Космический корабль Буран прибыл в Германию

В апреле 2008 года в технический музей в города Шпейер (Technik Museum Speyer), который находится на юго-западе Германии недалеко от Штутгарта, привезли многоразовый орбитальный космический корабль «Буран».

С прибытием советского челнока директор музея Херманн Лайер сказал, что почувствовал себя охотником, который сумел поймать самого большого в мире лося. Его можно понять, хотя до этого в экспонатах его музея значились, в общем-то, «нехилые зверюшки» типа разных железнодорожных локомотивов, сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры: французский Конкорд и российский Туполев Ту-144 и даже подводная лодка, а вот космического корабля не было. Каким же образом легенда советской космонавтики, самый сложный ее аппарат, который, кстати, так и не побывал на орбите Земли, обрел новых немецких хозяев?

Немного истории

«Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль. Он разрабатывался как ответ на американскую многоразовую космическую систему Space Shuttle и, в общем-то, как будущий носитель орбитального оружия. Работа по проекту «Энергия — Буран» началась в 1976 году. В ней было задействовано 1286 предприятий Советского Союза, около 2,5 млн человек принимали участие в создании этой системы. Головным разработчиком челночного корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство аппаратов осуществлял Тушинский машиностроительный завод в Москве. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Челнок был выведен на орбиту с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облета Земли произвел посадку на специально построенном в Казахстане аэродроме «Юбилейный». Полет прошел в автоматическом режиме — без экипажа.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для прочностных, динамических и других испытаний. После закрытия программы в 1993 году эти изделия остались на балансе различных производственных объединений и институтов. Один из таких полноразмерных аналогов «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для летных испытаний в атмосфере Земли и остался в собственности НПО «Молния». В хвостовой части корабля были установлены четыре турбореактивных двигателя, которые позволяли этому «Бурану» взлетать с обычного аэродрома, хотя штатный космический аппарат такого сделать не мог из-за слабости собственных двигателей. На этом «тренажере» учились делать посадку многие космонавты, собранные под программу полетов «Бурана». В 1995 году НПО «Молния» продало этот «испытательный тренажер», после чего он до 1999 года радовал глаз москвичей и гостей российской столицы в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В 2000 году макет корабля перевезли в Австралию для демонстрации «Бурана» на Олимпиаде в Сиднее. Затем аппарат передали на время или продали (точно неизвестно) одной сингапурской фирме, которая перевезла его в Бахрейн. Что же касается штатных челноков, то в 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были заморожены, а в 1993-м окончательно закрыты. Единственный летавший в космос (в 1988 году) «Буран» был полностью разрушен 12 мая 2002 г. на Байконуре после того, как в результате аварии на него обрушилась крыша монтажно-испытательного корпуса, в котором он находился. Второй реальный космический корабль «Буран» по прозвищу «Птичка» сейчас принадлежит государству Казахстан и находится на космодроме Байконур.

Немецкие усилия

В ассоциативных членах технического музея в Шпейере числятся более 2000 человек. Целью этого союза является находить интересные технические экспонаты и сохранять их для будущих поколений. Музейные фонды пополняются за счет продажи билетов посетителям, а также за счет пожертвований членов этого союза. После того, как в мировые СМИ попали сообщения о прибытии советского космического челнока в Австралию, сразу был образован консорциум из активных членов музея, которые не упускали из виду свою цель в течение долгих лет, пока не добились ее полностью.

Напомню, что вместо возврата на родину челнок прибыл в столицу Бахрейна Манаму и демонстрировался там в рамках летнего фестиваля в 2002 году. После завершения выставочных мероприятий «Буран» оказался на складской площадке в гавани Манамы. Немцы провели множество переговоров о покупке летательного аппарата. И после окончания фестиваля музей купил «Буран» у российских владельцев. Но вывоз аппарата не смогли оформить из-за того, что какой-то сингапурский бизнесмен также заявил свои права на «Буран» и подал иск в Бахрейнский суд. После 4-х лет юридический боев (20 заседаний) во всех судебных инстанциях королевства технический музей, в конце концов, получил все разрешения.

Морская транспортировка Бурана

Транспортировка космического челнока началась 6 марта 2008 г. в Манаме. От корпуса были отделены крылья и хвостовое оперение. Затем специально нанятая баржа с бортовым подъемным краном загружала все узлы по очереди в свой трюм, а после перегружала на палубу океанского судна. После чего экспедиция из Арабского залива направилась к Суэцкому каналу в Средиземное море. Обойдя вокруг Испании, Португалии и Франции, судно с грузом прибыло в порт Роттердам. Кстати, в свое время космический челнок транспортировался из Москвы в Казахстан при помощи самого большого в мире самолета-носителя Ан-225 «Мрия». Последний раз он пересекал Европу «на спине» авиалайнера в 1991 году, когда его демонстрировали на Парижском авиашоу.

Техническая сторона

Для того, чтобы представить сложность транспортной операции, сообщу некоторые технические данные относительно космического челнока «Буран». Габаритная длина всего корабля — 36,37 м; длина корпуса — 30,85; максимальный диаметр корпуса — 8 м; размах крыльев — 23,92 м; высота корабля, когда он стоит на шасси, — 16,35 м; снаряженная масса челнока — 82 тонны, а стартовая масса — 105 тонн. Грузовой отсек «Бурана» вмещает полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек встроена герметичная цельносварная кабина, предназначенная для размещения экипажа (до 10 человек) и аппаратуры. Объем кабины превышает 70 кубометров. Кроме несущего корпуса, «Буран» имеет хвост, два треугольных крыла с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элероны и аэродинамический щиток. В конце кормового отсека и передней части корпуса размещены две группы маневровых двигателей. В отличие от американского «Шаттла», двигатели «Бурана» не способны развивать достаточную тягу для полета в режиме самолета (они исключительно маневровые). У «Бурана» только одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляет 300 км/ч, а в атмосфере она доходит до 10 скоростей звука.

Речное плавание космического аппарата

2 апреля 2008 г. в голландском порту Роттердам «Буран» встретили представители музея и специалисты компании Kuebler Spedition, которым предстояло завершить перевозку космического аппарата и доставить корабль к месту его будущей постоянной дислокации. Транспортировка челнока представляла собой отдельную инженерную задачу. Логистики немецкой транспортной компании разработали оптимальный водно-дорожный маршрут перевозки космического аппарата.

На первом этапе было решено отправить «Буран» на трех баржах вверх по течению Рейна до природной гавани у поселка Альтрхейнарм около города Шпайер. Длина водной части маршрута составляла 650 км. Поскольку разгрузку космического корабля невозможно было осуществить мощным краном в конечной точке водного пути, было решено сначала загрузить на тяжелую речную баржу 18-осный спецтрейлер с балластным тягачом вместе, а затем на них установить фюзеляж «Бурана». Крылья также установили на трейлеры и погрузили на понтоны поменьше. Таким образом, буксир тянул по Рейну сцепку из трех барж с корпусом и приставленными крыльями летательного аппарата, а также тяжелым автопоездом фирмы Kuebler Spedition. Во время речной перевозки экспедиция была оснащена системой определения местоположения GPS, поэтому любой желающий мог через интернет узнать, где в данный момент находится экзотический груз. Можно сказать, что интерес к этому событию был огромен, так как увидеть плывущий по реке космический корабль «Буран» приезжали тысячи любопытных со всей Европы. Но больше всех повезло жителям городов Дуйсбург, Дюссельдорф, Кельн, Бонн, Кобленц, Майнц и Мангейм, мимо которых проплыл космический аппарат.

Дорожный буксир Titan

Спецперевозчики немецкой фирмы Kuebler Spedition располагают целым парком мощных тяжеловозов Mercedes-Benz Actros SLT 4160 8x6/4, доработанных небольшой немецкой компанией Titan. Этот специализированный четырехосный балластный тягач колесной формулы 8х6 специалисты из Titan’a изготавливают путем дооснащения серийного тягача 6х6. Полученный тяжеловоз предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 500 тонн и может использоваться при выполнении очень сложных транспортных операций.

Автомобиль комплектуется 8-цилиндровым 16-литровым двигателем Mercedes-Benz OM 502 LA V8 мощностью 447 кВт (609 л/с.) с максимальным крутящим моментом 2400 Нм при 1080-1800 об/мин. Мотор соответствует требованиям стандарта Евро-5, для чего он оснащен мочевинной системой BlueTec 5. Для охлаждения силового агрегата используется самый большой по площади радиатор, который сегодня есть в линейке изготовителя. Двигатель агрегатируется с 16-скоростной механической коробкой передач Mercedes-Benz G 240 с усилителем крутящего момента WSK 400 и ритардером. Кроме этого, грузовик оснащен двумя распределительными коробками Mercedes-Benz VG 2400-3W с функцией уменьшения вращающего момента. Эта система позволяет избежать переключения передачи на скользком участке дороги или бездорожье. Четырехосное шасси тягача имеет три ведущих моста, два из которых управляемые. По сравнению с автомобилем колесной формулы 8x4 этот тяжеловоз обладает значительно большим уровнем тяги, особенно заметным на строительной площадке или грунтах с плохой несущей способностью. Для повышения комфорта водителя кабина тягача Actros, 4160 SLT 8x6/4 L оборудована пневмоподвеской, в то же время каждая из трех ведущих осей получила от Titan’a дополнительный рессорный лист для достижения большей жесткости всего шасси SLT. Передняя ось обладает нагрузочной способностью 9 тонн. Второй подъемный управляемый мост с пневмоподвеской, встраиваемый в грузовик на Titan’е, может нагружаться до 8 тонн. У каждой из ведущих осей максимальная нагрузка 13 тонн. За кабиной расположены 900-литровый топливный бык, аккумуляторные батареи, ресиверы воздушной системы и охладитель масляной системы. Дело в том, что масло, находящееся в трансмиссии, распредкоробках и сцеплении, подвергается высоким тепловым нагрузкам из-за невысоких скоростей движения транспортного средства. Поэтому надежное охлаждение масла при помощи специального радиатора и вентилятора с гидравлическим приводом обеспечивает надежную работу всего автомобиля.

Наземный путь Бурана

На лесистом берегу Рейна у поселка Альтрхейнарм, где должен был произойти переезд «Бурана» на землю, заблаговременно провели подготовительные работы. Для этого часть мешающих деревьев пришлось вырубить и установить алюминиевые настилы на землю. К прибытию космического корабля был арендован мощный телескопический кран, который переместил хвост и крылья аппарата на берег. На рассвете 12 апреля, в день российской космонавтики, специалисты команды Kuebler Spedition начали подготовку к последнему этапу перевозки «Бурана», на сей раз сухопутному. Транспортникам предстояло доставить ответственный груз до подготовленной площадки, преодолев трехкилометровый участок пути от берега Рейна до технического музея. Конвой, сопровождаемый полицией, состоял из автопоезда в составе тяжеловоза Actros SLT 4160 8x6/4 с 18-осным трейлером и 70- тонным фюзеляжем «Бурана»; тяжелых грузовиков Actros SLT 4160 8x4 и Actros 3353 AS, загруженных космическими крыльями, и «легкий» автомобиль Actros 2658 LS с хвостом орбитального аппарата. Фюзеляж «Бурана» с длиной, превышающей 36 метров, и высотой около 9 метров, имел очень высокий центр тяжести, что создавало повышенный риск опрокидывания груза в местах поворотов дороги. По этой причине поперечный наклон космического груза постоянно контролировался электронным устройством трейлера. В итоге все закончилось благополучно. Толпа из 15.000 зрителей встретила прибывшую автоколонну. Для суперэкспоната построят специальный зал высотой 22 м и площадью 9000 м2. Как только основание нового павильона будет готово, фюзеляж «Бурана» переместят в зал и соединят с его крыльями и хвостовым оперением. Руководство музея планирует завершить все эти работы до середины лета 2008 г.

Подсчитав сумму затрат, немецкий музей сообщил, что вся смета расходов достигла почти 10 млн евро. А что же остается вспомнить нам? Да только то, что космический проект «Буран» был реализован на основе умопомрачительных финансовых затрат Советского Союза, которые реально внесли достойный вклад в экономический кризис в конце 80-х и последовавший после этого распад СССР.

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2008 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость