Программа подготовки кадров для АЭС

На реализацию госпрограммы подготовки кадров для ядерной энергетики Беларуси на 2008-2020 годы потребуется около 523 млрд рублей. Об этом, как сообщает пресс-служба правительства, заявил начальник управления высшего и среднего специального образования Минобразования Беларуси Юрий Миксюк.

По его словам, в частности, из республиканского бюджета будет выделено более 304 млрд рублей, из местных бюджетов — 218 млрд рублей. По мнению ученых, для обеспечения ядерной энергетики кадровыми ресурсами необходимо сформировать эффективную национальную систему подготовки кадров в данной области. Система подготовки кадров для ядерной энергетики будет базироваться на принципах допуска к самостоятельной работе по управлению атомной станции (управленческий и инженерный персонал), эксплуатации и ремонту оборудования (оперативный и ремонтный персонал) только подготовленного и аттестованного персонала. К слову, ежегодно 4 белорусских вуза — БГУ, БНТУ, БГУИР и Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова — будут готовить около 220 специалистов в области ядерной энергетики — по управлению АЭС (управление и инженерный персонал), эксплуатации и ремонту оборудования (оперативные и ремонтные рабочие). Министерство образования планирует обеспечить системный подход к подготовке персонала. Министерство основывается на документах Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и лучшей международной практике. В стране будет налажена непрерывная и гибкая система подготовки сотрудников в соответствии с этапами строительства АЭС, пуска АЭС в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации. Белорусские ВУЗы создадут многогранные формы подготовки персонала включая применение современных тренажеров, автоматизированных обучающих систем, макетов, а также реального оборудования для получения практических навыков. Кроме этого, совершенствование системы подготовки персонала будет решаться путем обмена опытом в области использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности с другими государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями.

Отметим, что формирование набора студентов на факультеты будет проводиться на основе государственного заказа. Схема подготовки кадров следующая: профотбор, базовая подготовка (5-5,5 года) в отечественных вузах, специальная подготовка (0,5-3 года) за рубежом. Планируется также создать учебно-тренировочный центр АЭС. Этот центр и разработанные в нем программы обучения и учебно-методические материалы планируется запустить в действие за год до пусковых операций на первом энергоблоке. В госпрограмме также заложена возможность привлечения иностранных преподавателей и специалистов по дисциплинам, в которых опыт отечественных ученых и преподавателей пока недостаточен. По мнению экспертов из Минэнерго Беларуси, реализация государственной программы позволит, во-первых, усовершенствовать нормативную правовую базу по вопросам кадрового обеспечения АЭС с учетом специфики подготовки и допуска персонала к самостоятельной работе. Во-вторых, осуществить подготовку кадров для строительства и безопасной эксплуатации АЭС, а ядерную энергетику — научными работниками высшей квалификации. Кроме этого, реализация документа позволит создать учебно-лабораторную базу и укрепить материально-техническую базу учреждений образования и науки, осуществляющих подготовку кадров.

В целях энергосбережения

Согласно постановлению правительства, для крупных предприятий Беларуси введены предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии на 2008-2009 годы.

За израсходованную электроэнергию сверх лимитов они будут платить по тарифам, увеличенным в два раза. Как сообщает пресс-служба Совета Министров, документом определен порядок установления предельных уровней потребления электрической энергии, отпускаемой организациями ГПО «Белэнерго» для предприятий с присоединенной электрической мощностью 750 киловольт-ампер (кВА) и более, подчиненных республиканским органам госуправления. Лимиты на электроэнергию вводятся также для организаций жилищно-коммунального хозяйства с годовым объемом потребления электрической энергии 1 млн кВтч и более. В постановлении используются такие термины, как абонент (организация, электрические сети и электроустановки которой присоединены к сетям энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго») и субабонент (потребитель, электрические сети и электроустановки которого присоединены к электрическим сетям абонента, заключивший с абонентом договор на снабжение электрической энергией). Как сообщили в Минэнерго Беларуси, предельные лимиты потребления электрической энергии для абонентов, субабонентов с присоединенной электрической мощностью 750 кВА и более на планируемый год определяются исходя из величины потребления электрической энергии в предыдущем году с учетом планируемого роста объемов продукции промышленности (выполняемых работ, оказываемых услуг промышленного характера) по формуле: ЭЭП = 0,91х0,01хПП%хЭЭБ, где: ЭЭП — предельные лимиты потребления электрической энергии для абонентов и субабонентов; ЭЭБ — величина потребления электрической энергии в предыдущем году; ПП% — рост объемов продукции промышленности в планируемом году в процентах.

Отметим, что для субабонентов, у которых энергоснабжающей организацией осуществляется дистанционный контроль за режимом потребления с помощью автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ), предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном для абонентов. При отсутствии указанного дистанционного контроля предельные лимиты потребления электрической энергии для абонентов определяются на основе суммарного потребления электрической энергии абонента и его субабонентов. В аппарате правительства подчеркнули, что для юридических лиц повышающий коэффициент 2 к тарифам на электрическую энергию, потребленную сверх установленных предельных уровней, вводится с ноября 2008 г. Поэтому организации ГПО «Белэнерго» должны до 1 ноября привести договора на снабжение электрической энергией в соответствии с постановлением и принять иные меры по его реализации. Республиканские органы госуправления до 15 октября согласуют с Министерством энергетики график создания в 2008-2009 годах автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии в отношении организаций, потребление энергии в которых лимитируется. Как пояснили в ГПО «Белэнерго», лимиты на потребление электроэнергии введены по инициативе департамента по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, данная мера будет стимулировать промышленные предприятия и организации ЖКХ к экономии энергоресурсов и повышению эффективности производства. Напомним, что в январе текущего года с целью недопущения роста тарифов для белорусских предприятий были снижены отчисления от себестоимости с 3% до 1%. В целом на сдерживание тарифов на энергоресурсы в 2008 г. из республиканского бюджета планируется направить порядка 594 млрд рублей. Как пояснили в Минфине страны, эти средства выделены, чтобы компенсировать недостаточное увеличение тарифов в условиях увеличения цен на энергоресурсы.

Проект ТАСИС по ядерной безопасности

В рамках программы ТАСИС по ядерной безопасности Комиссии Европейских Сообществ на Смоленской АЭС продолжается реализация проекта улучшения культуры безопасности. В реализации программы принимают участие эксперты компаний АМЕС (Великобритания) и TVONS (Финляндия).

По информации Росатома, на данном этапе главная задача руководящего состава станции, экспертов и рабочей группы — выработать единую точку зрения на то, к чему нам надо стремиться в области культуры безопасности и какими путями этого достичь. Встречи рабочей группы с западными экспертами были посвящены обсуждению отчета о результатах самооценки и детальной проработке программы корректирующих мероприятий для тех областей культуры безопасности, которые были выявлены как области для улучшения. На основании результатов оценки и изучения опыта зарубежных компаний рабочей группой были предложены следующие корректирующие мероприятия: обучение персонала по культуре безопасности; разработка и внедрение в действие эффективной системы сообщений о событиях, не перешедших в нарушения, а также реагирования на них; внедрение культуры необвинения. Отметим, что одна из настоятельных рекомендаций экспертов в рамках совершенствования культуры безопасности — внедрение на Смоленской АЭС культуры необвинения, без которой невозможна эффективная работа системы сообщений о событиях, не перешедших в нарушения. Культура необвинения внедрена на лучших АЭС мира. «Необвинение» не означает безнаказанность, а подразумевает адекватность, справедливость наказания. Например, работник не должен быть наказан в случае, если совершил ошибку, действуя точно по инструкции. Кроме того, по мнению международных экспертов, увольнение не должно быть среди инструментов наказания за совершенные ошибки. Внедрение культуры необвинения — очень сложный и длительный процесс, но те станции, которым это удалось, имеют огромные преимущества. Культура необвинения помогает создать среду, в которой персонал сообщает о событиях, не перешедших в нарушения, не опасаясь наказания. Это позволяет анализировать и в будущем предотвращать совершение ошибок.

По словам эксперта группы Яна Томлина (Великобритания), для успеха проекта очень важно, чтобы у руководящего звена было понимание культуры безопасности как процесса и общее видение перспектив развития атомной станции в этой сфере. В качестве ближайших перспектив для Смоленской АЭС руководители видят достижение второго уровня культуры безопасности, а в дальнейшей перспективе — наивысшего третьего (согласно классификации МАГАТЭ). Это длительный процесс, так как переход с одного уровня на другой должен быть не формальным, а качественным, и, что самое главное, изменения должны произойти в сознании работников, ведь, согласно одному из определений, культура безопасности — это то, что мы делаем, когда нас никто не видит, подчеркивается в пресс-релизе Росатома.

Эстонские энергетики переходят на вторсырье

На объявленный Iru Elektrijaam тендер по поставке блока совместного производства тепловой и электроэнергии в качестве топлива, использующего бытовые отходы, поступило два предложения.

Как сообщил пресс-секретарь Eesti Energia AS Ивери Марукашвили, свою заинтересованность высказала известная французская фирма CNIM по производству тепловой и электроэнергии из отходов. Совместное предложение поступило также от FISIA BABCOCK Environmental GmgH (Германия) и AS Skanska EMV AS (Эстония). По словам пресс-секретаря, ируская электростанция в сотрудничестве с переработчиками отходов планирует уменьшить воздействие переработки отходов на окружающую среду и сэкономить на производстве тепловой энергии. Одновременно компания хочет снизить влияние скачкообразно растущей стоимости природного газа на цены произведенной энергии. По словам управляющего электростанцией Тоомаса Нийнемяэ, себестоимость тепловой энергии, произведенной экологическим способом переработки отходов, значительно ниже, чем у тепловой энергии, произведенной из природного газа или биомассы/торфа, не говоря уже о жидком топливе. Тем не менее, окончательная стоимость предложений выяснится в ходе переговоров. Максимальный годовой объем смешанных бытовых отходов, запланированный на переработку — 220 тысяч тонн. В соответствии с государственной программой переработки отходов их запланировано собирать в Таллинне и близлежащих к ним уездах.

