Биотопливо по украинскому рецепту
Во всем мире тема производства биотоплива является сейчас очень актуальной. В первую очередь ею занимаются и развивают страны — импортеры нефтепродуктов. Так, в частности, Еврокомиссия даже поставила задачу довести потребление биотоплива до 20% в общем балансе энергопотребления к 2010 году. Также активно занимаются этим направлением американские промышленники.
На сегодняшний день биодизельным топливом в Европе называется коктейль, состоящий на 80% из солярки и 20% из добавок растительного происхождения. Биодобавки делаются из сои, кукурузы, жиров животного происхождения или древесных продуктов. Конечно, надо понимать, что биотопливное направление не является сейчас суперрентабельным бизнесом — его развитие обусловлено исключительно желанием и субсидиями правительств ряда развитых стран. Но в этом, казалось бы, благом деле появилось несколько весомых проблем. Первая — это заметный рост цен на сельхозпродукцию из-за «миграции» еды в автотранспорт, а также качество биотоплива. Последнее, кстати, стало серьезным тормозом на пути дальнейшего продвижения его к автомобилям. В 2007 году Американское агентство по испытанию материалов сделало случайные выборки у 39 производителей биодизеля. После проведенных анализов выяснилось, что 59% из отобранных образцов не были в состоянии выполнить требования сегодняшнего стандарта. И около 30% из них превысили содержание глицерина, которое возрастает в холодную погоду. Таким образом, американские специалисты рекомендуют: если вы собрались заливать биотопливо в баки своей машины, то как минимум должны знать производителя этого биотоплива, знать то, как он выполняет стандарт, а также то, какое растительное сырье было использовано для производства этого биотоплива.
А что же украинский опыт? Действительно, в Луганской области изобретатели из райцентра Марковка недавно разработали уникальную технологию производства биотоплива из отходов мясной промышленности (свиной и говяжий жир). Тут надо отметить, что за год до этого луганские «кулибины» собрали установку для выработки биотоплива из подсолнечного масла. После чего к ним даже обращались из Министерства агропромышленной политики Украины. Но процесс распространения новаторского опыта закончился на уровне разговоров в высоких кабинетах. Видимо, известность изобретателей сыграла свою роль, так как к мастерам обратились представители одного мясокомбината из Донецкой области. «Мясопромышленники рассказали, что у них остается много животного жира, и они не знают, что с ним делать», — говорит директор фирмы, занимающейся производством биотоплива, Владимир Карский. «Выбрасывать жир жалко. А продать его не получается, так как он и бесплатно никому не нужен. Некоторые животноводы используют его как добавку в корм лошадям, чтобы они лучше переносили зимние холода. Но одному животному требуется максимум стакан жира в сутки. А у мясокомбината ежемесячно остается до 20 тонн этого продукта. Раньше жир использовали в мыловаренном производстве. Но теперь бывшие работники этой отрасли торгуют на рынках импортным мылом», — добавил В. Карский. По его словам, технология производства биотоплива из смальца практически такая же, как и из растительного сырья. Да, некоторым может показаться, что сделать биотопливо сможет любой аграрий у себя в хозяйстве. Но это лишь на первый взгляд.
Растительные или животные жиры являются смесью органических кислот. Чтобы превратить это сырье в биотопливо, необходимо обработать его специальными химическими препаратами. При нагревании все вещества вступают в реакцию, в результате которой ненужные элементы выпадают в осадок. Благодаря такой «промывке» из жиров удаляются ненужные и вредные вещества, так называемые триглицериды. Изюминка изобретения луганчан заключается в том, что они применили внутри установки спираль, которая при раскручивании ускоряет химическую реакцию, помогая расщеплять вещества. В результате увеличилась скорость работы: если раньше процесс «варения» биотоплива длился около четырех часов, то теперь он составляет всего 10-15 минут. При этом расщепление получается намного качественнее по сравнению с установкой из учебника по классической химии. По внешнему виду биотопливо, полученное из свиного и говяжьего жира, напоминает оливковое масло с отсутствием запаха. «В нашем цеху работает вилочный погрузчик с дизельным двигателем», — рассказывает Владимир Карский. «Раньше через несколько минут его работы на традиционной солярке уже невозможно было находиться в помещении. Когда же стали заправлять машину биотопливом из свиного жира, то все перестали замечать выхлоп. Теперь в цеху немного тянет горелым маслом, похоже на смесь запахов жареных семечек и свиных шкварок», — улыбается он. Да, нынешние цены на семечку сделали производство биотоплива из подсолнечника экономически невыгодным, но свиной и говяжий жир пока еще стоит около 2 гривен (около $0,4) за килограмм. А из одного килограмма жира можно получить чуть более 800 граммов топлива. В итоге даже с учетом производственных затрат и прибыли биотопливо из жиров будет стоить примерно в два раза дешевле, чем обычная солярка. Вот такая экономия. К слову сказать, аграрии целого района весь сезон 2006-2007 годов работали на биотопливе этого предприятия и обычную солярку вообще не покупали.
Кроме экономических выгод, жировое биотопливо насыщено кислородом. Поэтому процесс горения в цилиндрах двигателя происходит более полно, чем у традиционного дизтоплива, что приводит к небольшому повышению мощности мотора и, следовательно, уменьшению потребления топлива, а также к более чистому выхлопу. «По отзывам селян, которые заправляли у нас свою технику, топливо из растительного сырья экономичнее на 10 процентов по сравнению с нефтяным, а свино-говяжьего надо расходовать еще меньше, так как оно более «калорийное», — сообщает Владимир Карский. Главное — что для использования биотоплива абсолютно не нужно переделывать дизельный двигатель. Заливаешь в бак — и вперед. А использование правильно «сваренного» биотоплива увеличивает срок службы двигателя. Единственный недостаток живого биотоплива — оно начинает загустевать уже при +10°С. Да, как видно, украинцы совсем не морочат себе голову с биотопливными коктейлями, как европейцы или американцы — просто заливают в баки то, что набодяжили, и едут.
Резюмируя этот опыт, можно сказать: нашим сельхозпроизводителям нужны не дешевые кредиты для покупки дорогой солярки, а заводские установки для локального производства биологического топлива. Ведь растительного и животного сырья у аграриев много, а превратить его в топливо для машин они не могут. Думаю, вы согласитесь, что оборудование для производства биотоплива сегодня необходимо выпускать серийно на машиностроительных предприятиях — так же, как сейчас там делают сельхозтехнику.
Владимир ЧЕХУТА
На сегодняшний день биодизельным топливом в Европе называется коктейль, состоящий на 80% из солярки и 20% из добавок растительного происхождения. Биодобавки делаются из сои, кукурузы, жиров животного происхождения или древесных продуктов. Конечно, надо понимать, что биотопливное направление не является сейчас суперрентабельным бизнесом — его развитие обусловлено исключительно желанием и субсидиями правительств ряда развитых стран. Но в этом, казалось бы, благом деле появилось несколько весомых проблем. Первая — это заметный рост цен на сельхозпродукцию из-за «миграции» еды в автотранспорт, а также качество биотоплива. Последнее, кстати, стало серьезным тормозом на пути дальнейшего продвижения его к автомобилям. В 2007 году Американское агентство по испытанию материалов сделало случайные выборки у 39 производителей биодизеля. После проведенных анализов выяснилось, что 59% из отобранных образцов не были в состоянии выполнить требования сегодняшнего стандарта. И около 30% из них превысили содержание глицерина, которое возрастает в холодную погоду. Таким образом, американские специалисты рекомендуют: если вы собрались заливать биотопливо в баки своей машины, то как минимум должны знать производителя этого биотоплива, знать то, как он выполняет стандарт, а также то, какое растительное сырье было использовано для производства этого биотоплива.
А что же украинский опыт? Действительно, в Луганской области изобретатели из райцентра Марковка недавно разработали уникальную технологию производства биотоплива из отходов мясной промышленности (свиной и говяжий жир). Тут надо отметить, что за год до этого луганские «кулибины» собрали установку для выработки биотоплива из подсолнечного масла. После чего к ним даже обращались из Министерства агропромышленной политики Украины. Но процесс распространения новаторского опыта закончился на уровне разговоров в высоких кабинетах. Видимо, известность изобретателей сыграла свою роль, так как к мастерам обратились представители одного мясокомбината из Донецкой области. «Мясопромышленники рассказали, что у них остается много животного жира, и они не знают, что с ним делать», — говорит директор фирмы, занимающейся производством биотоплива, Владимир Карский. «Выбрасывать жир жалко. А продать его не получается, так как он и бесплатно никому не нужен. Некоторые животноводы используют его как добавку в корм лошадям, чтобы они лучше переносили зимние холода. Но одному животному требуется максимум стакан жира в сутки. А у мясокомбината ежемесячно остается до 20 тонн этого продукта. Раньше жир использовали в мыловаренном производстве. Но теперь бывшие работники этой отрасли торгуют на рынках импортным мылом», — добавил В. Карский. По его словам, технология производства биотоплива из смальца практически такая же, как и из растительного сырья. Да, некоторым может показаться, что сделать биотопливо сможет любой аграрий у себя в хозяйстве. Но это лишь на первый взгляд.
Растительные или животные жиры являются смесью органических кислот. Чтобы превратить это сырье в биотопливо, необходимо обработать его специальными химическими препаратами. При нагревании все вещества вступают в реакцию, в результате которой ненужные элементы выпадают в осадок. Благодаря такой «промывке» из жиров удаляются ненужные и вредные вещества, так называемые триглицериды. Изюминка изобретения луганчан заключается в том, что они применили внутри установки спираль, которая при раскручивании ускоряет химическую реакцию, помогая расщеплять вещества. В результате увеличилась скорость работы: если раньше процесс «варения» биотоплива длился около четырех часов, то теперь он составляет всего 10-15 минут. При этом расщепление получается намного качественнее по сравнению с установкой из учебника по классической химии. По внешнему виду биотопливо, полученное из свиного и говяжьего жира, напоминает оливковое масло с отсутствием запаха. «В нашем цеху работает вилочный погрузчик с дизельным двигателем», — рассказывает Владимир Карский. «Раньше через несколько минут его работы на традиционной солярке уже невозможно было находиться в помещении. Когда же стали заправлять машину биотопливом из свиного жира, то все перестали замечать выхлоп. Теперь в цеху немного тянет горелым маслом, похоже на смесь запахов жареных семечек и свиных шкварок», — улыбается он. Да, нынешние цены на семечку сделали производство биотоплива из подсолнечника экономически невыгодным, но свиной и говяжий жир пока еще стоит около 2 гривен (около $0,4) за килограмм. А из одного килограмма жира можно получить чуть более 800 граммов топлива. В итоге даже с учетом производственных затрат и прибыли биотопливо из жиров будет стоить примерно в два раза дешевле, чем обычная солярка. Вот такая экономия. К слову сказать, аграрии целого района весь сезон 2006-2007 годов работали на биотопливе этого предприятия и обычную солярку вообще не покупали.
Кроме экономических выгод, жировое биотопливо насыщено кислородом. Поэтому процесс горения в цилиндрах двигателя происходит более полно, чем у традиционного дизтоплива, что приводит к небольшому повышению мощности мотора и, следовательно, уменьшению потребления топлива, а также к более чистому выхлопу. «По отзывам селян, которые заправляли у нас свою технику, топливо из растительного сырья экономичнее на 10 процентов по сравнению с нефтяным, а свино-говяжьего надо расходовать еще меньше, так как оно более «калорийное», — сообщает Владимир Карский. Главное — что для использования биотоплива абсолютно не нужно переделывать дизельный двигатель. Заливаешь в бак — и вперед. А использование правильно «сваренного» биотоплива увеличивает срок службы двигателя. Единственный недостаток живого биотоплива — оно начинает загустевать уже при +10°С. Да, как видно, украинцы совсем не морочат себе голову с биотопливными коктейлями, как европейцы или американцы — просто заливают в баки то, что набодяжили, и едут.
Резюмируя этот опыт, можно сказать: нашим сельхозпроизводителям нужны не дешевые кредиты для покупки дорогой солярки, а заводские установки для локального производства биологического топлива. Ведь растительного и животного сырья у аграриев много, а превратить его в топливо для машин они не могут. Думаю, вы согласитесь, что оборудование для производства биотоплива сегодня необходимо выпускать серийно на машиностроительных предприятиях — так же, как сейчас там делают сельхозтехнику.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2008 год в рубрике машины и механизмы