IAA-2008, или очередное шоу коммерческого транспорта в Европе
Volvo Trucks
Компания Volvo Trucks, которой принадлежат такие марки, как Renault, Mack и Nissan Diesel, по праву считается вторым номером в списке глобальных производителей грузовиков и автобусов. Перед открытием выставки руководство автогиганта сообщило, что собирается уменьшить производство грузовиков и начинает переговоры с профсоюзами о сокращении приблизительно 1400 рабочих мест на заводах в Бельгии и Швеции. Такова была реакция Volvo на начавшийся недавно финансовый кризис и падающий спрос на автомобили на рынках Европы.
Но несмотря на неутешительные новости, шведы продемонстрировали посетителям выставки несколько новинок и оригинальных устройств. Первым в списке можно назвать мусоровоз Volvo FE Hybrid с гибридной системой 4-го поколения. В 2006 году компания впервые представила свою концепцию параллельно гибридной технологии. Год позже на испытания в Швеции поступили два новых гибридных мусоровоза Volvo. И вот новостью ганноверской выставки стало сообщение, что в 2009 году компания запустит в производство гибридный мусоровоз Volvo FE. Говоря о его способностях, можно отметить, что его дизель/электрический привод передового «коммунальщика» позволяет уменьшить расход топлива примерно на 20%, снизить выброс вредного CO2 на 15-20%. Кроме этого, при движении на скорости до 20 км/час грузовик будет бесшумным и без выхлопа, так как его привод будет работать в режиме электродвигателя. Кстати, по статистике этот скоростной диапазон у типичного мусоровоза составляет 70% от его ежедневного рабочего времени. Также в следующем году шведы планируют начать серийное производство городского автобуса Volvo 7700 Hybrid Bus и выпустить небольшое количество колесных погрузчиков Volvo L220F Hybrid. Следующим заметным экспонатом стенда стал обновленный седельный тягач Volvo FM с новым 11-литровым двигателем, предназначенный в основном для региональных перевозчиков. Премьерный силовой агрегат D11 будет на 140 кг легче, чем больший по объему двигатель D13 и при этом обеспечивать высокие динамические характеристики и низкий расход топлива.
Двигатель D11 (SCR Евро-4 и SCR Евро-5) будет поставляться в двух вариантах мощности: 390 л/с. с крутящим моментом 1880 Нм либо 430 л/с. и 2100 Нм. Высокая мощность развивается в довольно широком диапазоне оборотов, а наиболее экономичный режим варьируется от 1050 до 1500 об./мин. Кроме того, новый мотор агрегатировали с автоматизированной коробкой передач I-Shift, которая не только повышает комфорт вождения, но и обеспечивает высокую топливную экономичность.
Говоря о подкорректированном автомобиле Volvo FM, я бы отметил, что он выдержан в общем стиле всей гаммы FM. Изменения в экстерьере характеризуются новыми фарами головного света, противосолнечным козырьком и логотипом Globetrotter. Интерьер кабины полностью переработан. Высота потолка в варианте новой кабины Globetrotter LXL стала выше на 150 мм. Низкие входные ступеньки также повышают комфорт работы водителей, которым приходится много раз в день садиться в кабину и выходить из нее. Как сказал Кристер Персон, менеджер по развитию компании Volvo Trucks: «Мы хотим сделать тягач Volvo FM с 11-литровым двигателем идеальным решением в случаях, где грузоподъемность играет приоритетную роль. Он сочетает в себе мощность, высокий комфорт водителя и оптимальную грузоподъемность. Новая версия призвана привлечь покупателей в тех отраслях, где мы видим большой потенциал для роста».
Касаясь новых компонентов, замечу, что компания Volvo Trucks продолжила развивать линейку устройств, повышающих безопасность движения. Среди них первая в своем роде система предупреждения водителя Driver Alert Support, которая сканирует дорожную разметку и определяет положение автомобиля относительно ее. А также небольшие, но приятные «мелочи» — датчик дождя; фары дополнительного освещения поворотов; система оповещения при перестроении, использующая радар для обнаружения транспортных средств, движущихся вдоль грузовика со стороны пассажира. Для предотвращения заносов и опрокидывания грузовиков специалисты Volvo разработали еще одну систему безопасности — ESP (Electronic Stability Program — электронная система курсовой устойчивости). При помощи датчиков, контролирующих поведение грузовика, система ESP автоматически распределяет тормозное усилие для выравнивания автомобиля.
Система ESP предлагается также для грузовиков 6x2 и при использовании одного или нескольких прицепов. И недавняя разработка — система обзора Over View Surveillance System, разработанная совместно с японской корпорацией Toshiba Corporation. Она предоставляет водителю панорамный вид сверху, то есть возможность видеть «с высоты птичьего полета» свой автомобиль и окружающую обстановку, тем самым повышая уровень безопасности и комфорта вождения. Система использует четыре компактные камеры, закрепленные на каждой стороне автомобиля. Электронная система затем синхронизирует изображения и создает вид сверху и автомобиля, и окружающей обстановки. Уникальность этой системе придает то, что водитель при движении на малой скорости — например, задним ходом, при заезде на стоянку или по узким городским улицам — ощущает дистанцию от грузовика до окружающих объектов и людей. Для этого шоферу достаточно лишь взглянуть на монитор системы. Эта революционная система уже установлена на проходящий испытания гибридный грузовик-мусоровоз Volvo FE Hybrid.
DAF Trucks N.V.
Компания DAF Trucks N.V., входящая в американскую корпорацию PACCAR Inc, является один из самых больших в мире изготовителей грузовых автомобилей. И в категории 15-тонных транспортных средств голландцы занимают 14% долю европейского рынка. За прошлый год компания продала на рынках Европы в общей сложности 61.000 грузовиков. Выступая перед прессой, Рон Борсбум, технический директор DAF Trucks N.V., рассказал об устройствах, повышающих безопасность голландских грузовиков (контроллерах стабильности движения транспортного средства, системах предупреждения столкновения и предупреждения узкого проезда).
Возможно, самым интересным стало озвучивание плана о применении в следующем году системы адаптивного круиз-контроля. Она ограничит смертельно опасный «героизм» безбашенных водителей многотонных автопоездов, соперничающих друг с другом на дорогах общего пользования. Система просто не допустит сближения грузовых «Шумахеров» менее чем на 20 м. DAF Night Lock — так называется новое устройство защиты грузовика от взлома и проникновения лихих людей. Голландцы стали первыми автопроизводителями, которые применили ночную блокировку для дверей кабины. Они гарантируют, что при запирании «Ночного Замка DAF» открыть дверь грузовика невозможно даже при помощи лома. Мотористы из Эйндховена сообщили, что уже можно заказать установку двигателя DAF уровня EEV (круче, чем Евро-5) при заказе грузовиков серии LF, CF или XF105. До недавнего времени считалось, что этого стандарта можно достичь только с газовым силовым агрегатом. Но, применив дополнительный пассивный фильтр сажи, стало возможным дальнейшее 50-процентное сокращение макрочастиц в выхлопе, после чего требования эмиссии стандарта EEV были выполнены. В прошлом году начались поставки 9,2-литровых двигателей PACCAR уровня EEV, использовавшихся в основном общественном транспорте. В середине этого года эти моторы в диапазоне мощностей от 250 до 360 л/с. стали доступны для грузовиков DAF серии CF75. Теперь же объявлено, что заказчики могут приобрести 12,9- литровый двигатель PACCAR MX (мощностью от 360 до 510 л/с.), выполняющий стандарт EEV для автомобилей DAF CF85 и XF105.
И последнее. Ожидаемого «гвоздя программы» на стенде DAF так и не появилось. Речь идет о топовом двигателе PACCAR MX мощностью 560 л/с. и соответственно новом флагманском тягаче DAF XF105.560. Как говорят, ожидаемый мотор создан на основе 13-литрового 510-сильного агрегата с использованием двойного турбонаддува. Своеобразные люди, эти голландцы — они обычно любят скрывать свою новинку, не давая никаких предварительных комментариев и пресс-релизов до самого открытия выставки. Применяя эффект внезапности. Так было в недавнем прошлом при презентации серии грузовиков серии CF в Ганновере, когда все журналисты начали готовить отчеты без новинок DAF. Так вот, премьерные автомобили привезли в одиннадцать вечера за день до начала работы салона. А на открытии у многих от удивления просто открылись рты… Конечно, журналистские «кроты» из Эйндховена уже давно сообщили о создании нового 560-сильного мотора, поэтому все были очень заинтригованы. Но, увы. Хотя, как говорят, двигатель полностью готов, и даже кабинные таблички «DAF XF105.560 Super Space Cab» напечатаны.
Мюнхенский ЛЕВ
В 2007 году объем продаж немецкой компании MAN Nutzfahrzeuge с общим числом занятых более 36.000 человек составил 10,4 млрд евро. За этот период было продано более 93.000 грузовых автомобилей и 7300 автобусов и автобусных шасси марок MAN и NEOPLAN. Доходы по сравнению с предыдущим годом выросли на 49% и достигли рекордного результата более 1 млрд евро. Сейчас доля компании на европейском рынке автомобилей весом более 6 тонн составляет 16,1%.
Гвоздем экспозиции компании MAN стали впервые продемонстрированные двигатели серий D08 Common Rail, D20 CR и D26 CR с системой рециркуляции выхлопных газов EGR, удовлетворяющие требованиям стандарта Евро-5, который вступит в силу в октябре 2009 г. Таким образом, руководство концерна своевременно выполнило свое прошлогоднее обещание и предложило клиентам актуальный силовой агрегат и без малопривлекательной мочевины. Вместе с технологией топливоподачи Common Rail третьего поколения, двухступенчатым наддувом, а также охлаждением промежуточного воздуха и воздуха основного наддува и другими усовершенствованиями новые двигатели смогут выполнить строгие экологические требования Евро-5 и добровольный стандарт EEV без применения дорогой и неудобной технологии нейтрализации отработанных газов SCR. Моторы с технологией EGR будут доступны перевозчикам на всем диапазоне мощностей и даже с уровнем EEV. К основным преимуществам системы EGR перед SCR является то, что водителю в дороге нужно заправляться только дизельным топливом и попросту забыть о присадке AdBlue®.
Помимо прочего, «безмочевинный» грузовик будет экономить на пространстве и весе системы нейтрализации отработанных газов SCR. Среднетоннажник MAN TGL 12.220 Hybrid с параллельной гибридной технологией стал, пожалуй, единственным премьерным автомобилем на выставочной площадке IAA мюнхенского концерна. Хотя это только опытный образец, предназначенный тем транспортным компаниям, которые возят грузы на более-менее длинные расстояния со стабильными скоростными режимами — я полагаю, региональным перевозчикам. Новый 12-тонный MAN TGL оснащен четырехцилиндровым двигателем MAN D0834 (экологического уровня EEV) мощностью 162 кВт (220 л/с.) при 2400 об./мин. Мотор агрегатирован с гибридной трансмиссией ZF hybrid, сочетающей в себе 80-сильный электромотор и 6-скоростную автоматизированную коробку передач ASTronic Light. Для накопления электроэнергии грузовик укомплектован блоком компактных литий-ионных батарей мощностью 2 кВт/час, которые, по мнению специалистов ZF, вряд ли будут улучшены в течение ближайшего времени.
Автоматическая система «стоп-старт» позволяет экономить топливо во время работы на холостом ходу, а также обеспечивает электрический привод при трогании с места и при ускорении, которое сопровождается большим расходом энергии. С использованием более мощной батареи в 6 кВт возможно даже движение за счет чистой электрической энергии. Инженеры компании MAN рассчитывают уменьшить потребление топлива на 15% по сравнению с дизельным аналогом. Правда, экономический эффект, получаемый за счет сокращения потребления солярки, при существующих ценах на топливо пока что не позволяет клиентам быстро окупить прирост 20.000 евро в стоимости гибридного автомобиля. Другим заметным экспонатом стал городской маршрутный автобус MAN Lion’s City Hybrid с гибридным приводом и суперконденсатором (Ultracaps), используемым в качестве аккумулятора энергии. Пассажирская машина поступит на рынок в 2010 году, и, как ожидается, ее топливный «аппетит» будет на 30% меньше, чем у сегодняшних дизельных аналогов.
Завершая обзор, хотелось бы также сказать о новой концепции грузового автомобиля MAN TGX EcoLion, разработанной для снижения эксплуатационных расходов на междугородних перевозках. Дальнемагистральный седельный тягач серии TGX EcoLion представляет собой автомобиль с колесной формулой 4x2, базой 3600 мм, с передней рессорной и задней пневматической подвеской. Он оснащен мощным и экономичным двигателем Common Rail серий D20 и D26 с системой EGR мощностью от 400 до 540 л/с., который может поставляться на выбор в соответствии со стандартом Евро-4 или Евро-5. Грузовик впервые оборудован новой системой управления сжатого воздуха Air Pressure Management (APM), применение которой ведет к снижению потребления топлива. Эта инновационная технология, разработанная специалистами MAN, заменяет в TGX EcoLion традиционный воздушный компрессор, который работает и потребляет энергию даже в тех случаях, когда необходимое давление в ресивере уже достигнуто. Устройство APM обладает пневматической многодисковой муфтой, расположенной между приводом компрессора и коленчатым валом дизельного двигателя, которая при достижении необходимого давления в ресивере отключает компрессор. Если пневмосистема грузовика расходовала сжатый воздух из воздушного ресивера, то муфта вновь включает привод насоса для нагнетания воздуха. Таким образом, в дальних поездках система APM позволяет сократить продолжительность работы воздушного компрессора на 90%. А это означает, что вы экономите по 0,5 литра солярки на каждых 100 км пути. Благодаря встроенным техническим новшествам — таким, как новая система (APM), — новому рулевому механизму MAN DirectSteering, программному обеспечению MAN TipMatic® для автоматической КП и модернизированной системе курсовой устойчивости ESP, магистральный тягач TGX EcoLion сегодня стал самым экономичным грузовым автомобилем компании MAN.
SCANIA
Шведская фирма является мировым пионером и лидером в области разработки двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов EGR. Моторы уровня Евро-5 EGR уже около года производятся серийно. Но пока нормы Евро-6 официально не установлены, моторостроители акцентировали свои усилия на «добровольном» стандарте EEV (enhanced environmentally friendly vehicle). Видимо, поэтому скандинавы, отвечая на спрос, демонстрировали на выставке свои двигатели уровня Евро-5 и EEV. К ним относятся 9-литровые агрегаты мощностью 230, 280 и 320 л/с., а также новинки — 360-сильный автобусный мотор и 420-сильный для грузовиков. Всего за время введения требований EEV Scania выпустила приблизительно 2500 грузовиков и автобусов, укомплектованных такими двигателями. Еще одним направлением шведских мотористов стали двигатели, работающие на этаноле. К преимуществам таких агрегатов относится то, что, во-первых, это возобновляемый вид топлива, а во-вторых, в его выхлопе на 90% меньше соединений CO2. С 1989 года Scania выпускает этанольные городские автобусы и произвела их уже более 600 единиц. На ганноверском стенде компании демонстрировался новый этанольный двигатель, полученный в результате адаптации 9-литрового дизельного мотора.
Силовой агрегат с системой EGR развивает мощность 270 л/с. и крутящий момент 1200 Нм и предназначен в основном для оснащения грузовиков. Да, эта мировая премьера начнет серийно производиться со следующего года. Конечно, внутригородской коммерческий транспорт на этаноле — это очень перспективно и экологично, но проблему создания сети «спиртовых» АЗС вряд ли удастся решить быстро.
IVECO
Стенд площадью 3700 м2 наглядно продемонстрировал, как компания Iveco стремится найти решение насущных проблем транспортной отрасли. Самым заметным экспонатом был опытный образец инновационного городского автобуса Irisbus Hynovis, оснащенного параллельной дизель/гидравлической гибридной установкой. Такой привод является абсолютной новинкой на европейском рынке, его применение позволяет сократить расход топлива на 30%. Встроенная рекуперативная система накопления энергии торможения, работающая при помощи гидромоторов и гидроаккумуляторов, помогает получить уровень экономической эффективности, аналогичный тем, который достигается у подобных ДВС/электрических гибридных технологий. А применение шин Michelin Durable Technology InfiniCoil, у которых сопротивление качению меньше на 8%, чем у аналогов, также ведет к снижению в потреблении топлива.
Hynovis — первая трехосная пассажирская машина с независимым гидроприводом каждой оси. Это позволяет достигнуть нормального радиуса поворота, несмотря на более длинную колесную базу. 12-метровый Hynovis оснащен небольшим 6-литровым дизельным двигателем, за счет чего грузоподъемность увеличилась на одну тонну и, следовательно, пассажировместимость — на 9 человек в сравнении со стандартным автобусом. Особое внимание было уделено внутреннему комфорту. Иными словами, инновационный проект — он не только в приводе, но и в новом уровне удобств для пассажиров. Использование задней управляемой приводной оси с односкатной ошиновкой позволило значительно уменьшить колесную арку внутри салона, что позволяет пассажирам размещаться удобней на задней площадке. Боковые стекла стали больше, кроме этого, появились дополнительные стеклянные фрагменты в крыше, — все это увеличило прозрачную область машины на 20%. Поездка пассажиров в Hynovis будет очень приятной из-за использования независимых амортизаторов на всех колесах, что ведет к уменьшению вибрации в транспортном средстве. А дополнительная звукоизоляция тыловой секции моторного отсека вкупе с малошумным двигателем привело к сокращению внутреннего шума на 6 децибел. Да, гибридный автобус — передовик во всех смыслах, но сколько же он стоит? Компанию гибридному автобусу составили другие аналоги от Iveco: дизель/электрические минибус Daily Tourys Hybrid и грузовик Eurocargo Hybrid.
Тему «автоэкологичных» транспортных средств продолжил развозной фургон Daily 35S Electric с электроприводом. Раньше в этом сегменте работали исключительно британцы, и вот Iveco нарушил эту «монополию». Развозной автомобиль оснащен асинхронным электродвигателем мощностью 60 кВт с функцией генератора для улавливания рекуперативной энергии при торможении и блоком NaNi/Cl2 аккумуляторных батарей. Электрофургон грузоподъемностью 1000 кг может проехать 120 км с одной подзарядки с максимальной скоростью 70 км/час. Думаю, никому не надо объяснять пользу транспортных средств с «нулевой» эмиссией, работающих в мегаполисах. В некоторых из них весьма приветствуется появление «электриков» и даже поощряется налоговыми льготами и всякими бесплатными разрешениями на проезд по центральным кварталам. Кроме «гибридов» и «электриков», на стенде располагались грузовые автомобили, работающие на природном газе: Daily CNG, Eurocargo CNG и Stralis CNG.
Последний оснащается 6-цилиндровым двигателем FPT Cursor мощностью 272 л/с. (200 кВт) и 6-скоростной автоматической трансмиссией Allison S3200. Максимальное расстояние, которое автомобиль может проехать с одной заправки, составляет 450 км. Завершала выставочную экспозицию компании Iveco мировая премьера — внедорожное шасси Eurocargo 4x4.
Компания Volvo Trucks, которой принадлежат такие марки, как Renault, Mack и Nissan Diesel, по праву считается вторым номером в списке глобальных производителей грузовиков и автобусов. Перед открытием выставки руководство автогиганта сообщило, что собирается уменьшить производство грузовиков и начинает переговоры с профсоюзами о сокращении приблизительно 1400 рабочих мест на заводах в Бельгии и Швеции. Такова была реакция Volvo на начавшийся недавно финансовый кризис и падающий спрос на автомобили на рынках Европы.
Но несмотря на неутешительные новости, шведы продемонстрировали посетителям выставки несколько новинок и оригинальных устройств. Первым в списке можно назвать мусоровоз Volvo FE Hybrid с гибридной системой 4-го поколения. В 2006 году компания впервые представила свою концепцию параллельно гибридной технологии. Год позже на испытания в Швеции поступили два новых гибридных мусоровоза Volvo. И вот новостью ганноверской выставки стало сообщение, что в 2009 году компания запустит в производство гибридный мусоровоз Volvo FE. Говоря о его способностях, можно отметить, что его дизель/электрический привод передового «коммунальщика» позволяет уменьшить расход топлива примерно на 20%, снизить выброс вредного CO2 на 15-20%. Кроме этого, при движении на скорости до 20 км/час грузовик будет бесшумным и без выхлопа, так как его привод будет работать в режиме электродвигателя. Кстати, по статистике этот скоростной диапазон у типичного мусоровоза составляет 70% от его ежедневного рабочего времени. Также в следующем году шведы планируют начать серийное производство городского автобуса Volvo 7700 Hybrid Bus и выпустить небольшое количество колесных погрузчиков Volvo L220F Hybrid. Следующим заметным экспонатом стенда стал обновленный седельный тягач Volvo FM с новым 11-литровым двигателем, предназначенный в основном для региональных перевозчиков. Премьерный силовой агрегат D11 будет на 140 кг легче, чем больший по объему двигатель D13 и при этом обеспечивать высокие динамические характеристики и низкий расход топлива.
Двигатель D11 (SCR Евро-4 и SCR Евро-5) будет поставляться в двух вариантах мощности: 390 л/с. с крутящим моментом 1880 Нм либо 430 л/с. и 2100 Нм. Высокая мощность развивается в довольно широком диапазоне оборотов, а наиболее экономичный режим варьируется от 1050 до 1500 об./мин. Кроме того, новый мотор агрегатировали с автоматизированной коробкой передач I-Shift, которая не только повышает комфорт вождения, но и обеспечивает высокую топливную экономичность.
Говоря о подкорректированном автомобиле Volvo FM, я бы отметил, что он выдержан в общем стиле всей гаммы FM. Изменения в экстерьере характеризуются новыми фарами головного света, противосолнечным козырьком и логотипом Globetrotter. Интерьер кабины полностью переработан. Высота потолка в варианте новой кабины Globetrotter LXL стала выше на 150 мм. Низкие входные ступеньки также повышают комфорт работы водителей, которым приходится много раз в день садиться в кабину и выходить из нее. Как сказал Кристер Персон, менеджер по развитию компании Volvo Trucks: «Мы хотим сделать тягач Volvo FM с 11-литровым двигателем идеальным решением в случаях, где грузоподъемность играет приоритетную роль. Он сочетает в себе мощность, высокий комфорт водителя и оптимальную грузоподъемность. Новая версия призвана привлечь покупателей в тех отраслях, где мы видим большой потенциал для роста».
Касаясь новых компонентов, замечу, что компания Volvo Trucks продолжила развивать линейку устройств, повышающих безопасность движения. Среди них первая в своем роде система предупреждения водителя Driver Alert Support, которая сканирует дорожную разметку и определяет положение автомобиля относительно ее. А также небольшие, но приятные «мелочи» — датчик дождя; фары дополнительного освещения поворотов; система оповещения при перестроении, использующая радар для обнаружения транспортных средств, движущихся вдоль грузовика со стороны пассажира. Для предотвращения заносов и опрокидывания грузовиков специалисты Volvo разработали еще одну систему безопасности — ESP (Electronic Stability Program — электронная система курсовой устойчивости). При помощи датчиков, контролирующих поведение грузовика, система ESP автоматически распределяет тормозное усилие для выравнивания автомобиля.
Система ESP предлагается также для грузовиков 6x2 и при использовании одного или нескольких прицепов. И недавняя разработка — система обзора Over View Surveillance System, разработанная совместно с японской корпорацией Toshiba Corporation. Она предоставляет водителю панорамный вид сверху, то есть возможность видеть «с высоты птичьего полета» свой автомобиль и окружающую обстановку, тем самым повышая уровень безопасности и комфорта вождения. Система использует четыре компактные камеры, закрепленные на каждой стороне автомобиля. Электронная система затем синхронизирует изображения и создает вид сверху и автомобиля, и окружающей обстановки. Уникальность этой системе придает то, что водитель при движении на малой скорости — например, задним ходом, при заезде на стоянку или по узким городским улицам — ощущает дистанцию от грузовика до окружающих объектов и людей. Для этого шоферу достаточно лишь взглянуть на монитор системы. Эта революционная система уже установлена на проходящий испытания гибридный грузовик-мусоровоз Volvo FE Hybrid.
DAF Trucks N.V.
Компания DAF Trucks N.V., входящая в американскую корпорацию PACCAR Inc, является один из самых больших в мире изготовителей грузовых автомобилей. И в категории 15-тонных транспортных средств голландцы занимают 14% долю европейского рынка. За прошлый год компания продала на рынках Европы в общей сложности 61.000 грузовиков. Выступая перед прессой, Рон Борсбум, технический директор DAF Trucks N.V., рассказал об устройствах, повышающих безопасность голландских грузовиков (контроллерах стабильности движения транспортного средства, системах предупреждения столкновения и предупреждения узкого проезда).
Возможно, самым интересным стало озвучивание плана о применении в следующем году системы адаптивного круиз-контроля. Она ограничит смертельно опасный «героизм» безбашенных водителей многотонных автопоездов, соперничающих друг с другом на дорогах общего пользования. Система просто не допустит сближения грузовых «Шумахеров» менее чем на 20 м. DAF Night Lock — так называется новое устройство защиты грузовика от взлома и проникновения лихих людей. Голландцы стали первыми автопроизводителями, которые применили ночную блокировку для дверей кабины. Они гарантируют, что при запирании «Ночного Замка DAF» открыть дверь грузовика невозможно даже при помощи лома. Мотористы из Эйндховена сообщили, что уже можно заказать установку двигателя DAF уровня EEV (круче, чем Евро-5) при заказе грузовиков серии LF, CF или XF105. До недавнего времени считалось, что этого стандарта можно достичь только с газовым силовым агрегатом. Но, применив дополнительный пассивный фильтр сажи, стало возможным дальнейшее 50-процентное сокращение макрочастиц в выхлопе, после чего требования эмиссии стандарта EEV были выполнены. В прошлом году начались поставки 9,2-литровых двигателей PACCAR уровня EEV, использовавшихся в основном общественном транспорте. В середине этого года эти моторы в диапазоне мощностей от 250 до 360 л/с. стали доступны для грузовиков DAF серии CF75. Теперь же объявлено, что заказчики могут приобрести 12,9- литровый двигатель PACCAR MX (мощностью от 360 до 510 л/с.), выполняющий стандарт EEV для автомобилей DAF CF85 и XF105.
И последнее. Ожидаемого «гвоздя программы» на стенде DAF так и не появилось. Речь идет о топовом двигателе PACCAR MX мощностью 560 л/с. и соответственно новом флагманском тягаче DAF XF105.560. Как говорят, ожидаемый мотор создан на основе 13-литрового 510-сильного агрегата с использованием двойного турбонаддува. Своеобразные люди, эти голландцы — они обычно любят скрывать свою новинку, не давая никаких предварительных комментариев и пресс-релизов до самого открытия выставки. Применяя эффект внезапности. Так было в недавнем прошлом при презентации серии грузовиков серии CF в Ганновере, когда все журналисты начали готовить отчеты без новинок DAF. Так вот, премьерные автомобили привезли в одиннадцать вечера за день до начала работы салона. А на открытии у многих от удивления просто открылись рты… Конечно, журналистские «кроты» из Эйндховена уже давно сообщили о создании нового 560-сильного мотора, поэтому все были очень заинтригованы. Но, увы. Хотя, как говорят, двигатель полностью готов, и даже кабинные таблички «DAF XF105.560 Super Space Cab» напечатаны.
Мюнхенский ЛЕВ
В 2007 году объем продаж немецкой компании MAN Nutzfahrzeuge с общим числом занятых более 36.000 человек составил 10,4 млрд евро. За этот период было продано более 93.000 грузовых автомобилей и 7300 автобусов и автобусных шасси марок MAN и NEOPLAN. Доходы по сравнению с предыдущим годом выросли на 49% и достигли рекордного результата более 1 млрд евро. Сейчас доля компании на европейском рынке автомобилей весом более 6 тонн составляет 16,1%.
Гвоздем экспозиции компании MAN стали впервые продемонстрированные двигатели серий D08 Common Rail, D20 CR и D26 CR с системой рециркуляции выхлопных газов EGR, удовлетворяющие требованиям стандарта Евро-5, который вступит в силу в октябре 2009 г. Таким образом, руководство концерна своевременно выполнило свое прошлогоднее обещание и предложило клиентам актуальный силовой агрегат и без малопривлекательной мочевины. Вместе с технологией топливоподачи Common Rail третьего поколения, двухступенчатым наддувом, а также охлаждением промежуточного воздуха и воздуха основного наддува и другими усовершенствованиями новые двигатели смогут выполнить строгие экологические требования Евро-5 и добровольный стандарт EEV без применения дорогой и неудобной технологии нейтрализации отработанных газов SCR. Моторы с технологией EGR будут доступны перевозчикам на всем диапазоне мощностей и даже с уровнем EEV. К основным преимуществам системы EGR перед SCR является то, что водителю в дороге нужно заправляться только дизельным топливом и попросту забыть о присадке AdBlue®.
Помимо прочего, «безмочевинный» грузовик будет экономить на пространстве и весе системы нейтрализации отработанных газов SCR. Среднетоннажник MAN TGL 12.220 Hybrid с параллельной гибридной технологией стал, пожалуй, единственным премьерным автомобилем на выставочной площадке IAA мюнхенского концерна. Хотя это только опытный образец, предназначенный тем транспортным компаниям, которые возят грузы на более-менее длинные расстояния со стабильными скоростными режимами — я полагаю, региональным перевозчикам. Новый 12-тонный MAN TGL оснащен четырехцилиндровым двигателем MAN D0834 (экологического уровня EEV) мощностью 162 кВт (220 л/с.) при 2400 об./мин. Мотор агрегатирован с гибридной трансмиссией ZF hybrid, сочетающей в себе 80-сильный электромотор и 6-скоростную автоматизированную коробку передач ASTronic Light. Для накопления электроэнергии грузовик укомплектован блоком компактных литий-ионных батарей мощностью 2 кВт/час, которые, по мнению специалистов ZF, вряд ли будут улучшены в течение ближайшего времени.
Автоматическая система «стоп-старт» позволяет экономить топливо во время работы на холостом ходу, а также обеспечивает электрический привод при трогании с места и при ускорении, которое сопровождается большим расходом энергии. С использованием более мощной батареи в 6 кВт возможно даже движение за счет чистой электрической энергии. Инженеры компании MAN рассчитывают уменьшить потребление топлива на 15% по сравнению с дизельным аналогом. Правда, экономический эффект, получаемый за счет сокращения потребления солярки, при существующих ценах на топливо пока что не позволяет клиентам быстро окупить прирост 20.000 евро в стоимости гибридного автомобиля. Другим заметным экспонатом стал городской маршрутный автобус MAN Lion’s City Hybrid с гибридным приводом и суперконденсатором (Ultracaps), используемым в качестве аккумулятора энергии. Пассажирская машина поступит на рынок в 2010 году, и, как ожидается, ее топливный «аппетит» будет на 30% меньше, чем у сегодняшних дизельных аналогов.
Завершая обзор, хотелось бы также сказать о новой концепции грузового автомобиля MAN TGX EcoLion, разработанной для снижения эксплуатационных расходов на междугородних перевозках. Дальнемагистральный седельный тягач серии TGX EcoLion представляет собой автомобиль с колесной формулой 4x2, базой 3600 мм, с передней рессорной и задней пневматической подвеской. Он оснащен мощным и экономичным двигателем Common Rail серий D20 и D26 с системой EGR мощностью от 400 до 540 л/с., который может поставляться на выбор в соответствии со стандартом Евро-4 или Евро-5. Грузовик впервые оборудован новой системой управления сжатого воздуха Air Pressure Management (APM), применение которой ведет к снижению потребления топлива. Эта инновационная технология, разработанная специалистами MAN, заменяет в TGX EcoLion традиционный воздушный компрессор, который работает и потребляет энергию даже в тех случаях, когда необходимое давление в ресивере уже достигнуто. Устройство APM обладает пневматической многодисковой муфтой, расположенной между приводом компрессора и коленчатым валом дизельного двигателя, которая при достижении необходимого давления в ресивере отключает компрессор. Если пневмосистема грузовика расходовала сжатый воздух из воздушного ресивера, то муфта вновь включает привод насоса для нагнетания воздуха. Таким образом, в дальних поездках система APM позволяет сократить продолжительность работы воздушного компрессора на 90%. А это означает, что вы экономите по 0,5 литра солярки на каждых 100 км пути. Благодаря встроенным техническим новшествам — таким, как новая система (APM), — новому рулевому механизму MAN DirectSteering, программному обеспечению MAN TipMatic® для автоматической КП и модернизированной системе курсовой устойчивости ESP, магистральный тягач TGX EcoLion сегодня стал самым экономичным грузовым автомобилем компании MAN.
SCANIA
Шведская фирма является мировым пионером и лидером в области разработки двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов EGR. Моторы уровня Евро-5 EGR уже около года производятся серийно. Но пока нормы Евро-6 официально не установлены, моторостроители акцентировали свои усилия на «добровольном» стандарте EEV (enhanced environmentally friendly vehicle). Видимо, поэтому скандинавы, отвечая на спрос, демонстрировали на выставке свои двигатели уровня Евро-5 и EEV. К ним относятся 9-литровые агрегаты мощностью 230, 280 и 320 л/с., а также новинки — 360-сильный автобусный мотор и 420-сильный для грузовиков. Всего за время введения требований EEV Scania выпустила приблизительно 2500 грузовиков и автобусов, укомплектованных такими двигателями. Еще одним направлением шведских мотористов стали двигатели, работающие на этаноле. К преимуществам таких агрегатов относится то, что, во-первых, это возобновляемый вид топлива, а во-вторых, в его выхлопе на 90% меньше соединений CO2. С 1989 года Scania выпускает этанольные городские автобусы и произвела их уже более 600 единиц. На ганноверском стенде компании демонстрировался новый этанольный двигатель, полученный в результате адаптации 9-литрового дизельного мотора.
Силовой агрегат с системой EGR развивает мощность 270 л/с. и крутящий момент 1200 Нм и предназначен в основном для оснащения грузовиков. Да, эта мировая премьера начнет серийно производиться со следующего года. Конечно, внутригородской коммерческий транспорт на этаноле — это очень перспективно и экологично, но проблему создания сети «спиртовых» АЗС вряд ли удастся решить быстро.
IVECO
Стенд площадью 3700 м2 наглядно продемонстрировал, как компания Iveco стремится найти решение насущных проблем транспортной отрасли. Самым заметным экспонатом был опытный образец инновационного городского автобуса Irisbus Hynovis, оснащенного параллельной дизель/гидравлической гибридной установкой. Такой привод является абсолютной новинкой на европейском рынке, его применение позволяет сократить расход топлива на 30%. Встроенная рекуперативная система накопления энергии торможения, работающая при помощи гидромоторов и гидроаккумуляторов, помогает получить уровень экономической эффективности, аналогичный тем, который достигается у подобных ДВС/электрических гибридных технологий. А применение шин Michelin Durable Technology InfiniCoil, у которых сопротивление качению меньше на 8%, чем у аналогов, также ведет к снижению в потреблении топлива.
Hynovis — первая трехосная пассажирская машина с независимым гидроприводом каждой оси. Это позволяет достигнуть нормального радиуса поворота, несмотря на более длинную колесную базу. 12-метровый Hynovis оснащен небольшим 6-литровым дизельным двигателем, за счет чего грузоподъемность увеличилась на одну тонну и, следовательно, пассажировместимость — на 9 человек в сравнении со стандартным автобусом. Особое внимание было уделено внутреннему комфорту. Иными словами, инновационный проект — он не только в приводе, но и в новом уровне удобств для пассажиров. Использование задней управляемой приводной оси с односкатной ошиновкой позволило значительно уменьшить колесную арку внутри салона, что позволяет пассажирам размещаться удобней на задней площадке. Боковые стекла стали больше, кроме этого, появились дополнительные стеклянные фрагменты в крыше, — все это увеличило прозрачную область машины на 20%. Поездка пассажиров в Hynovis будет очень приятной из-за использования независимых амортизаторов на всех колесах, что ведет к уменьшению вибрации в транспортном средстве. А дополнительная звукоизоляция тыловой секции моторного отсека вкупе с малошумным двигателем привело к сокращению внутреннего шума на 6 децибел. Да, гибридный автобус — передовик во всех смыслах, но сколько же он стоит? Компанию гибридному автобусу составили другие аналоги от Iveco: дизель/электрические минибус Daily Tourys Hybrid и грузовик Eurocargo Hybrid.
Тему «автоэкологичных» транспортных средств продолжил развозной фургон Daily 35S Electric с электроприводом. Раньше в этом сегменте работали исключительно британцы, и вот Iveco нарушил эту «монополию». Развозной автомобиль оснащен асинхронным электродвигателем мощностью 60 кВт с функцией генератора для улавливания рекуперативной энергии при торможении и блоком NaNi/Cl2 аккумуляторных батарей. Электрофургон грузоподъемностью 1000 кг может проехать 120 км с одной подзарядки с максимальной скоростью 70 км/час. Думаю, никому не надо объяснять пользу транспортных средств с «нулевой» эмиссией, работающих в мегаполисах. В некоторых из них весьма приветствуется появление «электриков» и даже поощряется налоговыми льготами и всякими бесплатными разрешениями на проезд по центральным кварталам. Кроме «гибридов» и «электриков», на стенде располагались грузовые автомобили, работающие на природном газе: Daily CNG, Eurocargo CNG и Stralis CNG.
Последний оснащается 6-цилиндровым двигателем FPT Cursor мощностью 272 л/с. (200 кВт) и 6-скоростной автоматической трансмиссией Allison S3200. Максимальное расстояние, которое автомобиль может проехать с одной заправки, составляет 450 км. Завершала выставочную экспозицию компании Iveco мировая премьера — внедорожное шасси Eurocargo 4x4.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2008 год в рубрике машины и механизмы