Hynovis: новый гибридный автобус
Самой заметной новинкой компании Iveco на ганноверской выставке коммерческого транспорта IAA-2008 стал экспериментальный образец городского автобуса Irisbus Hynovis.
Инновационная пассажирская машина была разработана в сотрудничестве с Парижским управлением общественного транспорта и представляет собой концептуальное транспортное средство, основанное на 12-метровом городском автобусе. Но по сравнению с обычной дизельной машиной Hynovis способен перевозить на 8% больше пассажиров, так как его снаряженная масса на тонну меньше, сократить потребление топлива на 30% и выбрасывать наполовину меньше оксидов NOx в сравнении с традиционными двигателями уровня Евро-5. Hynovis оснащен параллельным дизель/гидравлическим гибридным приводом, основу которого составляет небольшой по весу и мощности 6-литровый дизельный двигатель, за счет чего и выросла грузоподъемность гибридного автобуса. Такой привод является абсолютной новинкой на европейском рынке. Гидравлическая система пассажирской машины делится на две подсистемы. Первая выполняет функцию «Stop & Start». Она останавливает двигатель, когда автобус находится без движения, и запускает мотор в течение 0,3 секунды при нажатии педали водителем. Кроме этой основной задачи, гидросистема «Stop & Start» приводит в действие бортовой электрогенератор, контролирует запас электроэнергии в инновационных АКБ, сочетающих свойства батареи и суперконденсаторов, а также работу вспомогательных электросистем всего транспортного средства. Вторая встроенная гидросистема предназначена для накопления рекуперативной энергии торможения. Она состоит из гидромоторов и гидроаккумуляторов, ее работа подобна детально описанным ДВС/электрическим гибридным технологиям. К тому же, эффективность гидрогибридного привода аналогична дизель/электрическому. Для проекта Hynovis была специально сконструирована система кондиционирования воздуха. Она имеет наполовину меньшую массу и потребляет на 25% меньше энергии, чем современные аналоги. Завершая «экономичный» раздел, скажу, что применение новейших шин Michelin «Durable Technology InfiniCoil», у которых сопротивление качению меньше на 8%, чем у аналогов, также позволило сократить потребление топлива.
Да, Hynovis обладает инновационным приводом, но надо отметить, что этот концепт является первой трехосной пассажирской машиной с полным независимым управлением каждой оси. Это позволяет достигнуть нормального радиуса поворота, как у 12-метрового автобуса, несмотря на более длинную колесную базу «гибрида». А независимая подвеска всех колес как у переднего дуэта, так и у односкатных шин заднего приводного моста, облегчают доступ пассажиров в салон, уменьшают вибрацию в транспортном средстве, повышают комфорт движения и маневренность машины. Интересное конструкторское решение — нарушить симметрию и установить спереди тандем небольшого диаметра колес с низкопрофильными шинами — позволило в итоге расширить пассажирский проход между передними колесами до 1200 мм — в стандартных автобусах этот параметр, как правило, не превышает 900 мм. Использование задней управляемой приводной оси с односкатной ошиновкой позволило значительно уменьшить внутренние колесные арки, что позволяет пассажирам удобнее размещаться на задней площадке. Таким образом, облегчается движение пассажиров в салоне при входе и выходе, приводя к сокращению времени на остановках. А эта продолжительность, кстати, является существенным фактором, влияющим на эффективную работу общественного транспорта. Теперь о внутреннем комфорте, которому было уделено повышенное внимание. Размеры боковых стекол стали больше, кроме этого, появились дополнительные стеклянные фрагменты в крыше, — все это увеличило прозрачные качества пассажирской машины на 20%. Независимая подвеска добавила плавность движения транспортного средства, а использование качественных звукоизоляционных материалов моторного отделения и применение небольшого по объему двигателя привело к сокращению на 6 децибелов шума внутри салона и снаружи автобуса.
Да, спору нет, гибридный пассажирский автобус Irisbus Hynovis стал передовиком во всех смыслах, но сколько ж он будет стоить?
Владимир ЧЕХУТА
Фото Irisbus
Инновационная пассажирская машина была разработана в сотрудничестве с Парижским управлением общественного транспорта и представляет собой концептуальное транспортное средство, основанное на 12-метровом городском автобусе. Но по сравнению с обычной дизельной машиной Hynovis способен перевозить на 8% больше пассажиров, так как его снаряженная масса на тонну меньше, сократить потребление топлива на 30% и выбрасывать наполовину меньше оксидов NOx в сравнении с традиционными двигателями уровня Евро-5. Hynovis оснащен параллельным дизель/гидравлическим гибридным приводом, основу которого составляет небольшой по весу и мощности 6-литровый дизельный двигатель, за счет чего и выросла грузоподъемность гибридного автобуса. Такой привод является абсолютной новинкой на европейском рынке. Гидравлическая система пассажирской машины делится на две подсистемы. Первая выполняет функцию «Stop & Start». Она останавливает двигатель, когда автобус находится без движения, и запускает мотор в течение 0,3 секунды при нажатии педали водителем. Кроме этой основной задачи, гидросистема «Stop & Start» приводит в действие бортовой электрогенератор, контролирует запас электроэнергии в инновационных АКБ, сочетающих свойства батареи и суперконденсаторов, а также работу вспомогательных электросистем всего транспортного средства. Вторая встроенная гидросистема предназначена для накопления рекуперативной энергии торможения. Она состоит из гидромоторов и гидроаккумуляторов, ее работа подобна детально описанным ДВС/электрическим гибридным технологиям. К тому же, эффективность гидрогибридного привода аналогична дизель/электрическому. Для проекта Hynovis была специально сконструирована система кондиционирования воздуха. Она имеет наполовину меньшую массу и потребляет на 25% меньше энергии, чем современные аналоги. Завершая «экономичный» раздел, скажу, что применение новейших шин Michelin «Durable Technology InfiniCoil», у которых сопротивление качению меньше на 8%, чем у аналогов, также позволило сократить потребление топлива.
Да, Hynovis обладает инновационным приводом, но надо отметить, что этот концепт является первой трехосной пассажирской машиной с полным независимым управлением каждой оси. Это позволяет достигнуть нормального радиуса поворота, как у 12-метрового автобуса, несмотря на более длинную колесную базу «гибрида». А независимая подвеска всех колес как у переднего дуэта, так и у односкатных шин заднего приводного моста, облегчают доступ пассажиров в салон, уменьшают вибрацию в транспортном средстве, повышают комфорт движения и маневренность машины. Интересное конструкторское решение — нарушить симметрию и установить спереди тандем небольшого диаметра колес с низкопрофильными шинами — позволило в итоге расширить пассажирский проход между передними колесами до 1200 мм — в стандартных автобусах этот параметр, как правило, не превышает 900 мм. Использование задней управляемой приводной оси с односкатной ошиновкой позволило значительно уменьшить внутренние колесные арки, что позволяет пассажирам удобнее размещаться на задней площадке. Таким образом, облегчается движение пассажиров в салоне при входе и выходе, приводя к сокращению времени на остановках. А эта продолжительность, кстати, является существенным фактором, влияющим на эффективную работу общественного транспорта. Теперь о внутреннем комфорте, которому было уделено повышенное внимание. Размеры боковых стекол стали больше, кроме этого, появились дополнительные стеклянные фрагменты в крыше, — все это увеличило прозрачные качества пассажирской машины на 20%. Независимая подвеска добавила плавность движения транспортного средства, а использование качественных звукоизоляционных материалов моторного отделения и применение небольшого по объему двигателя привело к сокращению на 6 децибелов шума внутри салона и снаружи автобуса.
Да, спору нет, гибридный пассажирский автобус Irisbus Hynovis стал передовиком во всех смыслах, но сколько ж он будет стоить?
Владимир ЧЕХУТА
Фото Irisbus
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2009 год в рубрике машины и механизмы