В 2008 г. в Эстонии цена на электроэнергию изменялась трижды: 1 января, 1 марта и 1 июня. Причина повышения стоимости производства электроэнергии, не менявшейся с 2002 года, состоит в значительном повышении цен на топливо. За 5 лет индекс потребительских цен вырос на 18,84%, или на 3,5% в год. С 1 января текущего года в Эстонии также введен акцизный налог на электроэнергию в размере 5 центов за кВтч. Непосредственная задача акциза на электроэнергию — через налогообложение способствовать сбережению энергии. Электрическая мощность будущего блока составит порядка 17 МВт, а тепловая — 50 МВт. Ввод станции в эксплуатацию запланирован на 11 ноября 2011 г. OU Iru Elektrijaam принадлежит концерну Eesti Energia и специализируется на производстве тепловой и электрической энергии. Электростанция через теплосети Tallinna Kute в Таллинне снабжает теплоэнергией район Ласнамяэ и центр города, а также город Маарду. Электроэнергия продается в электросистему Эстонии при посредничестве OU Pоhivоrk.

Использование и переработка бытовых отходов для нашей страны также имеет ключевое значение с точки зрения как экологии, так и энергетики. В Беларуси предпринимаются усилия по максимальной экономии топливно-энергетических ресурсов и эффективному применению альтернативных источников энергии. Бытовые отходы могут успешно использоваться для изготовления вторичного сырья, выработки электро- и теплоэнергии. Подобная практика существует во многих странах. В мировой практике получение энергии из ТБО осуществляется несколькими способами: сжиганием, активной и пассивной газификацией. Наиболее перспективна газификация, так как в случае прямого сжигания возникают экологические проблемы, для решения которых требуются инвестиции, двукратно превышающие стоимость самих сжигающих установок. Потенциальная энергия, заключенная в твердых бытовых отходах, образующихся на территории страны, равноценна 470 тыс. т условного топлива (т у.т.). При их биопереработке с целью получения газа эффективность составит не более 20-25%, что эквивалентно 100-120 тыс. т у.т. Эффективность данного направления следует оценивать не только по выходу биогаза, но и по экологической составляющей, которая в данной проблеме будет основной. Конкретные показатели эффективности могут быть получены на основании детальных проектных проработок, создания и эксплуатации опытно-промышленного полигона.

Отметим, что в Бресте планируется построить завод по использованию и переработке бытовых отходов, а в дальнейшем — во всех областных центрах и столице страны. На данном этапе рассматривается возможность использования самых современных технологий, применяемых в Западной Европе. К слову, из сортировочных комплексов в нашей стране имеются только три производства: в г. Пинске Брестской области, а также в г. Несвиже и Марьиной Горке Минской области. Основным условием уменьшения скорости загрязнения окружающей среды является раздельный сбор и сортировка коммунальных отходов. За год в Беларуси образуется порядка 3229 тыс. т твердых коммунальных отходов, в том числе от населения 1971 тыс. т (более 60%). До настоящего времени практически единственным способом обезвреживания твердых коммунальных отходов являлось их захоронение на полигонах. Несколько лет назад суммарная площадь полигонов, состоящих на балансе жилищно-коммунального хозяйства, составляла около 4641 га.

Инвестиции в биоэнергетическое сырье

Польский инвестор планирует вложить свыше $10 млн в проект по выращиванию и переработке биоэнергетических растений в Кобринском районе Брестской области Беларуси. По информации БелТА, в сентябре 2008 г. между Кобринским районным исполнительным комитетом и совместным обществом с ограниченной ответственностью «ЭКОБЕЛПЛАНТ» подписано соглашение о сотрудничестве по выращиванию и переработке быстрорастущих энергетических растений. С польской стороны соучредителем СООО «ЭКОБЕЛПЛАНТ» выступает ООО «Мультипроект» — предприятие, занимающееся проектами в области альтернативной энергетики: производство биотоплива, строительство геотермальных станций, монтаж солнечных коллекторов. Согласно достигнутой договоренности, как сообщает агентство, предприятию будет предоставлено в долгосрочную аренду — не менее чем на 30 лет — 5 тыс. га земли для выращивания быстрорастущей ивы прутовидной. В свою очередь, предприятие обязуется создать в течение первого года работы до 50 рабочих мест и в последующие два года — не менее 100. Конечный продукт, который будет производить ЭКОБЕЛПЛАНТ, — древесная щепа, предназначенная для использования наряду с углем, торфом, дровами в котлах и иных агрегатах, работающих на твердом топливе.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2008 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость