Полувековой юбилей брянских волков
Брянщина всегда имела широкую известность благодаря своим лесам и их обитателям — волкам. Но кроме серых хищников есть в тех краях еще одна знаменитость — «железные волки», которых проектируют и производят на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). Поскольку это предприятие было основано летом 1958 года, то легко подсчитать, что сегодня БАЗ отмечает полувековой юбилей.
Чего же достиг производственный коллектив за эти пять десятилетий? На первом этапе своего исторического пути предприятие освоило выпуск промышленных гусеничных тракторов моделей Т-140 и позднее — Т-180. Затем, в начале 60-х годов, БАЗ меняет ориентацию с гражданской на военную, то есть становится производственной площадкой для специализированного конструкторского бюро (СКБ) Московского автозавода им. И.А. Лихачева. И постепенно начинает осваивать новейшую гамму армейских полноприводных тяжеловозов. Первым «побочным» продуктом стал бронетранспортер БТР-152, позднее в серию пошел большой плавающий автомобиль ЗИЛ-485. Кроме сборки тяжелых военных автомобилей и бронетранспортеров, БАЗ на своих производственных площадях выпускал массовым тиражом ведущие мосты, раздаточные коробки и балансирные подвески для знаменитых полноприводных армейских грузовиков ЗИЛ-131. В 1966 году московские конструкторы закончили разработку для брянского автозавода нового четырехосного длиннобазного шасси ЗИЛ-135. Этот автомобиль, который обладал уникальными ходовыми качествами, стал первой машиной будущего 135-го модельного ряда. А входившие в это семейство транспортеры ЗИЛ-135МБ, ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛТМ использовались под монтаж ракетного комплекса «Луна», крылатой ракеты П-5, системы залпового огня «Ураган» и других военных надстроек. Грузовики этого диапазона оснащались двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ- 375 мощностью 180 л/с., которые монтировались за четырехместной стеклопластиковой кабиной. Каждый мотор посредством своей многоступенчатой бездифференциальной трансмиссии осуществлял привод колес своего борта.
Интересное техническое решение было применено при создании ходовой части автомобиля. Первый и четвертый мосты были управляемыми и заметно удалены от сближенных между собой второй и третьей осей. А при повороте в одну из сторон первый мост поворачивался в этом направлении, а четвертый — в противоположном. Применение такой схемы позволяло получить высокие характеристики маневренности машины и небольшой радиус поворота 12,5 м при габаритной длине шасси 9,3 м. А расположение неуправляемых мостов вблизи центра масс грузовика позволяло уменьшать затраты мощности при преодолении неровностей дороги. Передняя и задняя оси крепились на независимой торсионной подвеске. Грузоподъемность шасси составляла 9000 кг, а его полная масса не превышала 20 тонн. В отличие от первых моделей, длинобазное шасси БАЗ-135МБ, появившееся позднее, оснащалось дизельным двигателем ЯМЗ-238 мощностью 300 л/с., механической коробкой передач и межбортовым коническим дифференциалом, который позволил сохранить компоновочную схему и большинство агрегатов ходовой части предшественников. На грузовой платформе этого армейского грузовика размещались 9- метровый контейнер с крылатой ракетой П-5.
В конце 60-х годов специалисты БАЗа начали подготовку к серийному производству высокомобильных плавающих трехосных шасси БАЗ-5937, 5938 и 5939, предназначенных под монтаж зенитно-ракетного комплекса «ОСА». Эти амфибии с колесной формулой 6х6 имели водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого располагалась кабина, в кормовой — силовое отделение, а между ними — грузовой отсек. Автомобиль комплектовался 6- цилиндровым двигателем 5Д20Б-300Б мощностью 300 л/с., механической коробкой передач и дифференциалом, разделяющим вращающий момент на колеса левого и правого бортов. Подвеска у водоплавающей машины была независимая торсионная на поперечных рычагах. Для перемещения по воде в конструкции грузовика были встроены два водометных движителя. В 1974 году, через три года после начала серийного производства «нетонущего» семейства, к нему добавили более мощные амфибии БАЗ-5921 и БАЗ-5922. Эти плавающие автомобили с колесной формулой 8х8 разрабатывались для транспортировки тактического ракетного комплекса «Точка». В 1979 году в серию пошло самое тяжелое плавающее брянское шасси БАЗ-6944, предназначенное для монтажа оперативно-тактического комплекса «ОКА». Грузовик комплектовался двигателем УТД-25 мощностью 400 л/с., гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач и двуступенчатым межбортовым дифференциалом. Грузоподъемность БАЗ-6944 составляла 12 тонн, а его полная масса — 17,5 тонн.
Надо сказать, что эти военные автомобили недолго служили в Советской армии — они были уничтожены вместе с ракетами после подписания договора ОСВ- 2 в 1988 году. Но конструкторские идеи, а также узлы и агрегаты БАЗ-6944 послужили основой при создании нового автомобильного шасси БАЗ-6950 и целого семейства: грузовик с несущим кузовом БАЗ-69481; бортовой автомобиль БАЗ-69501ПТ и балластный тягач БАЗ-69531. Разработка и начало серийного производства этого модельного ряда происходила во второй половине 80-х годов. Грузовики серии БАЗ-6950 оснащались двумя двигателями КамАЗ-740 мощностью 210 л/с., двумя 5-ступенчатыми механическими коробками передач, независимой торсионной подвеской и новой четырехместной стеклопластиковой кабиной. В полноприводном четырехосном шасси управляемыми были две передние оси. Начавшаяся в конце 80-х годов конверсия и годы перестройки стали сложным периодом в истории завода. Количество военных заказов сократилось в разы, и менеджерам БАЗа пришлось приспосабливаться и искать заказчиков своей продукции на других рынках. В это время завод был преобразован в ОАО «Брянский завод колесных тягачей» (БЗКТ), который стал правопреемником БАЗа.
В 1993 году брянские конструкторы разработали довольно перспективный цельнометаллический развозной фургон БАЗ-3783 с грузоподъемностью 1,5 тонны и грузовым отсеком с объемом 8,8 м3. Но из-за недостатка денег автомобиль так и не смог стать серийным изделием, его выпускали мелкими сериями. А «смертный приговор» этому «мирному» проекту брянского автозавода подписал новый фургон ГАЗель, массовое производство которого началось в 1995 году. Поскольку специализация БАЗа осталась большегрузной, то конструкторы предприятия с 1992 года начали проектирование нового семейства внедорожных тяжелых грузовиков под названием «Вощина-1». «Вощина» вобрала в себя огромный многолетний опыт, накопленный при производстве армейских тяжеловозов, и желание заводских маркетологов отойти от узкоспециализированного военного назначения будущего автомобиля. Формирование нового модельного ряда началось в 1994-1995 годах. Первоначально в него вошли трехосное шасси БАЗ-69095 (6х6) с полезной нагрузкой 14,25 тонн и полной массой 29,25 тонн, четырехосное шасси БАЗ-6909 (8х8) с грузоподъемностью 21,5 тонн, седельный тягач БАЗ-6402 (6х6), созданный для работы в составе автопоезда полной массой 45 тонн, и четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 (8х8), который в состоянии буксировать полуприцепы с полной массой 50 тонн. Тяжеловозы, входящие в ряд «Вощины», комплектуются новой трехместной кабиной, расположенной перед двигателем в пределах переднего свеса машины. В зависимости от исполнения грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-238Д-24 (330 л/с.), или ЯМЗ-8424.10-031 (425 л/с.), или ЯМЗ-7511 (400 л/с.), 9-ступенчатыми механическими коробками передач ЯМЗ-239 или ЯМЗ-202, независимой торсионной подвеской всех колес и широкопрофильными шинами с системой регулирования давления воздуха внутри. Для привода вспомогательного и технологического оборудования могут использоваться механизмы отбора мощности.
Следующим этапом в развитии нового семейства стали специальное шасси БАЗ-69096 (10х8) с грузоподъемностью 29,5 тонн, предназначенное для установки и транспортировки ремонтно-бурового агрегата АРБ-100 и шестиосное полноприводное шасси БАЗ-69099 (12х12) с грузоподъемностью 36 тонн, предназначенное под монтаж нефтяного оборудования МБУ-125. Министерство обороны также обратило внимание на современные БАЗы. Так, седельный тягач БАЗ-6402 используется для транспортировки полуприцепа с зенитно-ракетным комплексом С-400. Балластный тягач БАЗ-6306 применяется для буксирования тяжелой артиллерийской системы «Гиацинт», а шасси БАЗ-6909 комплектуется радиолокационным оборудованием. Еще одним направлением брянского автозавода стало сотрудничество с ОАО «Автокран» и выпуск шасси под установку крановых установок различной грузоподъемности. Это трехосное крановое шасси БАЗ-8029, идущее под монтаж 25-тонных кранов, четырехосное БАЗ-80291, применяемое под монтаж крана с грузоподъемностью 50 тонн, двухосное шасси повышенной проходимости БАЗ-8027, применяемое под 32-тонный кран и, наконец, пятиосное шасси КШ-8973, на которое устанавливается 100-тонный кран. Говоря о сегодняшнем дне, нужно отметить финансовые успехи предприятия за 2007 год, а также выпуск 344 специальных колесных шасси за этот период. Кроме этого, конструкторы продолжают работать над расширением спектра выпускаемых автомобилей — в частности, началась работа над новым семейством автомобилей «Вощина-2», которые будут сочетать в себе все новейшие технические идеи и обладать большей грузоподъемностью.
Владимир ЧЕХУТА
Чего же достиг производственный коллектив за эти пять десятилетий? На первом этапе своего исторического пути предприятие освоило выпуск промышленных гусеничных тракторов моделей Т-140 и позднее — Т-180. Затем, в начале 60-х годов, БАЗ меняет ориентацию с гражданской на военную, то есть становится производственной площадкой для специализированного конструкторского бюро (СКБ) Московского автозавода им. И.А. Лихачева. И постепенно начинает осваивать новейшую гамму армейских полноприводных тяжеловозов. Первым «побочным» продуктом стал бронетранспортер БТР-152, позднее в серию пошел большой плавающий автомобиль ЗИЛ-485. Кроме сборки тяжелых военных автомобилей и бронетранспортеров, БАЗ на своих производственных площадях выпускал массовым тиражом ведущие мосты, раздаточные коробки и балансирные подвески для знаменитых полноприводных армейских грузовиков ЗИЛ-131. В 1966 году московские конструкторы закончили разработку для брянского автозавода нового четырехосного длиннобазного шасси ЗИЛ-135. Этот автомобиль, который обладал уникальными ходовыми качествами, стал первой машиной будущего 135-го модельного ряда. А входившие в это семейство транспортеры ЗИЛ-135МБ, ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛТМ использовались под монтаж ракетного комплекса «Луна», крылатой ракеты П-5, системы залпового огня «Ураган» и других военных надстроек. Грузовики этого диапазона оснащались двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ- 375 мощностью 180 л/с., которые монтировались за четырехместной стеклопластиковой кабиной. Каждый мотор посредством своей многоступенчатой бездифференциальной трансмиссии осуществлял привод колес своего борта.
Интересное техническое решение было применено при создании ходовой части автомобиля. Первый и четвертый мосты были управляемыми и заметно удалены от сближенных между собой второй и третьей осей. А при повороте в одну из сторон первый мост поворачивался в этом направлении, а четвертый — в противоположном. Применение такой схемы позволяло получить высокие характеристики маневренности машины и небольшой радиус поворота 12,5 м при габаритной длине шасси 9,3 м. А расположение неуправляемых мостов вблизи центра масс грузовика позволяло уменьшать затраты мощности при преодолении неровностей дороги. Передняя и задняя оси крепились на независимой торсионной подвеске. Грузоподъемность шасси составляла 9000 кг, а его полная масса не превышала 20 тонн. В отличие от первых моделей, длинобазное шасси БАЗ-135МБ, появившееся позднее, оснащалось дизельным двигателем ЯМЗ-238 мощностью 300 л/с., механической коробкой передач и межбортовым коническим дифференциалом, который позволил сохранить компоновочную схему и большинство агрегатов ходовой части предшественников. На грузовой платформе этого армейского грузовика размещались 9- метровый контейнер с крылатой ракетой П-5.
В конце 60-х годов специалисты БАЗа начали подготовку к серийному производству высокомобильных плавающих трехосных шасси БАЗ-5937, 5938 и 5939, предназначенных под монтаж зенитно-ракетного комплекса «ОСА». Эти амфибии с колесной формулой 6х6 имели водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого располагалась кабина, в кормовой — силовое отделение, а между ними — грузовой отсек. Автомобиль комплектовался 6- цилиндровым двигателем 5Д20Б-300Б мощностью 300 л/с., механической коробкой передач и дифференциалом, разделяющим вращающий момент на колеса левого и правого бортов. Подвеска у водоплавающей машины была независимая торсионная на поперечных рычагах. Для перемещения по воде в конструкции грузовика были встроены два водометных движителя. В 1974 году, через три года после начала серийного производства «нетонущего» семейства, к нему добавили более мощные амфибии БАЗ-5921 и БАЗ-5922. Эти плавающие автомобили с колесной формулой 8х8 разрабатывались для транспортировки тактического ракетного комплекса «Точка». В 1979 году в серию пошло самое тяжелое плавающее брянское шасси БАЗ-6944, предназначенное для монтажа оперативно-тактического комплекса «ОКА». Грузовик комплектовался двигателем УТД-25 мощностью 400 л/с., гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач и двуступенчатым межбортовым дифференциалом. Грузоподъемность БАЗ-6944 составляла 12 тонн, а его полная масса — 17,5 тонн.
Надо сказать, что эти военные автомобили недолго служили в Советской армии — они были уничтожены вместе с ракетами после подписания договора ОСВ- 2 в 1988 году. Но конструкторские идеи, а также узлы и агрегаты БАЗ-6944 послужили основой при создании нового автомобильного шасси БАЗ-6950 и целого семейства: грузовик с несущим кузовом БАЗ-69481; бортовой автомобиль БАЗ-69501ПТ и балластный тягач БАЗ-69531. Разработка и начало серийного производства этого модельного ряда происходила во второй половине 80-х годов. Грузовики серии БАЗ-6950 оснащались двумя двигателями КамАЗ-740 мощностью 210 л/с., двумя 5-ступенчатыми механическими коробками передач, независимой торсионной подвеской и новой четырехместной стеклопластиковой кабиной. В полноприводном четырехосном шасси управляемыми были две передние оси. Начавшаяся в конце 80-х годов конверсия и годы перестройки стали сложным периодом в истории завода. Количество военных заказов сократилось в разы, и менеджерам БАЗа пришлось приспосабливаться и искать заказчиков своей продукции на других рынках. В это время завод был преобразован в ОАО «Брянский завод колесных тягачей» (БЗКТ), который стал правопреемником БАЗа.
В 1993 году брянские конструкторы разработали довольно перспективный цельнометаллический развозной фургон БАЗ-3783 с грузоподъемностью 1,5 тонны и грузовым отсеком с объемом 8,8 м3. Но из-за недостатка денег автомобиль так и не смог стать серийным изделием, его выпускали мелкими сериями. А «смертный приговор» этому «мирному» проекту брянского автозавода подписал новый фургон ГАЗель, массовое производство которого началось в 1995 году. Поскольку специализация БАЗа осталась большегрузной, то конструкторы предприятия с 1992 года начали проектирование нового семейства внедорожных тяжелых грузовиков под названием «Вощина-1». «Вощина» вобрала в себя огромный многолетний опыт, накопленный при производстве армейских тяжеловозов, и желание заводских маркетологов отойти от узкоспециализированного военного назначения будущего автомобиля. Формирование нового модельного ряда началось в 1994-1995 годах. Первоначально в него вошли трехосное шасси БАЗ-69095 (6х6) с полезной нагрузкой 14,25 тонн и полной массой 29,25 тонн, четырехосное шасси БАЗ-6909 (8х8) с грузоподъемностью 21,5 тонн, седельный тягач БАЗ-6402 (6х6), созданный для работы в составе автопоезда полной массой 45 тонн, и четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 (8х8), который в состоянии буксировать полуприцепы с полной массой 50 тонн. Тяжеловозы, входящие в ряд «Вощины», комплектуются новой трехместной кабиной, расположенной перед двигателем в пределах переднего свеса машины. В зависимости от исполнения грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-238Д-24 (330 л/с.), или ЯМЗ-8424.10-031 (425 л/с.), или ЯМЗ-7511 (400 л/с.), 9-ступенчатыми механическими коробками передач ЯМЗ-239 или ЯМЗ-202, независимой торсионной подвеской всех колес и широкопрофильными шинами с системой регулирования давления воздуха внутри. Для привода вспомогательного и технологического оборудования могут использоваться механизмы отбора мощности.
Следующим этапом в развитии нового семейства стали специальное шасси БАЗ-69096 (10х8) с грузоподъемностью 29,5 тонн, предназначенное для установки и транспортировки ремонтно-бурового агрегата АРБ-100 и шестиосное полноприводное шасси БАЗ-69099 (12х12) с грузоподъемностью 36 тонн, предназначенное под монтаж нефтяного оборудования МБУ-125. Министерство обороны также обратило внимание на современные БАЗы. Так, седельный тягач БАЗ-6402 используется для транспортировки полуприцепа с зенитно-ракетным комплексом С-400. Балластный тягач БАЗ-6306 применяется для буксирования тяжелой артиллерийской системы «Гиацинт», а шасси БАЗ-6909 комплектуется радиолокационным оборудованием. Еще одним направлением брянского автозавода стало сотрудничество с ОАО «Автокран» и выпуск шасси под установку крановых установок различной грузоподъемности. Это трехосное крановое шасси БАЗ-8029, идущее под монтаж 25-тонных кранов, четырехосное БАЗ-80291, применяемое под монтаж крана с грузоподъемностью 50 тонн, двухосное шасси повышенной проходимости БАЗ-8027, применяемое под 32-тонный кран и, наконец, пятиосное шасси КШ-8973, на которое устанавливается 100-тонный кран. Говоря о сегодняшнем дне, нужно отметить финансовые успехи предприятия за 2007 год, а также выпуск 344 специальных колесных шасси за этот период. Кроме этого, конструкторы продолжают работать над расширением спектра выпускаемых автомобилей — в частности, началась работа над новым семейством автомобилей «Вощина-2», которые будут сочетать в себе все новейшие технические идеи и обладать большей грузоподъемностью.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2008 год в рубрике машины и механизмы