80-летний юбилей «Амкодора»

Белорусское предприятие ОАО «Амкодор» является одним из крупнейших производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, специальной, лесной и сельскохозяйственной техники в странах СНГ. Уже в течение многих лет продукция с маркой «Амкодор» имеет репутацию высокопроизводительных, надежных, неприхотливых и выносливых машин. Но немногие знают, что история объединения берет свое начало 1 февраля 1927 года, когда в Минске была образована фабрика под названием «Возрождение». Первой и основной продукцией этого предприятия стали детские игрушки и изделия из лозы.

Летом 1930 года в состав фабрики игрушек был передан цех по выпуску весов машиностроительного завода «Энергия». Таким образом, фабрика приступила к выпуску новой для себя продукции — весов. Необходимость в этом была очевидна. Ведь все весовое хозяйство тогдашнего СССР использовало старые весы, которые показывали патриархальные пуды и фунты, хотя еще в 1918 году СовНарКом РСФСР принял декрет о введении в стране метрической системы измерений. На 1929-1930 хозяйственный год в Беларуси планировалось увеличение выпуска весов почти в 10 раз. И эти планы непосредственно были адресованы коллективу фабрики «Возрождение», которой предстояло решить проблему развития весового хозяйства страны. В сентябре 1930 года по инициативе трудового коллектива фабрики ее название «Возрождение» было переименовано в завод «Ударник». С этого времени начинается отсчет нового этапа развития предприятия. В 1932 году на заводе была создана бригада по производству предметов ширпотреба. Она производила подковы, набойки для сапог и ухваты к сковородам. И надо отметить, что вся эта продукция делалась из отходов производства. К началу Великой Отечественной войны минский весовой завод «Ударник» числился в списке лучших предприятий Беларуси. Во время войны завод сильно пострадал, было разрушено и уничтожено 90% производственных площадей и оборудования. После освобождения Минска в 1944 г. началось восстановление завода. А в течение 1946-1950 годов были построены новые производственные корпуса весового завода «Ударник». В апреле 1951 года предприятие было передано в подчинение министерства дорожного и строительного машиностроения СССР. Это кардинальным образом изменило профиль выпускаемой продукции — от весов и ширпотреба коллектив завода перешел к производству дорожных и землеройных машин. И первой машиной из нового ассортимента стала землеройная машина КМ-800, которую завод «Ударник» начал осваивать с 1951 года.

В ноябре 1952 г. решением Совета Министров БССР было создано Специальное конструкторское бюро по проектированию дорожных машин (СКБ-2, позже переименованное в СКБ «Мелиормаш»). Годом позже уже было налажено производство первых дорожных машин «Ударник». Первый погрузчик, сошедший с заводского конвейера в 1955 году, был многоковшовый гусеничный погрузчик с дизель-электрическим приводом Д-353, созданный коллективом конструкторов под руководством главного конструктора Михаила Николаевича Емжина. Он предназначался для погрузки сыпучих материалов. За три минуты он заполнял 5-тонный автосамосвал. В 1957 году на заводе создана первая в Беларуси лаборатория порошковой металлургии. В это время предприятием было освоено серийное производство лесных канавокопателей, многоковшовых автопогрузчиков на пневматическом ходу, комплекса навесных дорожных машин к трактору «Беларус». Следующий этап в истории создания погрузчиков на заводе «Ударник» — многоковшовый автопогрузчик Т-166 на пневматическом ходу. Автопогрузчик Т-166 — детище инженерного коллектива завода «Ударник». В создании этой машины активное участие принимали главный конструктор Г.М. Коваленко, ведущий конструктор Д.Я. Горфинкель, инженеры-конструкторы Ю.Н. Лифанов, М.Н. Емжин и др. Прообразом Т-166 послужил многоковшовый автопогрузчик на гусеничном ходу Т-61. Но машина завода «Ударник» имела многие преимущества: ее можно было использовать для работы в городских условиях, т.к. она обладала большой для того времени скоростью (до 20 км/час), ее транспортер можно было поворачивать на 150°, что позволяло производить погрузку сыпучих материалов в труднодоступных условиях. Последнее качество особенно оценили труженики сельского хозяйства, использовавшие Т-166 для погрузки зерна. Летом 1964 года создан Опытно-экспериментальный завод по изготовлению и испытанию опытных образцов мелиоративных и дорожных машин (позже Опытно-экспериментальный завод СКБ «Мелиормаш»). К началу 1965 года завод серийно выпускал широкую номенклатуру машин для дорожного строительства, сельского и коммунального хозяйства. Большой популярностью у заказчиков пользовались шнекороторный снегоочиститель Д-450, многоковшовый погрузчик Д-452, погрузчик Д-453А и снегопогрузчик Д-460А. Первый погрузчик на собственном оригинальном шасси с шарнирносочлененной рамой появился в 1970 году. Это был знаменитый ТО-18 — прообраз сегодняшних 332-х и 333-х машин. Он отличался маневренностью, надежностью и удобством в эксплуатации. В 1972 году на предприятии началось серийное производство одноковшовых погрузчиков. А позднее было сформировано Минское научно-производственное объединение дорожного машиностроения «Дормаш», в состав которого вошли Минский завод «Ударник», СКБ «Мелиормаш» и Опытно-экспериментальный завод СКБ «Мелиормаш».

Появление одноковшовых колесных погрузчиков сыграло важную роль в механизации строительных и дорожных работ, а также коммунального хозяйства. Новая машина с маркой «Ударник» понравилась потребителям и снискала себе добрую славу. Погрузчику ТО-18 был присвоен Государственный Знак качества, он был отмечен также Золотой медалью и Дипломом I степени ВДНХ. В дальнейшем конструкции серийно выпускаемых машин постоянно совершенствовались. Так, в результате внесенных изменений ресурс погрузчика ТО-18 до первого капитального ремонта был увеличен с 5600 до 6100 моточасов. Высокая надежность и отличные технические характеристики ТО-18 были высоко оценены не только гражданскими потребителями, но и военными. Шасси ТО-18 послужило базой для специальной тепловой машины ТМ-59 М, предназначенной для удаления гололеда с аэродромных полос. Дальнейшее развитие получила и тема фронтальных колесных погрузчиков, созданных на шасси серийных колесных тракторов. Специалисты «Ударника» разработали и поставили на серийное производство погрузчик ТО-25 на основе трактора Т-150К. Этот погрузчик выпускался в больших количествах до начала 90-х годов и широко использовался в сельском хозяйстве. Сегодня в модельном ряду продукции ОАО «Амкодор» существует 25 моделей и модификаций машин, созданных на шасси трактора МТЗ-82 «Беларус». В 1984 году в состав объединения «Дормаш» вошли Волжский завод узлов и агрегатов (г. Волжск, Марийская Республика, Россия) и Саратовский завод строительных машин. А спустя два года в 1986 году в Минское объединение дорожного машиностроения вошел Коростенский завод дорожных машин «Октябрьская кузница» (г. Коростень, Житомирская обл.). В 1984 году вместо одноковшового погрузчика ТО-18 с двухместной кабиной был освоен серийный выпуск погрузчика ТО-18А с грузоподъемностью 3,3 тонны с одноместной кабиной. Впервые в конструкции советских фронтальных погрузчиков была применена кабина улучшенной комфортности со встроенным каркасом безопасности, который обеспечивал защиту оператора при опрокидывании кабины и от падающих грузов. Следующий год стал годом серийного освоения погрузчика ТО-28 с грузоподъемностью 4 тонны. Наиболее удачной моделью тех лет, несомненно, является погрузчик ТО-18 и его модификации ТО-18А и ТО-18Б, которые смело можно назвать лучшими из подобных машин в тогдашнем СССР и Восточной Европе. Тут можно было бы отметить, что погрузчик ТО- 18Б по свои техническим характеристикам почти не уступал импортным аналогам и выдерживал очень тяжелые условия эксплуатации при самом скромном и «забывчивом» сервисе. Несвоевременная замена масла или топливного фильтра в зарубежной машине неизбежно привела бы к серьезной поломке, а белорусский погрузчик не переставал работать даже в таких условиях. В 1988 году состав объединения пополнился Андроповским заводом дорожных машин (г. Рыбинск, Ярославская область, Россия). Но процесс консолидации на этом не был закончен, и в 1991 году в объединение дорожного машиностроения вошло последнее звено — Орловский завод погрузчиков (г. Орел, Россия). В конце 80-х годов было освоено производство погрузчика ТО- 27 грузоподъемностью 8 тонн. Он предназначался для землеройных и погрузочно-разгрузочных работ на крупных строительных объектах. Кроме этого, была спроектирована его модификация — туннельный погрузчик ТО-27-01, который предназначался для работы в шахтах при добыче медно-никелевых руд и других подземных сооружениях. Эти погрузчики неплохо зарекомендовали себя у потребителей. Но с распадом СССР и нарушением связей поставщиков комплектующих эти машины были сняты с производства. В истории завода «Ударник» также был проект самого большого в СССР отечественного погрузчика ТО-21 снаряженной массой 74 тонны и грузоподъемностью 15 тонн. В Минске их было выпущено всего 20 штук. По утвержденному плану, выпуск этих мощнейших машин был возложен на белорусское НПО «Дормаш» и завод дорожных машин в г. Балаково (Россия). Но с распадом СССР и прекращением строительства завода в г. Балаково этот проект тоже был свернут. В начале 1991 года Минское научно-производственное объединение дорожного машиностроения создало малое предприятие «Агрегат» по производству унифицированных гидромеханических передач. А в апреле этого же года по приказу Министерства тяжелого машиностроения СССР Минское научно-производственное объединение дорожного машиностроения было преобразовано в ОАО «Амкодор».

Этимология названия Амкодор

За каждой буквой стоит начальная буква названий городов, в которых находились предприятия, входящие в ОАО «Амкодор»: «А» — Андропов, Ярославльская область, Россия; «М» — Минск, Беларусь; «К» — Коростень, Житомирская область, Украина; «О» — Орел, Россия. Три последние буквы «ДОР» сокращенно означают дорожные машины. Таким образом, предприятия (среди которых и Минский завод «Ударник»), выпускающие дорожную и строительную технику, объединили свои ресурсы и умственный потенциал, чтобы не конкурировать друг с другом в условиях только что формирующегося рынка, а, работая вместе, добиться доминирующего положения на рынке. Такая попытка, возможно, и оказалась бы успешной, но в конце 1991 года прекратил свое существование Советский Союз, а предприятия, входившие в ОАО «Амкодор», стали собственностью стран — бывших союзных республик. Название «Амкодор» осталось у белорусского предприятия, а межгосударственное объединение не состоялось, так как у российских и украинского заводов неожиданно обнаружились новые хозяева.

В начале 90-х годов концерном «Амкодор» были предприняты первые попытки создания малогабаритных погрузчиков. И первой из них стала машина ПК- 0,32 грузоподъемностью 320 кг. Однако серийному производству этого погрузчика помешало отсутствие возможности приобретать надежную гидростатическую трансмиссию. И только в конце 90-х, с развитием производства собственной элементной базы и появлением на рынке качественной гидроаппаратуры импортного производства, на предприятии развернули производство малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом — АМКОДОР 208В и АМКОДОР 211. Вообще в последние годы модельный ряд ОАО «Амкодор» значительно расширился и насчитывает сегодня более 80 моделей и модификаций разных машин. Это, прежде всего, многофункциональные погрузочные шасси и одноковшовые фронтальные погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом и вилочные автопогрузчики, шасси с телескопической стрелой, аэродромные уборочные машины и снегоочистители, экскаваторы-погрузчики и траншеекопатели, машины фрезерные и бурильно-крановые, харвестеры и форвардеры, зерноочистительно-сушильные комплексы и другие. ОАО «Амкодор» является лидером по производству погрузчиков с шарнирносочлененной рамой. Более 50% от общего объема российского рынка подобной техники занимают белорусские машины. Продукция ОАО «Амкодор» имеет высокий уровень унификации: многие узлы и детали выпускаемых здесь машин взаимозаменяемы с многими комплектующими ведущих мировых производителей.

В данный момент производственные подразделения ОАО «Амкодор» выпускают практически все основные компоненты производимой техники: рамы, кабины, ведущие и управляемые мосты, гидромеханические передачи, гидроцилиндры и др. Более 60% деталей, узлов и агрегатов выпускаемой техники производится на предприятиях общества. Это дает возможность управлять качеством и себестоимостью выпускаемой продукции. Одна из наиболее популярных сегодня машин — погрузочные многофункциональные шасси с гаммой быстросменных рабочих органов. Это тот же погрузчик, но с устройством для быстрой смены рабочих органов — адаптером, благодаря чему эта машина агрегатируется с четырьмя десятками различных навесок. И это количество постоянно растет. Оператор, не выходя из кабины, может менять рабочие органы в зависимости от выполняемой работы, что делает технику по- настоящему многофункциональной. Одна такая машина может выполнять работу погрузчика, бульдозера, снегоочистителя, грейдера и крана. Также надо отметить, что «Амкодор» выпускает сегодня большую гамму машин для коммунального хозяйства. В производственной гамме — 10 моделей снегоуборочных машин, рассчитанных на применение в самых разных условиях. Две модели вилочных автопогрузчиков грузоподъемностью 3 и 5 тонн и высотой подъема груза 3,3 и 7 метров соответственно используются на различных погрузочно-разгрузочных работах. Общество выпускает широкий спектр машин по уплотнению грунта, дорожных оснований и покрытий. В настоящее время в модельном ряду предприятия 7 моделей дорожных катков, различающихся техническими параметрами, массой и габаритами. Новое направление производственной программы ОАО «Амкодор» — погрузчики с телескопической стрелой. Шасси с телескопической стрелой АМКОДОР 527 грузоподъемностью 2,5 т и высотой разгрузки до 7 метров незаменимо для использования в сельском хозяйстве, малоэтажном строительстве и ремонте. Предприятие производит надежную высокопроизводительную технику для агропромышленного комплекса. Хорошо зарекомендовали себя в сельскохозяйственном производстве зерносушильные комплексы производительностью 15, 20 и 30 плановых тонн в час, погрузчики рулонов-манипуляторы, шасси погрузочные многофункциональные с большим набором быстросменного сельскохозяйственного оборудования и др. Большие перспективы и у лесной техники. Предприятие производит полную линейку машин для лесопромышленного комплекса, которая может выполнять все операции по заготовке древесины — от валки до погрузки и транспортировки. Пользуется спросом техника ОАО «Амкодор» для торфодобывающей отрасли. Специально для торфопредприятий разработаны погрузчики торфа АМКОДОР 342Р и АМКОДОР 342Р-01, которые имеют повышенную проходимость по болотистой местности. Погрузчики серии АМКОДОР 342Р — новое слово в торфопогрузке. По сравнению с кранами МТТ-16, с помощью которых обычно производится погрузка торфа, торфопогрузчики имеют более высокую производительность, загружая до 1800 кубометров торфа за смену. Недавно специалистами ЗАО «Амкодор-Пинск» создана новая штабелирующая машина АМКОДОР 30 для перевалки фрезерного торфа в штабеля из навалов, образованных после его выгрузки из бункерных машин. Одна из последних разработок конструкторов общества — самосвал повышенной проходимости с шарнирносочлененной рамой АМКОДОР 20231. Этот большегрузный землевоз грузоподъемностью 24 тонны предназначен для транспортировки и разгрузки сыпучих материалов при отсутствии устроенных дорог.

ОАО «Амкодор» сегодня — это структура холдингового типа, объединяющая 3 структурных подразделения без образования юридического лица и 9 дочерних предприятий — юридических лиц. На предприятиях общества трудится свыше 4,5 тысяч человек. Предприятиями ОАО ежегодно выпускается более 5 тыс. единиц специальных машин. За свою 80-летнюю историю ОАО «Амкодор» прошел путь от фабрики по производству игрушек до производственного объединения, которое является одним из крупнейших изготовителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники в СНГ и Европе.

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2008 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость