Новый автопоезд МАЗ-534019-420+870102

В середине 2008 года Минский Автомобильный Завод продемонстрировал свой новый автопоезд повышенной грузовместимости. Сцепка, состоящая из автомобиля-тягача МАЗ-534019-420 и прицепа МАЗ-870102 с предельной полной массой автопоезда 40.000 кг, предназначена для междугородных и международных перевозок (коротко об этой новинке мы писали в СиН №36 от 30.09.08 г.).

Очевидно, что появление новых грузовых автомобилей происходит не само по себе, а исходя из требований автоперевозчиков, технических достижений автопрома и конъюнктуры рынка. Автомобильные автопоезда выпускаются, как и прежде, по тем же техническим стандартам, но в последнее время стали меняться приоритеты и спрос потребителей на подвижной состав. Это вызвано теми обстоятельствами, что в международных перевозках сейчас превалирует транспортировка одежды, мебели, бытовой техники и электроники, то есть товаров, вес которых значительно меньше, чем у товаров сырьевой группы. Иными словами, объем перевозимого груза в последнее время становится более важным показателем, чем грузоподъемность автомобильной сцепки. Именно поэтому МАЗ подготовил к серийному производству автопоезд в составе двухосного автомобиля МАЗ-534019-420 и трехосного прицепа МАЗ-870102, у которых суммарный объем платформ составляет 110 м3 (44+66). Автомобиль-тягач оснащается двигателем Daimler OM501 LA/IV/4, V6 (Евро-4) мощностью 320 кВт (435 л/с.) с максимальным крутящим моментом 2100 Нм. Мотор агрегатируется с 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF16S221. Автомобиль комплектуется шинами с размерностью 315/60 R22,5, а прицеп — колесами235/75R17.5. У МАЗ- 534019-420 новая рама и модернизированная подвеска. В конструкции рамы применены более технологичные при производстве лонжероны с постоянным профилем по высоте (Н=280 мм). Передняя подвеска автомобиля представляет собой малолистовые рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости, а подвеска заднего ведущего моста — пневматическая 4-баллонная, которая способствует уменьшению нагрузок на раму автомобиля при движении по плохим дорогам и способствует ее долгому сроку службы. Пневмоподвеска оснащена электронной системой нового поколения фирмы Wabco ЕС AS. Для снижения шума и обеспечения хорошей топливной экономичности с учетом установки шин импортного производства с уменьшенным радиусом качения применен ведущий мост с косозубой колесной передачей и «низким» передаточным числом 3,11. В ближайшей перспективе планируется установка гипоидных мостов и КП с прямой высшей передачей, что позволит обеспечить расход топлива машин МАЗ нового семейства на уровне лучших зарубежных аналогов. Также надо отметить обновленную кабину, которая впервые появилась в августе 2007 года на седельном тягаче МАЗ-5440А9 (4x2). Отличия заметны благодаря ряду, внедренных элементов: новый составной бампер, блок-фары, удлинители дверей и подножки входа в кабину, измененная облицовка крыльев, закрылки, боковые обтекатели шасси. Внедренные изменения не только придали кабине более современный внешний вид, но и позволили решить ряд эксплуатационных и технологических задач. Так, применение пластика на фронтальных панелях вместе с использованием оцинкованного стального листа на дверях, основании и боковинах позволит довести ресурс по коррозионной стойкости всей кабины до 15 лет. Одновременно с этим уменьшилось на 10 единиц количество крупных и дорогостоящих штампов, что ведет к сокращению затрат. Блок-фара, отличающаяся оригинальным современным дизайном, имеет повышенную степень защиты от внешнего воздействия и выполнена в монокорпусе. Ее начинка содержит в себе элементы дальнего света, ближнего света, габаритов, передний указатель поворота, встроенный корректор угла наклона ближнего света фар. Электрическое подключение к фаре осуществлено через герметичный байонетный разъем по DIN 72580. Кроме этого, новый тягач оснащается современным комплексом новых электронных систем включая бортовую систему контроля и диагностики (БСКД-«компьютер») с функциями контроля расхода топлива и нагрузки на ведущую ось, тахографом МТСО 1324, системой АБС/ПБС фирмы Wabco версия «Е» с электронным регулятором тормозных сил, системой управления климатической установкой со встроенным кондиционером, электрически управляемые стеклоподъемники и т.д. По дополнительному заказу автопоезд может оборудоваться электронной системой стабилизации движения (RSC).

Внутреннее убранство кабины также не осталось без внимания. Новая приборная панель имеет единую информационную зону для отображения состояния систем и агрегатов автомобиля. В него встроен многофункциональный монитор, позволяющий при соответствующем программном обеспечении и наличии необходимых датчиков (задающих устройств) отображать техническую информацию в цифровом виде. Для выполнения требований Правил 51-02 ЕЭК ООН по уровню проникновения внешнего шума вовнутрь кабины (не более 80 дБА) на автомобиль были установлены шумопоглощающие экраны. Значительно усовершенствованы на новом тягаче электрооборудование и электронные системы. Основные отличия — это применение нового блока коммутирования аппаратуры БКА-4 с более надежными предохранителями «ножевого» типа и электрическими разъемами типа Power Timer, что должно обеспечить удобство обслуживания и надежность в эксплуатации; для соединения кабелей светотехники, датчиков и электроклапанов на шасси использованы герметичные байонетные разъемы. Говоря о безопасности и комфорте водителя, можно сказать, что магистральный автомобиль МАЗ-534019-420 довольно серьезно оснащен. Это тормозная система с ABS/ЕВL (с электронным регулятором силы торможения); электронная система противобуксования (ASR); бортовая система контроля и диагностики с функциями контроля осевых нагрузок; кондиционер; независимый воздушный отопитель кабины; система автоматического поддержания скорости «Круиз-контроль» и электронная тормозная система для прицепа EBS. В представленном варианте автомобиль МАЗ- 534019-420 и прицеп МАЗ-870102 оборудованы безбортовыми платформами с механизмами сдвигания тента и подъема крыши. Благодаря этому нововведению значительно сокращается время погрузочно-разгрузочных работ, улучшается безопасность при подготовке автопоезда к загрузке сверху, так как при этом исключается разборка и установка элементов крыши тента. Таким образом, новый автопоезд Минского автозавода по конструктивному исполнению, уровню комфорта, безопасности, экологии, технико-эксплуатационным параметрам вобрал в себя лучшие достижения современного автомобилестроения. При этом, если сравнивать его с лучшими импортными аналогами, то по основным параметрам (уровень цены и эксплуатационные затраты) белорусская новинка в целом будет конкурентоспособнее зарубежных образцов.

Заканчивая материал, я хотел бы еще раз вспомнить седельный тягач МАЗ-5440А9 (4x2), выпущенный в 2007 году, который положил начало новому семейству. Описанный сегодня бортовой автомобиль МАЗ-534019-420 продолжил ее, а выпущенный этой осенью новейший седельник МАЗ-6430А9 с колесной формулой 6х4 дополнил компанию «родственников». Этот модельный ряд уже в полной мере воплощает представления минчан о производстве грузовых автомобилей с разумных позиций. Здесь речь идет о том, что современные машины можно легко оснастить комплектующими разных производителей начиная от бюджетных отечественных и заканчивая высококачественными импортными. К примеру, все эти автомобили нового диапазона можно оборудовать силовыми агрегатами Daimler (Евро-4 или Евро-5) или российским лицензионным ЯМЗ-650.10 (Евро-3). То есть теперь каждый потребитель в состоянии самостоятельно отрегулировать соотношение «цена/качество» для своего «стального коня».

Техническая характеристика автомобиля-тягача МАЗ-534019-420 и прицепа МАЗ-870102

Полная масса автопоезда, кг.....40000
Полная масса автомобиля, кг.....18000
Грузоподъемность автопоезда, кг.....24750
Грузоподъемность автомобиля, кг.....8250
Масса снаряженного автомобиля, кг.....9600
Масса снаряженного прицепа, кг.....5500
Распределение полной массы, кг:
допустимая на переднюю ось автомобиля, кг.....6840
допустимая на задний мост автомобиля, кг.....11160
по осям прицепа, кг.....8000+8000+8000
Двигатель.....Daimler OM501 LA/IV/4, V6 (Евро-4)
Мощность двигателя, кВт (л/с.).....320 (435)
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс).....2100(214)
Коробка передач.....ZF16S221
Число передач КП.....16
Передаточное число ведущего моста.....3.11
Размерность шин автомобиля.....315/60 R22,5
Размерность шин прицепа.....235/75R17.5
Максимальная (кинематическая) скорость, км/ч.....118
Устанавливается ограничитель максимальной скорости по Правилу ЕЭК ООН №89 (90км/ч)
Контрольный расход топлива при движении автопоезда полной массой 40 т, л/100 км
при скорости V=60 км/ч.....22.98
при скорости V=80 км/ч.....29.31
Топливный бак, л .....550
Тормозная система.....с ABS/ЕВL
Тип кабины.....длинная 2-местная с двумя спальными местами
Тип кузова.....тентовая платформа
Размеры платформ
автомобиля, мм.....6150х2480х2900
прицепа, мм.....8900х2480х3020
Объем платформ автопоезда, м3.....110 (44+66)

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2008 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость