Вспоминая Будпрагрэс-2008

C 9 по 12 сентября 2008 г. в Минске успешно отработала крупнейшая белорусская строительная выставка «Будпрагрэс-2008». В ней приняли участие 383 организации и компании из 14 стран мира: Австрии, Беларуси, Германии, Италии, Китая, Латвии, Литвы, Польши, России, Словакии, Турции, Чехии, Швейцарии и Эстонии. Самой многочисленной делегацией из-за рубежа порадовала Турция — 35 компаний-участниц. Они заняли 720 квадратных метров выставочной площади. Список экспонентов прошедшего «Будпрагрэса» насчитывает 15 польских и 13 российских организаций и предприятий. Примечательно, что подавляющее большинство участников выставки остались ею довольны.

Подтверждена динамичность развития стройкомплекса Беларуси


На церемонии открытия выставки выступил заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Владимир Малец.

Он, в частности, сказал:
— Ни одна страна мира не может себя полностью обеспечить необходимым количеством продукции для строительства: то ли строительной техникой, то ли средствами оснастки. Поэтому на данной выставке представлены фирмы с известными мировыми брэндами, узнаваемыми логотипами и т.д. Если сегодня в Беларуси недостаточно грузоподъемной техники, то здесь и Liebherr, и Potain, здесь и южнокорейская техника, здесь и опалубочные системы PERI. География и спектр представленной на выставке продукции очень широки. Начиналось все со скромных площадей. Теперь же на многих тысячах квадратных метров выставочной территории не можем поместить все. И демонстрационные площадки возле футбольного манежа заняты. Это хороший признак. Значит, динамично развиваются строительный комплекс нашей страны и ее экономический блок в целом. Справедливости ради следует отметить, что когда-то мы робко начинали представлять наших, отечественных, товаропроизводителей. А сегодня уже десятки предприятий стройиндустрии и стройматериалов Беларуси представлены на выставке «Будпрагрэс-2008», и это стало традицией. Безусловно, хочется, чтобы расширилась как география поставок продукции в нашу страну, так и ее целевой спектр. Сегодня, скажем, нефтехимическая промышленность Беларуси масштабно работает с крупнотоннажной химией. Но в стране недостаточно мелкотоннажной, строительной, химии — той части необходимой современному строительству продукции, которая сегодня замещается белорусскими коммерческими структурами. Поэтому при должной организации дела расширение круга товаропроизводителей, которые эту продукцию на наш рынок поставляли бы, очень уместно. Очевидно, нет необходимости перечислять сейчас всех участников, все марки. По логотипам, по стендам отлично видно, кто сегодня представлен под крышей футбольного манежа и возле него. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь желает всем успешной работы на выставке — с тем, чтобы объемы поставок строительной продукции на белорусский рынок увеличивались год от года.

Хризотилцемент — это экономичные строительные решения

Хризотиловый асбест обладает весьма привлекательным для строительной сферы набором физико-механических свойств и при этом является экологически безопасным материалом. Эти обстоятельства не раз подчеркивались на вызвавшем большой интерес семинаре, проведенном в рамках выставки силами Некоммерческой организации «Хризотиловая ассоциация» (Россия). Эта ассоциация, дирекция которой находится в городе Асбест Свердловской области России, объединяет 49 промышленных предприятий и научных организаций из семи стран СНГ.

На семинаре рассматривались как чисто технические вопросы, связанные с изготовлением и применением хризотилцементных изделий, так и проблемы, препятствующие их должному распространению. Вице-президент ассоциации Юрий Комаров объяснил, что попытки запретить асбест являются примером торговой войны. И отметил: в районе уральского месторождения асбеста, которое осваивается уже 120 лет, уровень онкологических заболеваний ниже, чем в среднем по России. Доказательства того, что хризотилцементные изделия экологически безопасны, привел руководитель лаборатории отраслевой гигиены труда ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора Сергей Кашанский. Заместитель исполнительного директора ассоциации по взаимодействию стран СНГ Сергей Ершов назвал такие цифры: в мире проложено порядка 3 млн км асбестоцементных труб, в том числе в России более 1 млн км. Детально о проектировании и устройстве трубопроводов из хризотилцементных труб рассказал главный конструктор ОАО «НИИтракторосельхозмаш» из Челябинска Владимир Бабич. Особое внимание он обратил на то, что полнее всего экономические преимущества применения хризотилцементных труб проявляются при их бесканальной прокладке. Менеджер отдела маркетинга Первоуральского предприятия строительных материалов Евгений Чебыкин проинформировал о вентилируемых фасадах ОЛИС, в качестве облицовочных элементов которых выступают негорючие хризотилцементные листы с различными вариантами лицевых покрытий. Эти и все другие изделия из хризотилцемента недороги и позволяют существенно — в разы — снизить затраты на жилищно- коммунальное хозяйство. Руководители ассоциации заверили, что не собираются конкурировать с белорусскими производителями асбестоцементных изделий и хотят лишь заполнить не занятые ими ниши. Кроме того, российская сторона предложила белорусам различные варианты сотрудничества.

Польский взгляд на металлические настилочные решетки

В Беларуси применение металлических настилочных решеток европейского уровня качества только набирает ход. Логично поэтому, что на выставке «Будпрагрэс-2008» прошел семинар, на котором сведения об указанной продукции можно было получить из первых уст — из уст директора по маркетингу Рышарда Кевреля (Ryszard Kiewrel) из компании HMS, Польша. Как раз это предприятие и выпускает те решетки, которые в Беларуси продвигает молодая минская компания ААМЕТ-Л, организовавшая семинар.

Существенно, что здесь на эти изделия не требуется получение технических свидетельств, они также не подлежат государственной гигиенической регистрации, обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности и испытаниям по определению пожарной опасности. Благодаря современной технологии изготовления, долговечности, легкости монтажа и демонтажа, высоким эстетическим качествам металлические настилочные решетки целесообразно применять для покрытия эстакад в случае паркингов, станций технического обслуживания (СТО) и автомоек, для напольных покрытий всех видов производств, для напольных покрытий складских помещений, рабочих площадок и строительных лесов, для подвесных элементов крыш в случае бензоколонок и СТО, на судах и в судостроительной промышленности, для ступеней лестниц, для защитных элементов (балконы, площадки, мосты), для пешеходных дорожек, для декоративного благоустройства, для ограждений. Настилочные решетки очень хороши и в случае всевозможных индивидуальных архитектурных решений. Правда, такие решения дороже типовых.

Компания HMS выпускает прессованные, сварные и профилированные настилочные решетки из горячеоцинкованной и нержавеющей стали. Чаще всего решетки из нержавеющей стали применяются в пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, а также в учреждениях здравоохранения. В прессованных и сварных решетках несущим элементом является продольная полоса. Ненесущим элементом в первом случае является поперечная полоса, во втором — поперечный прут. Профилированные решетки имеют противоскользящую поверхность. Особое внимание Р. Кеврель обратил на нетривиальные варианты использования настилочных решеток (пример — звукопоглощающий экран стены) и винтовые лестницы. Такие лестницы, будучи полностью выполненными из стали, могут иметь достаточно большую свободную высоту при малых размерах в плане.

Белгородская каменная вата идет в Беларусь

Потребность в качественных утеплителях повсеместно будет только расти. Поэтому интерес к строительному рынку Беларуси со стороны такого современного предприятия, как Белгородский комбинат теплоизоляционных материалов (Россия), сулит белорусским потребителям немало выгод. О них, а также об особенностях и преимуществах продукции из каменной ваты торговой марки IZOVOL производства указанного предприятия было рассказано на выставочном семинаре, организованном минским ОДО «ИнтерТехСоюз». После него директор по маркетингу комбината в Белгороде Ирина Кондакова сформулировала ряд ключевых моментов на тему дня:

— Белорусский рынок достоин лучшей изоляции. Поэтому мы здесь. А лучшая изоляция сейчас — IZOVOL. Начиная бизнес-планирование, мы понимали, что прослеживается тенденция к потреблению качественных стройматериалов. Что касается белорусского рынка, то на уровне министра статистики и анализа было заявлено о том, что требования к их качеству будут ужесточаться. Еще на стадии бизнес-планирования мы сделали ставку на правильный выбор технологии производства и поставщика оборудования, чтобы обеспечить высочайшее качество конечной продукции и обеспечить технологическое лидерство на годы вперед. Цель достигнута. О преимуществах каменной ваты IZOVOL. Наша технология зарегистрирована под торговой маркой ECOSAFE. Чем принципиально отличаются представленные на рынке марки? Есть ваграночный способ производства ваты, при котором в качестве топлива используется кокс, а в шихту добавляются шлаки, отходы металлургической промышленности. И, поскольку их добавляется очень много, то идет снижение себестоимости продукции, но во вред качеству. Именно поэтому в Белгороде установлено уникальное плавильное устройство. Оно полностью исключает использование кокса, и в шихту не добавляются шлаки. Благодаря нашему плавильному устройству достигается химическая чистота и стабильность расплава, его стабильная вязкость, текучесть и температура. Все это в конечном итоге позволило нам резко повысить физико- механические характеристики ваты IZOVOL, улучшив структуру базальтового волокна. Если мы посмотрим на марки, которые представлены на рынке, то заявляемые по ним показатели являются крайним верхним пределом по факту поставляемой ваты. У ваты IZOVOL заявляемые показатели являются крайним нижним пределом, и по факту физико-механические характеристики белгородской каменной ваты гораздо выше в сравнении с представленными на рынке марками. Это по достоинству оценили потребители России, Казахстана, Украины и Ирана.

Минваты на выставке могло быть больше

Своими мыслями о выставке в целом и теплоизоляции в частности поделились глава представительства ЗАО Paroc (Литва) в Беларуси Дмитрий Абрамов и координатор маркетинговых проектов представительства Александр Зарецкий.

Д. Абрамов:
— Компания Paroc уже много лет представлена на белорусском рынке. Поэтому и сейчас мы внимательно следим за тем, какие новые игроки на нем появляются. Это в основном россияне, а вот дилеры, те компании, которые давно представлены на рынке, почему-то на данную выставку не торопятся. Мне как человеку, много лет работающему в теплоизоляционной сфере, это несколько обидно. Видимо, конкуренция в данном рыночном сегменте падает. Я не нашел на выставке продукцию компании Rockwool, только на одном стенде увидел предложение компании «ТехноНИКОЛЬ», трудно было обнаружить белорусские плиты «Белтеп». Стекловату марок URSA и Isover вообще не заметил. Каменную вату Paroc представляли только две компании. А ведь конкуренция — двигатель рынка. Она заставляет выпускать новые материалы и более чутко относиться к потребностям клиентов. Тот же Paroc не один год производит плиту FAS 3, которая обладает более скромными характеристиками по сравнению с основной плитой FAS 4, зато значительно дешевле. Думаю, надо снять барьеры, которые мешают продвигать в Беларуси импортную каменную вату: в частности, уменьшить, как это сделано в Украине, таможенные пошлины, а также устранить препоны на местном административном уровне, на уровне Министерства архитектуры и строительства Беларуси. А пока выходит, что, например, плиты Paroc в Литве значительно дешевле гомельских плит. Плиты FAS 4 там стоят 68-70 евро за кубометр. Конечно, завышенные цены на крайне необходимые в эпоху энергосбережения эффективные утеплители не в интересах потребителей, в том числе заказчиков из государственного сектора.

А. Зарецкий:
— Выставка, по сути, отображает положение на рынке. Я пообщался с участниками «Будпрагрэса» и выяснил, что интерес к ней у потенциальных потребителей не слишком высок. Причем это касается выставки в целом, а не только сферы теплоизоляции. Бывая каждый год на «Будпрагрэсе», вижу, что динамика предложения новых идей и технологий здесь слаба. Сравнение минской выставки с аналогичными московскими, вильнюсскими и даже киевскими явно не в пользу первой. Зарубежные выставки проходят на значительно больших площадях, на них больше посетителей. А в отношении новинок мы отстаем от стран-соседок как минимум лет на пять.

Выставочный спецвыпуск

В несколько суматошной обстановке крупной специализированной выставки особую ценность приобретают компактные и легкие по весу рекламно- информационные издания, причем выполненные на самом высоком полиграфическом уровне. Именно такую печатную продукцию посетителям и участникам выставки «Будпрагрэс-2008» предложило издательство «Нестор».

Один компакт-журнал «Строительство и недвижимость Плюс» (№3 за 2008 год) посвящен строительным материалам, изделиям и технологиям. В нем можно узнать о новой информационной системе строительной отрасли — виртуальной выставке «Будпрагрэс», анодных заземлителях ЭЛЭР, гидравлической стыковке арматуры прессами фирмы «Спрут» и других не менее интересных вещах.

Другой компакт-журнал (№4 за 2008 год) рассказывает о машинах и механизмах в строительстве. В нем можно, в частности, прочитать о «вездеходном» 50-тоннике «Ивановец», уникальном 6-осном транспортере производства Минского завода колесных тягачей, высокопроизводительной машине для обслуживания дорог, новинках компании TATRA.

Оба 16-полосных богато иллюстрированных журнала распространялись на выставке бесплатно.

Круглый стол не состоялся, но семинары удались

Хотя запланированный к проведению на выставке круглый стол Минстройархитектуры не состоялся, программа выставочных семинаров и презентаций в целом удалась. Так, в третий день работы выставки семинары провели белорусское представительство ООО «Грундфос», минское ООО «Феликс» и словацкая компания Adrian (ее тема: «Энергосберегающие системы отопления крупнообъемных помещений на базе газовых инфракрасных излучателей и воздухонагревателей»), а день спустя — минское ООО «Авилюкс» (тема: «Современные светильники для сред с опасностью взрыва»).

Семинар компании «Феликс» был посвящен истории и делам концерна Hoermann, его представительствам, дилерской сети и, конечно, разнообразной фирменной продукции. Особое внимание на семинаре было уделено комплексной программе Hoermann для промышленности логистических центров, а именно воротам и перегрузочной технике. Образец подобной продукции даже сформировал на выставке соответствующий стенд. Провел семинар представитель концерна Hoermann Виктор Вибе (Viktor Wiebe), а помогала ему сотрудница компании «Феликс» Татьяна Кореневская. В ходе семинара В. Вибе поблагодарил за участие в нем минское ООО «Алютех», напомнил, что немцы говорят: «Нет глупых вопросов, есть глупые ответы», — и проинформировал, что руководителю концерна Томасу Херманну две недели назад исполнилось 70 лет.

Представительство ООО «Грундфос» организовало не просто семинар, а однодневный технический семинар на тему: «В помощь специалисту по проектированию: энергоэффективное насосное оборудование GRUNDFOS для систем водоснабжения и канализации». Вели это мероприятие Сергей Казей и Виктор Гончарик. Специалистам, в частности, рассказали о новинке — CUE. Это серия внешних преобразователей частоты, разработанных специально для насосов. Благодаря программе по вводу в действие преобразователя CUE монтажник может быстро настроить основные параметры и запустить систему в эксплуатацию. При использовании подключенного датчика или внешнего сигнала управления система CUE быстро подстраивает частоту вращения насоса в соответствии с текущими требованиями.

Окончание следует

Дмитрий ЖУКОВ, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2008 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость