Mulan строит тоннели и защищает окружающую среду

Станции гонконгской подземки KCR West Rail Мэйфу и Цзюнван в Каулуне соединил 3,6-километровый двойной тоннель Kwai Tsing Tunnel.

Оригинальный проект включал производство работ открытым способом в сердце одной из наиболее насыщенных и оживленных городских территорий Гонконга — района Цзюнван. Альтернативное предложение, представленное Dragages в совместном предприятии с Zen Pacific, подразумевало использование на части запроектированной трассы щитового проходческого комплекса (Tunnel Boring Machine — ТВМ) со щитом диаметром 8,75 м. Это самая крупная тоннелебурильная машина из использовавшихся когда-либо в Гонконге. Это позволило избежать траншейного подхода и таким образом минимизировать воздействие земляных и прочих работ проекта на местное сообщество. Незадолго до этого через посредство Bouygues (компания- учредитель Dragages) сама компания Dragages уже имела опыт использования машины этого типа машины — при прокладке рельсовой магистрали, связывающей Сиднейский аэропорт с собственно Сиднеем, а также при строительстве главной кольцевой дороги вокруг Лиона.

Вот что говорит директор проекта Шарль-Этьен Перье: «Именно поэтому мы были в состоянии продемонстрировать KCR наш успешный опыт работы с данным типом TBM и убедить заказчика в преимуществах использования этого нового типа технологии. Тоннельная проходка, позволяющая отказаться от открытого способа прокладки тоннеля, не только не нарушает уличного движения, но и сводит к минимуму другие факторы дискомфорта — такие, как пыль и шум». Грунтовая ситуация (скальный грунт, диорит, строймусор) данного участка требует от Mulan, как позже окрестили данную ТВМ (по имени легендарной китайской девушки, которая переоделась воином и пошла сражаться с захватчиками), быть способной к работе во всех этих отличающихся условиях. Поэтому необходимый проходческий комплекс был заказан компании NFM Technologies (Франция). Это часть Framatome Group, изготовившая данное оборудование по лицензии Mitsubishi. В декабре 1999 г. комплекс Mulan был морем доставлен в Гонконг.

Машина оснащена двумя дисковыми резаками для работы в грунтах как скальных, так и мягких. Действуя в мягких или смешанных грунтовых условиях, она работала по методу уравновешивания грунтового давления. Данная технология предусматривает приложение давления в замкнутом пространстве впереди машины с целью поддерживания тоннельного фронта. Грунт удаляется с помощью винтового конвейера. Давление поддерживается сжатием грунта между щитом и тоннельным фронтом в замкнутом пространстве. Добавки (бентонит, пена и полимер) смешиваются с грунтом, удаляемым от щита для обеспечения нужной консистенции сжимаемой массы. Работая в скальном грунте, машина Mulan действовала открытым способом (подобно обычной скальной TBM). Данный метод не предусматривает оказания давления на тоннельный фронт. Дисковые резаки размалывают скалу, с которой встречается щит, а вращающиеся ковши сваливают выработанный грунт в бункер. Далее он попадает на ленточный конвейер для удаления от фронта. Своды отрытого тоннеля поддерживают сборные железобетонные тюбинги. Монтаж тюбингов незамедлительно следует за проходкой. При проходке открытым способом отпор, необходимый для разработки грунта, обеспечивается домкратами в задней части TBM, отталкивающимися от тюбингов. Все описанное рабочее и поддерживающее оборудование должно было способствовать продвижению Mulan и установке тюбингов. Длина всего этого «поезда» составляла 100 м. Когда первый тоннель был отрыт, машину Mulan вернули назад, к началу трассы, для проходки второй «трубы». При этом щит был демонтирован и транспортировался отдельно — спецавтотранспортом, тело же машины возвращалось через тоннель.

Вновь слово Шарлю-Этьену Перье: «Первая «труба» была закончена за более чем 8 месяцев. На самом деле проблем оказалось не слишком много. Поначалу, когда команда только осваивала процесс, последний протекал не весьма стремительно, но вскоре работа пошла. Вторая «труба» была закончена за рекордные 5 месяцев — раньше срока. Полагаю, что работа говорит сама за себя!» В ходе церемонии завершения проходки, состоявшейся в июле 2001 г., Джеймс Блэйк, генеральный директор капитальных проектов KCR, поздравил совместное предприятие Dragages-Zen Pacific с осуществленными им свершениями. «По любым стандартам гражданского строительства и защиты окружающей среды это хорошо сделанная работа».

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2008 год в рубрике оборудование и инструмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость