Автомобиль будущего от МЗКТ

Специальное полноприводное шасси МЗКТ-6001 по праву можно назвать «концепт-каром». Хотя, скорее всего, его путь к серийному производству будет значительно короче привычных представлений. Широкая публика сможет увидеть экспериментальный автомобиль на выставке, приуроченной к Дню города Минска 13 сентября 2008 года возле Национальной библиотеки. Как сообщил руководитель «АДС» Валентин Лопан, на Минском заводе колесных тягачей выпущен первый экземпляр экспериментального полноприводного грузовика МЗКТ-6001. По его словам, на этой машине конструкторы завода намерены отработать ряд совершенно новых технических решений, позволяющих говорить о том, что это — автомобиль будущего.

К слову, изготовленный автомобиль МЗКТ-6001 имеет колесную формулу 6х6, полную массу 23.800 кг (снаряженная масса шасси — 12.300 кг, грузоподъемность — 11.200 кг). Автомобиль может буксировать прицепы полной массой 10 тонн. В. Лопан также отметил, что в ближайшее время планируется создать целое семейство подобных автомобилей с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8. «Они должны занять нишу между известными всем полноприводными автомобилями общего назначения «Урал» и нашими тяжелыми многоосными шасси», — подчеркнул он. При разработке машины конструкторы ориентировались на перспективные технические требования к подобным автомобилям, в том числе сформулированные российским «21-м НИИ», главные из которых — высокая удельная мощность, высокая проходимость по бездорожью, в том числе в горной местности по камням. По словам главного конструктора МЗКТ Юрия Николаева, в новом автомобиле применен целый ряд специальных новейших разработок МЗКТ и ряда отечественных предприятий. Все детали и узлы — только отечественного производства. На автомобиле применен дизельный двигатель мощностью 430 л/с. (ЯМЗ-7513.10-02) V- образный восьмицилиндровый с турбонаддувом и промежуточным охлаждением надувного воздуха. Двигатель обеспечивает автомобилю при полной загрузке удельную мощность 18 л/с. на тонну. Максимальная скорость движения не менее 90 км/ч. (в экспериментальном образце намеренно ограничена). Клиренс автомобиля 470 мм, максимальный подъем, преодолеваемый шасси, — 58%, глубина преодолеваемого брода без подготовки — 1,2 м. Уникальных качеств по проходимости удалось достичь применением длинноходовой независимой подвески всех колес. Ход подвески — ±200 мм от номинала. В первом экспериментальном образце применена механическая (пружинная!) подвеска. Как утверждают конструкторы, будет испытана и гидропневматическая подвеска, в перспективе — традиционная для МЗКТ торсионная. Высокая адаптивность подвески к неровностям в сочетании с высокой энергонасыщенностью позволили увеличить среднюю скорость движения по бездорожью.

Впервые, как отмечает Валентин Лопан, на шасси МЗКТ-6001 нашла применение новейшая гидромеханическая трансмиссия с электронным управлением, разработанная на МЗКТ. Электронный блок управления разработан и изготовлен тоже одним из минских предприятий. Для автомобиля специально разработаны и изготовлены по новой технологии колесные диски и шины. Диски колес бесшовные, раскатанные из трубы (произведены в г. Челябинске). Шины 16.00 R20 с камерами, универсальным протектором и регулируемым давлением воздуха из кабины водителя. Шины разработаны и изготовлены на Бобруйском шинном заводе. На шасси установлена новая кабина. В отличие от привычных кабин специальных многоосных шасси МЗКТ из стеклопластика, новая кабина изготовлена на трубчатом каркасе и обтянута оцинкованным стальным листом (по проверенной технологии, давно используемой при производстве автобусов МАЗ). Для использования шасси в армейских подразделениях предусмотрена возможность бронирования кабины и ее защиты от мин. На шасси используется новая рама лонжеронного типа с постоянным швеллерным сечением по всей длине. Поперечины крепятся болтами с самоконтрящимися гайками. Картеры мостов литые. Допустимая нагрузка на ось — до 8 тонн. Раздаточная коробка с главным блокируемым дифференциалом. В конструкции переднего моста применен дифференциал повышенного трения, разработанный МЗКТ. В последующих версиях нового шасси конструкторы завода намерены внедрить еще целый ряд новых решений, в частности, касающихся электрооборудования.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 2008 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2022 Строительство и недвижимость