Логистические комплексы класса А от LFA
Второй день работы выставки «Транспорт и Логистика» (Минск, 7–10 октября 2008 года) принес, как уже сообщалось, вызвавший большой интерес семинар «Логистические комплексы класса А». На нем выступили управляющий партнер компании Logistics Field Audit (LFA) в России, СНГ и странах Балтии Андрей ХЛУС и ведущий инженер Центра компетенции LFA в Беларуси Дмитрий ЛАТЫШ. Далее – основные фрагменты того, чем они поделились с высоко оценившими семинар слушателями.
Модель LFA успешно приспосабливают к белорусским условиям
А. ХЛУС:
– Название компании Logistics Field Audit™ (LFA) можно перевести с английского как «Логистический аудит с выездной проверкой». Логистический аудит благодаря Дону Хардену (Don Harden) стал самостоятельным продуктом, подобно диагностике в автопроме или медицине. LFA – первая на постсоветской территории (как среди международных, так и среди национальных) специализированная консалтинговая компания в области логистики и управления цепочками поставок – уже более 10 лет предоставляет компаниям России, СНГ и стран Балтии уникальные решения по оптимизации производственно-логистических цепочек предприятий различных отраслей, основанные на передовом международном опыте. В сферу предоставляемых LFA услуг входят логистический аудит, консультации по проектированию складов и оптимизации складской технологии, выбору и экспертизе WMS, сертификации 3PL, по отраслевым решениям (FMCG, ритейл, МТС) и ИТ-решениям (EDI, SCM), а также подбор и аттестация персонала по логистике. Для лучшего понимания вопроса следует различать логистику в узком смысле слова (это операционная логистика: транспорт, складирование, таможня) и логистику в широком смысле слова (это вся сеть, которую необходимо построить). Бизнесменам необходимо понимать, что, когда говорят о логистике в широком смысле слова, то имеют в виду управление цепями поставок (управление запасами и заказами, планирование, построение дистрибутивной сети и т.д.). А когда говорят, например, о транспортировке, то имеют в виду логистику в узком смысле этого слова или всего лишь транспортировку без какой бы то ни было логистики – просто едет машина из точки А в точку Б.
В Беларуси мы представлены сегодня компанией «Феликс». Планируем открывать отдельное юридическое лицо. Нам повезло с партнером, т.к. «Феликс» – компания инжиниринговая. Она имеет в своем составе группу проектировщиков и готова выполнять полный комплекс работ – вплоть до пуска объекта в эксплуатацию. Мы развиваемся в Беларуси не просто путем импорта специалистов на отдельные проекты, но стремимся к тому, чтобы здесь зарекомендовал себя с самой лучшей стороны эффективно функционирующий центр компетенции LFA. Кстати, такой центр в республике уже реально действует, им на сегодняшний день выполнено 5 проектов по разработке концепций современных логистических комплексов.
Особо отмечу, что мы собрали массив информации, которая корректирует модель, разработанную материнской компанией Logistics Field Audit, Inc. (США). Причем наподобие того, как мы в свое время уточняли исходную американскую модель для России, теперь мы приспосабливаем ее к белорусским условиям. Поэтому неслучайно сегодня мой содокладчик (он же соавтор настоящей презентации) – Дмитрий Латыш из Минска, который здесь, на семинаре, фактически олицетворяет белорусский центр компетенции LFA. И он начинает наш рассказ о том, как надо правильно заниматься строительством современных складов.
Современный склад ценен осуществляемыми на нем операциями
Д. ЛАТЫШ:
– Нельзя не упомянуть тему, которая в настоящее время обсуждается в Беларуси. 29 августа 2008 года принята Государственная Программа развития логистической системы. Только в рамках этой программы в течение ближайших 8 лет в республике планируется построить 19 транспортно- логистических центров. Но кроме этих проектов, которые поддержит государство, существует необходимость и в частных логистических объектах.
Андрей ХЛУС:
– В отличие от других элементов операционной логистики, логистики в узком смысле слова, склад является пересечением всех выстраиваемых цепочек поставок. Он, по сути, опорный элемент данной системы. И на складе всегда высвечиваются все проблемы, которые существуют в компании. Склад нужно рассматривать не изолированно, а лишь как элемент логистической системы, и его эффективность должна соответствовать интересам функционирования этой системы в целом, включая такие вопросы, как управление ассортиментом, управление запасами, система планирования и многое другое. Современный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (недвижимости, технических средств для хранения и обработки грузов, информационной системы и т.д.) и параллельных бизнес-процессов с огромным количеством нештатных ситуаций. Такое понимание склада для нас весьма важно. К сожалению, часто мы встречаемся с упрощенным пониманием склада.
В чем разница между современным складом и тем складом, который мы помним с советских времен? Раньше старались просто сохранить товар, поэтому склад строили с маленькими камерами, узкими воротами и проходами. Выходило, что товар скорее прятали, чем пытались дистрибутировать, т.е. распространять. Предусматривался минимум дополнительных услуг. Теперь же склад ценен осуществляемыми на нем операциями. В принципе идеальный современный склад – это не место для хранения, а площадка для переработки товаров. Грузы привезли, переработали и отправили дальше. Чем меньше времени хранится товар, тем ниже его себестоимость и выше скорость товарооборота. Длительное хранение товаров (например, продуктов питания), особенно в условиях мирового экономического кризиса, это замораживание денег, убивающее экономическую эффективность бизнеса. И в этом смысле современный склад должен быть нацеленным на операции и предоставлять богатый ассортимент услуг. Современная тенденция – перенос последней стадии производства на склады (фасовка, упаковка, комплектация компонентов и т.п.).
Если раньше инвентаризация склада проводилась один-два раза в год, и все были довольны, то сейчас требуется ежедневная информация о движении товаров. Нужна, иначе говоря, информация on-line. Конечно, старые представления о складе – чтобы он был попроще и подешевле – необходимо изживать. Надо понимать, что складу надлежит эффективно реализовывать широкую гамму услуг «добавочной стоимости». Если мы открываем склад, то обязаны привести все наши цепочки поставок к наилучшему удовлетворению потребностей покупателей с оптимальным отношением к логистическим издержкам.
Применительно к складам у нас имеется отдельный продукт, который называется LFA Warehouse Perfect. В 2003 году в России нам пришлось его существенно переработать, т.к. здесь его базовые формулы не работали: ни по людям, ни по технике и т.д. Каковы основополагающие принципы, которыми следует руководствоваться при создании склада? Мы можем построить золотой дворец и хранить там товары, но это не будет эффективно. Поэтому склад должен быть экономичным, лишенным чрезмерных или излишних составляющих, но при этом предельно удобным для оптимального оперирования. И такой момент. Условия бизнеса периодически меняются, экономическое развитие неравномерно, случаются спады, поэтому необходимы склады, которые легко приспосабливать к текущей ситуации.
Примеры обустройства внутреннего пространства комплекса класса А
Классификация складов несовершенна, но необходима
Андрей ХЛУС:
– О классификации складов. В 2002–2003 годах в России развернулась дискуссия в среде риэлторов. Тогда начиналась реализация первых проектов современных складов с немалой стоимостью аренды, и риэлторам необходимо было убедить своих клиентов переместиться туда со старых складов, которыми те пользовались за сущие гроши. Причем убедить с маркетинговой точки зрения. Мы, представители LFA, тоже активно подключились к обсуждению. Есть отличная классификация гостиниц по количеству звезд. Имеется неплохая классификация офисов по классам – А, В, С, D и E. Подобное же разделение складов на классы А, В, С и D несколько надуманное. По-моему, надо строить просто хороший склад в соответствии с требованиями к оптимальному управлению конкретными грузопотоками. В противном случае получится плохой. Хороший (т.е. соответствующий требованиям эффективного управления товарным потоком) склад мы называем складом класса А. Для «спекулятивных» проектов, когда девелопер не имеет еще конкретных арендаторов, были выработаны типовые требования, позволяющие отнести объект недвижимости к классу А. Другое дело, если мы строим, допустим, специализированный склад для химических удобрений. Это будет современный специализированный логистический комплекс, оптимальный именно для этой продукции, но он не будет формально соответствовать требованиям класса А. У него, возможно, будет другая высота потолков, другая сетка колонн, другой набор требований к пожарной безопасности и т.д.
Дмитрий ЛАТЫШ:
– Мы ориентируемся на классификацию международных консалтинговых компаний. Приведу основные требования к складу класса А:
– объемно-планировочные решения логистического комплекса предопределяют его функциональные возможности. Класс А – это одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы с сеткой колонн размером не менее чем 12х24 м. По возможности желательно обходиться без средних рядов колонн;
– высота до низа несущих конструкций покрытия 10–13 м. Такие размеры позволяют устанавливать многоуровневое стеллажное оборудование; – ровный бетонный пол с антипылевым покрытием на 1,20 м выше уровня земли. Он должен выдерживать нагрузки не менее 5 т/м2. Полам следует уделять повышенное внимание как при проектировании и строительстве комплекса, так и при его эксплуатации. Ведь именно пол является самой интенсивно и тяжело эксплуатируемой частью склада;
– площадь застройки территории складского комплекса 40–50%. Это не всегда достижимо ввиду конфигурации и особенностей участка, но стремиться надо именно к такой величине;
– регулируемый температурный режим, принудительная вентиляция, автономная электроподстанция и тепловой узел;
– система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения;
– охранная сигнализация и видеонаблюдение, с помощью которого можно, в частности, отслеживать поступление и отгрузку товаров.
– Необходимо отметить и такую позицию, как наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно- разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), что оказывает серьезное влияние на функциональность складского комплекса. В некоторых проектах стандарт такой – одни такие ворота (док) на каждые 500–700 м2 склада, но, если грузопотоки очень большие, то может быть 1 док на 350 м2.
Назову и ряд других позиций:
– площадки для стоянок и маневрирования большегрузных автомобилей, а также парковки для легковых автомобилей;
– офисные и вспомогательные помещения. Ко вторым относятся туалеты, душевые, бытовки, подсобки и т.д.;
– система учета и контроля доступа сотрудников, а также оптоволоконные телекоммуникации.
– огороженная и круглосуточно охраняемая, а также освещенная и благоустроенная территория;
– расположение вблизи главных магистралей.
Интересно, что железнодорожная ветка, по мнению ведущих консалтеров, не является для складского комплекса класса А обязательной. Хотя она, несомненно, повышает его привлекательность.
Примеры современных складов и место LFA в процессе освоения инвестиций
Андрей ХЛУС:
– Складской комплекс класса А находится, например, под Москвой на Ленинградском шоссе, неподалеку от города Зеленограда и аэропорта Шереметьево. Это был первый проект, реализованный компанией «Международное Логистическое Партнерство» (MLP Russia). Участок, на котором расположен комплекс «Ленинградский терминал», достаточно сложный, он вытянут вдоль автотрассы на 2 км. Свыше 190 тыс. квадратных метров полностью заполнены арендаторами. МЛП выстраивает сеть складских комплексов на территории России и Украины. Другой крупный сетевой девелопер Megalogix (совместное предприятие российской группы компаний «Авалон» и британского фонда Raven Russia) планирует построить 20 логистических комплексов класса А в крупнейших городах России и СНГ. Заявлен проект и в Беларуси.
Комплекс «Ленинградский терминал»
Дмитрий ЛАТЫШ:
– Теперь поясню место LFA в реализации инвестиционного проекта, т.к. нам поступает много вопросов, для чего мы конкретно нужны. На прединвестиционной стадии, в ходе предпроектных работ, мы осуществляем вариантную разработку концепции индустриального логистического комплекса. Иначе говоря, выдаем технико-экономическое обоснование инвестиций, анализируя различные варианты с целью максимизировать использование земельного участка. Второй этап – это разработка технического задания на проектирование логистического комплекса для проектной организации в соответствии с СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве». В настоящее время компания «Феликс» после разработки подобных концепций ведет проектирование двух белорусских складских комплексов. На этапах проектирования и строительства мы можем осуществлять экспертное сопровождение. Что касается эксплуатации складского комплекса, то в ее ходе наша задача – оптимизация происходящих там операционных процессов.
Окончание следует
Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук. Фото автора и LFA
Модель LFA успешно приспосабливают к белорусским условиям
А. ХЛУС:
– Название компании Logistics Field Audit™ (LFA) можно перевести с английского как «Логистический аудит с выездной проверкой». Логистический аудит благодаря Дону Хардену (Don Harden) стал самостоятельным продуктом, подобно диагностике в автопроме или медицине. LFA – первая на постсоветской территории (как среди международных, так и среди национальных) специализированная консалтинговая компания в области логистики и управления цепочками поставок – уже более 10 лет предоставляет компаниям России, СНГ и стран Балтии уникальные решения по оптимизации производственно-логистических цепочек предприятий различных отраслей, основанные на передовом международном опыте. В сферу предоставляемых LFA услуг входят логистический аудит, консультации по проектированию складов и оптимизации складской технологии, выбору и экспертизе WMS, сертификации 3PL, по отраслевым решениям (FMCG, ритейл, МТС) и ИТ-решениям (EDI, SCM), а также подбор и аттестация персонала по логистике. Для лучшего понимания вопроса следует различать логистику в узком смысле слова (это операционная логистика: транспорт, складирование, таможня) и логистику в широком смысле слова (это вся сеть, которую необходимо построить). Бизнесменам необходимо понимать, что, когда говорят о логистике в широком смысле слова, то имеют в виду управление цепями поставок (управление запасами и заказами, планирование, построение дистрибутивной сети и т.д.). А когда говорят, например, о транспортировке, то имеют в виду логистику в узком смысле этого слова или всего лишь транспортировку без какой бы то ни было логистики – просто едет машина из точки А в точку Б.
В Беларуси мы представлены сегодня компанией «Феликс». Планируем открывать отдельное юридическое лицо. Нам повезло с партнером, т.к. «Феликс» – компания инжиниринговая. Она имеет в своем составе группу проектировщиков и готова выполнять полный комплекс работ – вплоть до пуска объекта в эксплуатацию. Мы развиваемся в Беларуси не просто путем импорта специалистов на отдельные проекты, но стремимся к тому, чтобы здесь зарекомендовал себя с самой лучшей стороны эффективно функционирующий центр компетенции LFA. Кстати, такой центр в республике уже реально действует, им на сегодняшний день выполнено 5 проектов по разработке концепций современных логистических комплексов.
Особо отмечу, что мы собрали массив информации, которая корректирует модель, разработанную материнской компанией Logistics Field Audit, Inc. (США). Причем наподобие того, как мы в свое время уточняли исходную американскую модель для России, теперь мы приспосабливаем ее к белорусским условиям. Поэтому неслучайно сегодня мой содокладчик (он же соавтор настоящей презентации) – Дмитрий Латыш из Минска, который здесь, на семинаре, фактически олицетворяет белорусский центр компетенции LFA. И он начинает наш рассказ о том, как надо правильно заниматься строительством современных складов.
Современный склад ценен осуществляемыми на нем операциями
Д. ЛАТЫШ:
– Нельзя не упомянуть тему, которая в настоящее время обсуждается в Беларуси. 29 августа 2008 года принята Государственная Программа развития логистической системы. Только в рамках этой программы в течение ближайших 8 лет в республике планируется построить 19 транспортно- логистических центров. Но кроме этих проектов, которые поддержит государство, существует необходимость и в частных логистических объектах.
Андрей ХЛУС:
– В отличие от других элементов операционной логистики, логистики в узком смысле слова, склад является пересечением всех выстраиваемых цепочек поставок. Он, по сути, опорный элемент данной системы. И на складе всегда высвечиваются все проблемы, которые существуют в компании. Склад нужно рассматривать не изолированно, а лишь как элемент логистической системы, и его эффективность должна соответствовать интересам функционирования этой системы в целом, включая такие вопросы, как управление ассортиментом, управление запасами, система планирования и многое другое. Современный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (недвижимости, технических средств для хранения и обработки грузов, информационной системы и т.д.) и параллельных бизнес-процессов с огромным количеством нештатных ситуаций. Такое понимание склада для нас весьма важно. К сожалению, часто мы встречаемся с упрощенным пониманием склада.
В чем разница между современным складом и тем складом, который мы помним с советских времен? Раньше старались просто сохранить товар, поэтому склад строили с маленькими камерами, узкими воротами и проходами. Выходило, что товар скорее прятали, чем пытались дистрибутировать, т.е. распространять. Предусматривался минимум дополнительных услуг. Теперь же склад ценен осуществляемыми на нем операциями. В принципе идеальный современный склад – это не место для хранения, а площадка для переработки товаров. Грузы привезли, переработали и отправили дальше. Чем меньше времени хранится товар, тем ниже его себестоимость и выше скорость товарооборота. Длительное хранение товаров (например, продуктов питания), особенно в условиях мирового экономического кризиса, это замораживание денег, убивающее экономическую эффективность бизнеса. И в этом смысле современный склад должен быть нацеленным на операции и предоставлять богатый ассортимент услуг. Современная тенденция – перенос последней стадии производства на склады (фасовка, упаковка, комплектация компонентов и т.п.).
Если раньше инвентаризация склада проводилась один-два раза в год, и все были довольны, то сейчас требуется ежедневная информация о движении товаров. Нужна, иначе говоря, информация on-line. Конечно, старые представления о складе – чтобы он был попроще и подешевле – необходимо изживать. Надо понимать, что складу надлежит эффективно реализовывать широкую гамму услуг «добавочной стоимости». Если мы открываем склад, то обязаны привести все наши цепочки поставок к наилучшему удовлетворению потребностей покупателей с оптимальным отношением к логистическим издержкам.
Применительно к складам у нас имеется отдельный продукт, который называется LFA Warehouse Perfect. В 2003 году в России нам пришлось его существенно переработать, т.к. здесь его базовые формулы не работали: ни по людям, ни по технике и т.д. Каковы основополагающие принципы, которыми следует руководствоваться при создании склада? Мы можем построить золотой дворец и хранить там товары, но это не будет эффективно. Поэтому склад должен быть экономичным, лишенным чрезмерных или излишних составляющих, но при этом предельно удобным для оптимального оперирования. И такой момент. Условия бизнеса периодически меняются, экономическое развитие неравномерно, случаются спады, поэтому необходимы склады, которые легко приспосабливать к текущей ситуации.
Примеры обустройства внутреннего пространства комплекса класса А
Классификация складов несовершенна, но необходима
Андрей ХЛУС:
– О классификации складов. В 2002–2003 годах в России развернулась дискуссия в среде риэлторов. Тогда начиналась реализация первых проектов современных складов с немалой стоимостью аренды, и риэлторам необходимо было убедить своих клиентов переместиться туда со старых складов, которыми те пользовались за сущие гроши. Причем убедить с маркетинговой точки зрения. Мы, представители LFA, тоже активно подключились к обсуждению. Есть отличная классификация гостиниц по количеству звезд. Имеется неплохая классификация офисов по классам – А, В, С, D и E. Подобное же разделение складов на классы А, В, С и D несколько надуманное. По-моему, надо строить просто хороший склад в соответствии с требованиями к оптимальному управлению конкретными грузопотоками. В противном случае получится плохой. Хороший (т.е. соответствующий требованиям эффективного управления товарным потоком) склад мы называем складом класса А. Для «спекулятивных» проектов, когда девелопер не имеет еще конкретных арендаторов, были выработаны типовые требования, позволяющие отнести объект недвижимости к классу А. Другое дело, если мы строим, допустим, специализированный склад для химических удобрений. Это будет современный специализированный логистический комплекс, оптимальный именно для этой продукции, но он не будет формально соответствовать требованиям класса А. У него, возможно, будет другая высота потолков, другая сетка колонн, другой набор требований к пожарной безопасности и т.д.
Дмитрий ЛАТЫШ:
– Мы ориентируемся на классификацию международных консалтинговых компаний. Приведу основные требования к складу класса А:
– объемно-планировочные решения логистического комплекса предопределяют его функциональные возможности. Класс А – это одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы с сеткой колонн размером не менее чем 12х24 м. По возможности желательно обходиться без средних рядов колонн;
– высота до низа несущих конструкций покрытия 10–13 м. Такие размеры позволяют устанавливать многоуровневое стеллажное оборудование; – ровный бетонный пол с антипылевым покрытием на 1,20 м выше уровня земли. Он должен выдерживать нагрузки не менее 5 т/м2. Полам следует уделять повышенное внимание как при проектировании и строительстве комплекса, так и при его эксплуатации. Ведь именно пол является самой интенсивно и тяжело эксплуатируемой частью склада;
– площадь застройки территории складского комплекса 40–50%. Это не всегда достижимо ввиду конфигурации и особенностей участка, но стремиться надо именно к такой величине;
– регулируемый температурный режим, принудительная вентиляция, автономная электроподстанция и тепловой узел;
– система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения;
– охранная сигнализация и видеонаблюдение, с помощью которого можно, в частности, отслеживать поступление и отгрузку товаров.
– Необходимо отметить и такую позицию, как наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно- разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), что оказывает серьезное влияние на функциональность складского комплекса. В некоторых проектах стандарт такой – одни такие ворота (док) на каждые 500–700 м2 склада, но, если грузопотоки очень большие, то может быть 1 док на 350 м2.
Назову и ряд других позиций:
– площадки для стоянок и маневрирования большегрузных автомобилей, а также парковки для легковых автомобилей;
– офисные и вспомогательные помещения. Ко вторым относятся туалеты, душевые, бытовки, подсобки и т.д.;
– система учета и контроля доступа сотрудников, а также оптоволоконные телекоммуникации.
– огороженная и круглосуточно охраняемая, а также освещенная и благоустроенная территория;
– расположение вблизи главных магистралей.
Интересно, что железнодорожная ветка, по мнению ведущих консалтеров, не является для складского комплекса класса А обязательной. Хотя она, несомненно, повышает его привлекательность.
Примеры современных складов и место LFA в процессе освоения инвестиций
Андрей ХЛУС:
– Складской комплекс класса А находится, например, под Москвой на Ленинградском шоссе, неподалеку от города Зеленограда и аэропорта Шереметьево. Это был первый проект, реализованный компанией «Международное Логистическое Партнерство» (MLP Russia). Участок, на котором расположен комплекс «Ленинградский терминал», достаточно сложный, он вытянут вдоль автотрассы на 2 км. Свыше 190 тыс. квадратных метров полностью заполнены арендаторами. МЛП выстраивает сеть складских комплексов на территории России и Украины. Другой крупный сетевой девелопер Megalogix (совместное предприятие российской группы компаний «Авалон» и британского фонда Raven Russia) планирует построить 20 логистических комплексов класса А в крупнейших городах России и СНГ. Заявлен проект и в Беларуси.
Комплекс «Ленинградский терминал»
Дмитрий ЛАТЫШ:
– Теперь поясню место LFA в реализации инвестиционного проекта, т.к. нам поступает много вопросов, для чего мы конкретно нужны. На прединвестиционной стадии, в ходе предпроектных работ, мы осуществляем вариантную разработку концепции индустриального логистического комплекса. Иначе говоря, выдаем технико-экономическое обоснование инвестиций, анализируя различные варианты с целью максимизировать использование земельного участка. Второй этап – это разработка технического задания на проектирование логистического комплекса для проектной организации в соответствии с СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве». В настоящее время компания «Феликс» после разработки подобных концепций ведет проектирование двух белорусских складских комплексов. На этапах проектирования и строительства мы можем осуществлять экспертное сопровождение. Что касается эксплуатации складского комплекса, то в ее ходе наша задача – оптимизация происходящих там операционных процессов.
Окончание следует
Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук. Фото автора и LFA
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2008 год в рубрике материалы и технологии