ISH XXI века: 2009-й и 2001-й

С 10 по 14 марта 2009 года во Франкфурте-на-Майне состоится ведущая международная ярмарка по сантехнике, эксплуатации и энергоснабжению строительных объектов, кондиционированию воздуха и возобновляемой энергии (Trade fair for the Bathroom Experience, Building Services, Energy, Air-conditioning Technology and Renewable Energies) ISH 2009. Ее девиз — «Жизнь с водой, теплом и воздухом». Настоящее событие примечательно тем, что ISH нынче отмечает свой полувековой юбилей.

История этой на удивление успешной выставки началась в 1959 году. Тогда главные немецкие объединения специалистов по сантехнике и отоплению (Central German Association of Installation Engineers, Plumbers, Coppersmiths and Central Heating Engineers) совместно с выставочной компанией Messe- und Ausstellungs-GmbH, а также представителями сфер управления и бизнеса решили проводить во Франкфурте новую промышленную ярмарку. И не прогадали. Уже первая в истории ярмарка ISH под названием «Специализированная выставка по сантехнике и отоплению», начавшая свою работу 14 мая 1960 года, собрала 520 компаний-экспонентов, в том числе 63 из-за пределов ФРГ. А их предложения и продукцию оценили десятки тысяч посетителей. В связи с юбилеем ISH есть смысл заглянуть в недалекое прошлое и вспомнить то, что в определенной степени не потеряло актуальности до сих пор, взяв за точку отсчета первую в нынешнем веке ярмарку — ISH 2001. После ее завершения автор данной статьи побеседовал с тремя посетившими ее специалистами из Минска. Можно сказать, что один из них представлял сферу воды, другой — тепла, третий — воздуха. И вот что они рассказали.

Специалист по воде:

— Когда первый раз попадаешь на ISH, она ошарашивает размерами и буквально лавиной информации. Сначала пытаешься разобраться, кто здесь стоит, зачем стоит и что им всем здесь надо. В общем, пытаешься найти себя на этой выставке. Но в конце концов определяешься со своими задачами, которые на выставке решаются очень хорошо. Почему? Здесь можно найти все, что тебя интересует: и по технологиям, и по технике, и по оборудованию. Полученная же информация позволяет конкретно говорить о том, о чем знал понаслышке, и четко представлять пути реализации своих планов, основанных и на франкфуртских новшествах. Так что сначала шок, а потом удовлетворение от возможности решения своих проблем. Цены по нашей продукции (техника водоподготовки, бассейны и т.д.) в Европе в принципе стабилизировались. Сильных их колебаний в сторону увеличения или в сторону уменьшения не наблюдается. Есть нюанс: в Германии каждый делает то, что умеет делать лучше других. Тут практически нет фирм, которые могут все. Если в каталоге фирмы указан весь набор оборудования и услуг, это означает, что за отдельными технологическими узлами будет стоять фирма, специализирующаяся в этом деле. Аналогичных подходов придерживаемся и мы: водой должны обеспечивать водники, бетон должны заливать бетонщики, отопление должны делать отопленцы. Вот это основная тенденция.

Ярмарка ярмаркой, а проектировщикам — проектное. Идеальный вариант — когда от нуля до сдачи объекта идет работа в тесном контакте со всеми соисполнителями. Любой современный объект, например, жилой дом, в котором больше чем два крана в кухне и ванной, больше чем пять батарей под окнами, — это сложное инженерное сооружение. В нем пересекаются интересы специалистов разных направлений: по климатизации, по сантехнике, по электрике и т.д. И дом не получится, если не будет системного подхода. Или дом получится гораздо дороже, чем мог бы быть. Главные новшества для меня — клеевые фланцы для пленочных бассейнов с переливом. Давно ли существует такая технология? Мы с ней работаем четыре года. А один из наших немецких партнеров уже 30 лет варит пленочные бассейны.

Специалист по теплу:

— В 1996 году, когда я был на ISH первый раз, трудно было справиться с гигантским объемом информации. Тем более тяжело было вычленить ту ее долю, которая необходима именно тебе. Сегодня мы знаем многих производителей и ищем новинки и конкретные вещи. А франкфуртская выставка тем и отличается, что на ней демонстрируются новинки. И надо ездить на каждую выставку ISH, иначе можно отстать от жизни.

Главная тенденция в сфере отопления — снижение затрат энергии на выработку, передачу и использование теплоэнергоресурсов. Каждая фирма старалась показать, что она лучше других регулирует, автоматизирует и делает все более удобным. Другая тенденция — снижение металлоемкости. Хоть эти тенденции общеизвестны, но оказывается, что многие фирмы каждый раз находят очень интересные и оригинальные технологические решения. Интересно, что цены растут далеко не всегда. Не всем сейчас легко и в Европе. С одной стороны, цены растут из-за роста цен на сырье, но, с другой стороны, они снижаются из-за сильной конкуренции. Многие производители стали лучше откликаться на наши предложения. Несмотря на то, что белорусские объемы сделок малы по сравнению с российскими и украинскими, наши скромные, но конкретные объемы тоже интересны западным продавцам. Очень популярное направление в Европе — солнечные коллекторы, работающие в сочетании с газовыми котлами. В Беларуси есть специалисты, которые активно занимаются гелиотехникой. Но много и тех, кто считает, что она для нас нечто нереальное. Думаю, когда-нибудь в этой области дела в нашей стране пойдут. Очень перспективны гелиосистемы для горячего водоснабжения. Теоретически это идеальное решение для наших дач — горячая вода в теплый период. Но это дорогостоящее оборудование.

Однако можно добиваться того, что эта техника не будет делать дороже общую стоимость правильного дома, приводя, к тому же, к экономии расходов на отопление. Интересные решения в этой сфере, в том числе по автоматике, в республике есть. Один из белорусских специалистов, используя более простые решения, чем были предложены фирмой Buderus на ISH 2001, путем незначительных вложений в насос, в простейший регулятор решает практически те же задачи. Заказы на гелиотехнику у нас большая редкость. Пока все в основном ограничивается обсуждениями. Реально на сегодня газообразное и жидкое топливо. Солнечная энергетика — это все-таки энергетика будущего. Она развивается, но не стала массовым явлением. Кстати, для нас как монтажников никаких сложностей с возобновляемыми источниками энергии нет. Эта проблема больше касается застройщиков, их мировоззрения и, конечно, финансирования. Мы пытаемся в меру своих сил что-то в этой области делать, но вынуждены следовать реалиям сегодняшнего дня. Но и в этих рамках мы внедряем теплосберегающее оборудование. Каждому клиенту мы рассказываем о термостатических клапанах, об уровнях автоматики котла, погодных регуляторах. И каждый шаг — это снижение энергозатрат, а значит, и снижение нагрузки на окружающую среду. Мы с архитекторами, строителями и другими партнерами очень активно сотрудничаем и стараемся подходить к объекту комплексно. Стремимся вместе создавать так называемый интеллектуальный дом. С проектировщиками мы начинаем работать уже на начальной стадии. А ярмарка ISH научила большому уровню специализации. Мы работаем как классические субподрядчики. Во Франкфурте были уникальные стенды по глубине специализации. Поражаешься просто, что фирме достаточно очень узкого направления, чтобы успешно работать. Но координация действий всех партнеров должна быть с первого же проектного шага.

Теперь мы, в отличие от первого раза, были готовы к восприятию франкфуртской информации. Заметили, что очень сильна глобализация. К примеру, отдельные фирмы образуют многопрофильные консорциумы — чтобы сильнее выступать на рынке. На Западе нелегко работать, но там все быстро и динамично перестраиваются. В отношении новинок на ISH 2001 можно сказать, что идет постоянное совершенствование, оттачивание техники и технологий без революционных всплесков. Интересно, что специалисты на стендах не всегда могут ответить на вопросы специалистов из стран СНГ, которые имеют довольно высокий уровень подготовки. И к их обучению западные фирмы готовятся специально, несколько побаиваясь их интеллектуального уровня. Так что не всегда стоит посыпать голову пеплом.

Специалист по воздуху:

— Что касается выставок, например, во Франкфурте и Москве, есть много известных фирм, которые, выставляясь и на таких ярмарках, как во Франкфурте, приезжают и в Москву. В Москве тоже многое можно почерпнуть, причем увидеть как современное западное оборудование, так и более доступное российское. Хотя это разные по большей части весовые категории. Качество западного оборудования рассчитано на более высокие требования заказчика, более высокие стандарты. За это надо соответственно платить. Западному мастерству надо учиться. Такой пример. Часто наши производители, соблазняясь внешней простотой конструкции или легкостью изготовления каких-то иностранных изделий, начинают попросту их копировать. А потом оказывается, что из-за отсутствия аккуратности, сырья нужного качества, достаточной квалификации персонала, качественного инструмента получается нечто, очень отдаленно напоминающее аналог. К сожалению, слишком большой разрыв существует пока между нашими и западными, в том числе немецкими, товарами, изготовленными по обыденным, а не исключительным вроде космических технологиям.

О тенденциях в сфере вентиляции и кондиционирования воздуха. Могу сделать только качественную оценку. Чистый воздух будет дорожать по мере улучшения его качества. Тот вариант, который мы имели раньше (открыл форточку — и все), был вообще бесплатным. Но даже простейшие устройства чего-то стоят, а это на фоне прежней бесплатности многих не устраивает. Те варианты, которые стали нормой на Западе, для наших потребителей дороги. Механическую приточно-вытяжную вентиляцию, да еще с утилизацией тепла, могут позволить себе хорошо обеспеченные люди. Но вместе с тем проблему нормальной вентиляции в наших многоэтажках надо решать. Эта проблема сегодня в начальной стадии решения. И надо понять, что свежий воздух — это тот же элемент комфорта, как и мягкая мебель, хорошее освещение. А за комфорт надо платить. Специализация в области инженерного оборудования зданий существует. И тот, кто занимается отоплением, только им и занимается. Но инженеры, которые решают задачи обеспечения микроклимата в помещениях, конечно, увязывают работу влияющих друг на друга инженерных систем. Кроме того, стандартные подходы на Западе сами по себе, без принятия каких-то особых решений инженерами обеспечивают оптимальное сочетание работы отопления и вентиляции. Когда у нас на отопительных приборах стоят термостаты, то снижаются затраты на отопление. Если подается недостаточно нагретый воздух, термостат загрузит больше систему отопления. Корень проблемы в оптимальности сочетания отопления и вентиляции. Их регулирование в новых немецких зданиях осуществляется теперь в основном автоматически. Что касается представленного на ISH 2001 умного дома, то я бы не сказал, что он обладал сенсационными особенностями. Под таким умным домом понимают очень глубокую, если не полную, автоматизацию и интеграцию всех инженерных систем. В этом оригинальность.

О рекуперации. Она актуальна, так как приводит к экономии энергии. Человек, который сполна платит за энергию, думает, как ее сэкономить. У нас пока никто не думает, как сэкономить тепло в многоквартирном доме. Наоборот, часто жалуются, что тепла не хватает, хотя во многих случаях достаточно его перераспределить или внутри одного здания, или между соседними зданиями. Путем режимной наладочной работы, отчасти проведя исследования перед этим, можно снять многие проблемы. Пока нет заинтересованности конечного потребителя в экономии. Соответственно, и утилизация тепла в жилых зданиях у нас пока не востребована. А владелец дома на Западе немало платит за энергию и поэтому вынужден ее экономить. Рекуператоры же позволяют экономить не менее 50% тепловой энергии, расходуемой на вентиляцию. И на выставке ISH 2001, и вообще в любых зданиях в Германии нет сквозняков и воздух чистый. Это потому, что работают нормальные вентиляционные системы. Во-первых, они спроектированы, чтобы обеспечить нужный микроклимат, а во-вторых, они должным образом эксплуатируются. На микроклимате в Германии не экономят. У нас же зачастую по проекту все должно работать нормально, но плохая эксплуатация инженерных систем приводит к серьезным проблемам, связанным с экономией электроэнергии и тепла за счет комфорта.

Виноваты мы, отчасти, видимо, в том, что не имеем средств на комфорт. Кто-то покупает хорошие продукты, кто-то покупает продукты похуже и подешевле. И в отношении вентиляции так. Более богатая Германия позволяет себе жизнь подороже. У нас же люди считают, что можно смириться с неудобствами и потратить ограниченные средства не на вентиляцию. Что ж, право выбора остается за человеком. Примечательно, что нынче элементы систем микроклимата становятся даже украшением интерьера. У нас, к сожалению, часто бывает, что архитекторы и строители не только не задумываются о нормальной работе инженерных систем, но даже не оставляют в здании места для них. Вот и приходится ломать голову, где же расположить инженерное оборудование. Когда архитекторы и строители понимают, что здание не только коробка и красивый фасад, но и сложный комплекс инженерных систем, тогда получается почти совершенное во всех отношениях здание. В республике такого опыта работы практически нет, исключение — некоторые пилотные проекты. Заказчик сначала строит, а думать про вентиляцию начинает потом. Хорошо если он вспоминает о ней во время строительства. Что касается оборудования, то неожиданных открытий на ISH 2001не было. Между тем некоторые стенды поразили своей необычностью, масштабностью и нестандартностью. Для многих фирм ярмарка была не выставочным мероприятием, а кампанией по контактам и связям с общественностью. Эту форму лучше назвать мощной презентацией. Весьма интересным был грандиозный стенд размером с теннисный корт фирмы Grundfos (насосы и т.п.). Из вентиляционной техники (на ISH 2001 показали очень много бытовой техники) стоит отметить огромное количество систем для обычных потребителей, которые хотят в своем небольшом офисе, на небольшом предприятии сферы обслуживания или дома создать хороший микроклимат. В Беларуси подобное оборудование по понятным причинам пользуется ограниченным спросом, а в Германии оно обычное явление.

Во Франкфурте было чувство зависти и сожаления, что мы еще не можем позволить себе такого. Хочется, чтобы и у нас было везде красиво, уютно, везде был свежий воздух, работала вентиляция (не только там, где это крайне необходимо, но и там, где это нужно для хорошего самочувствия). К этому мы все-таки должны прийти.

Информация о посещении ISH 2009:
тел./факс: + (375 17) 334 80 14;
моб. тел.: + (375 29) 634 80 14;
e-mail: fmesse@tut.by


Дмитрий ЖУКОВ
Фото с ISH 2001: Messe Frankfurt


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2009 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость