Новый МАЗ под газ
4 сентября 2008 г. на Минском автомобильном заводе состоялась презентация первого грузовика МАЗ с двигателем, работающим на сжатом природном газе. Бортовой автомобиль МАЗ-534003 с газовым силовым агрегатом стал итогом совместного проекта РУП «МАЗ» и чешской фирмы TRADO Holding АО, которая по совместительству является дилером белорусского автопроизводителя в этой стране.
Главным нововведением грузовика МАЗ-534003 стал рядный шестицилиндровый двигатель TEDOM (ex-LIAZ) модели TG 210 AV объемом 11,95 литра мощностью 210 кВт (285 л/с.) и максимальным крутящим моментом 1200 Нм при 1500 об./мин. Надо отметить, что этот чешский мотор изначально производится как дизельный, поэтому его адаптацией к технологии CNG (Compressed Natural Gas, или сжатый природный газ) занимаются специалисты фирмы TRADO Holding АО. Система питания двигателя топливом представляет собой семь газовых баллонов (размещение: три за кабиной и по два по обоим бортам шасси) с общим объемом 805 литров, в которых топливо хранится под давлением 200 атм. Этого запаса газа по расчетам конструкторов должно хватить на 450 км пробега. Газовый двигатель грузовика стыкуется с механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S2220TO. Полная масса автомобиля составляет 18 тонн, его грузоподъемность не превышает 8700 кг.
Также МАЗ-534003 оснащен кузовом объемом 32 м3 с задним гидробортом. Говоря о стоимости новинки, скажу, что она пока что на треть дороже, чем простой дизельный аналог. Но это можно отнести к временным недостаткам, так как производство этих машин сейчас является единичным. Как известно, тема создания транспортных средств с газовыми силовыми агрегатами сейчас довольно популярна в Европе и за Атлантическим океаном. Спрос на эти автомобили растет стремительно, так как газовый грузовик спокойно выполняет требования экологического стандарта EEV (Enhanced Environmentally-friendly Vehicle), который более строг, чем Евро-5. Но кроме экологической привлекательности и малошумности газовый грузовик может сократить расходы на топливо в пределах до 30%. Сегодня природный газ в Европе стоит около 90 евроцентов за 1 кг, а спалить его для того, чтобы получить необходимую мощность, надо будет на 10% меньше, чем солярки. Иными словами, преимущество газового грузовика перед дизельным по евроценам выльется в €0,12 на каждом километре пути.
Сегодня в мире существуют два варианта газового двигателя для грузовиков. Это сжатый природный газ — МАЗовский случай — и технология LNG (Liquefied Natural Gas — сжиженный природный газ), который позволяет транспортному средству получить запас хода в 2,5 раза больше, чем у CNG. Как сказал представитель фирмы TRADO Holding АО, чешские специалисты не планируют разрабатывать агрегат на сжиженном топливе.
Владимир ЧЕХУТА
Главным нововведением грузовика МАЗ-534003 стал рядный шестицилиндровый двигатель TEDOM (ex-LIAZ) модели TG 210 AV объемом 11,95 литра мощностью 210 кВт (285 л/с.) и максимальным крутящим моментом 1200 Нм при 1500 об./мин. Надо отметить, что этот чешский мотор изначально производится как дизельный, поэтому его адаптацией к технологии CNG (Compressed Natural Gas, или сжатый природный газ) занимаются специалисты фирмы TRADO Holding АО. Система питания двигателя топливом представляет собой семь газовых баллонов (размещение: три за кабиной и по два по обоим бортам шасси) с общим объемом 805 литров, в которых топливо хранится под давлением 200 атм. Этого запаса газа по расчетам конструкторов должно хватить на 450 км пробега. Газовый двигатель грузовика стыкуется с механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S2220TO. Полная масса автомобиля составляет 18 тонн, его грузоподъемность не превышает 8700 кг.
Также МАЗ-534003 оснащен кузовом объемом 32 м3 с задним гидробортом. Говоря о стоимости новинки, скажу, что она пока что на треть дороже, чем простой дизельный аналог. Но это можно отнести к временным недостаткам, так как производство этих машин сейчас является единичным. Как известно, тема создания транспортных средств с газовыми силовыми агрегатами сейчас довольно популярна в Европе и за Атлантическим океаном. Спрос на эти автомобили растет стремительно, так как газовый грузовик спокойно выполняет требования экологического стандарта EEV (Enhanced Environmentally-friendly Vehicle), который более строг, чем Евро-5. Но кроме экологической привлекательности и малошумности газовый грузовик может сократить расходы на топливо в пределах до 30%. Сегодня природный газ в Европе стоит около 90 евроцентов за 1 кг, а спалить его для того, чтобы получить необходимую мощность, надо будет на 10% меньше, чем солярки. Иными словами, преимущество газового грузовика перед дизельным по евроценам выльется в €0,12 на каждом километре пути.
Сегодня в мире существуют два варианта газового двигателя для грузовиков. Это сжатый природный газ — МАЗовский случай — и технология LNG (Liquefied Natural Gas — сжиженный природный газ), который позволяет транспортному средству получить запас хода в 2,5 раза больше, чем у CNG. Как сказал представитель фирмы TRADO Holding АО, чешские специалисты не планируют разрабатывать агрегат на сжиженном топливе.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 2008 год в рубрике машины и механизмы