IAA-2008, или очередное шоу коммерческого транспорта в Европе
Каждые два года в германском городе Ганновер происходит самая большая и разносторонняя в мире выставка коммерческого автотранспорта IAA Commercial Vehicles Show.
Каждый европейский автопроизводитель, да и все значимые компании с других континентов, обязательно принимают участие в этой выставке. Вот и на этот, 62-й по счету, раз международный показ IAA-2008, проходивший с 25 сентября по 2 октября этого года, собрал 2084 компании из 47 стран мира, что на 25% больше, чем два года назад. Стоит также отметить, что 57% от общего числа экспонентов ганноверской выставки были зарубежными. Среди них присутствовали 133 фирмы из Китая, были компании из Украины, Индии, Бразилии, Литвы и Египта, а также объединенные стенды от Финляндии и Турции. Для размещения участников потребовалось 275.000 м2 выставочной площади, что также на 10% превышает показатель IAA 2006 года.
Естественно, наше издание не могло пропустить столь масштабное мероприятие, на котором автопроизводители со всего мира демонстрировали свои последние достижения в области новых грузовиков, автобусов, коммерческих фургонов, трейлеров, шин и автокомпонентов.
Тенденции
Если говорить о тенденциях, происходящих сейчас в транспортном машиностроении Европы, то, конечно, всем заметно повсеместное желание автопроизводителей создавать менее прожорливых и более экологичных «стальных коней». И в этой связи гибридомобили опять оказались в центре внимания ганноверских экспозиций. Все специалисты говорят об их топливной эффективности и соответствии всем современным экологическим требованиям, но их уровень продаж в Европе пока что весьма незначителен. То ли дело Северная Америка или Япония — там дела с продвижением «гибридного» направления обстоят куда лучше. Различия между континентами заметны хотя бы в наличии в США организации под названием Hybrid Truck Users Forum (HTUF). Эта ассоциация продвинутых транспортников постоянно рекламирует и проталкивает «гибридную» идею в массы и правительственным чиновникам всех уровней. В итоге в Штатах уже узаконены различные налоговые льготы и федеральные скидки для покупателей гибридных грузовиков, что, естественно, повлияло на рост продаж. В Японии подобной организации нет, но правительство давно уже предусмотрело экономические стимулы для актуальнейших гибридомобилей, ведь в Стране восходящего солнца большинство людей рождаются с «заточенными» под технический прогресс мозгами. Таким образом, понимая ценовые недостатки гибридомобилей, все европейские автопроизводители в один голос говорят, что без налоговых скидок гибридный рынок ЕС никогда не расцветет, а останется лишь нишей перспективных транспортных средств.
Что же до продаж обычных коммерческих автомобилей в старушке Европе, то тут тоже наметились определенные изменения. И перемены эти, надо сказать, произошли не в лучшую сторону. Если на протяжении последних нескольких лет все отмечали, как европейские производители коммерческого транспорта серьезно напрягали свои технологические и производственные системы, чтобы удовлетворить растущий спрос на автомобили и полуприцепы, то недавней тенденцией стало резкое падение заказов.
Если еще в первой половине 2008 года был заметен рост производства во всех сегментах автопрома, то в прошлом месяце европейские продажи тяжелых грузовиков упали на 13%! Ассоциация европейских автопроизводителей отмечает, что рекордный по снижению август стал четвертым подряд «падающим» месяцем в этом году. Самым заметным «сокращающимся» регионом стала Испания с 47-процентным уменьшением, далее следуют Франция и Италии с 18% и 11% соответственно. Из 27 стран ЕС только крупнейший рынок Европы — Германия, — а также Великобритания и Болгария объявляли о небольшом увеличении спроса на тяжелые грузовики. Продажи фургонов массой до 3,5 тонн в ЕС также упали в августе на 22% по сравнению с прошлогодними показателями. Только заказы автобусов противились новейшей тенденции и росли… на 0,7%.
Отрицательное развитие рынка возникло из-за недавних событий на мировых финансовых рынках, приведшее европейских банкиров в состояние неуверенности и, как следствие, к сокращению кредитования. Иными словами, тот кризис, который охватил американский рынок в прошлом году, перекинулся-таки через Атлантический водоем. Европейская экономика замедляется, снижаются объемы промышленного производства и торговли, что, естественно, приводит к сдерживанию покупательского «аппетита». «Рынок находится в плохом состоянии, — сказал Аад Гоудриаан, президент голландской компании DAF. — Автоперевозчики стали более консервативными в вопросе замены старых транспортных средств, а некоторым банки попросту не предоставляют ссуды для оплаты новых грузовиков». Замедление продаж грузовиков повлияло также на стоимость активов европейских автопроизводителей. Так, по данным агентства Bloomberg, акции Daimler AG подешевели на 42%, у Volvo AB они опустились на 41%, мюнхенский концерн MAN AG потерял на 53% стоимости, а скандинавская компания Scania AB обесценилась на 37%. Может, российским олигархам настала пора прикупить кого- нибудь из них с дисконтом? Действительно, экономическая неуверенность в Европе привела к замедлению спроса на грузовики в нескольких странах ЕС. И в Северной Америке заказы на тяжеловозы уже полтора года остаются на стабильно низком уровне. Однако спрос, как выясняется, остается сильным в Восточной Европе, Азии включая Ближний Восток, Южной Америке и Африке. Помнится, знаменитый Остап Бендер просил не унывать товарищей и говорил: «Держитесь, «Запад» нам поможет». Теперь же ситуация в точности до наоборот — спасение «Запада» очень сильно зависит от заказов с «Востока». Еще одна важная тема — дизельное топливо. Как говорят аналитики, глобальный спрос на дизтопливо в последние годы растет, и растет особенно быстро в развивающихся странах, где дизелем заправляются почти все автомобили, легковые и грузовые. В результате поставки солярки в Европу стали более напряженными, так как на континенте не хватает нефтеперерабатывающих мощностей, а «дизельные» цены, как считают маркетологи, в обозримом будущем, по-видимому, опередят «бензиновые». Сейчас Евросоюз импортирует около 8% своих потребностей в готовом топливе, а к 2020 году этот показатель может вырасти до 20%. Видимо, поэтому в Брюсселе хотят, чтобы дорожный транспорт Европы начал активней использовать биотопливо. Даже назвали ориентиры — добиться повсеместно 5-процентной доли для биотоплива к 2015 году, а в перспективе — 10-процентной в 2020 году. Но, понимая, что увеличение выпуска «возобновляемого» биотоплива чревато уменьшением производства продуктов питания и будущим ростом их стоимости, руководство ЕС требует, чтобы 20% биотопливного баланса выпускалось без переработки сельскохозяйственных культур. Интересно, из чего же они собираются его делать?
Титулы
Значимость ганноверского автосалона IAA подчеркивало оглашение новых владельцев престижных титулов: Truck of the Year (Грузовик года), Bus of Year (Автобус года) и Van of Year (Фургон года).
Итак, приз International Truck of the Year 2009 получил грузовой автомобиль Mercedes Benz Actros MP3. Жюри, состоящее из журналистов, представляющих европейские транспортные издания, отдало дань улучшенной топливной экономичности и транспортной эффективности немецкого грузовика, его современной экологичности, а также безопасности и комфорту водителя, усовершенствованной при помощи инновационных технологий. Второе место получил грузовик Iveco Eurocargo, а третью позицию поделили скандинавы — Scania R480 с двигателем Евро-5 EGR и обновленный Volvo FH16.Комментируя знаменательное событие, председатель жюри англичанин Энди Солтер отметил: «Впервые выпущенный Mercedes-Benz Actros первенствовал в этой номинации в 1997 году, появившийся семь лет спустя Actros II также добыл престижный трофей. И вот Actros III, продолжая традиции одноименных предшественников, тоже порадовал немецкий автопромышленный гигант. Что тут сказать, «Актрос» сделал хет-трик. Это огромный успех».
Титула International Bus of the Year 2009 удостоился низкопольный городской автобус Setra S 415 NF серии MultiClass 400, выпущенный немецкой компанией Setra Buses, принадлежащей концерну Daimler AG. Жюри, состоящее из 19 европейских автомобильных журналистов, провело евроавтобусный тест претендентов на улицах Берлина. Судьи отметили, что «чемпионская» пассажирская машина устанавливает новые стандарты качества для городского общественного транспорта. Яркий интерьер, ясные линии салона, отличный обзор и превосходный внешний вид произвели очень сильное впечатление на участников испытаний. Также жюри отметило выдающийся комфорт для пассажиров во время движения машины и гармоничное взаимодействие современного двигателя и коробки передач. Компания Setra уже выпустила более 600 единиц автобусов Setra S 415 NF после того, как они были запущены в серийное производство.
Продолжая тему церемониальных мероприятий, отмечу, что титула International Van of the Year 2009 был удостоен легкий фургон, созданный в содружестве французской компанией PSA Peugeot/Citroеn и итальянским концерном FIAT Group Automobiles. То есть лауреатами почетного трофея стали идентичные фургоны: PeugeoT Bipper, Citroлn Nemo и Fiat Fiorino. Международное жюри, состоящее из журналистов 20 европейских стран, отдало победителям 112 очков из 140 возможных. Второе место получил новый Peugeot Partner. Редактор британского журнала Commercial Motor и по совместительству член международного жюри «Фургон Года» Энди Солтер считает, что этот фургон представляет собой первоклассный проект, в котором превосходно объединились экономическая эффективность транспортировки товаров, дизайн, безопасность, идеальное соотношение цена/качество и экология. Кроме этого, жюри было впечатлено компактными размерами нового «чемпиона». Переполненные улицы больших городов и потоки маленьких грузов долго ждали такого класса транспортное средство. Citroen Nemo комплектуется дизельным двигателем 1.4HDi мощностью 70 л/с. или 75-сильным 1.4i мотором (бензин/природный газ) и агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Приблизительная грузоподъемность фургона составляет 610-660 кг, а объем полезного пространства достигает 2,5-2,8 м3. Грузовички будут изготавливать на заводе компании Tofas в городе Бурса (Турция) и продавать в 80 странах мира.
Последний приз — Trailer Innovation 2009. Заметные нововведения в производстве прицепов и полуприцепов организовали и проводят каждые два года немецкое издание KFZ-Anzeiger и девять других европейских журналов. 45 компаний из восьми стран представили на конкурс в общей сложности 71 новшество, связанное с трейлерами.
Лучшим новшествам были названы фирмы S. A. Libner (Франция) и Orten (Германия) за многофункциональную систему Open Box C+, которая может быстро закрыть открытый трейлер тентом и также оперативно раскрыть платформу. Приз в категории «Шасси» получила компания Faymonville (Бельгия) за низкорамный полуприцеп с тележкой на двух качающихся осях, которая поднимает груз и улучшает управление поворотом трейлера. Новая электронная тормозная система трейлера TEBS G2 немецкой фирмы Knorr-Bremse победила в категории «Компоненты».
Daimler
Мировой лидер в производстве коммерческого транспорта представлял свои изделия на достаточно внушительной площади 11.500 м2, на которой разместились 53 грузовых автомобиля, фургона и автобуса, а также специальные транспортные средства. Общаясь с прессой, Андреас Реншлер , глава подразделения Daimler Truck and Bus, сообщил, что корпорация в прошлом году получила рекордную прибыль за всю историю. Общее количество заказов увеличилось на 3%, а продажи фургона Sprinter достигли «чемпионского» темпа, несмотря на снижение спроса в США и Европе. Касаясь полученного титула International Truck of the Year 2009 Mercedes Benz Actros MP3, он отметил, что грузовые автомобили модели Actros уже давно доказали свой «Was ist das?», ведь рубеж в полмиллиона проданных машин говорит сам за себя. Новая модель должна понравиться транспортникам, прежде всего, своей экономичностью около 20 л/100 км пути, увеличенным до 150.000 км интервалом в межсервисном обслуживании, удобством работы с новой автоматической коробкой, улучшенным внутренним комфортом и непревзойденным уровнем безопасности. Кстати, о ней. Грузовик Actros-III, полностью экипированный «безопасными» устройствами включая Active Brake Assist (Усилитель активного тормоза), Telligent Proximity Control (Контроллер сближения) и Lane Assistant (Помощник на узкой дороге), получает в немецкой страховой компании Allianz 10- процентную скидку на страховку такого транспортного средства. А это ни много ни мало 800 евро экономии в год. Далее Андреас Реншлер заметил: «Миру будут нужны грузовики и автобусы даже после того, как двигатели внутреннего сгорания уйдут в историю». Он считает, что перспективные сейчас гибридные системы, электроприводы и водородные двигатели станут обыденными узлами коммерческих автомобилей после 2020 года. Поэтому автогигант активно финансирует и развивает новейшие направления. Результатом этих усилий уже стали 7000 грузовых автомобилей и автобусов, оснащенных альтернативными силовыми агрегатами. Да, пока что это опытные и малосерийные экземпляры, но то, что Daimler уделяет огромное внимание, можно было понять по выставочному стенду концерна. В его «зеленом» секторе находились 11 транспортных средств с двигателями, работающими на природном газе, с дизель/электрическими гибридными установками и с довольно экзотическими водородными топливными элементами. Первой новинкой «зеленого» стенда являлось шасси Mercedes-Benz Econic, предназначенное для городских коммунальных надстроек. Оно было представлено в двух гибридных вариантах: первый — Econic BlueTec Hybrid (фото 6) с дизель/электрической установкой; второй — Econic NGT Hybrid. Этот концепт оснащен газ/электрическим приводом, в котором основным является 6,9-литровый двигатель, работающий на природном газу. Эта идея, думаю, будет очень востребована, так как этот вид топлива становится все популярнее в Германии. Сейчас оно там стоит приблизительно половину от существующей цены дизеля благодаря маленькой налоговой ставке, действующей до 2018 года.
Вторым интересным экспонатом можно смело назвать седельный тягач Mercedes-Benz Axor BlueTec Hybrid. Фактически это первый европейский гибридный грузовик, нацеленный на рынок дальнобойщиков. Многие подумают: что же тут интригующего? Но я хочу напомнить, что известные до этого коммерческие гибридомобили создавались только в виде развозных, коммунальных автомобилей и автобусов. Цикл работы магистрального автопоезда мало подходил для гибридной технологии, но умелые немцы решили попробовать свои силы в этом направлении. Конечно, это пока что опытный образец, и он обязательно будет испытываться и доводиться. А пока известно, что Axor BlueTec Hybrid оснащен 7,2-литровым дизельным двигателем OM 926 мощностью 326 л/с. и крутящим моментом 1300 Нм, который «запараллелен» с 60-сильным электромотором с функцией генератора Eaton (США) и агрегатирован с 12- скоростной автоматической трансмиссией Mercedes PowerShift. После первых испытаний компания говорит, что этот «дальнобойный гибрид» выдал экономию в 4-10% топлива, чем аналогичный грузовик Axor 1833 с обычным двигателем. Да, у развозных гибридомобилей выигрыш получается на уровне от 25% до 35%, но я хочу заметить, что американский гибридный магистральный тягач тяжелого 8-го класса фирмы Peterbilt показал летом 2008 года экономию в 8% топлива. Видимо, эти незначительные показатели пока что являются предельными для дальнобойных грузовиков.
Еще одной премьерой салона IAA-2008 стал тяжелый седельный тягач Mercedes-Benz Actros SLT. Внешне похожий на «чемпиона», тяжеловоз предназначен для перевозки больших грузов и строительной техники в составе автопоезда полной массой 250 тонн. Автомобиль с кабиной Megaspace оснащается 16-литровым турбодизельным двигателем OM 502 LA V8 BlueTec 5 (Евро-5) мощностью 480 кВт (653 л/с.) и максимальным крутящим моментом 3000 Нм. С ним стандартно агрегатируется 16-ступенчатая автоматическая трансмиссия Mercedes PowerShift G 280-16 и гидродинамическое сцепление. Этот тандем позволяет получить высокие тяговые характеристики грузовика даже на низких оборотах двигателя, позволяя мотору выдавать максимальный крутящий момент даже при нулевой загрузке. В результате можно сказать, что новый тяжеловоз Mercedes-Benz Actros SLT обладает потрясающей тяговой мощью в купе с плавной разгонной динамикой и хорошей управляемостью. А маневрирование автомобилем на ультранизких скоростях получается очень точным даже при полностью загруженном автопоезде.
Но на этом автогигант не закончил удивлять публику в Ганновере. Zetros — так называется новейшая серия внедорожных грузовиков компании Mercedes- Benz, предназначенных для перевозки грузов по плохим дорогам и полному бездорожью. Дебютанты — двухосный Zetros 1833 A 4x4 и трехосный Zetros 2733 A 6x6 — созданы на основе узлов и деталей полноприводного шасси серии Actros с использованием компонентов модельных рядов Axor и Atego и добавлением новой капотной трехместной кабины. Mercedes-Benz Zetros оснащается рядным 6-цилиндровым 7,2-литровым турбодизелем OM 926 LA мощностью 240 кВт (326 л/с.) с максимальный крутящим моментом 1300 Нм при 1200-1600 об./мин. С ним агрегатируется 9-ступенчатая механическая коробка передач Mercedes-Benz G 131. Грузовик также комплектуется передней управляемой осью с нагрузочной способностью 7,5 тонн и задним 9- тонным мостом или двумя в версии 6х6; барабанными тормозами и односкатными шинами размерностью 14.00 R 20. Снаряженная масса грузовика Zetros 1833 A 4x4 составляет 8600 кг, а полная масса — 18 тонн. Как ожидается, внедорожники новой серии будут востребованы у лесников, военных, пожарных, а также у различных ремслужб.
На ганноверском стенде, видимо, для того, чтобы доказать, что концерн Daimler является глобальным автопроизводителем, автогигант демонстрировал довольно много грузовиков разных марок с разных континентов включая шикарно выглядящий японский седельный тягач Mitsubishi Fuso 6x4, который очень скромно называется «Супервеликий».
Что тут добавить — хорошо у них получается! Многие, возможно, начнут спрашивать: что это я все про Daimler да про его «дочки»? Так ведь этот «Титан» блестяще подготовился к IAA-2008, в отличие от других…
Продолжение следует
Владимир ЧЕХУТА
Каждый европейский автопроизводитель, да и все значимые компании с других континентов, обязательно принимают участие в этой выставке. Вот и на этот, 62-й по счету, раз международный показ IAA-2008, проходивший с 25 сентября по 2 октября этого года, собрал 2084 компании из 47 стран мира, что на 25% больше, чем два года назад. Стоит также отметить, что 57% от общего числа экспонентов ганноверской выставки были зарубежными. Среди них присутствовали 133 фирмы из Китая, были компании из Украины, Индии, Бразилии, Литвы и Египта, а также объединенные стенды от Финляндии и Турции. Для размещения участников потребовалось 275.000 м2 выставочной площади, что также на 10% превышает показатель IAA 2006 года.
Естественно, наше издание не могло пропустить столь масштабное мероприятие, на котором автопроизводители со всего мира демонстрировали свои последние достижения в области новых грузовиков, автобусов, коммерческих фургонов, трейлеров, шин и автокомпонентов.
Тенденции
Если говорить о тенденциях, происходящих сейчас в транспортном машиностроении Европы, то, конечно, всем заметно повсеместное желание автопроизводителей создавать менее прожорливых и более экологичных «стальных коней». И в этой связи гибридомобили опять оказались в центре внимания ганноверских экспозиций. Все специалисты говорят об их топливной эффективности и соответствии всем современным экологическим требованиям, но их уровень продаж в Европе пока что весьма незначителен. То ли дело Северная Америка или Япония — там дела с продвижением «гибридного» направления обстоят куда лучше. Различия между континентами заметны хотя бы в наличии в США организации под названием Hybrid Truck Users Forum (HTUF). Эта ассоциация продвинутых транспортников постоянно рекламирует и проталкивает «гибридную» идею в массы и правительственным чиновникам всех уровней. В итоге в Штатах уже узаконены различные налоговые льготы и федеральные скидки для покупателей гибридных грузовиков, что, естественно, повлияло на рост продаж. В Японии подобной организации нет, но правительство давно уже предусмотрело экономические стимулы для актуальнейших гибридомобилей, ведь в Стране восходящего солнца большинство людей рождаются с «заточенными» под технический прогресс мозгами. Таким образом, понимая ценовые недостатки гибридомобилей, все европейские автопроизводители в один голос говорят, что без налоговых скидок гибридный рынок ЕС никогда не расцветет, а останется лишь нишей перспективных транспортных средств.
Что же до продаж обычных коммерческих автомобилей в старушке Европе, то тут тоже наметились определенные изменения. И перемены эти, надо сказать, произошли не в лучшую сторону. Если на протяжении последних нескольких лет все отмечали, как европейские производители коммерческого транспорта серьезно напрягали свои технологические и производственные системы, чтобы удовлетворить растущий спрос на автомобили и полуприцепы, то недавней тенденцией стало резкое падение заказов.
Если еще в первой половине 2008 года был заметен рост производства во всех сегментах автопрома, то в прошлом месяце европейские продажи тяжелых грузовиков упали на 13%! Ассоциация европейских автопроизводителей отмечает, что рекордный по снижению август стал четвертым подряд «падающим» месяцем в этом году. Самым заметным «сокращающимся» регионом стала Испания с 47-процентным уменьшением, далее следуют Франция и Италии с 18% и 11% соответственно. Из 27 стран ЕС только крупнейший рынок Европы — Германия, — а также Великобритания и Болгария объявляли о небольшом увеличении спроса на тяжелые грузовики. Продажи фургонов массой до 3,5 тонн в ЕС также упали в августе на 22% по сравнению с прошлогодними показателями. Только заказы автобусов противились новейшей тенденции и росли… на 0,7%.
Отрицательное развитие рынка возникло из-за недавних событий на мировых финансовых рынках, приведшее европейских банкиров в состояние неуверенности и, как следствие, к сокращению кредитования. Иными словами, тот кризис, который охватил американский рынок в прошлом году, перекинулся-таки через Атлантический водоем. Европейская экономика замедляется, снижаются объемы промышленного производства и торговли, что, естественно, приводит к сдерживанию покупательского «аппетита». «Рынок находится в плохом состоянии, — сказал Аад Гоудриаан, президент голландской компании DAF. — Автоперевозчики стали более консервативными в вопросе замены старых транспортных средств, а некоторым банки попросту не предоставляют ссуды для оплаты новых грузовиков». Замедление продаж грузовиков повлияло также на стоимость активов европейских автопроизводителей. Так, по данным агентства Bloomberg, акции Daimler AG подешевели на 42%, у Volvo AB они опустились на 41%, мюнхенский концерн MAN AG потерял на 53% стоимости, а скандинавская компания Scania AB обесценилась на 37%. Может, российским олигархам настала пора прикупить кого- нибудь из них с дисконтом? Действительно, экономическая неуверенность в Европе привела к замедлению спроса на грузовики в нескольких странах ЕС. И в Северной Америке заказы на тяжеловозы уже полтора года остаются на стабильно низком уровне. Однако спрос, как выясняется, остается сильным в Восточной Европе, Азии включая Ближний Восток, Южной Америке и Африке. Помнится, знаменитый Остап Бендер просил не унывать товарищей и говорил: «Держитесь, «Запад» нам поможет». Теперь же ситуация в точности до наоборот — спасение «Запада» очень сильно зависит от заказов с «Востока». Еще одна важная тема — дизельное топливо. Как говорят аналитики, глобальный спрос на дизтопливо в последние годы растет, и растет особенно быстро в развивающихся странах, где дизелем заправляются почти все автомобили, легковые и грузовые. В результате поставки солярки в Европу стали более напряженными, так как на континенте не хватает нефтеперерабатывающих мощностей, а «дизельные» цены, как считают маркетологи, в обозримом будущем, по-видимому, опередят «бензиновые». Сейчас Евросоюз импортирует около 8% своих потребностей в готовом топливе, а к 2020 году этот показатель может вырасти до 20%. Видимо, поэтому в Брюсселе хотят, чтобы дорожный транспорт Европы начал активней использовать биотопливо. Даже назвали ориентиры — добиться повсеместно 5-процентной доли для биотоплива к 2015 году, а в перспективе — 10-процентной в 2020 году. Но, понимая, что увеличение выпуска «возобновляемого» биотоплива чревато уменьшением производства продуктов питания и будущим ростом их стоимости, руководство ЕС требует, чтобы 20% биотопливного баланса выпускалось без переработки сельскохозяйственных культур. Интересно, из чего же они собираются его делать?
Титулы
Значимость ганноверского автосалона IAA подчеркивало оглашение новых владельцев престижных титулов: Truck of the Year (Грузовик года), Bus of Year (Автобус года) и Van of Year (Фургон года).
Итак, приз International Truck of the Year 2009 получил грузовой автомобиль Mercedes Benz Actros MP3. Жюри, состоящее из журналистов, представляющих европейские транспортные издания, отдало дань улучшенной топливной экономичности и транспортной эффективности немецкого грузовика, его современной экологичности, а также безопасности и комфорту водителя, усовершенствованной при помощи инновационных технологий. Второе место получил грузовик Iveco Eurocargo, а третью позицию поделили скандинавы — Scania R480 с двигателем Евро-5 EGR и обновленный Volvo FH16.Комментируя знаменательное событие, председатель жюри англичанин Энди Солтер отметил: «Впервые выпущенный Mercedes-Benz Actros первенствовал в этой номинации в 1997 году, появившийся семь лет спустя Actros II также добыл престижный трофей. И вот Actros III, продолжая традиции одноименных предшественников, тоже порадовал немецкий автопромышленный гигант. Что тут сказать, «Актрос» сделал хет-трик. Это огромный успех».
Титула International Bus of the Year 2009 удостоился низкопольный городской автобус Setra S 415 NF серии MultiClass 400, выпущенный немецкой компанией Setra Buses, принадлежащей концерну Daimler AG. Жюри, состоящее из 19 европейских автомобильных журналистов, провело евроавтобусный тест претендентов на улицах Берлина. Судьи отметили, что «чемпионская» пассажирская машина устанавливает новые стандарты качества для городского общественного транспорта. Яркий интерьер, ясные линии салона, отличный обзор и превосходный внешний вид произвели очень сильное впечатление на участников испытаний. Также жюри отметило выдающийся комфорт для пассажиров во время движения машины и гармоничное взаимодействие современного двигателя и коробки передач. Компания Setra уже выпустила более 600 единиц автобусов Setra S 415 NF после того, как они были запущены в серийное производство.
Продолжая тему церемониальных мероприятий, отмечу, что титула International Van of the Year 2009 был удостоен легкий фургон, созданный в содружестве французской компанией PSA Peugeot/Citroеn и итальянским концерном FIAT Group Automobiles. То есть лауреатами почетного трофея стали идентичные фургоны: PeugeoT Bipper, Citroлn Nemo и Fiat Fiorino. Международное жюри, состоящее из журналистов 20 европейских стран, отдало победителям 112 очков из 140 возможных. Второе место получил новый Peugeot Partner. Редактор британского журнала Commercial Motor и по совместительству член международного жюри «Фургон Года» Энди Солтер считает, что этот фургон представляет собой первоклассный проект, в котором превосходно объединились экономическая эффективность транспортировки товаров, дизайн, безопасность, идеальное соотношение цена/качество и экология. Кроме этого, жюри было впечатлено компактными размерами нового «чемпиона». Переполненные улицы больших городов и потоки маленьких грузов долго ждали такого класса транспортное средство. Citroen Nemo комплектуется дизельным двигателем 1.4HDi мощностью 70 л/с. или 75-сильным 1.4i мотором (бензин/природный газ) и агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Приблизительная грузоподъемность фургона составляет 610-660 кг, а объем полезного пространства достигает 2,5-2,8 м3. Грузовички будут изготавливать на заводе компании Tofas в городе Бурса (Турция) и продавать в 80 странах мира.
Последний приз — Trailer Innovation 2009. Заметные нововведения в производстве прицепов и полуприцепов организовали и проводят каждые два года немецкое издание KFZ-Anzeiger и девять других европейских журналов. 45 компаний из восьми стран представили на конкурс в общей сложности 71 новшество, связанное с трейлерами.
Лучшим новшествам были названы фирмы S. A. Libner (Франция) и Orten (Германия) за многофункциональную систему Open Box C+, которая может быстро закрыть открытый трейлер тентом и также оперативно раскрыть платформу. Приз в категории «Шасси» получила компания Faymonville (Бельгия) за низкорамный полуприцеп с тележкой на двух качающихся осях, которая поднимает груз и улучшает управление поворотом трейлера. Новая электронная тормозная система трейлера TEBS G2 немецкой фирмы Knorr-Bremse победила в категории «Компоненты».
Daimler
Мировой лидер в производстве коммерческого транспорта представлял свои изделия на достаточно внушительной площади 11.500 м2, на которой разместились 53 грузовых автомобиля, фургона и автобуса, а также специальные транспортные средства. Общаясь с прессой, Андреас Реншлер , глава подразделения Daimler Truck and Bus, сообщил, что корпорация в прошлом году получила рекордную прибыль за всю историю. Общее количество заказов увеличилось на 3%, а продажи фургона Sprinter достигли «чемпионского» темпа, несмотря на снижение спроса в США и Европе. Касаясь полученного титула International Truck of the Year 2009 Mercedes Benz Actros MP3, он отметил, что грузовые автомобили модели Actros уже давно доказали свой «Was ist das?», ведь рубеж в полмиллиона проданных машин говорит сам за себя. Новая модель должна понравиться транспортникам, прежде всего, своей экономичностью около 20 л/100 км пути, увеличенным до 150.000 км интервалом в межсервисном обслуживании, удобством работы с новой автоматической коробкой, улучшенным внутренним комфортом и непревзойденным уровнем безопасности. Кстати, о ней. Грузовик Actros-III, полностью экипированный «безопасными» устройствами включая Active Brake Assist (Усилитель активного тормоза), Telligent Proximity Control (Контроллер сближения) и Lane Assistant (Помощник на узкой дороге), получает в немецкой страховой компании Allianz 10- процентную скидку на страховку такого транспортного средства. А это ни много ни мало 800 евро экономии в год. Далее Андреас Реншлер заметил: «Миру будут нужны грузовики и автобусы даже после того, как двигатели внутреннего сгорания уйдут в историю». Он считает, что перспективные сейчас гибридные системы, электроприводы и водородные двигатели станут обыденными узлами коммерческих автомобилей после 2020 года. Поэтому автогигант активно финансирует и развивает новейшие направления. Результатом этих усилий уже стали 7000 грузовых автомобилей и автобусов, оснащенных альтернативными силовыми агрегатами. Да, пока что это опытные и малосерийные экземпляры, но то, что Daimler уделяет огромное внимание, можно было понять по выставочному стенду концерна. В его «зеленом» секторе находились 11 транспортных средств с двигателями, работающими на природном газе, с дизель/электрическими гибридными установками и с довольно экзотическими водородными топливными элементами. Первой новинкой «зеленого» стенда являлось шасси Mercedes-Benz Econic, предназначенное для городских коммунальных надстроек. Оно было представлено в двух гибридных вариантах: первый — Econic BlueTec Hybrid (фото 6) с дизель/электрической установкой; второй — Econic NGT Hybrid. Этот концепт оснащен газ/электрическим приводом, в котором основным является 6,9-литровый двигатель, работающий на природном газу. Эта идея, думаю, будет очень востребована, так как этот вид топлива становится все популярнее в Германии. Сейчас оно там стоит приблизительно половину от существующей цены дизеля благодаря маленькой налоговой ставке, действующей до 2018 года.
Вторым интересным экспонатом можно смело назвать седельный тягач Mercedes-Benz Axor BlueTec Hybrid. Фактически это первый европейский гибридный грузовик, нацеленный на рынок дальнобойщиков. Многие подумают: что же тут интригующего? Но я хочу напомнить, что известные до этого коммерческие гибридомобили создавались только в виде развозных, коммунальных автомобилей и автобусов. Цикл работы магистрального автопоезда мало подходил для гибридной технологии, но умелые немцы решили попробовать свои силы в этом направлении. Конечно, это пока что опытный образец, и он обязательно будет испытываться и доводиться. А пока известно, что Axor BlueTec Hybrid оснащен 7,2-литровым дизельным двигателем OM 926 мощностью 326 л/с. и крутящим моментом 1300 Нм, который «запараллелен» с 60-сильным электромотором с функцией генератора Eaton (США) и агрегатирован с 12- скоростной автоматической трансмиссией Mercedes PowerShift. После первых испытаний компания говорит, что этот «дальнобойный гибрид» выдал экономию в 4-10% топлива, чем аналогичный грузовик Axor 1833 с обычным двигателем. Да, у развозных гибридомобилей выигрыш получается на уровне от 25% до 35%, но я хочу заметить, что американский гибридный магистральный тягач тяжелого 8-го класса фирмы Peterbilt показал летом 2008 года экономию в 8% топлива. Видимо, эти незначительные показатели пока что являются предельными для дальнобойных грузовиков.
Еще одной премьерой салона IAA-2008 стал тяжелый седельный тягач Mercedes-Benz Actros SLT. Внешне похожий на «чемпиона», тяжеловоз предназначен для перевозки больших грузов и строительной техники в составе автопоезда полной массой 250 тонн. Автомобиль с кабиной Megaspace оснащается 16-литровым турбодизельным двигателем OM 502 LA V8 BlueTec 5 (Евро-5) мощностью 480 кВт (653 л/с.) и максимальным крутящим моментом 3000 Нм. С ним стандартно агрегатируется 16-ступенчатая автоматическая трансмиссия Mercedes PowerShift G 280-16 и гидродинамическое сцепление. Этот тандем позволяет получить высокие тяговые характеристики грузовика даже на низких оборотах двигателя, позволяя мотору выдавать максимальный крутящий момент даже при нулевой загрузке. В результате можно сказать, что новый тяжеловоз Mercedes-Benz Actros SLT обладает потрясающей тяговой мощью в купе с плавной разгонной динамикой и хорошей управляемостью. А маневрирование автомобилем на ультранизких скоростях получается очень точным даже при полностью загруженном автопоезде.
Но на этом автогигант не закончил удивлять публику в Ганновере. Zetros — так называется новейшая серия внедорожных грузовиков компании Mercedes- Benz, предназначенных для перевозки грузов по плохим дорогам и полному бездорожью. Дебютанты — двухосный Zetros 1833 A 4x4 и трехосный Zetros 2733 A 6x6 — созданы на основе узлов и деталей полноприводного шасси серии Actros с использованием компонентов модельных рядов Axor и Atego и добавлением новой капотной трехместной кабины. Mercedes-Benz Zetros оснащается рядным 6-цилиндровым 7,2-литровым турбодизелем OM 926 LA мощностью 240 кВт (326 л/с.) с максимальный крутящим моментом 1300 Нм при 1200-1600 об./мин. С ним агрегатируется 9-ступенчатая механическая коробка передач Mercedes-Benz G 131. Грузовик также комплектуется передней управляемой осью с нагрузочной способностью 7,5 тонн и задним 9- тонным мостом или двумя в версии 6х6; барабанными тормозами и односкатными шинами размерностью 14.00 R 20. Снаряженная масса грузовика Zetros 1833 A 4x4 составляет 8600 кг, а полная масса — 18 тонн. Как ожидается, внедорожники новой серии будут востребованы у лесников, военных, пожарных, а также у различных ремслужб.
На ганноверском стенде, видимо, для того, чтобы доказать, что концерн Daimler является глобальным автопроизводителем, автогигант демонстрировал довольно много грузовиков разных марок с разных континентов включая шикарно выглядящий японский седельный тягач Mitsubishi Fuso 6x4, который очень скромно называется «Супервеликий».
Что тут добавить — хорошо у них получается! Многие, возможно, начнут спрашивать: что это я все про Daimler да про его «дочки»? Так ведь этот «Титан» блестяще подготовился к IAA-2008, в отличие от других…
Продолжение следует
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2008 год в рубрике машины и механизмы