Чувство локтя

Тенденции взаимодействия, обмена опытом и технологиями на строительном рынке сегодня сильны, пожалуй, как никогда раньше. И дело не только в том, что «одна голова хорошо, а две — лучше». Особенности современного рынка таковы, что быть на нем успешным в одиночку практически невозможно. А рост темпов российского строительства становится еще одним важным доводом в пользу сотрудничества.

Партнерство вне конкуренции


В настоящее время количество сдаваемых объектов все время увеличивается, а это значит, что эпоха точечной застройки окончательно уходит в прошлое. Как известно, в 90-е годы она была вызвана сложной экономической ситуацией и нехваткой оборотных средств. Результат такого способа возведения хорошо известен: жалобы жильцов соседних домов на внезапно возникшие под их окнами работы, перегруженные коммунальные сети, разрушение сложившегося архитектурного облика. Современные компании все чаще осуществляют квартальную застройку. Виталий Вотолевский, генеральный директор строительной компании «Петербургстрой Skanska», отмечает, что ее преимущества очевидны для всех сторон, принимающих участие в процессе: и для города, и для застройщиков, и для инвесторов. «В первую очередь, плюсом является единая градостроительная документация, а также единый проект инженерной подготовки, единая схема транспортных и пешеходных потоков, объекты социально-культурного назначения и т.д.», — говорит специалист. Но квартальная застройка диктует необходимость вовлечения большого количества ресурсов. Именно по этой причине даже лидерам рынка приходится объединять свои усилия: они понимают, что взять новую планку без помощи партнеров невозможно. В частности, корпорация Mirax Group совместно с предприятием «Базовый Элемент» объявили о начале крупнейшего инвестиционно-строительного проекта в российской столице. Площадка для нового строительства площадью 10 гектаров находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Кутузовского проспекта.

В соответствии с генеральным планом развития г. Москвы инвесторы запланировали в период с 2007 по 2009 гг. перенести экологически неблагоприятное производство за пределы мегаполиса. Таким образом, масштабное строительство стоимостью около $2 млрд не будет идти в ущерб сложившейся застройке. В настоящее время компании не только увеличивают объемы строительства, но и выходят на новые рынки. Так, московские фирмы идут со своими проектами в регионы, а иностранные концерны осваивают Россию. Очевидно, что у каждого местного рынка всегда есть своя специфика (наличие свободных участков, особенности покупательского спроса и т.д.), без знания которой «заезжим варягам» приходится непросто. Вывод напрашивается сам собой: необходимо объединять свои усилия с местной компанией. Примером такого сотрудничества стало заключенное летом 2007 года соглашение между петербургской генподрядной компанией «СТЭП» и французской строительной фирмой GSE Group. По сути, речь идет об образовании союза между конкурентами: обе организации работают на рынке логистических и промышленных объектов. Тем не менее, каждый из участников сделки заинтересован в ее заключении. «У нас есть опыт в оптимизации проектных решений и управлении строительством больших комплексов. Компания «СТЭП» знает местную специфику», — говорит директор по международным проектам GSE Жан-Луи Тес. А президент санкт-петербургской организации Дмитрий Кунис в свою очередь отмечает, что участие в совместном проекте — «это дополнительные финансовые гарантии и репутация, возможность привлечения сетевых клиентов».

Поменяемся силами

Консорциум, образованный двумя логистическими компаниями, — наглядный пример того, что в основе сотрудничества практически всегда находится взаимообмен: возможностями, ресурсами, ноу-хау. Говоря образно, заключение такого «брака по расчету», где у каждого из партнеров есть свои собственные интересы, становится общей тенденцией рынка. Так, недавняя победа Сочи в борьбе за право проведения Олимпиады стало основой подписания соглашения между российской корпорацией «Главстрой» и региональной проектно-строительной группой компаний «Ростовгипрошахт». С одной стороны, ростовская фирма располагает современными техническими средствами и технологиями проектирования, с другой — «Главстрой» как ведущая строительно-производственная корпорация федерального масштаба необходимым экономическим потенциалом и развитой сетью деловых партнеров. В этом случае обе компании, объединяющие свои ресурсы, имеют одну цель: участие в олимпийских проектах.

Но часто бывает и так, что даже фирмы с принципиально разными задачами могут соединить свои усилия для их совместного решения. Так, например, в прошедшем году крупнейшая российская строительная компания «Система-Галс» договорилась с китайской госкорпорацией Hebei Construction Group о стратегическом партнерстве. У каждого из участников этого союза собственные цели. По словам президента «Система-Галс» Феликса Евтушенкова, для россиян в данном партнерстве важны «строительные технологии мирового уровня, а также профессиональные управленческие и рабочие ресурсы» китайской стороны, с помощью которых компания надеется сократить свои издержки. С точки зрения их партнера сотрудничество с россиянами также имеет свои выгоды. Во-первых, с известным компаньоном работать китайцам будет значительно проще. А во-вторых, у россиян есть собственный огромный портфель проектов. «Соглашение с «Система-Галс» открывает широкие перспективы для использования нашего потенциала на территории России и стран СНГ. Сотрудничество компаний будет носить стратегический характер и не ограничится проведением подрядных работ», — заявил председатель совета директоров китайской фирмы Чжан Сиюмин. Обмен имеющимися ресурсами — не единственный формат взаимодействия. Еще одна цель сотрудничества — поддержка партнеров. Так, компания Glassbel — производитель строительных стеклопакетов — осуществляет целый ряд услуг своим компаньонам. Ее специалисты участвуют в разработке и расчетах проектов, оказывают необходимую поддержку фасадным компаниям при сертификации противопожарных конструкций, предоставляя образцы триплексов, необходимую техническую консультацию, обучают особенностям монтажа. Аналогичным образом поступают и в Группе компаний «Проплекс» — крупнейшем российском производителе ПВХ-профиля по австрийским технологиям. В частности, предприятие помогает своим партнерам участвовать в различных строительных выставках, предоставляя необходимые материалы. В компании справедливо полагают, что успех компаньонов — это главный залог удачного продвижения продукции.

Во имя клиента

В каком бы формате ни проходило современное сотрудничество, можно смело утверждать, что его главная цель — интересы клиента. Обмен знаниями и опытом, привлечение рабочей силы и технологий, информационная и организационная поддержка, — все это делается, чтобы удержать старых и привлечь новых заказчиков. Вот и получается, что в результате партнерства выигрывают не только сами фирмы, но и третья сторона — клиенты. Особенно отчетливо это утверждение заметно на рынке ипотечного кредитования. В настоящее время его просто захлестнула серия соглашений между банками и строительными компаниями. Одно из них было заключено строительной фирмой «Легион» (Челябинск) и филиалом «Южный Урал» ЗАО «Райффайзенбанк». «Партнерство с банком — это своего рода обмен клиентами, который выгоден всем, — поясняет финансовый директор строительной компании Иван Клушин. — Мы можем презентовать клиентам ипотечные программы банка, а он, в свою очередь, расскажет заемщикам о наших объектах. Потребителю останется только выбрать понравившееся ему жилье и оценить преимущества предлагаемых условий». Таким образом, налицо тенденция улучшения качества обслуживания, которому уделяется все больше внимания. И проявляется она не только в смежных областях (например, на рынке ипотеки), но и во взаимодействии компаньонов одной отрасли. В частности, «Проплекс» с ноября 2007 года начала проводить сертификацию партнеров на соответствие требованиям, предъявляемым компанией к технологии производства и качеству изделий из ПВХ-профиля. Отделом по работе с клиентами была разработана специальная программа анализа деятельности предприятий-партнеров. Она включает в себя проведение представителями «Проплекс» полномасштабного аудита производства и офисов продаж компании по целому ряду аспектов. Разумеется, от таких «проверок» выиграет и клиент, и фирма-партнер, которой в случае успешного прохождения аудита будет оказана в дальнейшем комплексная рекламная и сервисная поддержка.

Наверное, при определенных обстоятельствах и можно быть единственным «воином в поле», но стать успешной компанией на современной рынке без чувства локтя партнеров практически невозможно. Масштабность проектов, продвижение продукции на территории самой большой страны мира — эти и другие факторы становятся благодатной почвой для взаимодействия фирм друг с другом.

Материал предоставлен пресс-службой Группы компаний ПРОПЛЕКС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2008 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость