Транспорт и энергетика
В г. Хельсинки (Финляндия) состоялось 7-е заседание Совета транспортных управляющих Международного транспортного форума МТФ (ранее — ЕКМТ). Как сообщает пресс-служба Минтранса Беларуси, прошедшая встреча является последним подготовительным этапом к проведению Международного транспортного форума (ранее Совета Министров ЕКМТ) в Германии, г. Лейпциг, 28-30 мая текущего года, в котором планируется участие делегаций всех государств — членов МТФ на уровне министров транспорта. В работе заседания от Беларуси приняли участие начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Негрей и директор представительства Ассоциации «БАМАП» в России Дмитрий Яцкевич. Основная тема предстоящего Форума — «Транспорт и энергетика: вызовы, связанные с изменением климата». Планируется, что участники форума, который будет проходить в течение трех дней, обсудят такие важные темы, как достижения в сфере энергосберегающих транспортных технологий; поведенческие изменения в секторе пассажирского транспорта; сокращение выбросов СО в секторе грузового транспорта и выбросы СО транспортом в странах с переходной экономикой. «Участие в указанных мероприятиях предполагает узкий круг специалистов и исследователей, которые в ходе дискуссий выработают общие подходы и стратегии, — подчеркнули в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций. — Результаты обсуждения по секциям будут использованы в качестве материала при проведении трех основных панельных дискуссий на следующий день с участием руководителей делегаций — министров транспорта».
Отметим, что основным и центральным днем работы форума станет 29 мая. На этот день запланирована панельная дискуссия между министрами и руководителями отраслевых предприятий о вызовах в сфере энергетики и о текущих перспективах энергосберегающего транспорта. 30 мая состоится итоговая сессия под председательством министра транспорта Финляндии, после которой будет принят итоговый документ заседания — декларация. В рамках заседания состоялись двусторонние встречи с представителями Украины, России, Латвии, Литвы, Финляндии. По итогам переговоров достигнуто соглашение о выделении для нашей страны дополнительного количества финских разрешений на международные автомобильные перевозки, согласованы точные даты проведения смешанных комиссий по вопросам международного автомобильного сообщения с Литвой и Латвией. К слову, и экономическая деятельность транспортного ведомства страны с начала года развивается весьма успешно. По информации министерства, объемы перевозок грузов в январе-феврале 2008 г. отмечены положительной динамикой роста. Так, рост объема перевозок грузов организациями транспорта общего пользования составил 112,6% к соответствующему периоду прошлого года (перевезено 35,8 млн т). Обеспечен рост по железнодорожному транспорту 113,3%, автомобильному общего пользования — 113,3%, в том числе организациями Минтранса — 108,9%. За текущий период всеми видами пассажирского транспорта (кроме городского электрического транспорта) перевезено 240,7 млн человек, что на 9,1% меньше, чем в январе-феврале 2007 года. При этом рост к соответствующему периоду прошлого года обеспечен только по воздушному транспорту — 154,8%, а по автомобильному снижение — 90,8%. «Сокращение объемов перевозок пассажиров связано со снижением транспортной подвижности населения, — объяснили в министерстве. — Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь №375 «Об утверждении положения о порядке оказания материальной помощи на проезд нуждающимся учащимся и студентам» позволит обеспечить прирост перевозок пассажиров».
Контроль деятельности
За март 2008 года сотрудниками Транспортной инспекции проведено 32 плановые документальные проверки на предприятии и 248 проверок на линии, что составило 100% и 107,8% к плановым показателям соответственно. По информации пресс-службы Минтранса Беларуси, в ходе проведенных мероприятий на линии проверено 3408 транспортных средств, составлено 326 актов, выявлено 894 нарушения, изъято 55 лицензионных карточек. Согласно кодексу РБ об административных правонарушениях, в марте 2008 г. к административной ответственности привлечено 238 лиц (с начала года 643 лица). Сумма штрафов в марте составила 28,8 млн рублей, с начала года — 82,9 млн рублей. По материалам проверки аннулировано 4 лицензии (всего с начала года аннулировано 17 лицензий, приостановлено действие 4 лицензий). Отметим, что за март 2008 года выявлено 36 (с начала года — 81) фактов осуществления транспортной деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии).
Транспортная система РФ: от модернизации к развитию
В развитии экономики России наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от этапа модернизации отрасли к ее развитию, реализации инновационной модели экономического роста. Об этом, как сообщает управление информации Минтранса России, заявил в парламенте глава отрасли Игорь Левитин. По его словам, в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая позволила не допустить существенного ухудшения состояния транспортной системы страны и в целом обеспечить потребности экономики в этот период. В ходе реализации действующей программы остановлен спад пассажирооборота. Обеспечен рост транспортной подвижности населения, совокупный грузооборот по всем видам транспорта в этот же период увеличится на 40%. При этом, что немаловажно, значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков достигла 40% против 18% в 2002 году. «2007 год стал прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики, — сказал Игорь Левитин. — Принято более десяти федеральных законов». Тем не менее, состояние транспортной системы не в полной мере отвечает инновационному сценарию социально-экономического развития страны. В частности, не решен ряд системных задач: региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры; нарастающий износ основных фондов, низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. Отметим, что региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. По информации министерства, 40 тысяч населенных пунктов, где проживает более 3 млн человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. 5 субъектов РФ не имеют транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых.
Следующей нерешенной задачей, как отмечает глава министерства, является наличие существенных инфраструктурных ограничений. Так, лимитирующие участки существуют на 30% протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий. При сохранении существующих низких темпов развития железнодорожной инфраструктуры протяженность лимитирующих участков к 2015 году может возрасти до 50%. Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. 29% протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. «Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности транспортных коридоров», — уверен Игорь Левин. По оценкам экспертов, потери России, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза. Особо тяжелая ситуация сложилась в Московском транспортном узле. Около 60% транспортной сети работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, исчерпали пропускную способность. Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350-400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков, росту числа дорожно-транспортных происшествий.
Одна из нерешенных задач — нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта, который составляет от 55% до 70%. Значительная часть парка подвижного состава представлена устаревшими моделями с низкими как техническими, так и экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность российских перевозчиков. Со своей стороны также отметим, что в России также отмечается низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. «Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости, — подчеркивает в своем выступлении министр. — Это определяет необходимость участия государства в их реализации с применением принципов государственно-частного партнерства». Поэтому эти и другие существенные транспортные ограничения предопределили необходимость разработки новой редакции федеральной целевой программы с изменением ее наименования и продления срока реализации до 2015 года. К слову, в основу разработки программы был положен переход от этапа модернизации отрасли к ее развитию. Приоритетом новой редакции транспортного документа является скоординированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта на основе инновационных, транспортно-логистических технологий. Кроме этого, повышенное внимание в программе уделено развитию транспортных коридоров и их обустройству с целью реализации транзитного потенциала страны, улучшению инвестиционного климата. Важной отличительной особенностью новой программы является формирование мероприятий на основе использования проектного подхода, который позволил проранжировать мероприятия программы и отобрать те, которые способны обеспечить максимальный синергетический и системный эффект. При принятии решения в рамках согласования программы об оптимизации финансирования отдельных ее подпрограмм Минтранс России исходил из необходимости максимального достижения запланированных показателей и обеспечения технической и технологической безопасности на транспорте. В основном, в полном объеме от потребности запланировано финансирование по подпрограммам «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг». Наиболее существенно в процессе согласования претерпели изменения объемы финансирования из федерального бюджета по подпрограмме «Автомобильные дороги» и «Железнодорожный транспорт». Сокращение объема финансирования привело к необходимости переноса сроков ввода по ряду основных инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве и на железнодорожном транспорте за пределы 2015 года, что в конечном счете существенно снизило ранее планируемые показатели.
На период 2010-2015 гг. в качестве приоритетов по дорожному хозяйству определены:
1) реконструкция мостов, находящихся в аварийном состоянии;
2) ликвидация грунтовых разрывов и мест концентрации ДТП на федеральной сети автомобильных дорог;
3) строительство и реконструкция федеральных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров;
4) строительство платных автомагистралей, которое позволит привлечь более 700 млрд рублей в качестве внебюджетных источников на реализацию Программы и снизит загрузку основных направлений.
5) В качестве приоритетов по железнодорожному транспорту определены:
1) ликвидация лимитирующих участков сети железных дорог;
2) обновление подвижного состава;
3) формирование тяжеловесного движения;
4) строительство грузообразующих участков железных дорог, в том числе в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (Урал Промышленный 6) — Урал Полярный, Якутия и др.;
7) создание высокоскоростного железнодорожного движения.
К 2015 году доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составит около 50%. Начнется формирование нового коридора в обход Москвы Екатеринбург — Пермь — Киров — Вологда — Санкт-Петербург. Вместе с тем, как отмечает Игорь Левитин, показатель протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, будет на уровне 35%. Отметим, что в рамках программы будет построено более 1,8 тыс. км скоростных дорог, что позволит увеличить скорость товародвижения, сократив время в пути на 40%, и приведет к снижению транспортной составляющей в цене продукции до 12-16%. В результате реализации этого документа будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн тонн грузов в год. Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн тонн в год, в портах Усть-Луга и Балтийск — до 35 млн тонн в год в каждом. В результате реализации мероприятий объем транзитных перевозок грузов по территории России увеличится в 1,4 раза и достигнет 44,4 млн тонн в год. Экспорт транспортных услуг возрастет в 1,9 раза и достигнет $23,4 млрд. Результаты будут обеспечиваться за счет комплексного развития транспортных коридоров по направлениям «Запад-Восток» и «Север-Юг», крупных транспортных узлов, логистических центров и аэропортов-хабов. Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций. Причем бюджетные средства в данном случае будут являться стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль. При этом дефицит ресурсного обеспечения составляет примерно 1,4 трлн рублей. В этой связи Минтранс России вышел с предложением о дополнительном финансировании программы из федерального бюджета на 1,4 трлн рублей либо ввести инвестиционную составляющую в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки начиная с 2009 года. Принятие программы в заявленном варианте ресурсного обеспечения (13,9 трлн рублей) даст существенный толчок развитию отечественной промышленности. Так, например, анализ проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры показал, что в общей стоимости строительства расходы на сырье и материалы составляют около 60%.
Особое значение для повышения эффективности новой программы приобретает поддержка запланированных мероприятий со стороны малого бизнеса, ведение взаимовыгодного диалога — «государство-бизнес». «Здесь мы имеем в виду и малые предприятия транспортного комплекса, от работы которых зависит в итоге доставка груза до конечного потребителя, — сказал Игорь Левитин. — С другой стороны, развитие транспортной системы становится фактором обеспечения конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса, условием активизации инвестиционной деятельности предприятий промышленности в каждом регионе России». Для дальнейшего развития отрасли Минтранс России предлагает использовать все виды государственной поддержки. В том числе предоставление государственных гарантий в рамках реализации крупных инвестиционных проектов; участие институтов развития в уставных капиталах российских инфраструктурных компаний; освобождение от уплаты налогов на землю и на имущество аэродромов, морских и речных портов. Отметим, что разработанная программа тесно увязана с программой социально-экономического развития и соответствует транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.
Александр ПАНИЧ
Отметим, что основным и центральным днем работы форума станет 29 мая. На этот день запланирована панельная дискуссия между министрами и руководителями отраслевых предприятий о вызовах в сфере энергетики и о текущих перспективах энергосберегающего транспорта. 30 мая состоится итоговая сессия под председательством министра транспорта Финляндии, после которой будет принят итоговый документ заседания — декларация. В рамках заседания состоялись двусторонние встречи с представителями Украины, России, Латвии, Литвы, Финляндии. По итогам переговоров достигнуто соглашение о выделении для нашей страны дополнительного количества финских разрешений на международные автомобильные перевозки, согласованы точные даты проведения смешанных комиссий по вопросам международного автомобильного сообщения с Литвой и Латвией. К слову, и экономическая деятельность транспортного ведомства страны с начала года развивается весьма успешно. По информации министерства, объемы перевозок грузов в январе-феврале 2008 г. отмечены положительной динамикой роста. Так, рост объема перевозок грузов организациями транспорта общего пользования составил 112,6% к соответствующему периоду прошлого года (перевезено 35,8 млн т). Обеспечен рост по железнодорожному транспорту 113,3%, автомобильному общего пользования — 113,3%, в том числе организациями Минтранса — 108,9%. За текущий период всеми видами пассажирского транспорта (кроме городского электрического транспорта) перевезено 240,7 млн человек, что на 9,1% меньше, чем в январе-феврале 2007 года. При этом рост к соответствующему периоду прошлого года обеспечен только по воздушному транспорту — 154,8%, а по автомобильному снижение — 90,8%. «Сокращение объемов перевозок пассажиров связано со снижением транспортной подвижности населения, — объяснили в министерстве. — Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь №375 «Об утверждении положения о порядке оказания материальной помощи на проезд нуждающимся учащимся и студентам» позволит обеспечить прирост перевозок пассажиров».
Контроль деятельности
За март 2008 года сотрудниками Транспортной инспекции проведено 32 плановые документальные проверки на предприятии и 248 проверок на линии, что составило 100% и 107,8% к плановым показателям соответственно. По информации пресс-службы Минтранса Беларуси, в ходе проведенных мероприятий на линии проверено 3408 транспортных средств, составлено 326 актов, выявлено 894 нарушения, изъято 55 лицензионных карточек. Согласно кодексу РБ об административных правонарушениях, в марте 2008 г. к административной ответственности привлечено 238 лиц (с начала года 643 лица). Сумма штрафов в марте составила 28,8 млн рублей, с начала года — 82,9 млн рублей. По материалам проверки аннулировано 4 лицензии (всего с начала года аннулировано 17 лицензий, приостановлено действие 4 лицензий). Отметим, что за март 2008 года выявлено 36 (с начала года — 81) фактов осуществления транспортной деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии).
Транспортная система РФ: от модернизации к развитию
В развитии экономики России наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от этапа модернизации отрасли к ее развитию, реализации инновационной модели экономического роста. Об этом, как сообщает управление информации Минтранса России, заявил в парламенте глава отрасли Игорь Левитин. По его словам, в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая позволила не допустить существенного ухудшения состояния транспортной системы страны и в целом обеспечить потребности экономики в этот период. В ходе реализации действующей программы остановлен спад пассажирооборота. Обеспечен рост транспортной подвижности населения, совокупный грузооборот по всем видам транспорта в этот же период увеличится на 40%. При этом, что немаловажно, значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков достигла 40% против 18% в 2002 году. «2007 год стал прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики, — сказал Игорь Левитин. — Принято более десяти федеральных законов». Тем не менее, состояние транспортной системы не в полной мере отвечает инновационному сценарию социально-экономического развития страны. В частности, не решен ряд системных задач: региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры; нарастающий износ основных фондов, низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. Отметим, что региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. По информации министерства, 40 тысяч населенных пунктов, где проживает более 3 млн человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. 5 субъектов РФ не имеют транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых.
Следующей нерешенной задачей, как отмечает глава министерства, является наличие существенных инфраструктурных ограничений. Так, лимитирующие участки существуют на 30% протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий. При сохранении существующих низких темпов развития железнодорожной инфраструктуры протяженность лимитирующих участков к 2015 году может возрасти до 50%. Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. 29% протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. «Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности транспортных коридоров», — уверен Игорь Левин. По оценкам экспертов, потери России, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза. Особо тяжелая ситуация сложилась в Московском транспортном узле. Около 60% транспортной сети работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, исчерпали пропускную способность. Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350-400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков, росту числа дорожно-транспортных происшествий.
Одна из нерешенных задач — нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта, который составляет от 55% до 70%. Значительная часть парка подвижного состава представлена устаревшими моделями с низкими как техническими, так и экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность российских перевозчиков. Со своей стороны также отметим, что в России также отмечается низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. «Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости, — подчеркивает в своем выступлении министр. — Это определяет необходимость участия государства в их реализации с применением принципов государственно-частного партнерства». Поэтому эти и другие существенные транспортные ограничения предопределили необходимость разработки новой редакции федеральной целевой программы с изменением ее наименования и продления срока реализации до 2015 года. К слову, в основу разработки программы был положен переход от этапа модернизации отрасли к ее развитию. Приоритетом новой редакции транспортного документа является скоординированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта на основе инновационных, транспортно-логистических технологий. Кроме этого, повышенное внимание в программе уделено развитию транспортных коридоров и их обустройству с целью реализации транзитного потенциала страны, улучшению инвестиционного климата. Важной отличительной особенностью новой программы является формирование мероприятий на основе использования проектного подхода, который позволил проранжировать мероприятия программы и отобрать те, которые способны обеспечить максимальный синергетический и системный эффект. При принятии решения в рамках согласования программы об оптимизации финансирования отдельных ее подпрограмм Минтранс России исходил из необходимости максимального достижения запланированных показателей и обеспечения технической и технологической безопасности на транспорте. В основном, в полном объеме от потребности запланировано финансирование по подпрограммам «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг». Наиболее существенно в процессе согласования претерпели изменения объемы финансирования из федерального бюджета по подпрограмме «Автомобильные дороги» и «Железнодорожный транспорт». Сокращение объема финансирования привело к необходимости переноса сроков ввода по ряду основных инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве и на железнодорожном транспорте за пределы 2015 года, что в конечном счете существенно снизило ранее планируемые показатели.
На период 2010-2015 гг. в качестве приоритетов по дорожному хозяйству определены:
1) реконструкция мостов, находящихся в аварийном состоянии;
2) ликвидация грунтовых разрывов и мест концентрации ДТП на федеральной сети автомобильных дорог;
3) строительство и реконструкция федеральных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров;
4) строительство платных автомагистралей, которое позволит привлечь более 700 млрд рублей в качестве внебюджетных источников на реализацию Программы и снизит загрузку основных направлений.
5) В качестве приоритетов по железнодорожному транспорту определены:
1) ликвидация лимитирующих участков сети железных дорог;
2) обновление подвижного состава;
3) формирование тяжеловесного движения;
4) строительство грузообразующих участков железных дорог, в том числе в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (Урал Промышленный 6) — Урал Полярный, Якутия и др.;
7) создание высокоскоростного железнодорожного движения.
К 2015 году доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составит около 50%. Начнется формирование нового коридора в обход Москвы Екатеринбург — Пермь — Киров — Вологда — Санкт-Петербург. Вместе с тем, как отмечает Игорь Левитин, показатель протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, будет на уровне 35%. Отметим, что в рамках программы будет построено более 1,8 тыс. км скоростных дорог, что позволит увеличить скорость товародвижения, сократив время в пути на 40%, и приведет к снижению транспортной составляющей в цене продукции до 12-16%. В результате реализации этого документа будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн тонн грузов в год. Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн тонн в год, в портах Усть-Луга и Балтийск — до 35 млн тонн в год в каждом. В результате реализации мероприятий объем транзитных перевозок грузов по территории России увеличится в 1,4 раза и достигнет 44,4 млн тонн в год. Экспорт транспортных услуг возрастет в 1,9 раза и достигнет $23,4 млрд. Результаты будут обеспечиваться за счет комплексного развития транспортных коридоров по направлениям «Запад-Восток» и «Север-Юг», крупных транспортных узлов, логистических центров и аэропортов-хабов. Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций. Причем бюджетные средства в данном случае будут являться стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль. При этом дефицит ресурсного обеспечения составляет примерно 1,4 трлн рублей. В этой связи Минтранс России вышел с предложением о дополнительном финансировании программы из федерального бюджета на 1,4 трлн рублей либо ввести инвестиционную составляющую в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки начиная с 2009 года. Принятие программы в заявленном варианте ресурсного обеспечения (13,9 трлн рублей) даст существенный толчок развитию отечественной промышленности. Так, например, анализ проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры показал, что в общей стоимости строительства расходы на сырье и материалы составляют около 60%.
Особое значение для повышения эффективности новой программы приобретает поддержка запланированных мероприятий со стороны малого бизнеса, ведение взаимовыгодного диалога — «государство-бизнес». «Здесь мы имеем в виду и малые предприятия транспортного комплекса, от работы которых зависит в итоге доставка груза до конечного потребителя, — сказал Игорь Левитин. — С другой стороны, развитие транспортной системы становится фактором обеспечения конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса, условием активизации инвестиционной деятельности предприятий промышленности в каждом регионе России». Для дальнейшего развития отрасли Минтранс России предлагает использовать все виды государственной поддержки. В том числе предоставление государственных гарантий в рамках реализации крупных инвестиционных проектов; участие институтов развития в уставных капиталах российских инфраструктурных компаний; освобождение от уплаты налогов на землю и на имущество аэродромов, морских и речных портов. Отметим, что разработанная программа тесно увязана с программой социально-экономического развития и соответствует транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.
Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2008 год в рубрике проектирование