Состояние и перспективы рынка ЛКМ для строительных работ в Беларуси

24 сентября 2008 г. в Минске состоялся Международный отраслевой форум «Современные лакокрасочные материалы в Республике Беларусь — 2008», организаторами которого выступили Союз строителей Беларуси и редакция аналитического журнала «Мастерская. Современное строительство». Заведующая отделом строительной химии РУП «Институт БелНИИС» Минстройархитектуры РБ кандидат химических наук Евгения УРЕЦКАЯ осветила на нем состояние и перспективы рынка лакокрасочных материалов для строительных работ в Беларуси.

Значение ЛКМ


Отделка жилых и общественных зданий относится к одному из самых сложных и ответственных технологических процессов. Повышение ее качества и обеспечение долговечности защитно-декоративных покрытий — актуальные вопросы в решении задач повышения уровня строительства, его экономической эффективности. Лакокрасочные материалы (ЛКМ), предназначенные для строительной отрасли, относятся к защитно-декоративным покрытиям, то есть они должны выполнять эстетическую функцию и создавать благоприятную среду обитания человека, а также защищать поверхность материалов от разрушения под воздействием атмосферных факторов.

Особенности белорусского рынка и производства ЛКМ

Рынок ЛКМ характеризуется широким ассортиментом материалов с различными качественными и ценовыми характеристиками. Основной объем производства ЛКМ в Беларуси приходится на Минскую, Гродненскую и Брестскую области. Только в Минской области производится продукция как минимум на 50 предприятиях. Следует отметить, что около 50% выпускаемых в стране строительных красок приходится ориентировочно на 8-10 предприятий, которые составляют основу отечественной лакокрасочной промышленности. При этом всего предприятий, выпускающих ЛКМ, в стране около 200. Основная их часть располагает небольшими производственными мощностями (100-200 т ЛКМ в год). Продукция таких производителей распространяется локально, и ее присутствие в соседних областях практически не наблюдается. Очень часто на указанных предприятиях изготавливают продукцию без точного соблюдения технологий и требований нормативных документов, что приводит к ее низкому качеству и — как следствие — к подрыву доверия потребителей к белорусским ЛКМ. Продукция, выпускаемая на небольших предприятиях, не отличается разнообразием, относится к низкому ценовому сегменту и ориентирована на недостаточно осведомленных потребителей.

Потребление органорастворяемых ЛКМ снижается

Строительные лаки и краски составляют ориентировочно 60% общего ассортимента производимой в мире лакокрасочной продукции. При этом на фасадные покрытия приходится около 39%. Таким образом, основные объемы производства ЛКМ приходятся на ЛКМ строительного назначения. ЛКМ, применяемые в строительстве, условно можно разделить на четыре основные группы: фасадные краски, в том числе пропитки и грунтовки; краски для внутренних работ; краски для защиты металла от коррозии; краски, лаки, пропитки для древесины. Ассортимент ЛКМ на белорусском рынке определяется рядом факторов. На него в первую очередь влияют структура реальных потребностей, обеспеченных платежеспособным спросом; сырьевые возможности для производителей; технологические возможности; энергетические и транспортные расходы. Далеко не последнее место занимает экологическая безопасность. В настоящее время в технически развитых странах приняты нормы по охране окружающей среды, которые ограничивают применение экологически небезопасных материалов. В связи с этим наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребления традиционных органоразбавляемых ЛКМ. Так, например, прирост производства красок на органических растворителях с 1996 года составил всего 0,6%.

Производство воднодисперсионных материалов растет

Одним из наиболее прогрессивных направлений как за рубежом, так и в Беларуси является использование в строительстве воднодисперсионных красок, которые стоят в ряду экологически благоприятных, высококачественных и экономичных материалов. Доля воднодисперсионных красок в общем потреблении ЛКМ превышает 60%, а в строительстве достигает 85%. Технология производства водных ЛКМ значительно проще, чем производство продукции на органических растворителях. В связи с этим водная продукция минимально защищена от подделок. Высокий спрос на данные краски объясняется не только экологической безопасностью, но и пожаро- и взрывобезопасностью, отменными эксплуатационными показателями, высокой концентрацией твердых веществ, безотходностью производства, доступной ценой. Поэтому наибольший прирост объемов производства приходится на предприятия, специализирующиеся на производстве водных ЛКМ.

Нужна защита от импорта мерами таможенного регулирования

Отечественная лакокрасочная промышленность не защищена от импорта мерами таможенного регулирования. Ставка ввозимых пошлин на готовую лакокрасочную продукцию составляет лишь 5%, в то время как на сырье для производства ЛКМ, которое в Беларуси не выпускается, установлены пошлины, равные пошлинам на готовую продукцию или превышающие их. Так, на пигменты установлена пошлина в размере 15%, на синтетические смолы — 10%. В России таможенные пошлины на ввозимые ЛКМ в 2-3 раза ниже таможенных пошлин на подобную продукцию, ввозимую в западные страны: 5-15% в России против, например, 40% в США.

Импорт и экспорт

Самым крупным производителем воднодисперсионных ЛКМ в Западной Европе является Германия — 563 тыс. т в год, из них 300 тыс. т в год приходится на фасадные краски. Затем идут Италия — 407 тыс. т в год — и Франция — 360 тыс. т в год. В США производится 850 тыс. т воднодисперсионных красок в год, что составляет там 70% от всего объема строительных красок. Тем не менее, самым крупным поставщиком (импортером) красок и лаков на органических растворителях в Беларусь, по данным Государственного таможенного комитета, является Россия, а воднодисперсионных — Польша. Значительные объемы импорта поступают из Германии, Словении, Италии, Венгрии. В 2007 году в РБ было поставлено более 28.000 т красок. Экспорт красок и лаков из Беларуси производится исключительно в страны СНГ, и в первую очередь — в Россию. В 2007 году белорусский экспорт ЛКМ в целом составил более 20.000 т, в том числе в Россию было поставлено более 15.000 т. Согласно прогнозу, подготовленному Государственным таможенным комитетом по итогам внешней торговли Беларуси за январь-май 2008 г., в 2008 году общий объем экспорта и импорта ЛКМ на неводной основе может превысить уровень 2007 года.

Должно быть больше местного сырья

У каждого предприятия, производящего ЛКМ, имеется своя группа наиболее успешных разработок. Одни выпускают высококачественные средства для очистки фасадов, другие — грунты и краски на водной основе, третьи — грунты и краски на органическом растворителе и т.д. Монополизация производства пока еще не достигла таких размеров, чтобы все отделочные материалы выпускал один производитель. Важным критерием, влияющим на спрос населения на ЛКМ, служит соотношение цена/качество, которое зависит от многих факторов. Существенный фактор, имеющий значение не только для производителей ЛКМ, но и для их потребителей, — это состояние рынка сырьевых компонентов. Следует отметить, что изменение цены на сырье немедленно отражается на цене продукции. Главная причина роста цен на основное сырье — монопольный характер ценообразования. Переход к еще более широкому выпуску ЛКМ сдерживается отсутствием отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов: акриловых мономеров, высококачественных наполнителей, гликолей, пигментов, функциональных добавок и т.д. Применение импортного сырья для производства ЛКМ заметно повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей. Однако при этом обеспечивается достаточно высокая стабильность свойств материалов от партии к партии.

Российский пример научного подхода

В журнале «Лакокрасочные материалы и их применение» была опубликована статья «Акратам» — новая дисперсия для производства ЛКМ», в которой говорится о результатах проведенной в ОАО «Пигмент» (г. Тамбов) исследовательской работы по усовершенствованию технологического процесса эмульсионной полимеризации. Применение в производстве современных технологических решений позволило получить продукт стабильного качества с пониженным содержанием остаточных мономеров и вязкостью, оптимальной для использования в ЛКМ. Кроме того, в процессе работы установлена хорошая пигментоемкость, а значит, и экономичность применения разработанной дисперсии. Как только у нас будет возможность и взаимная заинтересованность с заказчиками, мы обязательно проверим качество разработанной в Тамбове дисперсии и выскажем свое мнение о применении данной дисперсии в качестве связующего в красках.

Далеко не последняя роль квалификации

Импортеры, особенно традиционные, не имея в настоящее время реальной перспективы увеличения поставок готовой продукции в Беларусь, гибко реагируют на такую ситуацию: они предпринимают практические шаги по строительству лакокрасочных производств на территории нашей страны. Дешевая рабочая сила, высокая квалификация персонала, который сегодня готовят два ведущих белорусских вуза — БГПА и БГТУ, — и не всегда удовлетворительный спрос на высококачественные ЛКМ, — все эти факторы позволяют значительно снизить цены на продукцию фирм-инвесторов и восстановить их позиции на рынке. В процветании фирмы далеко не последнюю роль играет квалификация персонала. Это качественное выполнение каждодневной работы: четкое проведение приемо-сдаточных испытаний лакокрасочной продукции, разработка совместно с научно-исследовательскими институтами новых материалов, умение преподнести свою продукцию заказчику на семинарах и конференциях и, что немаловажно, при продаже готовой продукции.

Благотворная конкуренция

Конкурентная борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Предприятия начали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпаклевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т.д.). Увеличивается выпуск продукции в мелкой фасовке, улучшается внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки, расширяется ассортимент материалов. Несмотря на то, что более половины лакокрасочной продукции продолжает выпускаться группой ведущих предприятий, расположенных в Центральном и Западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых предприятий и фирм, для которых этот вид деятельности крайне привлекателен, т.к. уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40- 60%.

Растет наукоемкость ЛКМ

За последнее десятилетие не только повысился общий объем выпуска ЛКМ, но и значительно улучшились условия для развития технического потенциала и научного обеспечения лакокрасочных производств. Значение наукоемких технологий для промышленного производства ЛКМ трудно переоценить. Однако, как показывает отечественная практика, не всегда развиваются наиболее важные для реальной экономики направления. Сегодня предприятия Беларуси, самостоятельно развивая научную базу и работая в тесном контакте с потребителями, разрабатывают и начинают выпускать современные высококачественные ЛКМ. В результате на белорусском потребительском рынке лакокрасочной продукции появились отечественные материалы, составляющие достойную конкуренцию импортным. Несколько слов о научно-техническом маркетинге и менеджменте, без которых отечественная промышленная политика будет неэффективна. Маркетинг, главный компонент которого — изучение рынков, при внедрении технологий превращается в процедуру формирования спроса на принципиально новые товары, технологии и услуги. Здесь очень важно наладить тесные связи ученых и специалистов- разработчиков с рекламным бизнесом, средствами массовых информаций и другими элементами системы связи с общественностью. Кстати, до 1990 года в Беларуси материалы не продавались, а распределялись специально созданными государственными органами.

Дешевое в цене, но уже не всегда

Важным достижением последнего десятилетия является коренное изменение подходов к проблеме реализации готовой продукции. Практически по всей стране сформирована современная динамичная дилерская и маркетинговая сеть. Созданные и функционирующие в Беларуси дилерские фирмы, как правило, хорошо оснащены материально, имеют современные базисные склады, широко используют прогрессивные методы маркетинга, рекламу, информационное обеспечение. Делаются первые попытки технического сопровождения продаваемой продукции. Принципиально новым в последние годы является создание сети специализированных магазинов по продаже ЛКМ. Практически все производители выпускают продукцию в нескольких ценовых сегментах. На рынок поступают как высококачественные ЛКМ по соответствующей цене, так и более дешевые, произведенные на основе менее дорогих и менее качественных компонентов. Большинство производителей продолжают выпускать продукцию дешевого сегмента, снижая ее себестоимость за счет упрощения рецептур. Это связано с тем, что низкая цена является решающим фактором у потребителей ЛКМ, которые условно подразделяются на несколько групп: строительные компании, строительные фирмы, ремонтно-строительные бригады, частные лица. Тем не менее, с ростом благосостояния населения значительно возрос спрос на качественную продукцию, а ценовой показатель, хотя еще и является решающим, постепенно утрачивает свою доминирующую роль.

Аналитиков нет, но перспективы оптимистичные

В настоящее время снижение импорта возможно только путем улучшения ассортимента, совершенствования технологии, повышения качества белорусских ЛКМ. К сожалению, в Беларуси нет аналитиков, которые бы прогнозировали ожидаемый спрос на лакокрасочную продукцию. Но, тем не менее, ориентируясь на прогнозы развития российского рынка (на 2000-2007 годы стабильный рост производства не менее 5% в год), перспективы развития рынка ЛКМ в Беларуси на ближайшее время весьма оптимистичны.

Подготовил Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 2008 год в рубрике материалы и технолгии

©1995-2024 Строительство и недвижимость