Рынок ПВХ-окон выходит на качественно новый уровень
По данным отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг», за первое полугодие 2008 года рост оконного рынка в России составил более 25%. Тенденция к увеличению спроса на современные ПВХ-конструкции наблюдалась все предыдущие годы. Однако в последнее время чисто количественный рост сопровождается еще и качественным.
«Для оконного рынка четырехлетней давности и сегодняшнего состояния, на мой взгляд, подходит сравнение юноши и тридцатилетнего мужчины. Сейчас оконный рынок более зрелый, более устоявшийся, более объемный», — считает Анатолий Зарубин, коммерческий директор компании «Борские окна». По мнению специалиста, достаточно явно прослеживается стремление к монополизации, когда на рынке остаются только крупные компании. При этом небольшие фирмы-производители окон не исчезают в никуда. Все чаще они переходят под крыло крупных игроков. «Наметилась отчетливая тенденция закрытия собственных производств небольшими компаниями и последующий переход в качестве дилеров к крупным производителям», — рассказывает Наталья Буланова, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний «Проплекс» — крупнейшего российского производителя оконного ПВХ- профиля по австрийским технологиям.
Например, на прошедшем недавно в Красноярске круглом столе, посвященном проблемам оконного рынка, было отмечено, что только в этом регионе за последнее время исчезло более сотни мелких оконных фирм. В результате «естественного отбора» остаются только компании, имеющие активы в виде современного производства, налаженных систем поставок и квалифицированного персонала. Также все более важным условием выживания становится качество изделий и услуг. Нетрудно заметить, что оконщики все больше внимания уделяют контролю технологий производства, а также монтажу и сопутствующему сервису. «Когда мы однажды работали над стратегией одной из оконных компаний, то выяснился занимательный факт — 70% приходящих клиентов были по рекомендациям от уже знающих компанию потребителей, — говорит Максим Марков, управляющий партнер Агентства маркетинговых технологий «Марков и Партнеры». — Потребитель разбирается в профиле очень слабо, и именно сервис компании поддерживает репутацию и обеспечивает последующие рекомендации». Директор «Ассоциации участников рынка светопрозрачных конструкций» Светлана Демина также утверждает, что основная конкурентная борьба разворачивается уже не в области цены, а в сфере качества. «Демпингуют в основном компании, которые только входят на рынок, которым нужно завоевать свою аудиторию», — отмечает специалист.
На «взрослом» рынке нужен не только сервис высочайшего класса, но и новые идеи по продвижению оконной компании в условиях, когда давно отработанные приемы вроде предоставления скидок и «москитных сеток в подарок» уже не работают. «Оконный рынок в России развивается достаточно активно. Одним усилением продаж преодолеть проблему конкуренции достаточно сложно. Здесь нужны нестандартные решения стоящих перед оконщиками бизнес-задач», — отмечает Роман Айваржи, коммерческий директор «Проплекс». Недавно в компании был разработан специальный тренинг, рассчитанный на руководителей среднего звена, менеджеров по рекламе и PR; цель занятий — развитие креативности. Появление подобных учебных программ — еще один верный знак того, что оконный бизнес России меняется. Дальнейшее существование рынка ПВХ-окон будет связано, главным образом, именно с подобными качественными изменениями, которые позволят придать отрасли новую динамику развития.
«Для оконного рынка четырехлетней давности и сегодняшнего состояния, на мой взгляд, подходит сравнение юноши и тридцатилетнего мужчины. Сейчас оконный рынок более зрелый, более устоявшийся, более объемный», — считает Анатолий Зарубин, коммерческий директор компании «Борские окна». По мнению специалиста, достаточно явно прослеживается стремление к монополизации, когда на рынке остаются только крупные компании. При этом небольшие фирмы-производители окон не исчезают в никуда. Все чаще они переходят под крыло крупных игроков. «Наметилась отчетливая тенденция закрытия собственных производств небольшими компаниями и последующий переход в качестве дилеров к крупным производителям», — рассказывает Наталья Буланова, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний «Проплекс» — крупнейшего российского производителя оконного ПВХ- профиля по австрийским технологиям.
Например, на прошедшем недавно в Красноярске круглом столе, посвященном проблемам оконного рынка, было отмечено, что только в этом регионе за последнее время исчезло более сотни мелких оконных фирм. В результате «естественного отбора» остаются только компании, имеющие активы в виде современного производства, налаженных систем поставок и квалифицированного персонала. Также все более важным условием выживания становится качество изделий и услуг. Нетрудно заметить, что оконщики все больше внимания уделяют контролю технологий производства, а также монтажу и сопутствующему сервису. «Когда мы однажды работали над стратегией одной из оконных компаний, то выяснился занимательный факт — 70% приходящих клиентов были по рекомендациям от уже знающих компанию потребителей, — говорит Максим Марков, управляющий партнер Агентства маркетинговых технологий «Марков и Партнеры». — Потребитель разбирается в профиле очень слабо, и именно сервис компании поддерживает репутацию и обеспечивает последующие рекомендации». Директор «Ассоциации участников рынка светопрозрачных конструкций» Светлана Демина также утверждает, что основная конкурентная борьба разворачивается уже не в области цены, а в сфере качества. «Демпингуют в основном компании, которые только входят на рынок, которым нужно завоевать свою аудиторию», — отмечает специалист.
На «взрослом» рынке нужен не только сервис высочайшего класса, но и новые идеи по продвижению оконной компании в условиях, когда давно отработанные приемы вроде предоставления скидок и «москитных сеток в подарок» уже не работают. «Оконный рынок в России развивается достаточно активно. Одним усилением продаж преодолеть проблему конкуренции достаточно сложно. Здесь нужны нестандартные решения стоящих перед оконщиками бизнес-задач», — отмечает Роман Айваржи, коммерческий директор «Проплекс». Недавно в компании был разработан специальный тренинг, рассчитанный на руководителей среднего звена, менеджеров по рекламе и PR; цель занятий — развитие креативности. Появление подобных учебных программ — еще один верный знак того, что оконный бизнес России меняется. Дальнейшее существование рынка ПВХ-окон будет связано, главным образом, именно с подобными качественными изменениями, которые позволят придать отрасли новую динамику развития.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 2008 год в рубрике материалы и технологии