Торжество концепции над реальностью

14 сентября открылась XI Венецианская Биеннале архитектуры. Центральное место в ее экспозиции занимает выставка, одноименная всему мероприятию — Out There: Architecture Beyond Building. На ней в пространстве Кордерье Арсенала представлены инсталляции, сделанные приглашенными архитекторами специально для Биеннале.

Фрэнк Гери показал там масштабную скульптуру из дерева, названную Ungapatchket, близкую по духу к его деревянному же павильону Галереи Серпентайн в Лондоне этого года. Инсталляция «Лотос» Захи Хадид продолжает тему цифровой генерации трехмерных форм на основе различных математических выкладок, начатую ее инсталляцией «Аура» на Вилле Мальконтента. Мастерская Asymptote участвует в экспозиции со своим упражнением на тему «архитектура помимо зданий», их работа озаглавлена «Создавая прототипы будущего: три дома для подсознания». «Примерочная» «UN Студио» должна заставить зрителя взглянуть на себя и на архитектуру с новых сторон. Бюро Atelier Bow-Wow тоже избрали как альтернативу архитектуре тему мебели: их Furnivehicle представляет собой гибрид средства передвижения с предметами обстановки с ярко выраженным «зеленым» подтекстом. Тотан Кузембаев принял участие в выставке со своей инсталляцией «Юрта кочевника».

В Артильерье Арсенала расположена экспозиция «Невечный город. 30 лет после Roma interrotta» (Uneternal City. Thirty years after “Roma interrotta”). Там приглашенные мастерские исследуют проблему современного Рима, его настоящего и будущего. В отличие от участников выставки «Прерванный Рим» (Roma interrotta) 1978 года, создававших на основе структуры города 18 века утопические, идеалистические картины его развития, мастерские BIG, MAD, West 8 и другие обращают внимание на римские окраины, промзоны — пространства, где заканчивается «Вечный город» и начинается «Город развивающийся», живой мегаполис. Найти его, кроме архитекторов, также пытаются семь кинорежиссеров из разных стран мира, создавших видеопроекты на ту же тему. Самая яркая и выбивающаяся из контекста, из всех работ, представленных в рамках выставки «Невечный город» — «Суперзвезда: мобильный чайна-таун» бюро MAD. Это проект города на 15.000 жителей: автономного, с собственными источниками энергии и пищи, системой переработки отходов, инфраструктурой, рекреационными зонами и так далее. Он призван заменить традиционные чайна-тауны, ставшие такой же банальной деталью городского ландшафта, как автозаправки и рестораны фаст-фуд, и потерявшие всякую связь с современной китайской культурой. «Суперзвезда» призвана познакомить жителей разных городов мира — начиная с Рима — с настоящими китайскими искусством, кухней, промышленной продукцией.

Грег Линн представил неожиданную серию «Мебели из переработанных игрушек», напоминающую разноцветные фрагменты протоплазмы. Именно этот проект и был удостоен «Гран-при» выставки — «Льва» за лучшую инсталляцию. Жюри признало, что его работа является в большей степени провокацией, чем прототипом для последующей реализации, тем не менее, смелость его идеи и новаторский подход к теме биеннале — «архитектура помимо зданий», а также успешное исследование таких важных проблем архитектурной сферы, как эстетические качества работы, ее значение, технология производства и использование переработанных материалов, показались судьям достаточным основанием для признания проекта лучшим. «Золотым Львом» отмечен польский национальный павильон с инсталляцией «Отель Полония. Посмертная жизнь зданий». Жюри Биеннале отметило остроумный подход к проблеме жизненного цикла построек в условиях современного города за пределами стран «первого мира». «Золотых Львов» за жизненный вклад в архитектуру получили, как было объявлено ранее, Фрэнк Гери и историк архитектуры Возрождения Джеймс С. Экерман. «Серебряного Льва» для начинающих архитекторов получила чилийская группа Elemental, работающая под руководством Алехандро Аравены. Работы мастерской, показанные в разделе «Экспериментальная архитектура» в Павильоне Италии, посвящены острой социальной проблеме жилья для малоимущих — в частности, жителей трущоб, жертв военных конфликтов и природных катастроф.

Это победители, но и среди неотмеченных призами отдельных работ и национальных павильонов немало заслуживающих внимания. В Павильоне Италии Жак Херцог, Пьер де Мерон и Ай Вэйвэй представили изящную инсталляцию из стульев и бамбуковых шестов. Бюро NL Architects показали серию остроумных картинок на темы современного развития городов и созданной человеком среды в целом, «зеленой» архитектуры и глобальных изменений климата. Шотландия впервые участвует в Биеннале самостоятельно: ее павильон из дерева по проекту Гарета Хоскинса возведен на набережной Канале Гранде рядом с только что открывшимся мостом Сантьяго Калатравы напротив вокзала. Интерес вызывают элегантная инсталляция в павильоне Швейцарии и «теплица» японских участников. Экспозиция британского павильона посвящена жилищному строительству — одной из проблемных сфер архитектуры Великобритании — на примере удачных проектов английских архитекторов на «континенте». Французы показывают выставку GeneroCite, посвященную теме соотношения архитектурного эксперимента с функцией и программой постройки. Участники из Эстонии провели от павильона России к павильону Германии ярко-желтую «трубу с газом», символизирующую проект Nord Stream. Он вызвал смешанную реакцию у посетителей Биеннале; впрочем, его официально поддерживает компания Nord Stream AG, которая и будет заниматься строительством газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.

По материалам сайта archi.ru


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2008 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость