Новый концептуальный внедорожник МЗКТ
На Минском заводе колесных тягачей выпущен первый экземпляр экспериментального полноприводного грузовика МЗКТ-6001 колесной формулы 6х6. Шасси предназначено под монтаж и транспортирование специального оборудования по всем видам дорог и разведанной местности.
При разработке новой машины минские конструкторы ориентировались в основном на перспективные технические требования к полноприводной армейской автотехнике, которые, в частности, были сформулированы специалистами российского «21-го НИИ», основными из которых назывались высокая удельная мощность транспортного средства и его отличная проходимость по бездорожью (в том числе в горной местности по камням). Как разъяснил главный конструктор завода Юрий Николаев, в новом автомобиле применен целый ряд оригинальных решений МЗКТ и разработок ряда отечественных предприятий. Все детали и узлы МЗКТ-6001 только отечественного производства. На грузовике установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель ЯМЗ-7513.10-02 мощностью 430 л/с., что обеспечивает полностью загруженному автомобилю удельную мощность в 18 л/с. на тонну. Уникальных качеств по проходимости у нового МЗКТ-6001 удалось достичь благодаря применению длинноходовой независимой подвески всех колес. Ход подвески составляет ±200 мм от номинала. Высокая адаптивность подвески к неровностям пути в сочетании с высокой энергонасыщенностью позволили заметно увеличить среднюю скорость движения грузовика по бездорожью.
В экспериментальном образце сейчас применена механическая (пружинная!) подвеска. Как говорят конструкторы, в дальнейшем будет испытана и гидропневматическая подвеска, а позднее — традиционная для тяжеловозов МЗКТ торсионная. Говоря о других узлах новинки, стоит отметить новейшую гидромеханическую трансмиссию с электронным управлением, разработанную инженерами МЗКТ и впервые установленную на МЗКТ-6001. Электронный блок управления для коробки передач разработан и изготовлен одним из минских предприятий. Раздаточная коробка машины с главным блокируемым дифференциалом. На шасси установлена абсолютно новая кабина, которая, в отличие от привычных стеклопластиковых кабин многоосных шасси МЗКТ, имеет трубчатый каркас и облицована оцинкованными стальными листами. Ее конструкция предусматривает возможность установки бронирования кабины с разными степенями защиты. Грузовик комплектуется новой рамой лонжеронного типа с постоянным швеллерным сечением по всей длине. Поперечины крепятся болтами с самоконтрящимися гайками. Картеры мостов литые. Допустимая нагрузка на ось составляет 8 тонн. В конструкции переднего моста применен дифференциал повышенного трения, разработанный МЗКТ. Для концептуального автомобиля были специально изготовлены (в г. Челябинске) по новой технологии колесные диски — бесшовные, раскатанные из трубы. Шины у вездехода МЗКТ-6001 — 16.00 R20 с камерами и универсальным протектором, с регулируемым давлением воздуха из кабины водителя. В последующих версиях перспективного шасси минские конструкторы намерены внедрить еще целый ряд решений. Они, в частности, касаются электрооборудования.
Автомобиль имеет полную массу 23.800 кг (снаряженная масса шасси составляет 12.300 кг, а грузоподъемность — 11.200 кг). Грузовик может буксировать прицепы полной массой 10 тонн. Клиренс внедорожника составляет 470 мм, максимальный подъем для шасси достигает 58%, а глубина преодолеваемого брода без подготовки — 1,2 м. Таким образом, новая серия минских внедорожников (планируется создать целое семейство подобных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8) должна занять нишу между известными всем полноприводными автомобилями общего назначения «Урал» и тяжелыми многоосными шасси МЗКТ. На этом экспериментальном грузовике конструкторы завода намерены отработать примененные новые технические решения, но думаю, что только один их перечень уже позволяет говорить о том, что МЗКТ-6001 — это армейский автомобиль будущего.
Владимир ЧЕХУТА
При разработке новой машины минские конструкторы ориентировались в основном на перспективные технические требования к полноприводной армейской автотехнике, которые, в частности, были сформулированы специалистами российского «21-го НИИ», основными из которых назывались высокая удельная мощность транспортного средства и его отличная проходимость по бездорожью (в том числе в горной местности по камням). Как разъяснил главный конструктор завода Юрий Николаев, в новом автомобиле применен целый ряд оригинальных решений МЗКТ и разработок ряда отечественных предприятий. Все детали и узлы МЗКТ-6001 только отечественного производства. На грузовике установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель ЯМЗ-7513.10-02 мощностью 430 л/с., что обеспечивает полностью загруженному автомобилю удельную мощность в 18 л/с. на тонну. Уникальных качеств по проходимости у нового МЗКТ-6001 удалось достичь благодаря применению длинноходовой независимой подвески всех колес. Ход подвески составляет ±200 мм от номинала. Высокая адаптивность подвески к неровностям пути в сочетании с высокой энергонасыщенностью позволили заметно увеличить среднюю скорость движения грузовика по бездорожью.
В экспериментальном образце сейчас применена механическая (пружинная!) подвеска. Как говорят конструкторы, в дальнейшем будет испытана и гидропневматическая подвеска, а позднее — традиционная для тяжеловозов МЗКТ торсионная. Говоря о других узлах новинки, стоит отметить новейшую гидромеханическую трансмиссию с электронным управлением, разработанную инженерами МЗКТ и впервые установленную на МЗКТ-6001. Электронный блок управления для коробки передач разработан и изготовлен одним из минских предприятий. Раздаточная коробка машины с главным блокируемым дифференциалом. На шасси установлена абсолютно новая кабина, которая, в отличие от привычных стеклопластиковых кабин многоосных шасси МЗКТ, имеет трубчатый каркас и облицована оцинкованными стальными листами. Ее конструкция предусматривает возможность установки бронирования кабины с разными степенями защиты. Грузовик комплектуется новой рамой лонжеронного типа с постоянным швеллерным сечением по всей длине. Поперечины крепятся болтами с самоконтрящимися гайками. Картеры мостов литые. Допустимая нагрузка на ось составляет 8 тонн. В конструкции переднего моста применен дифференциал повышенного трения, разработанный МЗКТ. Для концептуального автомобиля были специально изготовлены (в г. Челябинске) по новой технологии колесные диски — бесшовные, раскатанные из трубы. Шины у вездехода МЗКТ-6001 — 16.00 R20 с камерами и универсальным протектором, с регулируемым давлением воздуха из кабины водителя. В последующих версиях перспективного шасси минские конструкторы намерены внедрить еще целый ряд решений. Они, в частности, касаются электрооборудования.
Автомобиль имеет полную массу 23.800 кг (снаряженная масса шасси составляет 12.300 кг, а грузоподъемность — 11.200 кг). Грузовик может буксировать прицепы полной массой 10 тонн. Клиренс внедорожника составляет 470 мм, максимальный подъем для шасси достигает 58%, а глубина преодолеваемого брода без подготовки — 1,2 м. Таким образом, новая серия минских внедорожников (планируется создать целое семейство подобных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8) должна занять нишу между известными всем полноприводными автомобилями общего назначения «Урал» и тяжелыми многоосными шасси МЗКТ. На этом экспериментальном грузовике конструкторы завода намерены отработать примененные новые технические решения, но думаю, что только один их перечень уже позволяет говорить о том, что МЗКТ-6001 — это армейский автомобиль будущего.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2008 год в рубрике машины и механизмы