Light+Building 2008: между Западом и Востоком

Среди экспонентов пятой Международной специализированной архитектурно-технической ярмарки Light+Building, состоявшейся с 6 по 11 апреля текущего года во Франкфурте-на-Майне (Германия), вновь были и представители постсоветских стран. Трех участников дала Россия, двух — Украина, одного — Литва. Это, конечно, не густо. Тем более, что все большую активность на мировых рынках, в том числе на территории бывшего Советского Союза, демонстрирует Восток. Только из Китая на нынешнюю ярмарку приехали 294 компании. И выглядели здесь гораздо солиднее, чем в прошлый раз. Не случайно поэтому восточная тема звучала и из уст «рожденных в СССР» участников Light+Building 2008.

Андрюс ДУБЛЕТИС (Andrius DUBLETIS), исполнительный директор компании BaltLED (Вильнюс, Литва); 8 апреля.


— Чем занимается BaltLED?
— В основном мы производим продукцию с использованием светодиодных (LED) технологий. Начали лет пять назад, и сейчас у нас три четко выделенных сферы: рекламное, архитектурное и праздничное освещение. Первое — наша самая сильная сторона. Свою продукцию мы распространяем более чем в 15 странах. Наш центральный офис — в Литве. Используем, главным образом, кристаллы из США, а также европейские компоненты. А наше производство расположено в Китае.

— Даже так? Китай вы выбрали потому, что там дешевая рабочая сила?
— Да. Начинали же мы, естественно, в Литве. Но потребность в решениях на базе светодиодов росла, конкуренция усиливалась, и в итоге мы не смогли осваивать мировой рынок, занимаясь производством у себя дома. Поэтому вынуждены были перенести производство в Китай. Но все технологии разрабатываем в Европе. И, согласно им, в Китае осуществляется сборка. Поставки в Европу ведем как напрямую из Китая, так и с центрального склада, находящегося в Литве.

— А с Беларусью дело имеете?
— Да, там мы сотрудничаем с минской компанией «Далисия». Так, недавно совместно участвовали в выставке электроники.

— Насколько надежна ваша продукция, и где она применяется?
— На товары рекламного назначения даем трехлетнюю гарантию. Интересно, что даже самый высокий отель в Европе Mariott — тот, который у выставочного центра Франкфурта находится — оформлен с помощью наших изделий. Они же использованы в вильнюсских торговых центрах, супермаркетах Италии и Германии, крупнейшей сети компьютерной торговли в Польше, киностудии в Латвии и т.д. На первом белорусском телеканале — где новости идут и переливаются разноцветные подсветки — тоже наша продукция.

— Что-нибудь архитектурное от вас в Минске есть?
— У нас немало подобных проектов. Но мы производители и всех их не знаем. В «Далисии» по этому поводу вам могут больше рассказать. Кстати, большие пятиметровые буквы, выполненные с применением нашей продукции, можно смело отнести к настоящим архитектурным элементам.

— Внутри этих букв какой-нибудь газ не светится?
— Нет. В них светодиоды, чистые полупроводники. Они потребляют раз в 10 меньше электроэнергии, чем любая люминесцентная лампа. И работают при напряжении в 12 вольт. Их можно погружать в бассейны, не пряча проводов — и ничего не случается. В Вильнюсе в гипермаркетах делают рекламу на наших светодиодных устройствах, которые всего через 1,5 года окупаются. Но поначалу всерьез это не воспринималось: мол, не хватало еще думать об электроэнергии!

— И как вы преодолели такое отношение?
— Смонтировали бесплатно пару вывесок, чтобы скептики посмотрели на показания электросчетчиков. И лед тронулся — нам пошли звонки. Более того, у нас принят нормативный акт, в соответствии с которым во имя экономии электроэнергии вся наружная реклама должна быть исключительно на светодиодных устройствах. А теперь и все вывески внутри супермаркетов принято делать на светодиодах. Рекламщики отходят от неона, эта тенденция идет из Западной Европы. В Литве неона теперь мизерная доля.

— Насколько дешевле традиционной подсветка фасада на светодиодах?
— Здесь нужно различать два вида подсветки. Если это динамический цвет, то однозначно решение на светодиодах будет дешевле. Ведь они гораздо долговечнее и экономичнее обычных цветных ламп. Что касается белого цвета, то реализовывать его со светодиодами пока дороже. Однако в плане приведенных затрат и тут выгода налицо. Не надо, скажем, каждые три месяца менять лампочки. Светодиодные системы безупречно функционируют порядка трех лет.

— Про Беларусь в этом отношении что-нибудь знаете?
— Насколько мне известно, у вас выпущены определенные регламенты и нормы для того, чтобы подземные переходы освещать на базе светодиодных светильников, потому что они вандало- и влагоустойчивы, а также не требуют персонала, который бы их постоянно менял, как в случае светильников на обычных лампах.

— Праздничное освещение вы упоминали…
— Очень хороша светодиодная техника для новогоднего украшения. В Калининграде мы сталкиваемся с тем, что там не хватает энергоресурсов. Есть 500 ватт — и украшай, как хочешь. А что за украшение пять обычных лампочек по 100 ватт?! С помощью же светодиодов весь фасад можно расцветить с минимальным расходом энергии. Особенно это популярно на высоких объектах, на которых поменять лампочку — огромная проблема.

— Значит, светодиодные технологии…
— …Все больше и больше выходят на рынок. В декоративном освещении, если учитывать обслуживание и расход электроэнергии, они уже просто незаменимы. Ждем появления светодиодов для освещения улиц. На этой ярмарке есть не один производитель, который попытался это показать.

— И сколько осталось ждать?
— Пару часов назад здесь состоялась конференция «Светодиодные технологии в России». На ней утверждалось, что на данный момент есть немало опытных образцов светодиодов для освещения улиц, но они еще не дотягивают до требуемого уровня. Дорогие слишком. Но еще два-три года — и дело реально дойдет до светодиодных уличных фонарей.

— Как можете оценить эту ярмарку?
— Light+Building однозначно самая крупная выставка по освещению во всем мире. Выставки в Лас-Вегасе и Гонконге ей заметно уступают. Здесь наибольшая концентрация специалистов из разных сфер освещения. Но компаний нашего профиля здесь не так много. В основном упор сделан на общее освещение, мощные светодиоды, мощные источники света.

— Что, по-вашему, наблюдается сейчас на рынке светодиодных технологий?
— В хорошем смысле беспорядок. В светодиодных технологиях появляется очень много нового, этот рынок еще никто не успел монополизировать. Все пробуют все, но в будущем должно произойти сужение гаммы предложений. Здесь, на ярмарке, представлено множество красивых некоммерческих решений. Интересны светодиодные лампочки с обычным цоколем Е27, вкручивающиеся, но еще не дошло до использования их в общем освещении. Словом, осветить ни супермаркет, ни комнату этим пока нельзя, но подсветить, притом экономично — пожалуйста.

— В следующий раз здесь будете?
— Обязательно!

Богдан ГАЙДУК, коммерческий директор компании "Iскра" (Львов, Украина); 11 апреля.

— Зачем "Iскре" эта ярмарка, и принесла ли она ей пользу?
— "Iскра" как предприятие, производящее источники света, географически размещена так, что наши рынки сбыта находятся именно в Восточной Европе. Это главная причина, почему мы уже второй раз подряд участвуем Light+Building. Для себя мы поставили задачу: по тем европейским странам, где еще не присутствуем, найти партнеров. Процентов на 60 свою задачу выполнили.

— Что здесь показываете?
— Источники света: от традиционных ламп накаливания до энергосберегающих ламп мощностью 3-48 ватт, которые запущены в производство два-три года назад. Есть у нас галогеновые лампы, которые используются для фасадного освещения. Для уличного освещения предназначены в основном линейные галогеновые и газоразрядные лампы.

— А светодиодами занимаетесь?
— Нет. Это, наверное, единственное направление, в котором мы пока еще не делали никаких шагов. Потому, наверное, что очень много других проектов имеем. Не доведя их до логичного завершения, браться за новое не хочется. До конца года доведем до ума проект по газоразрядным лампам, после чего будем думать о светодиодах.

— Какие тенденции вы тут подметили?
— По сравнению с 2006 годом существенно уменьшилось число тех, кто демонстрирует источники света. Например, если немецкая компания Narva раньше имела 3 стенда разных подразделений, то сегодня у нее один стенд. Это говорит о том, что идет укрупнение этих производств. Для "Iскры" это хорошо, так как последнее время она росла. Пробежался по китайским экспозициям и увидел, что количество тех, кто выставляет светодиоды, уменьшилось.

— Значит, и в Китае укрупнение?
— Очевидно. Если раньше светодиоды делали там, условно говоря, в каждом гараже, и каждый гараж стремился пробраться на рынок, то сегодня в Китае думают, что их надо и делать, и продавать качественно. Сам Китай меня здесь не поразил, но светодиоды, похоже, поразили. И, конечно, понравились компании Osram и Philips. Вчера три часа провел у них на стендах, узнал о новинках. Конечно, если ежегодно инвестировать порядка 400 млн евро в новые продукты, будешь далеко впереди остальных.

— Почему вы так любите лампы накаливания?
— Мы их делаем, естественно, с пониманием того, что они все-таки устарели. Но решили так: "Iскра" должна остаться последним в мире производителем ламп накаливания. Ведь на некоторых рынках они будут еще очень долго. Почему бы не выпускать тот продукт, число производителей которого резко уменьшается и, соответственно, существенно улучшаются возможности для его продажи.

— Не проиграете ли из-за того, что вовремя не занялись светодиодами?
— Думаю, если светодиоды и начнут заменять лампы накаливания и компактные люминесцентные лампы, то произойдет это не раньше, чем лет через 10. В светодиодах еще очень много недоработанных деталей. Стало быть, еще есть достаточно времени, чтобы включиться в светодиодное направление, если такое решение нами будет принято.

— Что скажете о самой ярмарке? Она вас полностью устраивает или мешают какие-то недостатки?
— Для нас — по крайней мере, с точки зрения эффективности — эта ярмарка, безусловно, хороша. Мы участвовали в выставках в Москве, Варшаве, Чехии. Лично я был и на выставках в Китае и Индии. Франкфуртская нравится мне больше всего. Недостатки, конечно, есть. В частности, нам не понравилось расположение нашего стенда. Производителям однотипных продуктов лучше находиться близко друг к другу. Если бы мы получили место этажом ниже, нас посетило бы, скорее всего, большее число людей.

— А какой самый большой плюс Light+Building?
— Здесь, как и в Москве, мы не «топчемся» по какому-то отдельному региону, а собираем всех своих клиентов (и из Европы, и из Азии, и из Северной Африки) в одном месте. Поэтому имеем возможность за шесть дней провести деловые встречи, которые дают возможность планировать свои действия на два года вперед — до следующей ярмарки.

— О чем говорит тот факт, что на этой ярмарке снова мало экспонентов из бывшего Советского Союза?
— Исторически сложилось так, что компании, работавшие в пределах бывшего Союза, специализируются именно на этой территории. И в Европу идти побаиваются, понимая, что тут доведется бороться со «слонами» (Osram, Philips и другие). Мы плодотворно сотрудничаем с Брестским электроламповым заводом, и не раз с его директором Игорем Александровичем Колядой обсуждали то, почему его предприятие не участвует в этой ярмарке. Ответ четкий: на сегодня продажи, к примеру, в России не менее выгодны, чем в Европе, и делаются с минимальными усилиями. А продажи в Европе требуют серьезных усилий.

— Но в России есть свои заводы.
— Если сравнивать брестский завод с российскими, то он лучше. За три-четыре месяца я объездил все заводы в России и могу утверждать это на все 100%. То, что в СНГ не уделяется такого внимания качеству, как в Евросоюзе, возможно, да. Ведь этого и не требуется. А в Европе требуется. Лампа, скажем, взорвется — и больше тебя сюда не пустят.

— Не приведет ли упомянутая вами боязнь к тому, что компании из СНГ исчезнут даже со своих родных рынков?
— Наверное, приведет. Учитывая это, "Iскра" приняла четкое решение еще в 1998-1999 годах, что мы будем продавать на Украине и на западе от нее. Российский рынок очень интересен с точки зрения цен, но он весьма рискованный. Россия, как и Украина с Беларусью, все еще остаются странами административного влияния. В России, скажем, были приняты квоты на лампы накаливания. И если бы мы ориентировались на продажи только в этой стране, то у нас бы просто остановился бизнес.

— Работа с Европой заставляет быть в тонусе?
— Конечно. В России и Беларуси цена продажи ламп накаливания, как правило, даже выше, чем в Евросоюзе. Но с точки зрения будущего
акцентироваться только на рынках СНГ стратегически неправильно.

— Тем более, что есть Китай, Индия?
— Сначала мы почувствовали, что такое Китай, на лампах накаливания. Теперь чувствуем, что такое Китай, по энергосберегающим лампам — это доминирование на мировом рынке. Мы ездили в Индию — у них серьезное будущее в плане того, что сегодня теряет Китай — дешевая рабочая сила, электроэнергия и газ. Но индийцы ленивые по сравнению с китайцами. Вообще китайцы всегда нас удивляли своей способностью к ручному труду. Одни и те же операции китайцы выполняют в два раза быстрее, чем украинцы. А индусы никуда не спешат — как все славяне, наверное.

— Знатоки утверждают, что китайцы добились серьезных успехов на пути улучшения качества своей продукции.
— У них другого пути нет. Сегодня массовый дешевый продукт могут выпускать во многих странах, и в Индии тоже. Китаю, где себестоимость продукции растет, надо теперь чем-то отличаться. И он подтягивается по качеству. По лампам до 10% китайских фирм не боятся выходить на Европу, показывая, что они работают не хуже местных лидеров. Говорить, что китайцы делают плохое, уже нельзя. Это время прошло.

— И где мы, постсоветские?
— Между двумя сильными сторонами. Очень активно будут играть на наших рынках те же западные компании Osram и Philips. К примеру, они усиленно развиваются в Казахстане. А когда борются слоны, зайчики и другая мелочь либо будут растоптаны, либо кто-нибудь из них выживет. С востока подпирают Китай и Индия. Значит, надо думать, за счет чего выживать.

Дмитрий ЖУКОВ, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2008 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость