стимулирующим эффективное энергопотребление, стал и Киотский протокол, принятый в декабре 1997 года. Он обязывает страны с развитой и переходной экономикой в 2008-2012 годах сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 годом. В частности, страны ЕС приняли обязательство по снижению выбросов на 8 процентов, Япония и Канада — на 6, а Россия обязалась сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. Киотский протокол действует в период с 2008 по 2012 год, и ожидается, что в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене ему на смену будет принято новое соглашение. Еще одной формой регулирования являются нормативные акты, принятые на саммитах Большой Восьмерки. Основным из них является документ Глобальная энергетическая безопасность, принятый в 2006 году в Санкт-Петербурге. Он включает в себя Санкт-Петербургский план, в третьем пункте которого подробно оговариваются меры повышения энергетической эффективности. План определяет сбережение энергоресурсов как меру, равносильную их производству, как более рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию. Санкт-Петербургский план предусматривает создание максимально строгих стандартов энергетической эффективности, в том числе и в области строительства. В разделе о стимулировании указана необходимость создания финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также необходимость принятия мер по расширению масштабов применения уже существующих технологий. Другим мотивирующим фактором является внедрение энергоэффективных технологий в зданиях государственных учреждений.

Первым шагом к реализации мер по повышению энергоэффективности в России стала Энергетическая стратегия до 2020 года, принятая в 1992 году. В соответствии с ней приоритетными направлениями в области снижения энергоемкости ВВП признается привлечение интереса бизнеса к вопросам энергосбережения, а также создание условий для инвестирования в данную область. Помимо прочего стратегия предусматривает предоставление льготных условий для ведения бизнеса в сфере энергосбережения. Принятие в 2003 году Федерального закона об энергосбережении послужило толчком для разработки комплекса нормативных документов, регулирующих различные аспекты энергоэффективности на федеральном и региональном уровне. Требования энергоэффективности имеют силу закона и в Беларуси. Меры по ее развитию, внедрению и обеспечению подробно прописаны в Директиве №3, посвященной экономии ресурсов вообще и энергоресурсов в частности. Поскольку по статистике около 50% энергопотребления приходится на сектор домашнего хозяйства, реализации программ по энергосбережению способствует информирование населения о необходимости и способах экономии энергии. В работу по внедрению в общественное сознание бережного отношения к теплу, электричеству и другим ресурсам активно включаются и крупные компании, заинтересованные в повышении экономической грамотности граждан. Так, известный производитель негорючей теплоизоляции компания Rockwool не просто призывает рационально использовать тепло и электроэнергию, но и разработала целый ряд полезных советов по их экономии. В рамках информационной программы работает сайт www.beregiteplo.ru, рассказывающий о потерях энергии и тепла, эффективных способах их сокращения и опыте строительства энергоэффективных зданий в Европе, России и СНГ.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2009 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость