Ресурс энергосбережения еще не исчерпан
Повышение эффективности использования топливноэнергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития — одна из приоритетных задач государственной энергетической политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогнозируемых темпах роста устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями.
К сожалению, современная экономика Беларуси энергорасточительна. Во многом это объясняется тем, что в наследство от Советского Союза страна получила значительное количество морально и физически устаревших ресурсозатратных производств, рассчитанных на массовое использование дешевого сырья и энергоресурсов — прежде всего, природного газа. Тем не менее, как отметил премьер-министр страны Сергей Сидорский в интервью журналу «Экономика Беларуси», показатель энергоемкости ВВП за этот период уменьшился почти вдвое. Сегодня он лучший среди стран СНГ. По данным Международного энергетического агентства, в 2004 году энергоемкость ВВП (в т н. э./тыс. долларов США в ценах 2000 года по ППС) Дании составляла 0,13, Японии, Германии и Франции — 0,16, Швеции, США и Польши — 0,21-0,22, Финляндии и Канады — 0,26-0,28, а в Беларуси — 0,43. Если разделить общий объем потребляемого страной природного газа на количество ее жителей, то в 2006 году в Беларуси на среднего потребителя приходилось 2100 м3 газа, в Италии и Франции — 700-800 м3, в Финляндии и Швеции — 1000-1100 м3. Глава правительства также сообщает, что энергоемкость ВВП должна быть снижена к уровню 2005 года не менее чем на 31% в 2010 году, не менее чем на 50% — в 2015-м, не менее чем на 60% — в 2020 году. Кроме того, в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии должно обеспечиваться за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии. Беларусь обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который высоко оценивается не только отечественными, но и зарубежными специалистами. По некоторым данным, почти третья часть его сосредоточена в топливноэнергетических отраслях, еще 30-35% — в промышленности, и 25-27% — в жилищно-коммунальном хозяйстве. Исходя из положенных в основу стратегии параметров долгосрочного социально-экономического развития страны, структурная перестройка экономики позволит скомпенсировать определенную часть прироста энергопотребления. В то же время предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов поможет снивелировать чувствительность национальной экономики при дальнейшем росте цен на углеводородное сырье. При реализации технологического потенциала энергосбережения ряд экспертов выделяет 3 категории энергосберегающих мероприятий:
1) малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: устранение потерь энергоносителей при транспорте и хранении, соблюдение энергоэкономичных технологических режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счетчиками энергоносителей и т.п.;
2) капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию;
3) сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического перевооружения отраслей народного хозяйства, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить быстрейшее освоение части потенциала энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. К слову, скачкообразный рост цен на энергоресурсы сразу же отразился на жилищно-коммунальных тарифах для населения. Поэтому, как заявил ОНТ министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Владимир Белохвостов, в 2008 году цены на коммунальные услуги могут быть повышены. В то же время министр заверил, что ЖКХ постоянно работает над повышением энергоэффективности. На реализацию комплекса этих мероприятий выделено порядка 300 млрд рублей.
По мнению некоторых авторитетных специалистов в области энергосбережения, намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэффективности сопоставимо со снижением энергоемкости ВВП в развитых странах в период нефтяного кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что без поддержания в течение длительного времени относительно высоких цен на ТЭР проблему резкого снижения энергоемкости ВВП не решить. Так, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России Сергей Михайлов считает, что необходимой предпосылкой интенсификации энергосбережения является как можно более быстрый выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование производителей топлива и энергии. При реализации такой ценовой политики можно будет ориентироваться на максимальные объемы энергосбережения. Отметим, что отечественная экономика и особенно промышленный сектор располагают большим количеством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. В то же время реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения. В условиях, когда основные производственные фонды некоторых отраслей устарели, на первый план выходит реализация проблемы широкомасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, разработанных на основе отечественных перспективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос потребителей и производителей энергетических ресурсов. Задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, исключив возможные финансово-экономические риски. «Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энергосбережения, — отмечает Сергей Михайлов. — Без государственного влияния, как через прямые механизмы воздействия, так и через различные опосредованные формы, вряд ли можно рассчитывать на формирование и успешное функционирование рынка энергосбережения. Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше чем на 1-1,5% в год». Со своей стороны отметим, что в Беларуси в последнее время все более возрастает роль государства в стимулировании инвестиций в сферу энергосбережения. Это проявляется через работу профильного государственного органа, который занимается разработкой, внедрением и контролем за соблюдением нормативов и стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности. Интересно, что и в России, обладающей значительными запасами углеводородного сырья, приоритетными направлениями энергосберегающей политики продолжают оставаться:
1) разработка и широкомасштабное внедрение новейших энергосберегающих приборов, оборудования, материалов;
2) применение энергосберегающих экологически чистых технологий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, уменьшения вредного воздействия ТЭК на экологию;
3) вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Особое внимание со стороны федеральных и региональных органов управления системой энергосбережения в стране будет уделяться эффективному использованию топлива и энергии в бюджетной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах коммунальной энергетики.
Энергоэффективные технологии
Главной проблемой современного общества в начале XXI века, как и предыдущего, является масштаб и характер использования природных ресурсов и деградация окружающей среды, оказывающие пагубное влияние на здоровье людей и биосферу в целом. В ближайшее время потребление природных ресурсов достигнет 25 млрд тонн, поэтому делаются прогнозы, что запасов природного топлива человечеству хватит примерно на 150 лет, считает российский профессор Алексей Цой.
По его словам, нерациональное их использование, большая потеря при добыче, хранении, транспортировании и потреблении энергии ведет к быстрому снижению запаса ресурсов. Успешное экономическое развитие страны во многом зависит от состояния отрасли топливноэнергетического комплекса. Темпы экономического развития страны напрямую связаны с развитием энергетики. По сегодняшним оценкам, существующий резерв мощностей электроэнергетики, образовавшийся в результате значительного сокращения промышленного производства в девяностые годы прошлого столетия, скоро будет исчерпан. Необходимо формирование целенаправленной стратегии развития энергетики в стране, в противном случае возможна ситуация, когда нехватка энергетических мощностей будет оказывать сдерживающее влияние на рост темпов экономического развития. Российский ученый считает, что создание мини-ТЭЦ (совместная выработка электроэнергии и тепла на установках малой и средней мощности с газотурбинным либо газодизельным двигателем) может позволить во многих случаях решить проблему дефицита тепловой и электрической энергии отдельных регионов, обеспечить бесперебойное энергоснабжение жилищно-коммунального сектора и промышленных предприятий. Применение энергоблоков малой и средней мощности во многих случаях является экономически более целесообразным.
Сегодня для решения проблем коммунальной энергетики прежде всего необходимы системный комплексный подход и применение новейших технологий и оборудования с использованием лучшего российского и зарубежного опыта. Так, при строительстве в Москве новой газотурбинной теплоэлектростанции для энергоснабжения Московского международного делового центра (ММДЦ) за счет применения новейших технологий и оборудования достигнуты наилучшие технико-экономические и экологические показатели по сравнению с традиционной паротурбинной теплоэлектростанцией (ТЭЦ). При этом коэффициент использования тепла составляет около 85%, что делает станцию рентабельной. Выбросы вредных веществ в 3-5 раз ниже имеющихся в настоящее время аналогичных показателей на ТЭЦ г. Москвы. При реформировании коммунальной энергетики наряду со строительством новых мини-ТЭЦ малой и средней мощности на базе газотурбинной и газодизельной технологий и оборудования с комбинированной выработкой тепла и электричества (когенерация) следует развивать надстройку газотурбинных и газомоторных двигателей на существующих районных тепловых станциях (РТС) и котельных, что позволит снизить стоимость строительства. Мировой опыт показывает, что в этом случае удельная стоимость надстройки существующих станций составит от 400 до 600 долларов США за 1 кВт. «В целях энергосбережения и повышения эффективности общественного производства целесообразно использовать потенциальную энергию газовых потоков на компрессорных станциях магистральных газопроводов, — отмечает Алексей Цой. — Для этого необходимо на городских газорегуляторных станциях (ГРС), газорегуляторных пунктах (ГРП) районных тепловых станций (РТС) или крупных котельных применять детандерные установки для комплексного использования бросовой энергии газа с целью выработки электроэнергии и холода без сжигания топлива, т.е. экологически чистым способом». Проект привлекателен тем, что конструкция приспособлена таким образом, что технологическое оборудование может работать при температурах от -40° до +60°С на открытом воздухе. При этом окупаемость капвложений не превысит 2 лет.
Очень перспективным проектом является использование нового поколения экологически чистого каталитического теплогенератора автономного теплоснабжения. Конструкция опытно-промышленного образца теплогенератора находится на стадии изготовления для внедрения в новом застраиваемом районе г. Москвы. Одновременно ведется разработка нового типа электростанций с применением новой конструкции каталитического парогенератора и новый тип паровой машины (турбоэкспандер) для комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Сегодня современные технологии и лучший передовой опыт как никогда нужны нашей стране. В отечественной энергетике износ основного оборудования приблизился к критической отметке — 60%. На модернизацию энергетической отрасли необходимо более 5 млрд долларов США, из них 2,5 млрд — на развитие энергосберегающих мероприятий в других отраслях экономики. Отметим, что в 2007 году инвестиции в энергосбережение и энергоэффективные технологии составили порядка 900 млн долларов, что на 22% больше, чем выделяли ранее. К 2010 году финансирование программ по экономии энергоресурсов увеличат до одного миллиарда долларов.
О новых видах торфяного топлива
В 2008 году концерн «Белтопгаз» планирует организовать в РУП «Зеленоборское» (Минская область) производство торфяных пеллет. Проект осуществляется в рамках госпрограммы «Торф» и предусматривает строительство опытно-промышленной установки, на базе которой будут оцениваться технологические параметры производства нового вида продукции.
В настоящее время перечень работ по этому проекту находится на утверждении в Минэнерго Беларуси. По предварительным данным, объем финансирования проекта по производству торфяных пеллет составит порядка 640 млн рублей, в том числе 440 млн в текущем году. Средства будут выделены из инновационного фонда Минэнерго Беларуси. После открытия финансирования РУП «Зеленоборское» проведет тендер на разработку ТЭО проекта. Кроме того, в настоящее время ГПО «Белтопгаз» реализует проект увеличения производства кускового торфа. В текущем году в УП «Витебскоблгаз» планируется внедрить современный комплекс оборудования выпуска данной продукции. Его производительность составит 15-20 тыс. т за сезон добычи и позволит увеличить объем производства кускового торфа на витебском предприятии в 4-5 раз.
Стоимость комплекса нового оборудования составляет 365 тыс. евро, его поставка планируется до 1 мая текущего года. Согласно расчетам, срок окупаемости проекта составит 2 года. Специалисты ГПО «Белтопгаз» отметили, что производство кускового торфа требует меньших затрат по сравнению с топливными брикетами, поскольку процесс его формования и сушки осуществляется непосредственно на полях добычи торфа в естественных условиях. Для увеличения объемов потребления данного вида топлива в Беларуси целесообразно создание крупных коммунальных и производственных котельных, работающих на кусковом торфе, считают в объединении. Отметим, что странами-лидерами в потреблении торфяных пеллет являются США, Швеция, Дания, Германия, Англия, Австрия. Европа потребляет этого вида топлива порядка 4 млн тонн в год. В среднем их потребление растет в ЕС на 15% ежегодно, в Швеции — на 30%.
По различным оценкам, в 2006 году в России было произведено 300-400 тысяч тонн гранулированного биотоплива. Россия серьезно отстает от остального мира в производстве и потреблении биотоплива. По некоторым оценкам, используя пеллеты, получаемые из отходов лесной промышленности, РФ могла бы экономить в год 15-20% традиционного топлива.
Подготовил Александр ПАНИЧ
К сожалению, современная экономика Беларуси энергорасточительна. Во многом это объясняется тем, что в наследство от Советского Союза страна получила значительное количество морально и физически устаревших ресурсозатратных производств, рассчитанных на массовое использование дешевого сырья и энергоресурсов — прежде всего, природного газа. Тем не менее, как отметил премьер-министр страны Сергей Сидорский в интервью журналу «Экономика Беларуси», показатель энергоемкости ВВП за этот период уменьшился почти вдвое. Сегодня он лучший среди стран СНГ. По данным Международного энергетического агентства, в 2004 году энергоемкость ВВП (в т н. э./тыс. долларов США в ценах 2000 года по ППС) Дании составляла 0,13, Японии, Германии и Франции — 0,16, Швеции, США и Польши — 0,21-0,22, Финляндии и Канады — 0,26-0,28, а в Беларуси — 0,43. Если разделить общий объем потребляемого страной природного газа на количество ее жителей, то в 2006 году в Беларуси на среднего потребителя приходилось 2100 м3 газа, в Италии и Франции — 700-800 м3, в Финляндии и Швеции — 1000-1100 м3. Глава правительства также сообщает, что энергоемкость ВВП должна быть снижена к уровню 2005 года не менее чем на 31% в 2010 году, не менее чем на 50% — в 2015-м, не менее чем на 60% — в 2020 году. Кроме того, в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии должно обеспечиваться за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии. Беларусь обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который высоко оценивается не только отечественными, но и зарубежными специалистами. По некоторым данным, почти третья часть его сосредоточена в топливноэнергетических отраслях, еще 30-35% — в промышленности, и 25-27% — в жилищно-коммунальном хозяйстве. Исходя из положенных в основу стратегии параметров долгосрочного социально-экономического развития страны, структурная перестройка экономики позволит скомпенсировать определенную часть прироста энергопотребления. В то же время предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов поможет снивелировать чувствительность национальной экономики при дальнейшем росте цен на углеводородное сырье. При реализации технологического потенциала энергосбережения ряд экспертов выделяет 3 категории энергосберегающих мероприятий:
1) малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: устранение потерь энергоносителей при транспорте и хранении, соблюдение энергоэкономичных технологических режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счетчиками энергоносителей и т.п.;
2) капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию;
3) сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического перевооружения отраслей народного хозяйства, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить быстрейшее освоение части потенциала энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. К слову, скачкообразный рост цен на энергоресурсы сразу же отразился на жилищно-коммунальных тарифах для населения. Поэтому, как заявил ОНТ министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Владимир Белохвостов, в 2008 году цены на коммунальные услуги могут быть повышены. В то же время министр заверил, что ЖКХ постоянно работает над повышением энергоэффективности. На реализацию комплекса этих мероприятий выделено порядка 300 млрд рублей.
По мнению некоторых авторитетных специалистов в области энергосбережения, намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэффективности сопоставимо со снижением энергоемкости ВВП в развитых странах в период нефтяного кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что без поддержания в течение длительного времени относительно высоких цен на ТЭР проблему резкого снижения энергоемкости ВВП не решить. Так, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России Сергей Михайлов считает, что необходимой предпосылкой интенсификации энергосбережения является как можно более быстрый выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование производителей топлива и энергии. При реализации такой ценовой политики можно будет ориентироваться на максимальные объемы энергосбережения. Отметим, что отечественная экономика и особенно промышленный сектор располагают большим количеством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. В то же время реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения. В условиях, когда основные производственные фонды некоторых отраслей устарели, на первый план выходит реализация проблемы широкомасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, разработанных на основе отечественных перспективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос потребителей и производителей энергетических ресурсов. Задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, исключив возможные финансово-экономические риски. «Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энергосбережения, — отмечает Сергей Михайлов. — Без государственного влияния, как через прямые механизмы воздействия, так и через различные опосредованные формы, вряд ли можно рассчитывать на формирование и успешное функционирование рынка энергосбережения. Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше чем на 1-1,5% в год». Со своей стороны отметим, что в Беларуси в последнее время все более возрастает роль государства в стимулировании инвестиций в сферу энергосбережения. Это проявляется через работу профильного государственного органа, который занимается разработкой, внедрением и контролем за соблюдением нормативов и стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности. Интересно, что и в России, обладающей значительными запасами углеводородного сырья, приоритетными направлениями энергосберегающей политики продолжают оставаться:
1) разработка и широкомасштабное внедрение новейших энергосберегающих приборов, оборудования, материалов;
2) применение энергосберегающих экологически чистых технологий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, уменьшения вредного воздействия ТЭК на экологию;
3) вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Особое внимание со стороны федеральных и региональных органов управления системой энергосбережения в стране будет уделяться эффективному использованию топлива и энергии в бюджетной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах коммунальной энергетики.
Энергоэффективные технологии
Главной проблемой современного общества в начале XXI века, как и предыдущего, является масштаб и характер использования природных ресурсов и деградация окружающей среды, оказывающие пагубное влияние на здоровье людей и биосферу в целом. В ближайшее время потребление природных ресурсов достигнет 25 млрд тонн, поэтому делаются прогнозы, что запасов природного топлива человечеству хватит примерно на 150 лет, считает российский профессор Алексей Цой.
По его словам, нерациональное их использование, большая потеря при добыче, хранении, транспортировании и потреблении энергии ведет к быстрому снижению запаса ресурсов. Успешное экономическое развитие страны во многом зависит от состояния отрасли топливноэнергетического комплекса. Темпы экономического развития страны напрямую связаны с развитием энергетики. По сегодняшним оценкам, существующий резерв мощностей электроэнергетики, образовавшийся в результате значительного сокращения промышленного производства в девяностые годы прошлого столетия, скоро будет исчерпан. Необходимо формирование целенаправленной стратегии развития энергетики в стране, в противном случае возможна ситуация, когда нехватка энергетических мощностей будет оказывать сдерживающее влияние на рост темпов экономического развития. Российский ученый считает, что создание мини-ТЭЦ (совместная выработка электроэнергии и тепла на установках малой и средней мощности с газотурбинным либо газодизельным двигателем) может позволить во многих случаях решить проблему дефицита тепловой и электрической энергии отдельных регионов, обеспечить бесперебойное энергоснабжение жилищно-коммунального сектора и промышленных предприятий. Применение энергоблоков малой и средней мощности во многих случаях является экономически более целесообразным.
Сегодня для решения проблем коммунальной энергетики прежде всего необходимы системный комплексный подход и применение новейших технологий и оборудования с использованием лучшего российского и зарубежного опыта. Так, при строительстве в Москве новой газотурбинной теплоэлектростанции для энергоснабжения Московского международного делового центра (ММДЦ) за счет применения новейших технологий и оборудования достигнуты наилучшие технико-экономические и экологические показатели по сравнению с традиционной паротурбинной теплоэлектростанцией (ТЭЦ). При этом коэффициент использования тепла составляет около 85%, что делает станцию рентабельной. Выбросы вредных веществ в 3-5 раз ниже имеющихся в настоящее время аналогичных показателей на ТЭЦ г. Москвы. При реформировании коммунальной энергетики наряду со строительством новых мини-ТЭЦ малой и средней мощности на базе газотурбинной и газодизельной технологий и оборудования с комбинированной выработкой тепла и электричества (когенерация) следует развивать надстройку газотурбинных и газомоторных двигателей на существующих районных тепловых станциях (РТС) и котельных, что позволит снизить стоимость строительства. Мировой опыт показывает, что в этом случае удельная стоимость надстройки существующих станций составит от 400 до 600 долларов США за 1 кВт. «В целях энергосбережения и повышения эффективности общественного производства целесообразно использовать потенциальную энергию газовых потоков на компрессорных станциях магистральных газопроводов, — отмечает Алексей Цой. — Для этого необходимо на городских газорегуляторных станциях (ГРС), газорегуляторных пунктах (ГРП) районных тепловых станций (РТС) или крупных котельных применять детандерные установки для комплексного использования бросовой энергии газа с целью выработки электроэнергии и холода без сжигания топлива, т.е. экологически чистым способом». Проект привлекателен тем, что конструкция приспособлена таким образом, что технологическое оборудование может работать при температурах от -40° до +60°С на открытом воздухе. При этом окупаемость капвложений не превысит 2 лет.
Очень перспективным проектом является использование нового поколения экологически чистого каталитического теплогенератора автономного теплоснабжения. Конструкция опытно-промышленного образца теплогенератора находится на стадии изготовления для внедрения в новом застраиваемом районе г. Москвы. Одновременно ведется разработка нового типа электростанций с применением новой конструкции каталитического парогенератора и новый тип паровой машины (турбоэкспандер) для комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Сегодня современные технологии и лучший передовой опыт как никогда нужны нашей стране. В отечественной энергетике износ основного оборудования приблизился к критической отметке — 60%. На модернизацию энергетической отрасли необходимо более 5 млрд долларов США, из них 2,5 млрд — на развитие энергосберегающих мероприятий в других отраслях экономики. Отметим, что в 2007 году инвестиции в энергосбережение и энергоэффективные технологии составили порядка 900 млн долларов, что на 22% больше, чем выделяли ранее. К 2010 году финансирование программ по экономии энергоресурсов увеличат до одного миллиарда долларов.
О новых видах торфяного топлива
В 2008 году концерн «Белтопгаз» планирует организовать в РУП «Зеленоборское» (Минская область) производство торфяных пеллет. Проект осуществляется в рамках госпрограммы «Торф» и предусматривает строительство опытно-промышленной установки, на базе которой будут оцениваться технологические параметры производства нового вида продукции.
В настоящее время перечень работ по этому проекту находится на утверждении в Минэнерго Беларуси. По предварительным данным, объем финансирования проекта по производству торфяных пеллет составит порядка 640 млн рублей, в том числе 440 млн в текущем году. Средства будут выделены из инновационного фонда Минэнерго Беларуси. После открытия финансирования РУП «Зеленоборское» проведет тендер на разработку ТЭО проекта. Кроме того, в настоящее время ГПО «Белтопгаз» реализует проект увеличения производства кускового торфа. В текущем году в УП «Витебскоблгаз» планируется внедрить современный комплекс оборудования выпуска данной продукции. Его производительность составит 15-20 тыс. т за сезон добычи и позволит увеличить объем производства кускового торфа на витебском предприятии в 4-5 раз.
Стоимость комплекса нового оборудования составляет 365 тыс. евро, его поставка планируется до 1 мая текущего года. Согласно расчетам, срок окупаемости проекта составит 2 года. Специалисты ГПО «Белтопгаз» отметили, что производство кускового торфа требует меньших затрат по сравнению с топливными брикетами, поскольку процесс его формования и сушки осуществляется непосредственно на полях добычи торфа в естественных условиях. Для увеличения объемов потребления данного вида топлива в Беларуси целесообразно создание крупных коммунальных и производственных котельных, работающих на кусковом торфе, считают в объединении. Отметим, что странами-лидерами в потреблении торфяных пеллет являются США, Швеция, Дания, Германия, Англия, Австрия. Европа потребляет этого вида топлива порядка 4 млн тонн в год. В среднем их потребление растет в ЕС на 15% ежегодно, в Швеции — на 30%.
По различным оценкам, в 2006 году в России было произведено 300-400 тысяч тонн гранулированного биотоплива. Россия серьезно отстает от остального мира в производстве и потреблении биотоплива. По некоторым оценкам, используя пеллеты, получаемые из отходов лесной промышленности, РФ могла бы экономить в год 15-20% традиционного топлива.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2008 год в рубрике энергетика