Японский перспективный самосвал

Осенью 2007 года японская корпорация Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC), принадлежащая автогиганту Daimler Trucks на токийском мотор-шоу, продемонстрировала свою новейшую концепцию самосвала — Mitsubishi Canter Eco-D.

Глядя на этого будущего «труженика стройплощадок», трудно поверить, что это транспортное средство собрано на нашей планете. Но сомневаться долго не будем, тем более, что занимались этим футуристическим проектом японские дизайнеры и инженеры, которые не раз удивляли нас вещами, сделанными своими собственными руками. Поскольку самосвал является перспективным грузовиком, то легко понять, что он оснащен не простым дизельным мотором. И действительно, у концепта под кабиной смонтирован параллельно гибридный привод, в основе которого экологически чистый дизельный двигатель, скомбинированный с компактным электромотором, автоматизированной трансмиссией и блоком аккумуляторных батарей. Суть параллельно гибридного привода сводится к тому, что оснащенное им транспортное средство приводится в действие от автомобильного электродвигателя или дизельного мотора — или обеих силовых установок одновременно. При работе самосвал способен двигаться на обычном "экологически заточенном" дизеле с не очень грязным выхлопом, а также с нулевой эмиссией при использовании только электропривода, что особенно приветствуется в центральной части города, к тому же, перемещаясь таким образом в пробках, частенько случающихся в этих самых кварталах, машина будет прилично экономить топливо. Гибридная автоматика самосвала Canter Eco-D без участия водителя переключает приводы в зависимости от вида движения. В момент старта и ускорения грузовик разгоняют электродвигатель и дизельный мотор одновременно. Во время движения автомобиля с крейсерской скоростью работает только дизель. При торможении, как и другие подобные автогибриды, перспективное транспортное средство «выкачивает» рекуперативную энергию торможения, то есть в этот момент электромотор переключается в режим генератора и начинает вырабатывать электроэнергию, которая поступает в литий-ионные батареи. Надо отметить такую конструктивную особенность перспективного грузовика: каждый раз, когда водитель снимает ногу с акселератора, дизельный двигатель переходит в автономный режим, а трансмиссия переключается автоматически на вращение генератора для выработки электроэнергии, если емкость АКБ невысока.

Компоненты гибридной системы автомобиля уже давно выпускаются японской фирмой. Это 3-литровый DOHC 16-клапанный турбодизельный двигатель мощностью 92 кВт (123 л/с.) при 3200 об./мин., который устанавливался в среднетоннажных грузовых автомобилях Mitsubishi уже в течение нескольких лет. Для повышения его экологичности агрегат снабдили новым дизельным фильтром макрочастиц и системой повторного сжигания отработанных газов (EGR). В тандеме с дизельным мотором установлен синхронный электродвигатель-генератор, который обладает мощностью 35 кВт (47 л/с.). Электрогенератор преобразовывает рекуперативную энергию торможения автомобиля в электрическую энергию и передает ее в литиево-ионную батарею для последующего использования при ускорении. Установленная в машине литий-ионная батарея второго поколения с улучшенными рабочими характеристиками не требует никакого обслуживания и периодической замены в течение нескольких лет. Кстати, Mitsubishi Fuso является первой компанией, которая применила аккумуляторные батареи такого типа в гибридном грузовике. Вращение от обеих силовых установок регулируется и передается на колеса автоматизированной трансмиссией Mitsubishi Fuso INOMAT-II. Благодаря использованию автоматизированной коробки в конструкции грузовика отсутствует педаль сцепления, а также нет каких-либо ручных переключателей. Коробка передач работает автоматически, обеспечивая плавное и эффективное переключение приводов, что заметно уменьшит усталость водителя и повысит безопасность движения.

В комплектации машины также присутствует система ISS (Idling Stop & Start) — она автоматически выключает дизельный двигатель, когда он начинает работать вхолостую или при включении нейтральной передачи, что дает экономию топлива и сокращение выхлопов. Подытоживая, можно отметить, что встроенный гибридный привод автомобиля позволяет концептуальному самосвалу достигнуть существенного сокращения эмиссии окиси азота (NOx) до 41% и макрочастиц до 46%, а также уменьшить потребление топлива на 30% в сравнении с обычным дизельным транспортным средством. Но кроме современного привода Canter Eco-D надо отметить его оригинальную, просторную кабину с большой площадью остекления и с солнцеотражающим покрытием. Каркас кабины выполнен из высокопрочного материала, в состав которого входит углепластик. Это делает кабину легкой, но в то же время очень жесткой. Боковые двери имеют тыльное крепление, что должно облегчить вход и выход водителя из кабины. На автомобиле отсутствуют зеркала заднего вида, вместо них установлены три камеры дистанционного наблюдения и мониторы внутри кабины. Вообще-то при взгляде на панель органов управления простому советскому человеку покажется, что он в кабине какого-то импортного самолета — тут явно без диплома Токийского университета не разберешься. Список небюджетных деталей из углепластика вслед за кабиной продолжает самосвальная платформа. Это ж дорого?! А кто сказал, что японский концепт должен быть дешевым? Кстати, в автомобиле Canter Eco-D реализована оригинальная идея электропривода подъема и опускания кузова. Грузоподъемность самосвала составляет всего 3000 кг.

Японский помощник строителей получился симпатичным: с ультрамодной внешностью, экологически чистым и малошумным. Какие ж у него потенциальные области применения? По мнению маркетологов MFTBC, самосвал Canter Eco-D можно использовать где-нибудь в жилищном строительстве, дорожном ремонте и садоводстве. А теперь добавьте сюда его огромную цену, и получится конкретный ответ: купить такой автомобиль могут только обитатели поселка Конча Заспа для своих житейских нужд.

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2008 год в рубрике del - машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость