Семинар накануне заседания БРЭЛЛ
В Минске накануне 14-го заседания комитета энергосистем БРЭЛЛ (Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы) прошел семинар по организации управления ограничениями передающей электрической сети. Как сообщили в ГПО «Белэнерго», с сообщениями о возможных вариантах решения этой проблемы в электрическом кольце БРЭЛЛ выступили представители РУП «ОДУ» Беларуси, России и Латвии. В целом в работе семинара приняли участие представители ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ФСТ, НТ АТС (Россия); OU Pohivork (Эстония); AS Augstspriegumatikls, а также департамента энергетики Министерства экономики Латвии; Lietuvos energija AB (Литва); Unicorn Systems a.s. (Чехия) и от Беларуси ПО «Белэнерго», РУП «ОДУ».
В производственном объединении подчеркнули, что чешские специалисты информировали участников семинара о принципах управления ограничениями передающей сети в Европе, а также о технологиях и программных продуктах компании Unicorn по управлению ограничениями. Напомним, что предыдущее заседание рабочей группы Комитета энергосистем БРЭЛЛ состоялось 18-19 марта 2008 г. в ОАО «СО ЕЭС». Главной темой встречи стало обсуждение новых принципов организации оперативно-диспетчерского управления Электрическим Кольцом БРЭЛЛ в связи с ликвидацией единого диспетчерского центра энергосистем стран Балтии, что требует от персонала диспетчерских центров Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы дополнительной отработки взаимодействия в различных ситуациях. В рамках совещания были рассмотрены также вопросы обеспечения единой информационной системы, используемой для управления режимами, порядка оперативной реализации аварийного резерва мощности энергосистем ЭК БРЭЛЛ, проведения совместных противоаварийных тренировок. Особое внимание было уделено задаче создания программного обеспечения для обработки диспетчерских заявок с возможностью удаленного доступа. В ГПО «Белэнерго» также сообщили, что в «СО ЕЭС» введен в строй новый программно-аппаратный комплекс для долгосрочного планирования режимов энергетических систем. Этот комплекс будет использоваться для планирования режимов включая плановые ремонты сетевого и генерирующего оборудования Электрического Кольца БРЭЛЛ. Кроме того, запуск нового комплекса позволит оценивать возможные риски, связанные с выходом из строя тех или иных элементов энергосистем, и автоматизировать принятие решений по ликвидации аварийных ситуаций и минимизации их влияния на надежность энергосистемы в целом.
Справка: Комитет энергосистем БРЭЛЛ — рабочий орган, сформированный сторонами Соглашения о параллельной работе энергосистем Беларуси, России, Эстонии, Литвы и Латвии. Основные задачи Комитета — реализация взаимодействия Сторон Соглашения, а также подготовка и согласование документов, регламентирующих параллельную работу Электрического Кольца БРЭЛЛ.
ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» — образовано 17 июня 2002 г. в рамках реформы электроэнергетики России. Системный оператор является центральной координирующей и системообразующей компанией отрасли. Его главные задачи — управление режимами работы Единой энергетической системы, обеспечение ее надежной работы, технологическое обеспечение функционирования оптового рынка электроэнергии, обеспечение параллельной работы электроэнергетической системы России с энергосистемами зарубежных стран, подготовка предложений и экспертных заключений по вопросам перспективного развития энергетики России. Более 6500 работников Системного оператора в Центральном диспетчерском управлении и 63 филиалах ежедневно круглосуточно обеспечивают надежную работу Единой энергосистемы России и энергосистем 83 регионов страны.
Энергоэффективные технологии и решения
Белорусским предприятиям в ближайшие годы предстоит полностью переориентироваться на энергоэффективные технологии. Об этом, как сообщает пресс- служба правительства, заявил во время рабочей поездки по стране премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. По его словам, рост мировых цен на энергоресурсы требует проведения в Беларуси постоянной работы по энергосбережению и повышению эффективности производства. Через 2-3 года белорусская экономика должна быть полностью переоснащена для работы в условиях рыночных отношений использования энергоресурсов.
Напомним, что к 2010 г. энергоемкость ВВП в РБ планируется снизить не менее чем на 31% к уровню 2005-го года, к 2015-му — на 50%, к 2020-му — на 60%. В этой связи необходимо в сжатые сроки достичь максимальных показателей по энергосбережению, в том числе и модернизировать предприятия. По предварительным данным, в текущем году снижение энергоемкости ВВП составит 7,2%. Тем не менее, энергозатраты на белорусских предприятиях в 1,5-2 раза выше по сравнению с европейскими производителями. В связи с этим необходимо активизировать работу по техпереоснащению. Заинтересованность в этом должны проявить и директора предприятий, и местные органы власти. «Деньги и банковские ресурсы в стране есть, инициатива за вами, — цитирует Сергея Сидорского пресс-служба правительства. — Вы должны определять перспективы развития своего предприятия, защищать бизнес-план в министерствах и ведомствах и нести ответственность за его исполнение». В то же время необходимо отметить, что в сферу энергоэффективности руководству страны необходимо вовлекать и частный бизнес. Однако, как отмечает экономическая газета, этому процессу препятствуют медленные темпы институциональных реформ в правовой, экономической и социальной сферах. Нет должного экономического стимула в использовании альтернативных источников энергии, а монопольное положение государства в сфере энергетики не позволяет задействовать механизмы конкуренции.
Эксперты ПРООН пришли к выводу, что для привлечения частных инвестиций в производство и сбережение энергии в нашей стране необходимо, прежде всего, сформировать эффективную систему ценообразования, стимулирующую рентабельную хозяйственную деятельность и бережливость. Уровень тарифов должен обеспечивать возмещение затрат на производство и реализацию энергии, быть одинаковым для всех потребителей определенной тарифной группы без каких-либо исключений и привилегий. В условиях глобального удорожания энергоресурсов руководство страны сделало приоритетным использование местных источников. В то же время, как отмечает экономическая газета, до сих пор не созданы действенные меры экономического стимулирования для их вовлечения. Затраты на производство энергии из местных видов топлива, как правило, оказываются выше, чем из традиционных, что делает их широкое использование малопривлекательным. Кроме того, нет прозрачной процедуры доступа субъектов хозяйствования к местным видам энергоресурсов (добыча торфа, заготовка древесного топлива), а также четкого порядка подключения к общим сетям, продажи излишков энергии третьим лицам и прочее. Автор статьи подчеркивает, что одним из факторов высоких достижений ряда европейских стран в области энергосбережения стало создание центров энергоэффективности как связующих звеньев между правительством, международными организациями, местными органами власти, компаниями и населением. Их деятельность предусматривает разработку и претворение в жизнь государственной политики в сфере энергосбережения, разработку рекомендаций по совершенствованию данного процесса, предоставление технических консультаций компаниям и населению, стимулирование научных исследований и технических инноваций. В нашей же стране значительные успехи в энергосбережении могут быть достигнуты и путем использования биомассы — наиболее перспективного возобновляемого источника энергии. По словам директора научно-исследовательского института экологических проблем Сергея Позняка, ежегодный прирост древесной биомассы в нашей стране выше, чем ее потребление. Отметим, что в 2008 г. Беларусь реализует совместно с Германией проект по созданию демонстрационного центра развития возобновляемой энергетики. В частности, планируется построить котельную на древесном топливе. Кроме этого, планируется развивать также ветроэнергетику, использовать энергию солнца путем работы тепловых коллекторов.
Добиться значительной экономии энергоресурсов можно и при строительстве жилых домов. Как сообщил начальник главного управления научно- технической политики и лицензирования Минстройархитектуры Беларуси Вячеслав Коньков, разработки отечественных специалистов позволяют полностью построить так называемый интеллектуальный дом, оснащенный современным оборудованием и автоматизацией всех процессов. Они касаются как усовершенствования несущих конструкций зданий, их теплоизоляции, так и создания автоматизированной системы вентиляции, воздухообмена и теплообмена. Сейчас, как отмечает БелТА, Минстройархитектуры работает над внедрением новых решений в массовое строительство. По информации агентства, один дом в микрорайоне Красный Бор с применением энергоэффективных технологий уже построен. В нем есть автоматизированная система управления, программирующая температуру воздуха в квартире, воздухообмен, поставлены энергоэффективные окна, внедрена система приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла уходящего воздуха, повышена теплозащита стен и использовано неоднородное утепление зданий. В деле энергосбережения решающая роль отводится строительству и эксплуатации собственной АЭС. В настоящее время, как отмечает заместитель генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Николай Груша, подготовлен план по разработке нормативно- правовой базы в области атомной энергетики. Документ уже внесен на рассмотрение в Совет Министров и предусматривает разработку до 25 новых законопроектов, в основном, по страхованию, лицензированию и т.д. По словам Николая Груши, Беларусь развивает законодательную базу в области ядерной энергетики в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и опыта России.
Международный центр энергоразвития
В ближайшее время в Москве будет создан Международный центр устойчивого энергетического развития. Соглашение об этом подписали министр энергетики России Сергей Шматко и генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. «Центр, который расположится в Москве, как предполагается, станет ключевым компонентом деятельности ЮНЕСКО на энергетическом направлении. Он будет проводить важные научные исследования в сфере энергоресурсов», — отмечается в пресс-релизе Минэнерго России. Главная цель его деятельности — обеспечение устойчивого энергетического развития в мире и искоренение того, что специалисты называют «энергетической бедностью». Новая структура будет также содействовать многостороннему сотрудничеству в области энергетики, разрабатывать исследовательские и образовательные программы, выявлять угрозы устойчивому энергетическому развитию и определять возможности их устранения.
Напомним, что Россия выступила с инициативой создания Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО еще в 2006 году. Научные исследования в области энергетики включены в Среднесрочную стратегию ЮНЕСКО на 2008-2013 годы, программу и бюджет организации на 2008-2009 годы. «Центр, создаваемый Россией совместно с ЮНЕСКО, сформирует в дальнейшем необходимые рамки для ведения интенсивного диалога в рамках идеологии устойчивого развития общества. Мы намерены активно развивать данный центр как с точки зрения общеобразовательных программ в области возобновляемых источников энергии, а также в области энергоэффективности», — цитирует пресс-служба Сергея Шматко. Отметим, что для России, впрочем, как и для Беларуси, вопрос энергоэффективности имеет ключевое значение, поэтому создание центра в этой связи следует рассматривать и как важный шаг для развития диалога в этой области. По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет в мировом электроэнергетическом секторе грядут серьезные структурные и технологические изменения, которые будут сопровождаться беспрецедентными инвестициями в развитие технологий. С усилением влияния на электроэнергетику требований снижать воздействие на климат и повышать энергетическую безопасность сформировались условия для диверсификации технологий производства энергии. По мнению профессора Виктора Кудрявого, ограничение роста ВВП России из-за недостатка энергомощностей составило около 1500 млрд рублей. В ближайшие годы этот показатель не уменьшится, так как при ежегодном росте потребления на 3-4% ввод новых мощностей составит 1-1,5%. Напомним, что с 2011 г. в России вводится либеральное ценообразование. Однако, как отмечает В. Кудрявый, чтобы цивилизованный рынок работал в интересах покупателя, должны быть 30-процентные резервы для обеспечения избыточного предложения. В России таких резервов нет, поэтому рыночная сила будет у продавца. Российские же потребители будут переплачивать за электроэнергию около 600 млрд руб. ежегодно. При этом 90% этих средств не пойдет на инвестиции.
Высокий темп энергопотребления любого региона — это, прежде всего, показатель его финансовой устойчивости и развития. По оценке доктора технических наук Василия Платонова, расходы на реформирование российской энергетической отрасли в 2000-2005 гг. составили $39,5 млрд и примерно соответствуют затратам на технологию производства, передачу, распределение и сбыт электроэнергии. Как отмечает издание «Мировая энергетика», такие непроизводственные затраты могли бы обеспечить инвестиционную потребность России до 2010 г.
Как уже было отмечено, западные страны инвестируют значительные средства в развитие экологически чистых технологий. Так, в Германии завершена постройка новой чистой теплоэлектростанции (ТЭС), работающей на угле. Как сообщают мировые СМИ, часть производимой энергии будет питать работу системы сбора и сжатия углекислого газа. Новая ТЭС является первой в мире, построенной по технологии захвата и захоронения углекислого газа (CCS — Carbon Capture and Storage). Паровой котел новой станции представляет собой замкнутую систему: уголь поступает в специальную камеру вместе с кислородом — воздух снаружи в горении не участвует. Образовавшееся тепло преобразует воду в пар, который приводит в движение турбины, производя электрический ток. Газообразные отходы горения проходят специальную систему очистки. После нее, как отмечает ВВС, в смеси совсем не содержится углекислого газа — он отделяется, сжижается (объем при этом уменьшается в 500 раз) и помещается в баллоны. Баллоны доставляют в специальные места для захоронения — там сжиженный углекислый газ закачивают на глубину около 1 км в пористую породу. Похожие проекты существуют у многих государств, однако Германия оказалась первой, реализовавшей подобную идею на практике. В течение ближайшего года Евросоюз планирует построить еще 10-12 таких электростанций. Отметим, что стоимость строительства одной ТЭС обходится порядка 70 млн евро. Основным препятствием для повсеместного внедрения данной системы является высокая стоимость эксплуатации подобных ТЭС, отмечают аналитики. Чтобы не допустить сильного роста цен на электроэнергию, Евросоюз в настоящее время ищет альтернативные источники финансирования для развития экологически чистой энергетики. Одним из вариантов является организация биржи по продаже квот на выбросы углекислого газа в атмосферу.
Материалы полосы подготовил Александр ПАНИЧ
В производственном объединении подчеркнули, что чешские специалисты информировали участников семинара о принципах управления ограничениями передающей сети в Европе, а также о технологиях и программных продуктах компании Unicorn по управлению ограничениями. Напомним, что предыдущее заседание рабочей группы Комитета энергосистем БРЭЛЛ состоялось 18-19 марта 2008 г. в ОАО «СО ЕЭС». Главной темой встречи стало обсуждение новых принципов организации оперативно-диспетчерского управления Электрическим Кольцом БРЭЛЛ в связи с ликвидацией единого диспетчерского центра энергосистем стран Балтии, что требует от персонала диспетчерских центров Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы дополнительной отработки взаимодействия в различных ситуациях. В рамках совещания были рассмотрены также вопросы обеспечения единой информационной системы, используемой для управления режимами, порядка оперативной реализации аварийного резерва мощности энергосистем ЭК БРЭЛЛ, проведения совместных противоаварийных тренировок. Особое внимание было уделено задаче создания программного обеспечения для обработки диспетчерских заявок с возможностью удаленного доступа. В ГПО «Белэнерго» также сообщили, что в «СО ЕЭС» введен в строй новый программно-аппаратный комплекс для долгосрочного планирования режимов энергетических систем. Этот комплекс будет использоваться для планирования режимов включая плановые ремонты сетевого и генерирующего оборудования Электрического Кольца БРЭЛЛ. Кроме того, запуск нового комплекса позволит оценивать возможные риски, связанные с выходом из строя тех или иных элементов энергосистем, и автоматизировать принятие решений по ликвидации аварийных ситуаций и минимизации их влияния на надежность энергосистемы в целом.
Справка: Комитет энергосистем БРЭЛЛ — рабочий орган, сформированный сторонами Соглашения о параллельной работе энергосистем Беларуси, России, Эстонии, Литвы и Латвии. Основные задачи Комитета — реализация взаимодействия Сторон Соглашения, а также подготовка и согласование документов, регламентирующих параллельную работу Электрического Кольца БРЭЛЛ.
ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» — образовано 17 июня 2002 г. в рамках реформы электроэнергетики России. Системный оператор является центральной координирующей и системообразующей компанией отрасли. Его главные задачи — управление режимами работы Единой энергетической системы, обеспечение ее надежной работы, технологическое обеспечение функционирования оптового рынка электроэнергии, обеспечение параллельной работы электроэнергетической системы России с энергосистемами зарубежных стран, подготовка предложений и экспертных заключений по вопросам перспективного развития энергетики России. Более 6500 работников Системного оператора в Центральном диспетчерском управлении и 63 филиалах ежедневно круглосуточно обеспечивают надежную работу Единой энергосистемы России и энергосистем 83 регионов страны.
Энергоэффективные технологии и решения
Белорусским предприятиям в ближайшие годы предстоит полностью переориентироваться на энергоэффективные технологии. Об этом, как сообщает пресс- служба правительства, заявил во время рабочей поездки по стране премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. По его словам, рост мировых цен на энергоресурсы требует проведения в Беларуси постоянной работы по энергосбережению и повышению эффективности производства. Через 2-3 года белорусская экономика должна быть полностью переоснащена для работы в условиях рыночных отношений использования энергоресурсов.
Напомним, что к 2010 г. энергоемкость ВВП в РБ планируется снизить не менее чем на 31% к уровню 2005-го года, к 2015-му — на 50%, к 2020-му — на 60%. В этой связи необходимо в сжатые сроки достичь максимальных показателей по энергосбережению, в том числе и модернизировать предприятия. По предварительным данным, в текущем году снижение энергоемкости ВВП составит 7,2%. Тем не менее, энергозатраты на белорусских предприятиях в 1,5-2 раза выше по сравнению с европейскими производителями. В связи с этим необходимо активизировать работу по техпереоснащению. Заинтересованность в этом должны проявить и директора предприятий, и местные органы власти. «Деньги и банковские ресурсы в стране есть, инициатива за вами, — цитирует Сергея Сидорского пресс-служба правительства. — Вы должны определять перспективы развития своего предприятия, защищать бизнес-план в министерствах и ведомствах и нести ответственность за его исполнение». В то же время необходимо отметить, что в сферу энергоэффективности руководству страны необходимо вовлекать и частный бизнес. Однако, как отмечает экономическая газета, этому процессу препятствуют медленные темпы институциональных реформ в правовой, экономической и социальной сферах. Нет должного экономического стимула в использовании альтернативных источников энергии, а монопольное положение государства в сфере энергетики не позволяет задействовать механизмы конкуренции.
Эксперты ПРООН пришли к выводу, что для привлечения частных инвестиций в производство и сбережение энергии в нашей стране необходимо, прежде всего, сформировать эффективную систему ценообразования, стимулирующую рентабельную хозяйственную деятельность и бережливость. Уровень тарифов должен обеспечивать возмещение затрат на производство и реализацию энергии, быть одинаковым для всех потребителей определенной тарифной группы без каких-либо исключений и привилегий. В условиях глобального удорожания энергоресурсов руководство страны сделало приоритетным использование местных источников. В то же время, как отмечает экономическая газета, до сих пор не созданы действенные меры экономического стимулирования для их вовлечения. Затраты на производство энергии из местных видов топлива, как правило, оказываются выше, чем из традиционных, что делает их широкое использование малопривлекательным. Кроме того, нет прозрачной процедуры доступа субъектов хозяйствования к местным видам энергоресурсов (добыча торфа, заготовка древесного топлива), а также четкого порядка подключения к общим сетям, продажи излишков энергии третьим лицам и прочее. Автор статьи подчеркивает, что одним из факторов высоких достижений ряда европейских стран в области энергосбережения стало создание центров энергоэффективности как связующих звеньев между правительством, международными организациями, местными органами власти, компаниями и населением. Их деятельность предусматривает разработку и претворение в жизнь государственной политики в сфере энергосбережения, разработку рекомендаций по совершенствованию данного процесса, предоставление технических консультаций компаниям и населению, стимулирование научных исследований и технических инноваций. В нашей же стране значительные успехи в энергосбережении могут быть достигнуты и путем использования биомассы — наиболее перспективного возобновляемого источника энергии. По словам директора научно-исследовательского института экологических проблем Сергея Позняка, ежегодный прирост древесной биомассы в нашей стране выше, чем ее потребление. Отметим, что в 2008 г. Беларусь реализует совместно с Германией проект по созданию демонстрационного центра развития возобновляемой энергетики. В частности, планируется построить котельную на древесном топливе. Кроме этого, планируется развивать также ветроэнергетику, использовать энергию солнца путем работы тепловых коллекторов.
Добиться значительной экономии энергоресурсов можно и при строительстве жилых домов. Как сообщил начальник главного управления научно- технической политики и лицензирования Минстройархитектуры Беларуси Вячеслав Коньков, разработки отечественных специалистов позволяют полностью построить так называемый интеллектуальный дом, оснащенный современным оборудованием и автоматизацией всех процессов. Они касаются как усовершенствования несущих конструкций зданий, их теплоизоляции, так и создания автоматизированной системы вентиляции, воздухообмена и теплообмена. Сейчас, как отмечает БелТА, Минстройархитектуры работает над внедрением новых решений в массовое строительство. По информации агентства, один дом в микрорайоне Красный Бор с применением энергоэффективных технологий уже построен. В нем есть автоматизированная система управления, программирующая температуру воздуха в квартире, воздухообмен, поставлены энергоэффективные окна, внедрена система приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла уходящего воздуха, повышена теплозащита стен и использовано неоднородное утепление зданий. В деле энергосбережения решающая роль отводится строительству и эксплуатации собственной АЭС. В настоящее время, как отмечает заместитель генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Николай Груша, подготовлен план по разработке нормативно- правовой базы в области атомной энергетики. Документ уже внесен на рассмотрение в Совет Министров и предусматривает разработку до 25 новых законопроектов, в основном, по страхованию, лицензированию и т.д. По словам Николая Груши, Беларусь развивает законодательную базу в области ядерной энергетики в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и опыта России.
Международный центр энергоразвития
В ближайшее время в Москве будет создан Международный центр устойчивого энергетического развития. Соглашение об этом подписали министр энергетики России Сергей Шматко и генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. «Центр, который расположится в Москве, как предполагается, станет ключевым компонентом деятельности ЮНЕСКО на энергетическом направлении. Он будет проводить важные научные исследования в сфере энергоресурсов», — отмечается в пресс-релизе Минэнерго России. Главная цель его деятельности — обеспечение устойчивого энергетического развития в мире и искоренение того, что специалисты называют «энергетической бедностью». Новая структура будет также содействовать многостороннему сотрудничеству в области энергетики, разрабатывать исследовательские и образовательные программы, выявлять угрозы устойчивому энергетическому развитию и определять возможности их устранения.
Напомним, что Россия выступила с инициативой создания Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО еще в 2006 году. Научные исследования в области энергетики включены в Среднесрочную стратегию ЮНЕСКО на 2008-2013 годы, программу и бюджет организации на 2008-2009 годы. «Центр, создаваемый Россией совместно с ЮНЕСКО, сформирует в дальнейшем необходимые рамки для ведения интенсивного диалога в рамках идеологии устойчивого развития общества. Мы намерены активно развивать данный центр как с точки зрения общеобразовательных программ в области возобновляемых источников энергии, а также в области энергоэффективности», — цитирует пресс-служба Сергея Шматко. Отметим, что для России, впрочем, как и для Беларуси, вопрос энергоэффективности имеет ключевое значение, поэтому создание центра в этой связи следует рассматривать и как важный шаг для развития диалога в этой области. По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет в мировом электроэнергетическом секторе грядут серьезные структурные и технологические изменения, которые будут сопровождаться беспрецедентными инвестициями в развитие технологий. С усилением влияния на электроэнергетику требований снижать воздействие на климат и повышать энергетическую безопасность сформировались условия для диверсификации технологий производства энергии. По мнению профессора Виктора Кудрявого, ограничение роста ВВП России из-за недостатка энергомощностей составило около 1500 млрд рублей. В ближайшие годы этот показатель не уменьшится, так как при ежегодном росте потребления на 3-4% ввод новых мощностей составит 1-1,5%. Напомним, что с 2011 г. в России вводится либеральное ценообразование. Однако, как отмечает В. Кудрявый, чтобы цивилизованный рынок работал в интересах покупателя, должны быть 30-процентные резервы для обеспечения избыточного предложения. В России таких резервов нет, поэтому рыночная сила будет у продавца. Российские же потребители будут переплачивать за электроэнергию около 600 млрд руб. ежегодно. При этом 90% этих средств не пойдет на инвестиции.
Высокий темп энергопотребления любого региона — это, прежде всего, показатель его финансовой устойчивости и развития. По оценке доктора технических наук Василия Платонова, расходы на реформирование российской энергетической отрасли в 2000-2005 гг. составили $39,5 млрд и примерно соответствуют затратам на технологию производства, передачу, распределение и сбыт электроэнергии. Как отмечает издание «Мировая энергетика», такие непроизводственные затраты могли бы обеспечить инвестиционную потребность России до 2010 г.
Как уже было отмечено, западные страны инвестируют значительные средства в развитие экологически чистых технологий. Так, в Германии завершена постройка новой чистой теплоэлектростанции (ТЭС), работающей на угле. Как сообщают мировые СМИ, часть производимой энергии будет питать работу системы сбора и сжатия углекислого газа. Новая ТЭС является первой в мире, построенной по технологии захвата и захоронения углекислого газа (CCS — Carbon Capture and Storage). Паровой котел новой станции представляет собой замкнутую систему: уголь поступает в специальную камеру вместе с кислородом — воздух снаружи в горении не участвует. Образовавшееся тепло преобразует воду в пар, который приводит в движение турбины, производя электрический ток. Газообразные отходы горения проходят специальную систему очистки. После нее, как отмечает ВВС, в смеси совсем не содержится углекислого газа — он отделяется, сжижается (объем при этом уменьшается в 500 раз) и помещается в баллоны. Баллоны доставляют в специальные места для захоронения — там сжиженный углекислый газ закачивают на глубину около 1 км в пористую породу. Похожие проекты существуют у многих государств, однако Германия оказалась первой, реализовавшей подобную идею на практике. В течение ближайшего года Евросоюз планирует построить еще 10-12 таких электростанций. Отметим, что стоимость строительства одной ТЭС обходится порядка 70 млн евро. Основным препятствием для повсеместного внедрения данной системы является высокая стоимость эксплуатации подобных ТЭС, отмечают аналитики. Чтобы не допустить сильного роста цен на электроэнергию, Евросоюз в настоящее время ищет альтернативные источники финансирования для развития экологически чистой энергетики. Одним из вариантов является организация биржи по продаже квот на выбросы углекислого газа в атмосферу.
Материалы полосы подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 2008 год в рубрике энергетика