Компания Изобуд осваивается в Могилеве и идет в Европу

10 декабря 2008 г. в гостинице «Минск», что в белорусской столице, состоялась пресс-конференция, посвященная 10-летию белорусской компании «Изобуд».
От нее на встречу с журналистами пришли председатель совета директоров Игорь Черный, член совета директоров Ольга Киселева (на фото), начальник коммерческого отдела Тарас Лисовский и начальник отдела маркетинга Юлия Арабей. Помогал им общаться с представителями прессы Андрей Эзерин. Он сразу постарался настроить всех на позитивную волну, сказав: «На этой пресс-конференции мы ни разу не употребим слово «кризис». Наверное, все от него устали». Но у тех, кто не устал, нашлись другие слова.

Из монологов

Игорь ЧЕРНЫЙ:


— При создании технической базы нашего предприятия мы все время ориентировались на мировых лидеров в производстве станков и не обращали внимания на станки производства постсоветских стран, Китая. И сегодня нашему станочному парку может позавидовать любое промышленное предприятие, в том числе в Европе. А начиналось у нас все в 1998 году, когда мы взяли в аренду небольшой участок на Молодечненском заводе легких металлоконструкций и наладили выпуск сэндвич-панелей с теплоизолирующими сердечниками из минеральной ваты и пенополистирола. В 2002-м мы приступили к строительству нового предприятия на заброшенной базе в Колодищах под Минском. В то время один из руководителей Минстройархитектуры говорил, что за все годы профессиональной деятельности ему ни разу не приходилось сталкиваться с тем, чтобы предприятие аналогичного профиля создавалось без государственной поддержки и в чистом поле. И его стереотипы были развеяны. В 2003 году произошло торжественное открытие нашего собственного завода металлоконструкций. А оснащен он был оборудованием таких известных в мире производителей, как Messer, Sabi, Stierlibeeger, Omis, Durma, Ficep. Завод компании «Изобуд» по производству металлоконструкций быстровозводимых зданий имеет мощность 250 тысяч квадратных метров в год, а завод по производству сэндвич-панелей и теплоизоляционных материалов — 600 тысяч квадратных метров в год. Численность работающих — около 250 человек. Что касается рекламаций по качеству нашей продукции, то они очень большая редкость.

Поскольку клиенты «Изобуда» по мере развития рынка повышают свои требования, нами было принято решение о приобретении новой линии для производства сэндвич-панелей с заполнением из пенополиуретана, минеральной ваты и пенополистирола. Это универсальная линия производства итальянской компании Puma (она тоже мировой лидер по производству такого рода продукции). Как сказали нам ее представители, таких сложных заказов они еще не исполняли, и мы будем обладателями самого современного оборудования по изготовлению сэндвич-панелей в Европе. Через три недели итальянские специалисты начнут его монтаж, а к концу первого квартала 2009-го новая линия в свободной экономической зоне «Могилев» уже заработает. Там мы будем производить новую продукцию, которая на нашем рынке либо пока еще не представлена, либо импортируется в небольших количествах. На сегодняшний день общий объем инвестиций в наши производственные фонды достиг почти 20 миллионов долларов. Есть у нас и новые проекты. Надеемся на развитие рынка, отрасли и нашей компании.

Один из объектов «Изобуда» — торговый центр «Корона» в Минске


Юлия АРАБЕЙ:

— В строительстве, как и в любом другом сегменте рынка, существуют свои сложности. Что касается Беларуси, то для нее зачастую характерны длительные сроки строительства и ввода зданий в эксплуатацию. Если, например, в Литве и Латвии подобные сроки составляют 1,5-2 года, то в Беларуси — до 4 лет. Имеется в виду возведение зданий площадью порядка 6 тысяч квадратных метров. У нас недостаточно большое количество частных строительных организаций, что также тормозит реализацию крупных проектов. Предлагаемые иностранными компаниями проекты зачастую не адаптированы к условиям белорусского рынка, поэтому иностранные инвесторы стали обращаться к нашим проектным организациям. В настоящее время самыми актуальными в плане быстроты строительства являются именно модульные здания из сэндвич-панелей и металлоконструкций. Расчетный срок эксплуатации таких быстровозводимых объектов составляет не менее 25 лет, а срок окупаемости конструкций — около 5 лет. Отмечу, что в Могилеве будет осуществляться выпуск теплоизоляции из пенополиуретана и принципиально новых по конструкции кровельных и стеновых сэндвич-панелей. Мы расширяем возможности использования пенополиуретана, изучаем соответствующие тенденции мирового, в том числе западного, рынка. У нас появятся такие продукты, как панели для вентиляционных коробов, облицовочные панели для чистых комнат, холодильных камер.

В структуре продаж сэндвич-панелей доля рынка компании «Изобуд» в Беларуси, по оценкам ее отдела маркетинга, составляет свыше 40%. 9% рынка приходится на российских поставщиков, которые работают через представительства, и, естественно, на компании из Западной Европы. Основной метод работы компании «Изобуд» — под заказ. Сегодня мы приходим к новому направлению, которое позволит нам быть еще более конкурентоспособными. Это комплексные решения по готовым зданиям. Мы готовы работать по складам и логистическим центрам, объектам для сельского хозяйства, торговым центрам, различным многофункциональным объектам гражданского и промышленного назначения.

Тарас ЛИСОВСКИЙ:

— О нашей сбытовой сети. До конца 2008 года мы откроем представительство в Гродно. В итоге каждая область Беларуси будет охвачена нашим присутствием. Если вести речь о стратегии работы в России и Украине, то там компания «Изобуд» также идет в регионы. У нас есть великолепный офис в Москве. Кроме того, региональные представительства находятся в Калининграде, Краснодаре, Пскове, Орле, Волгограде. И это еще не предел. В Украине в этом году открыты два представительства: в Киеве и Днепропетровске.
Об общей структуре продаж сэндвич-панелей и металлоконструкций компании «Изобуд». На сегодня порядка 40% сэндвич-панелей остается в Беларуси, около 50% берет Россия, 9% приходится на Украину, остальное — на Казахстан и другие страны. Если говорить о металлоконструкциях, то порядка 75% продаж приходится на Россию и около 25% — на Беларусь.

Из вопросов и ответов:

— Каковы источники инвестиций компании «Изобуд»?

— Как у любого предприятия, это частично собственные, частично заемные средства (кредиты белорусских банков).

— На фоне сложностей, имеющих место на мировом финансовом рынке, не испытывает ли «Изобуд» проблем с реализацией могилевского проекта?
— Конечно, эти сложности не способствуют бурному росту, к которому мы привыкли, но если посмотреть в нашу историю, 1998 год тоже был непростым. Определенный опыт преодоления трудностей у нас есть. С другой стороны, любые сложности заставляют как санировать рынки, так и наводить порядок внутри компаний. Считаем, что возникшие проблемы немножко притормаживают развитие. В то же время они позволяют оптимизировать внутреннюю структуру, более тщательно работать с клиентами.

— Не будет ли корректировок инвестиционной программы по Могилеву?
— Могилевский проект уже ничто не остановит. Все основные работы там завершены. Сейчас идет доделка производственного корпуса,
осуществляется подготовка к монтажу технологического оборудования. Все оно уже на площадке.

— Когда-то у «Изобуда» были сложности с каменной ватой. Компанию чуть ли не заставляли применять подобный материал гомельского производства. Были какие-то испытания. И чем в итоге все закончилось? Какая каменная вата сейчас используется «Изобудом»?
— Причину возникновения указанной проблемы комментировать не станем. На сегодняшний день мы используем вату производства компаний Paroc и Rockwool. На сэндвич-панели идет специальная вата, предназначенная именно для их изготовления. В связи с тем, что белорусские производители каменной ваты ориентированы больше на утепление зданий и не заинтересованы в том, чтобы производить вату для сэндвич-панелей, мы вынуждены сегодня использовать импортное сырье.

Структура стеновой панели «Изобуда»


— Какая сегодня себестоимость квадратного метра торгового центра, сделанного из конструкций «Изобуда»? То есть какая цена от производителя?
— Стоит еще раз обратить внимание на то, что мы производим так называемые коробки зданий. Мы не делаем фундаменты, не занимаемся полами, вентиляцией и т.д. Поэтому можем говорить только о тех ценовых характеристиках, которые касаются именно продукции «Изобуда». Коробка здания без полов, вентиляции и прочего в зависимости от конструкций может стоить примерно от 140 до 400 долларов за квадратный метр. Кстати, чем больше здание, тем меньше оно стоит.

— Не собирается ли компания «Изобуд» заняться и строительством, создав, например, строительно-монтажное управление?
— Если смотреть на тенденции развития мирового рынка, то в мире создается все больше узкоспециализированных компаний. Нельзя обнять необъятное, надо делать что-то одно, что умеешь делать хорошо.

— Будет ли «Изобуд» поставлять свою продукцию в Европу?
— Мы сейчас работаем с сертифицирующими органами Европы, готовимся поставлять туда свою продукцию.

— Не будет ли свернуто производство сэндвич-панелей под Минском в связи с появлением могилевского производства?
— Те линии, которые находятся под Минском, будут перемещены в Могилев.

Структура кровельной панели «Изобуда»


— Насколько загружены производственные линии «Изобуда»?
— По металлоконструкциям мы загружены до конца первого квартала 2009-го, это подтвержденные заказы. Сейчас мы работаем по загрузке второго и третьего кварталов. По сэндвич-панелям, исходя из того, что у нас достаточно высокая производительность, нельзя сказать, что мы загружены на 100%. Но если связывать данный вопрос с запуском новой линии, это не только новые мощности, но также принципиально новый уровень качества и новые продукты. Если сегодня рынок, может, еще не готов их использовать, то будет готов через два года. Вспомним, в 1998-м мы проводили ликбез: что такое сэндвич-панели, как их использовать. Провели много семинаров для проектировщиков, объясняли, какую пользу это принесет строительству.

— Учитывая невысокую стоимость ваших коробок, почему бы из их компонентов не делать жилые дома? Для индивидуального жилищного строительства это, наверное, выгодно?
— На Западе много жилья, общественных зданий, объектов образования и здравоохранения строится именно с использованием этой технологии. Европейская нормативная база позволяет ее реализовывать. Нормативные же базы Беларуси и России налагают на данную технологию некоторые ограничения в плане пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований. Причем эти ограничения связаны в основном с металлом. Но мы знаем, что работа в указанном направлении ведется, и в ближайшие месяцы — год ситуация упростится.

Пример стального каркаса «Изобуда» для быстровозводимых зданий


— Можно ли ожидать того, что, если в государстве возникнет необходимость сделать упор на индивидуальное жилищное строительство, то компания «Изобуд» сможет здесь предложить какие-то свои варианты?
— Мы изучали опыт строительства нескольких коттеджных поселков в Подмосковье, опыт многоэтажного жилищного строительства из металлоконструкций в Казахстане. Там такие стройки идут. Надеемся, что и у нас они тоже будут.

— Если у «Изобуда» кто-то в индивидуальном порядке захочет заказать коробку жилого дома, компания сможет выполнить такой заказ?
— Конечно.

— Каковы объемы производства компании «Изобуд» в 2008-м и 2007-м?
— В 2008 году произведено 4 тысячи тонн металлоконструкций (с учетом Беларуси, России, Украины). По сэндвич-панелям объем выпуска составляет 380 тысяч квадратных метров (с учетом России, Украины, Беларуси, Казахстана). По сравнению с январем-ноябрем 2007 года за аналогичный период 2008-го изготовлено на 6% больше сэндвич-панелей. Прирост по металлоконструкциям, можно сказать, 100%.

Дмитрий ЖУКОВ
Фото автора и компании «Изобуд», рисунки компании «Изобуд»


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2008 год в рубрике материалы и технолгии

©1995-2024 Строительство и недвижимость