Ландшафтная архитектура: необходимость или излишество?

О развитии ландшафтного строительства в столице, его проблемах и перспективах рассказывает главный архитектор проектов ОАО “Минскгражданпроект” Валерий Рондель.

— С появлением в последние годы в столице элитных районов и домов все более популярным становится такое направление, как ландшафтное строительство. Валерий Раулевич, скажите, каковы сегодня его основные ориентиры, и на чем в первую очередь делается акцент?


— По определению ландшафтная архитектура — это искусство гармоничного сочетания естественного ландшафта освоенной человеком территории, населенных пунктов, архитектурных комплексов и сооружений. Земля — наше богатство, ее нужно беречь, в рамках города она просто бесценна, поэтому и происходит уплотнение городской застройки. Элитное строительство предполагает прежде всего присутствие личного транспорта рядом с домом или под домом. Причем сегодня это обязательное условие не только для элитного, но и для социального жилья. Прежде всего следует разделять транспортные и пешеходные уровни. А из этого уже и возникает необходимость ландшафтного зонирования — когда транспорт уходит под землю, в цокольные этажи, с эксплуатируемыми крышами. Кроме этого, появляются дополнительные элементы благоустройства, детские площадки, места озеленения. Поэтому в последнее время, наверное, только панельное строительство отстает в направлении ландшафтных изысков, так как по отношению к нему это достаточно сложно сделать — посадить панельный дом на паркинг или создать благоприятную среду при квадратно-гнездовом способе строительства, который уже заранее запланирован и предопределен технологией производства.

— Получается, что ландшафтное строительство присуще только богатым кварталам, или что-то все-таки предлагается для районов, занятых под социальное жилье? Например, для спальных районов с типовыми панельными сериями?

— Конечно, предлагается. Мы обязаны соблюдать все нормы. Если вы обращали внимание, то могли заметить, что вопросы транспорта в этих районах так или иначе, но решаются. Мне кажется, это происходит по пути наименьшего сопротивления — где наиболее дешевое жилье, там и наиболее дешевый способ решить транспортные проблемы. Если говорить про панельные серии, то рядом с этими домами в последнее время как раз и стали появляться дешевые паркинги вдоль автомобильных трасс. Однако социальное жилье — это также и каркасные дома. В частности, сейчас наш институт проектирует жилой дом по проспекту Дзержинского-Жукова, и как раз с точки зрения ландшафтного строительства он является вполне допустимым примером социального жилья, где применяется разделение транспорта — гостевой ушел под землю, под дворовую территорию, а для жителей дома предусмотрен отдельный многоярусный паркинг. Кроме этого, система магазинов в этом доме вписана в рельеф под жильем и раскрывается со стороны двух проспектов. Вообще таких домов по городу Минску сегодня много. Достаточно взять дом по улице Гвардейской, вписанный в территорию квартала. Там же предусмотрен и встроенно-пристроенный паркинг с эксплуатируемой кровлей. Однако это уже элитный район, со сносом и уплотнением существующего квартала, который наш институт проработал довольно серьезно.

— То есть можно сказать, что сегодня решения в области ландшафтного строительства реализуются как для элитного, так и для социального жилья?

— Да, такие решения есть и, кроме того, они должны учитывать далекую перспективу. К счастью, мы пока еще не ощутили в полной степени, что такое транспортные пробки на улицах, но уже ощутили, какое огромное количество машин «ночует» во дворах жилых домов. И сейчас эту проблему приходится решать, в основном используя рельеф местности. И параллельно необходимо решать вопросы ландшафтного строительства, так как сегодня у людей нет особого желания просто погулять рядом с домом, не хочется, да и небезопасно, выпускать во двор детей в связи с большим количеством машин. Хотелось бы видеть зеленую зону, красивые, украшенные детскими площадками дворы, с разделением и зонированием как для тихого отдыха, так и для спорта.

— Какие основные причины влияют на развитие этого направления сегодня: экологические, эстетические, — или же попросту это осознание необходимости более цивилизованного подхода в области градостроительства?


— Конечно, в первую очередь это цивилизованный подход, и в нем основными критериями являются экологические проблемы. Это вопросы защиты человека от загазованности, шума, других негативных проявлений, присущих большому городу. А эстетические критерии — это следующая ступень развития сегодняшнего общества. Вначале нужно сделать так, чтобы можно было просто нормально технологично жить, а потом уже и попытаться создать ту обжитую среду, в которой будет уютно и комфортно. Что же касается современных инженерных технологий, то мы находимся на уровне полукаменного века — хотя и пытаемся работать с нормальными высокотехнологичными строительными материалами, которые на Западе уже давно запущены в массовую эксплуатацию. Принимаем то, что для нас предлагает строительная наука и строительная индустрия, но до совершенства еще очень далеко. Сегодня мы в полном объеме не можем решать экологические проблемы собственными силами, поэтому об эстетике, комфорте на масштабном уровне не может быть и речи. Мы ездим по разным странам, видим те же проблемы, но решаемые на градостроительном уровне. Если оглянуться назад, то тот же личный транспорт стал рассматриваться как составляющая часть жилья в нашем городе всего лишь лет 10-15 назад. А раньше гаражные кооперативы располагались, например, совсем в другом конце города от того места, где жили владельцы автотранспорта. И при этом смысл обладания собственной машиной просто терялся — большую часть времени приходилось тратить на дорогу в гараж.

Если же говорить об экологическом подходе, то культура пешехода и транспорта повышается с каждым годом. Например, у нас уже давно появился Закон “О безбарьерной среде для маломобильных групп населения”. Однако до сих пор инвалиды попасть в троллейбус или автобус не могут, потому что у нас нет специальных тротуаров. В своих проектах мы обязательно учитываем все элементы безбарьерной среды, но на практике они внедряются недостаточно полноценно. Опять же, по поводу транспорта: сегодня весь Запад пересаживается на велосипеды и электротранспорт. Наверное, кроме того, что у нас ходит электротранспорт, планируется строить новые трамвайные направления вдоль проспекта Машерова, людям следует прививать и какие-то новые привычки, оздоравливая городскую среду. Однако с велодорожками у нас большая проблема — их попросту нет. На Западе же рядом с тротуаром всегда делается велодорожка, и, если пешеход каким-то образом помешал велосипедисту, его штрафуют так, как будто он нарушил движение. Я думаю, что из всего этого можно сделать вывод, на каком уровне развития мы сегодня находимся — хотя и стремимся очистить город от системы устаревших градостроительных догм, внедряя современные элементы ландшафтной архитектуры.

— Скажите, насколько сочетаются такие понятия, как уплотнение застройки в городе Минске и ландшафтный дизайн?

— Здесь нет противоречия. Есть нормативы по плотности городской застройки, они узаконены, но являются достаточно спорными. Город необходимо уплотнять и дальше — ведь чем он компактнее, тем меньше необходим транспорт, тем большая возможность пешеходной доступности. Соответственно, будет больше удобств для проживания людей. Поэтому уплотнение городской застройки сегодня жизненная необходимость — не создание новых микрорайонов, а именно уплотнение существующих. Причем оно происходит не хаотично, а именно там, где это необходимо — например, за счет выноса ряда производств и тюрем за черту города. Где-то можно реконструировать существующие здания, перепрофилировать их. Это нормальный, естественный процесс, который и происходит сейчас.

— Дом как составляющая окружающей среды — звучит очень красиво. А как это у нас воплощается в жизнь? Можно ли на сегодняшний день привести примеры удачного или же неудачного ландшафтного строительства в столице?

— Удачным примером может послужить строящийся квартал малоэтажной жилой застройки, который находится в треугольнике между улицами Нововиленской и Червякова. Он выглядит довольно компактно, паркинг спрятан в рельефе дворовой зоны и под жильем, присутствуют в достаточном количестве сохраненные зеленые насаждения. Часть улицы Червякова закрыли и сделали ее бульварной. Возможно, в ближайшее время там появится и какой-то соцкультбыт. Похоже, что этот фрагмент городской застройки — в частности, ее уплотнения — это удачное решение в области и ландшафтного дизайна. В частности, наш институт также занимается малоэтажной застройкой по улице Червякова, но пока это еще только проект. Отрицательных же примеров настолько много, что и говорить о них как-то не хочется. Я считаю, что во всем лучше все-таки искать положительные стороны.

— Насколько затраты на ландшафтное строительство отличаются от обычного строительства, к которому мы давно привыкли?

— В процентном соотношении сказать сложно, но, конечно же, любой заказчик, который строит жилье или административное здание, делает это с коммерческой целью. Поэтому он старается вложить в ландшафтное строительство минимум средств, устанавливая только те элементы, которые необходимы по нормам. Ландшафтное строительство — это дорогое удовольствие, и заказчики, как правило, не имеют желания заказывать что-то лишнее. Тем не менее, у нас уже появляются проекты, где этой области уделяется довольно серьезное внимание — ведь в конечном итоге наличие комфорта тоже стоит немалых денег. Только, к сожалению, пока эти проекты не реализованы. Дело в том, что часть средств, которые расходуются на ландшафтное строительство, приходится на бюджет города — например, все дороги и придорожные полосы у нас являются собственностью государства, которое не обременено лишними деньгами. Навязать же кому-то это профинансировать довольно сложно. Хотя нередки такие случаи, когда перед заказчиком ставится условие при выборе площадки для строительства выполнить дополнительные работы или принять долевое участие в развитии города. На примерах западного ландшафтного строительства и с учетом национальных и климатических особенностей мы стремимся реализовывать свои проекты, несмотря на общество, отягощенное прошлым социалистическим строительством, нелегко принимающее новые направления и соответственно с разными подходами и взглядами на одни и те же доступные, простые вещи.

— Учитывает ли ландшафтный дизайн сохранение и восстановление историко-архитектурного наследия города или же на первое место все же ставится комфортная среда обитания для его жителей, которая может включать элементы реконструкции исторических районов в соответствии с необходимыми для этого условиями?

— Безусловно, учитывает. Примером восстановления историко-культурного наследия столицы может служить гостиница “Европа”. Далее — рекреационная зона площади Свободы. Городская ратуша и Минский Гостиный Двор или, как говорят в народе, дом Шменкеля — уже являются примером воссоздания утраченного и сохранения архитектурного наследия центра города и создания более комфортной среды обитания для жителей. Сегодня это место — действительно красивый уголок Верхнего города. Пример, когда происходит наоборот — внутренний двор здания Дома моделей вместе с магазином “Алеся”. Это случай нехарактерной исторической застройки. Если рассматривать каждый дом в индивидуальном плане, то идея, может, и неплохая. Но нормальную среду обитания не создает — все словно слеплено из разных кусков. Видимо, часть зданий там уже не годилась для восстановления, часть восстановлена в том же виде, поэтому и возникла дисгармония.

— Какую идеальную форму с точки зрения ландшафтного строительства и дизайна Вы хотели бы увидеть в облике нашей столицы?

— Идеальных форм, кроме естественных природных, не существует. Я бы хотел увидеть развитую ландшафтную композицию музеефицированного комплекса исторического замчища г. Минска с рекой Немигой, еще больше зелени, и никаких проектов, разрушающих масштаб центра города. К сожалению, их на сегодняшний день довольно много. Надеюсь, что в скором будущем они будут появляться только в ландшафтно-рекреационном контексте.

— Как Вы считаете, в каких направлениях может развиваться ландшафтная архитектура в будущем?

— Предполагаю, что это будет возможность раскрытия пространства, ради которого проектируется или строится сооружение по направлению к Земле, к Воде, к Небу, к Солнцу — какими-то основными ландшафтными видами. Возможно создание внутри какой-то искусственной среды, повторяющей ту, что есть на земле. Может быть, в какой-то степени архитектура будет парить над землей, чтобы не испортить тот ландшафт, который уже существует или который будет искусственно создан. Попытки такие уже делаются — дома на ножках, на деревьях или хотя бы создание ощущения воздушности. Возможен также эффект повторения циклов, благодаря которым вода поднимается, превращается в облака, потом проливается на землю в искусственной среде — как элемент, взятый из природной ландшафтной архитектуры и созданный искусственно. Это как соревнование между натуральным и искусственным. Не думаю, что такое соревнование будет осуществимо в ближайшем будущем, но, как мне кажется, оно и будет составлять суть ландшафтной архитектуры будущего. Как музыка, но не глупо застывшая, а изменяющаяся, льющаяся в вечном гармоническом движении.

Для справки:

ОАО “Институт “Минскгражданпроект” является территориальной проектной организацией Минской области по жилищно-гражданскому строительству. Основными направлениями в работе являются разработка проектов микрорайонов и жилых кварталов, комплексное проектирование объектов жилищно- гражданского и производственного назначения, дизайн-концепции, интерьеры, информационная деятельность, консалтинговые услуги, выполнение функций головной организации по внедрению систем качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Для лицензируемых видов деятельности институт имеет лицензии Республики Беларусь. За 35-летний опыт проектирования в перечне объектов, выпущенных институтом, около 6000 проектов — от градостроительных комплексов столицы, крупных городов области, ряда малых исторических городов и поселков городского типа до конкретных жилых и крупных общественных зданий, объектов образования, здравоохранения, культуры, отдыха и спорта. По проектам института построены и строятся здания культового назначения для различных конфессий.

Фото с сайта института «Минскгражданпроект»

Владимир ГРЕБНОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2008 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость