В чем сервис?

Сегодня стройиндустрия переживает интенсивный подъем, объемы жилищного и промышленного строительства стремительно растут. Как отметил заместитель министра регионального развития России Сергей Круглик, за 2007 год объем вводимого в эксплуатацию жилья в стране увеличился на 30,4% при том, что два года назад этот показатель был равен всего 6%.

Однако спрос остается очень высоким, объектов инфраструктуры требуется все больше. При этом как для заказчика, так и для конечного потребителя на первом плане стоит качество строительства, а не массовость и скорость. Но обеспечить высокий уровень работ в максимально короткие сроки возможно только при развитом сервисе. Возникает вопрос: в чем он состоит? Строительство любого сооружения — от малоэтажного коттеджа до «высотки» — технологически сложный процесс, требующий многопрофильных знаний: геодезия, проектирование, архитектура, инженерные системы и т.д. Компаний-гигантов, которые обладают огромными ресурсами, большим штатом разных специалистов и предоставляют полный спектр сервисных услуг, в строительном секторе единицы. И нацелены они, как правило, на реализацию крупномасштабных и дорогостоящих проектов. В основном на строительном рынке работают небольшие компании с определенным направлением деятельности. Одни занимаются поставкой материалов и технологий, вторые оказывают услуги в области проектирования и дизайна, третьи осуществляют информационную поддержку, четвертые ведут строительные работы и т.д. Таким образом, сфера сервиса в строительстве довольна обширна. Постараемся выделить направления, которые представляются наиболее важными.

Знание — сила

Как отмечает большинство экспертов, место компании-производителя на рынке стройиндустрии во многом зависит от наличия и качества обучающего сервиса. Хороша только та практическая работа, которая основана на грамотной, многократно проверенной теории. Почти каждый год стройиндустрия пополняется новыми технологиями. В борьбе за потребителя компании-производители развивают инновационную деятельность и выпускают на рынок все более совершенные продукты — технологии и материалы, которые значительно повышают скорость, а главное — качество строительных работ. Но неправильное использование строительных решений (особенно инновационных) может привести к негативным последствиям. Например, ошибочная установка фасадных систем или неграмотный монтаж оконных конструкций существенно снижают теплотехнические показатели всего здания. Поэтому в интересах самой компании, разработавшей какой-либо продукт, подробно ознакомить заинтересованные строительные фирмы с его характеристиками и принципами работы. Комплексное информирование в общем виде включает:

. выпуск и распространение технической документации на разработанную продукцию;
. создание сервисных центров для подготовки рабочих кадров и повышения квалификации специалистов;
. проведение семинаров, круглых столов и других обучающих мероприятий;
. разработку информативных web-ресурсов.

В этом плане показателен подход компании «Проплекс» — крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям. В центре сервиса и обучения (ЦСО) компании периодически проходят обучающие семинары для проектировщиков, замерщиков, монтажников и т.д. А на сайте фирмы можно найти полную документацию по всему ассортименту продуктов. В последнее время многие эксперты отмечают позитивную тенденцию: о новых веяниях в строительном секторе можно узнать уже не только от производителей, но и в специализированных организациях. Например, в конце 2007 года в Санкт-Петербурге открылся Центр коттеджного строительства. В нем участники рынка могут ознакомиться с обширным выбором материалов и технологий, получить подробные квалифицированные консультации по продуктам и услугам, принять участие в тематических семинарах, круглых столах и т.д.

Вопрос техники

Еще одно значимое направление сервиса в строительстве касается технической оснащенности. Сейчас очень важно строить быстро, и эффективно справиться с такой задачей помогает современное оборудование вместе с развитым сервисным обслуживанием. Обеспечить независимость от поставщика и тем самым значительно ускорить строительство позволяет установка на стройплощадке мобильных заводов по изготовлению основных строительных материалов — например, бетона. Такие заводы представляют собой модульные конструкции, которые можно собрать-разобрать за один-два дня. Сервис в данном случае включает изготовление завода требуемой мощности, его доставку, монтаж и пусконаладочные работы, обучение персонала заказчика, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Возможны и дополнительные опции. Например, специалисты компании Speco (Москва) разработали «зимнюю» комплектацию бетонных заводов. Она состоит из бойлера, подающего пар для прогрева получаемого бетона, утеплителя и систем контроля уровня воды. Благодаря этому мобильные производства могут работать в любое время года без простоев в строительстве. Это очень актуально для работы в капризных климатических условиях многих регионов РФ. Нередко строительные работы планируются в труднодоступных северных районах, вдали от линий электропередач, иногда даже энергоснабжения. Выход из положения — установка автономных систем электропитания на базе дизельных или газовых электростанций. Ведущие сервисные компании в данной сфере предлагают консультации по выбору энергооборудования, монтаж под ключ, регламентное техобслуживание с полной диагностикой, текущие и капитальные ремонты, обучение персонала.

Не обойтись на стройке и без спецтехники — бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков, автокранов и т.д. При выборе поставщика нужно обязательно оценивать его сервисные возможности. Помимо квалификации персонала, сроков устранения неполадок, времени доставки и т.п., большое значение имеет уровень ремонтных центров. Например, большая (более 400 м2) ремзона позволяет специалистам «Стройтехком СТ» (Москва) проводить одновременное обслуживание до 5 единиц техники — как стационарных, так и на автомобильных шасси. Не всегда имеет смысл покупать технику, особенно дорогостоящую. В некоторых проектах экономически эффективнее использовать лизинг. Как отмечают эксперты, за последние годы рынок аренды строительной техники в России растет быстрыми темпами — примерно на 20% в год. Высокий спрос рождает конкурентоспособное предложение. Так, в большом машинном парке компании «ТехноСтрой» (Санкт-Петербург) заказчик может выбрать необходимую технику в короткие сроки. Кроме того, автозаправщики компании оперативно доставляют дизельное топливо в пределах Ленинградской области.

Сопровождение и поддержка

Учитывая огромную площадь РФ и растущие темпы строительства, любые простои влекут существенные экономические потери. Поэтому инвесторы и заказчики придают особое значение своевременной доставке оборудования, материалов, запчастей и комплектующих на стройплощадку, а для производителя большую роль играет охваченная территория. Например, благодаря широко развитой сети региональных складов компания «Проплекс» оперативно доставляет оконные комплектующие практически в любой регион России. Некоторые строительные материалы и технологии требуют особых условий при перевозке, особенно зимой, и производители нередко предлагают дополнительные услуги в этой области. Так, в холодное время года фирма Remmers (Германия) доставляет свою продукцию на строительные объекты в изотермических («теплых») фургонах. Все шире в сервисе используются информационные технологии. Например, клиент может в любое время получить сведения о сделанном заказе через интернет. Одним из пионеров такой услуги стала компания Alcoa (США), производящая всевозможные алюминиевые конструкции. С 2007 года интернет-сервис фирмы начал действовать и в России.

Качественный и эффективный сервис в строительстве подразумевает быстрые наладочные работы, долгосрочную гарантию и высокую квалификацию обслуживающих специалистов. Также заказчик вправе ожидать консультации при эксплуатации оборудования, ремонта с использованием «родных» деталей и комплексной поддержки функционального состояния сооружений. Только обеспечив широкий спектр востребованных услуг, компания может рассчитывать на ведущие позиции в стройиндустрии. Сервис становится незаменимой платформой эффективного развития строительных фирм.

В настоящее время на рынке стройиндустрии представлено много схожих по свойствам продуктов разных марок. Разумно предположить, что для заказчика, компании-застройщика, инвестора приоритетными будут те производители, которые предлагают наиболее качественное сопровождение и сервисную поддержку своей продукции.

Материал предоставлен пресс-службой ГК ПРОПЛЕКС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2008 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость