РАО «ЕЭС»: реформа, рынки и инвестиции


С 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. Этим и завершится последний этап в реорганизации компании. Об этом мы писали в одном из ноябрьских номеров нашей газеты. Напомним, что схема реорганизации компании предполагает завершение структурных преобразований активов энергохолдинга, обособление от него всех компаний целевой структуры отрасли. В этой связи возникает закономерный вопрос: что будет после реформы, как все это будет выглядеть. По словам руководителя РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, вся суть реформы заключается в следующем: в энергетике есть конкурентный сектор — генерация и сбыт, и есть монопольный сектор — сети и диспетчеры. «Они должны жить по разным законам, — подчеркивает он. — Конкурентный сектор живет по рыночным законам, там должна преобладать частная собственность. А монопольный сектор не может быть конкурентным, именно поэтому там может быть государственная собственность, и неизбежным будет государственное тарифообразование». Основа реформы — это разделение конкурентного и монопольного секторов. В конкурентном секторе будут работать 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК); гидрогенерирующая компания (одна из крупнейших в мире); 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) и «ИнтерРАО ЕЭС». В монопольном секторе — Федеральная сетевая компания (ФСК), системный оператор — диспетчерская вертикаль, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), а также «Энергетические системы Востока».

Тепловые ОГК — это крупнейшие компании с установленной мощностью по 8-9 тыс. МВт. Они сейчас завершают процессы IPO, полностью консолидированы, работают в полном объеме. ГидроОГК — это колоссальный холдинг, в котором ГЭСы, как правило, являются дочками. С 1 июля 2008 г. ГидроОГК перейдет на единую акцию, станет абсолютно прозрачной и для рынка, и для контрагентов структурой и таким образом, как считает глава электроэнергетического холдинга Анатолий Чубайс, приобретет колоссальную капитализацию. К слову, территориальные генкомпании сформированы все и находятся сейчас, как и ОГК, на стадии привлечения инвестиций. Наиболее важной структурой является «ИнтерРАО». Интересно, но «РАО ЕЭС» никаких активов никогда в эту компанию не передавало и ни одного рубля денег в нее не вложило. Есть разные прогнозы цены этой компании, один из них — $1,5 млрд. «Мне совершенно ясно, что после завершения консолидации «ИнтерРАО» 1 июля она будет стоить дороже, и вообще у этой компании в моем понимании очень серьезное будущее, — сказал руководитель «РАО ЕЭС». — Мы будем в нее вкладывать четыре станции: Сочинскую ТЭС, Калининградскую ТЭЦ-2, Северо-Западную ТЭЦ и Ивановские ПГУ. Думаю, что эта компания будет иметь перспективы и на российском рынке, и за рубежом». По мнению экспертов, 75% собственности Федеральной сетевой компании — в рамках ее консолидирована вся Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС) — будет у государства. Энергетики планируют также развивать диспетчирование. Одна из важнейших задач — консолидация диспетчерской вертикали. В прежней системе диспетчирование выглядело следующим образом: ЦДУ — федеральный уровень, центральное энергетическое управление, семь региональных объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и собственные диспетчерские службы АО-энерго. В настоящее время из всех АО-энерго выделены РДУ (региональные диспетчерские управления). Они включены в структуру единой вертикали и по собственности, и по имуществу. С 1 июля, как отмечает А. Чубайс, системный оператор будет на 100% принадлежать государству. Отметим, что холдинг МРСК — это 11 крупных межрегиональных распределительных компаний. Их конфигурация утверждена межведомственной комиссией под руководством министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, в ближайшее время будет утверждена правительством, завершается их структурирование.

Структура разделения

Все структурные решения — в частности, разделение, осуществленные в РАО «ЕЭС» — оказались в центре дискуссий, в том числе и в Европе. В этом процессе можно выделить три стадии. Стадия №1 — функциональное разделение, или когда сетевые бизнесы функционально отделены от генерации, то есть у них есть положение о менеджменте, которое ограничивает потоки информации, вводит другие ограничения для того, чтобы обеспечить конкуренцию. Вторая стадия — разделение сетей и генерации на разные юрлица. Наконец, третья стадия — разделение по собственности, когда у юрлиц нет аффилированных собственников. «Европа сейчас находится в основном на этапе перехода от первой ко второй стадии, от функционального разделения к разделению юридическому, — сказал Анатолий Чубайс. — В проекте директив ЕС, обсуждаемых сегодня, заложена возможная будущая задача: переход к разделению по собственности. Это вызывает бурные протесты многих членов ЕС». По его словам, в России функциональное разделение уже давным-давно завершено, юридическое прошло 2-3 года назад, а вот разделение по собственности закончится 1 июля 2008 г. В данном случае такой выбор обусловлен объективными причинами — чтобы создать конкуренцию, необходимо разделить собственность. Именно поэтому и была выбрана самая жесткая норма: сети и генерация — это отдельные бизнесы. «Мы будем категорически против приватизации сетей ровно по этой же логике, — отметил глава холдинга. — Иначе частный бизнес, приобретя сети и генерацию в одном и том же регионе, восстановит вертикальную интеграцию, не допустит конкурентов, завысит цены».

В то же время, когда структурные преобразования подведены, создан задел для запуска системы рынков. Сердцевина ее — оптовый рынок электроэнергии. Он создан, запущен, функционирует с 1 сентября 2006 г. Отталкиваясь от нее, российским энергетикам необходимо построить еще минимум 4 вида рынков. Это рынки мощности, системных услуг и производных финансовых инструментов, а также розничные рынки. Конкурентный оптовый рынок имеет годичную историю за плечами. Хорошо известно, что в утренний максимум цена на электроэнергию достигает своего максимума, днем, в полупик, она съезжает, в вечерний период происходит рост максимальной цены, потом она снова снижается к ночи. В недельном графике очевидно: в выходные дни наблюдается снижение спроса, а если спрос меньше предложения, то и цена, соответственно, ниже. В рабочие дни — наоборот. А. Чубайс также отметил, что российский энергорынок находится в ситуации сверхдефицита мощностей. Стоит осенью отключить для ремонта любую линию электропередач, как сразу ощущается острейший дефицит. Потребитель требует больше, чем может дать система в этот период — и дефицит немедленно отражается на рынке, цена растет. По его словам, необходимо ликвидировать все элементы государственного тарифообразования в генерации, так как ничего, кроме антигосударственного эффекта, они не дают. К слову, с 1 января 2011 г. в России законом запрещено государственное
тарифообразование на генерацию.

Инвестиции в отрасль

Структурные преобразования и рынок — фундаментальные посылки для привлечения частных инвестиций. Всей целью реформы было привлечение колоссальных инвестиций, чтобы не допустить этого дефицита. Именно поэтому и структурные преобразования были обязательными условиями для привлечения инвестиций. Одна из главнейших задач — куда инвестировать и что строить. Логика всей стратегии развития энергетики заключается в нескольких документах — в частности, стратегии развития электроэнергетики России до 2030 года, генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перечнем территорий, где нужно строить новые мощности. Этот документ реализуется через сдвигающиеся по годам 5- летние инвестпрограммы.

Напомним, что в 2006 году в России было введено около 1200 МВт. В 2010 году предстоит ввести уже 15.900 МВт — рост более чем в 10 раз. Для этого необходимо порядка 3,38 трлн рос. рублей. Это цена программы в целом. «Смею утверждать, что эта задача будет решена полностью», — сказал А. Чубайс. Планируется, что частные инвестиции составят свыше 1 трлн рос. рублей. На сегодняшний день полтриллиона рос. рублей уже привлечены. Эти средства уже на счетах генерирующих компаний. Вместе с тем, как отмечает глава электроэнергетического холдинга России, понятно: эти деньги надо превратить в мегаватты мощностей генераторов и в тысячи километров новых линий электропередач. Для этого энергетика задает десятку отраслей экономики колоссальный по мощи импульс развития: энергомашиностроение — 694 млрд рос. рублей заказов (рост уровня 2010 г. к уровню 2006 г. в 7,1 раза); электротехническая промышленность — 194 млрд рос. рублей заказов (рост в 3,4 раза); угольная промышленность — рост на 40%; газ — на 30%; промстройматериалы — в 8 раз; проектно-исследовательский комплекс — в 2,8 раза; строймонтаж — в 6,6 раз.

После реформы

«Многие спрашивают у нас: что будет со стоимостью акций новых компаний целевой структуры, — рассказывает Анатолий Чубайс. — Я уже сказал, что все акционеры РАО ЕЭС станут акционерами всех этих компаний за исключением «Системного оператора», где предусмотрена 100-процентная собственность государства». Отметим, что по состоянию на 12 декабря 2007 г. цена «РАО ЕЭС» составляла $57,7 млрд, а прогнозная суммарная капитализация новых компаний, созданных в ходе реформы холдинга, уже $80 млрд. По мнению разработчиков реформы, командовать процессом в новой энергетике должны государство и рынок. За государством, безусловно, перестройка государственной системы управления. Она уже начата и проводится руководством федерального агентства «Росэнерго». Второй аспект — рыночная компонента, равнозначная государственной по весу и значимости. По информации пресс-службы «РАО ЕЭС», реорганизуется Администратор торговой системы, создается Совет рынка. Совет будет самоуправляемой организацией, представляющей всех субъектов рынка. У него будут серьезные полномочия по воздействию не только на конкурентный, но и на монопольный сектор, в том числе на СО и ФСК. По мнению главы «РАО ЕЭС» Анатолия Чубайса, именно так будет структурирована новая система управления электроэнергетикой России.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2008 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость