Caterpillar прекратит производство двигателей для американских магистральных грузовиков
12 июня руководство корпорации Caterpillar Inc. объявило, что прекратит производство дизельных двигателей для американских тяжелых грузовиков к 2010 году.
Так что же случилось? Почему американские дальбойщики, преданные поклонники моторов с лейблом «Cat», впали в уныние? Как говорит руководство машиностроительного гиганта, их решение относительно ухода с североамериканского рынка мощных двигателей было вызвано несколькими причинами. Первое место в списке занимает избыток производственных мощностей. Сегодня моторостроители США в состоянии производить до 500.000 дизелей для магистральных грузовиков, но в настоящее время спрос на силовые агрегаты не превышает 250.000 единиц в год. Вторая причина заключается в том, что конструкторы Caterpillar отказались от использования технологии отборного каталитического сокращения (мочевины) для достижения уровня эмиссии выхлопных газов будущего стандарта EPA-2010. До вступления в силу нового норматива осталось полтора года, но тратить огромные суммы на разработку более экологичного и безмочевинного мотора, а затем продавать его автопроизводителям в небольших количествах корпорация не захотела. Как сказал президент группы Caterpillar Дуглас Р. Оберхельман: “За последние 15 лет корпорация практически перестала зависеть от уровня продаж больших двигателей для американских шоссейных грузовиков. Этот вид бизнеса стал приносить совсем небольшой доход — менее 10% — в сравнении с прибылью от нашей глобальной машиностроительной деятельности. В сущности, производство шоссейных двигателей является очень маленьким, почти специализированным рынком для Caterpillar, в отличие от других североамериканских мотористов. Говоря о двигателях, могу сказать, что мы ежегодно выпускаем приблизительно 400.000 силовых агрегатов, предназначенных для строительных машин и внедорожных грузовиков. И мы намерены остаться мировым лидером в этой области и в будущем”.
Красные все же вытеснили желтых
Статистики могул лгать, но холодные цифры — нет. Согласно данным, опубликованным на Wardsauto.com, лидером продаж тяжелых двигателей для грузовиков класса 8 по итогам четырех месяцев 2008 года стала компания Cummins — она занимает первое место с 40,6-процентной долей; второе место — 24,3% — поделили Detroit Diesel и Mercedes Benz; третью строчку — опять же, совместно — держат Volvo и Mack с 13,2-процентным сегментом; далее идет Caterpillar — у него 12,5%. А замыкает список Navistar с результатом 9,3%.
То есть за 4 месяца был выпущен всего 8321 двигатель Cat, 5563 из которых (почти 67%) были установлены в грузовики Kenworth и Peterbilt, хотя когда-то эти «желтые» моторы просто доминировали в этих тяжеловозах. Схема, по которой создаются американские грузовые автомобили, претерпела существенные изменения за последнее время. Мы сегодня можем видеть серьезное стремление автопроизводителей к вертикальной интеграции. То есть покупателю стараются продать и грузовик, и двигатель, и трансмиссию, выпущенные в одной корпорации. Именно эту философию культивировал Mack многие десятилетия. В данный момент компании Volvo и Маск производят собственные двигатели, не отстает от них Navistar, выпуская свой мотор MaxxForce; фирмы Freightliner, Sterling и Western Star не забывают своих партнеров по корпорации DTNA — Detroit Diesel и Mercedes Benz; а американский лидер рынка грузовиков — корпорация Paccar, владеющая компаниями Kenworth и Peterbilt, — уже давно объявила о переброске из-за океана двигательной платформы DAF «МХ» и запуска ее в серийное производство к 2010 году. То есть можно прогнозировать, что в будущем плацдарм для моторов Cat в грузовиках Paccar будет существенно снижен. Что ж, остается констатировать, что только Cummins как независимый моторостроитель чувствует себя неплохо на американском рынке грузовиков, и естественно, что все автопроизводители оставляют для него место в списке опций. А второму независимому американскому мотористу — Caterpillar — уже давно стало неуютно на домашнем дальнобойном рынке.
Крупные транспортные компании уже не заказывают двигатели Caterpillar только потому, что это тот самый САТ! Сегодняшние покупатели изменились — это в прошлом перевозчики были неравнодушны к определенным маркам. Новым прагматичным менеджерам «Millennials» наплевать на брэнды и традиции. Для них грузовик является транспортным средством, а двигатель — это просто силовой агрегат, им безразлично, желтого он (Caterpillar), красного (Cummins) или черного (Detroit Diesel) цвета — они заботятся только об одном — цене. Сегодня двигатели Caterpillar еще покупают независимые и небольшие операторы. А вот крупные транспортники уже давно «обласканы» автопроизводителями, которые прилагают огромные усилия для проталкивания им своих грузовиков и с собственными агрегатами. Да, Caterpillar продолжит продавать двигатели, соответствующие уровню ЕРА-2007, до конца 2009 года, а также обслуживать и ремонтировать 1,6 миллиона шоссейных моторов. Но с наступлением 1 января 2010 года и вступлением в силу норм ЕРА- 2010 (аналог Евро-5) один из самых известных в мире мотористов — Caterpillar — прекратит выпускать двигатели для американских магистральных грузовиков.
Гусеничные перспективы
Без сомнений, американский рынок грузовиков опустеет после того, как его покинет Caterpillar, но мировой, как выясняется, приобретет! Дело в том, что мировой гигант надумал развернуть производство и продажу вне территории Северной Америки собственных дорожных грузовых автомобилей, предназначенных в основном для строительства, а также шасси под установку различного оборудования. И произойдет это, как сообщает руководство Caterpillar, в 2010 году в партнерстве с компанией Navistar.
Главная причина такого решения — это емкость мирового рынка, который сегодня оценивается в 1,7 млн коммерческих автомобилей, продаваемых ежегодно во всех странах. Кстати, регион Северная Америка в этой глобальной массе занимает всего 22%. Второе — это «слабый» доллар, который позволяет неплохо конкурировать американским производителям. И третье — реальная способность Caterpillar заняться этим проектом и добиться в нем успеха благодаря своей технологии, имиджу и позициям на мировом рынке. Согласитесь: не у каждого глобального машиностроителя есть сбытовая сеть из 4700 дилеров по всему миру, да и, к тому же, многие крупные потребители, уже имеющие целый парк строительных машин Cat, вряд ли откажутся купить грузовики Caterpillar. Это ж экономически выгодно — иметь общие узлы и агрегаты, а также сервисное обслуживание для всей своей техники. Действительно, предпосылки на пути к собственному шоссейному грузовику у американской корпорации более чем благоприятные.
Как сказал Фил Кристман, вице-президент Navistar, будущий совместный автомобиль будет базироваться на существующей платформе International серии 5000 или 7000 с максимальным использованием существующих компонентов Cat. В качестве силового агрегата, скорее всего, будет использован 15-литровый двигатель Caterpillar. Таким образом, американский мировой гигант продолжит без всякой головной боли заниматься тяжелыми моторами для магистральных грузовиков, но исключительно в глобальном масштабе с добавлением к своему огромному строительному репертуару и внедорожной гамме нового шоссейного транспортного средства. Думаю, через полтора-два года мы увидим множество «желтых» тяжелых грузовиков Cat, работающих по всему миру.
Владимир ЧЕХУТА
Так что же случилось? Почему американские дальбойщики, преданные поклонники моторов с лейблом «Cat», впали в уныние? Как говорит руководство машиностроительного гиганта, их решение относительно ухода с североамериканского рынка мощных двигателей было вызвано несколькими причинами. Первое место в списке занимает избыток производственных мощностей. Сегодня моторостроители США в состоянии производить до 500.000 дизелей для магистральных грузовиков, но в настоящее время спрос на силовые агрегаты не превышает 250.000 единиц в год. Вторая причина заключается в том, что конструкторы Caterpillar отказались от использования технологии отборного каталитического сокращения (мочевины) для достижения уровня эмиссии выхлопных газов будущего стандарта EPA-2010. До вступления в силу нового норматива осталось полтора года, но тратить огромные суммы на разработку более экологичного и безмочевинного мотора, а затем продавать его автопроизводителям в небольших количествах корпорация не захотела. Как сказал президент группы Caterpillar Дуглас Р. Оберхельман: “За последние 15 лет корпорация практически перестала зависеть от уровня продаж больших двигателей для американских шоссейных грузовиков. Этот вид бизнеса стал приносить совсем небольшой доход — менее 10% — в сравнении с прибылью от нашей глобальной машиностроительной деятельности. В сущности, производство шоссейных двигателей является очень маленьким, почти специализированным рынком для Caterpillar, в отличие от других североамериканских мотористов. Говоря о двигателях, могу сказать, что мы ежегодно выпускаем приблизительно 400.000 силовых агрегатов, предназначенных для строительных машин и внедорожных грузовиков. И мы намерены остаться мировым лидером в этой области и в будущем”.
Красные все же вытеснили желтых
Статистики могул лгать, но холодные цифры — нет. Согласно данным, опубликованным на Wardsauto.com, лидером продаж тяжелых двигателей для грузовиков класса 8 по итогам четырех месяцев 2008 года стала компания Cummins — она занимает первое место с 40,6-процентной долей; второе место — 24,3% — поделили Detroit Diesel и Mercedes Benz; третью строчку — опять же, совместно — держат Volvo и Mack с 13,2-процентным сегментом; далее идет Caterpillar — у него 12,5%. А замыкает список Navistar с результатом 9,3%.
То есть за 4 месяца был выпущен всего 8321 двигатель Cat, 5563 из которых (почти 67%) были установлены в грузовики Kenworth и Peterbilt, хотя когда-то эти «желтые» моторы просто доминировали в этих тяжеловозах. Схема, по которой создаются американские грузовые автомобили, претерпела существенные изменения за последнее время. Мы сегодня можем видеть серьезное стремление автопроизводителей к вертикальной интеграции. То есть покупателю стараются продать и грузовик, и двигатель, и трансмиссию, выпущенные в одной корпорации. Именно эту философию культивировал Mack многие десятилетия. В данный момент компании Volvo и Маск производят собственные двигатели, не отстает от них Navistar, выпуская свой мотор MaxxForce; фирмы Freightliner, Sterling и Western Star не забывают своих партнеров по корпорации DTNA — Detroit Diesel и Mercedes Benz; а американский лидер рынка грузовиков — корпорация Paccar, владеющая компаниями Kenworth и Peterbilt, — уже давно объявила о переброске из-за океана двигательной платформы DAF «МХ» и запуска ее в серийное производство к 2010 году. То есть можно прогнозировать, что в будущем плацдарм для моторов Cat в грузовиках Paccar будет существенно снижен. Что ж, остается констатировать, что только Cummins как независимый моторостроитель чувствует себя неплохо на американском рынке грузовиков, и естественно, что все автопроизводители оставляют для него место в списке опций. А второму независимому американскому мотористу — Caterpillar — уже давно стало неуютно на домашнем дальнобойном рынке.
Крупные транспортные компании уже не заказывают двигатели Caterpillar только потому, что это тот самый САТ! Сегодняшние покупатели изменились — это в прошлом перевозчики были неравнодушны к определенным маркам. Новым прагматичным менеджерам «Millennials» наплевать на брэнды и традиции. Для них грузовик является транспортным средством, а двигатель — это просто силовой агрегат, им безразлично, желтого он (Caterpillar), красного (Cummins) или черного (Detroit Diesel) цвета — они заботятся только об одном — цене. Сегодня двигатели Caterpillar еще покупают независимые и небольшие операторы. А вот крупные транспортники уже давно «обласканы» автопроизводителями, которые прилагают огромные усилия для проталкивания им своих грузовиков и с собственными агрегатами. Да, Caterpillar продолжит продавать двигатели, соответствующие уровню ЕРА-2007, до конца 2009 года, а также обслуживать и ремонтировать 1,6 миллиона шоссейных моторов. Но с наступлением 1 января 2010 года и вступлением в силу норм ЕРА- 2010 (аналог Евро-5) один из самых известных в мире мотористов — Caterpillar — прекратит выпускать двигатели для американских магистральных грузовиков.
Гусеничные перспективы
Без сомнений, американский рынок грузовиков опустеет после того, как его покинет Caterpillar, но мировой, как выясняется, приобретет! Дело в том, что мировой гигант надумал развернуть производство и продажу вне территории Северной Америки собственных дорожных грузовых автомобилей, предназначенных в основном для строительства, а также шасси под установку различного оборудования. И произойдет это, как сообщает руководство Caterpillar, в 2010 году в партнерстве с компанией Navistar.
Главная причина такого решения — это емкость мирового рынка, который сегодня оценивается в 1,7 млн коммерческих автомобилей, продаваемых ежегодно во всех странах. Кстати, регион Северная Америка в этой глобальной массе занимает всего 22%. Второе — это «слабый» доллар, который позволяет неплохо конкурировать американским производителям. И третье — реальная способность Caterpillar заняться этим проектом и добиться в нем успеха благодаря своей технологии, имиджу и позициям на мировом рынке. Согласитесь: не у каждого глобального машиностроителя есть сбытовая сеть из 4700 дилеров по всему миру, да и, к тому же, многие крупные потребители, уже имеющие целый парк строительных машин Cat, вряд ли откажутся купить грузовики Caterpillar. Это ж экономически выгодно — иметь общие узлы и агрегаты, а также сервисное обслуживание для всей своей техники. Действительно, предпосылки на пути к собственному шоссейному грузовику у американской корпорации более чем благоприятные.
Как сказал Фил Кристман, вице-президент Navistar, будущий совместный автомобиль будет базироваться на существующей платформе International серии 5000 или 7000 с максимальным использованием существующих компонентов Cat. В качестве силового агрегата, скорее всего, будет использован 15-литровый двигатель Caterpillar. Таким образом, американский мировой гигант продолжит без всякой головной боли заниматься тяжелыми моторами для магистральных грузовиков, но исключительно в глобальном масштабе с добавлением к своему огромному строительному репертуару и внедорожной гамме нового шоссейного транспортного средства. Думаю, через полтора-два года мы увидим множество «желтых» тяжелых грузовиков Cat, работающих по всему миру.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2008 год в рубрике машины и механизмы