Эффективность европейской системы ценообразования в строительстве
Конструирование новой экономической структуры в рамках системной трансформации новых членов Евросоюза (с 2004 г. Польши) охватило и инвестиционно-строительную сферу. Огромный спад уровня инвестиций на начальном этапе трансформации интенсифицировал ряд перемен, затронув все функциональные области строительства. А в условиях открытости современного строительного рынка и обостряющейся конкуренции со стороны западных фирм возрастает заинтересованность познания действенной системы формирования цен на строительные услуги, а также современных механизмов конкурирования.
Теоретические основы ценообразования инвестиций в рыночной экономике
Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Эта взаимосвязь отдельных элементов цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями:
— все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса;
— все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны (взаимосвязь и
взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков).
Ценообразование является интегральной частью определенной предприятием маркетинговой стратегии и реализованной политики конкурирования. Строительные предприятия, определяя цены на свою продукцию, должны прежде всего учитывать возможность:
— получить максимум прибыли в течение длительного периода, а не только в данный момент и на всех контрактах;
— достичь роста стоимости реализованной продукции и расширения своего участия в рынке;
— повысить свою конкурентоспособность и удержаться на рынке.
Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей все составные части рыночной экономики. Инвестиционно- строительный рынок можно отнести к сфере действия полиполистического вида конкуренции, где присутствует большое количество исполнителей, которые для реализации строительных контрактов обращаются к многочисленным инвесторам. Например, в конце 2006 г. на польском стройрынке действовало свыше 380 тыс. субъектов хозяйствования. Проведенный анализ и многолетний практический опыт автора показывают, что инвестиционно-строительный рынок — один из сложнейших рынков. Уровень интенсивности конкурирования на этом рынке зависит прежде всего от числа конкурентов, выступающих в данном сегменте и стратегической группе, их доли участия на рынке, достоинства рынка, выражаемого его однородностью, а также определяется величиной капвложений, выделяемых инвесторами. Из анализа строительных торгов следует, что в течение последних 5 лет интенсивность конкуренции сильно изменилась. Например, в Подляском воеводстве в 2003 г. на тендерах в среднем соперничало 10-15 фирм, а в 2006 г. — в условиях годового роста стройпродукции на 17,5% — на торгах встречались в среднем 3-5 фирм. Большое число субъектов на этом рынке делает весьма сложным заключение между ними экономических соглашений в виде определения уровня цен на конкретных торгах. Уровень цен предлагаемой стройпродукции меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения. Например, цены, предлагаемые подрядчиками на аукционах, организованных в 2003 г. городским самоуправлением Белостока, составляли около 60% расходов инвестиционного проекта, подсчитанных заказчиком. В 2006 г. частым явлением было превышение уровня предлагаемых подрядчиками цен определенной заказчиком стоимости заданий даже на 30%. Переход с рынка заказчика к рынку исполнителя усиливает движение подрядчика в сторону новых требований к инвесторам (включение в договор индексации цен, продление сроков выполнения работ, возмещение дополнительных затрат при благоустройстве стройплощадки и т.д.). Причем все это происходит при постоянном и высоком росте цен на СМР — около 16% за 2007 г.
Инвестиционный рынок создает спрос, определяя размер инвестиций. Инвестор представляет свои предложения исполнителям по расходам, качеству и срокам завершения работ или определенного объема услуг. Анализируя поставленные инвестором требования, каждая из фирм, приступающих к торгам, показывает свое предложение, опираясь на имеющийся потенциал конкурирования. С точки зрения заинтересованности заказчика в аукционном процессе должно быть выбрано самое выгодное предложение, надежно гарантирующее достижение цели, т.е. наличие соответствующего объекта к намеченному времени, удовлетворяющего требуемым критериям и не выходящего за рамки запрограммированных расходов. Новые законы (например, «Закон об общественных заказах» от 22 июня и 26 июля 2001 г. и от 14 апреля 2007 г.), приспособленные к требованиям ЕС, предлагают обеспечить самую выгодную оферту при реализации строительных аукционов. Самым выгодным предложением считается оферта с низкой ценой или представляющая наиболее выгодное соотношение цены и других критериев, относящихся к объекту заказа. Эти критерии определяются индивидуально инвестором и могут касаться эксплуатационных расходов, технических параметров, функциональности решений, срока реализации. С участием автора конкурсные предложения нескольких тендеров оценивались по формуле (1). Из нее следует, что заказчик в основу своих предпочтений ставит цену и комплексную характеристику качества предложения, рассматриваемого как совокупность ценностей, удовлетворяющих потребности инвестора в реализуемом инвестиционном задании. Результаты исследования показывают, что главным инструментом конкурирования в строительстве является цена, которая в 70- 95% аукционов определяла выбор подрядчика. Остальные критерии выбора подрядчика (короткий срок выполнения задания, выгодные условия платежа или длительный срок гарантии на реализованные работы) следует считать вспомогательными. Кроме того, из данных исследований следует, что идеальный подрядчик, по мнению инвестора, тот, который:
— находится в хорошем финансовом положении, гарантирующем выполнение инвестиционного проекта;
— обеспечит реализацию задания вовремя;
— имеет опыт и техническую подготовку для освоения инвестиций;
— обладает соответствующим человеческим и техническим потенциалом для реализации задания;
— обеспечит надлежащее качество выполнения работ;
— предоставит длительный срок гарантии выполненной услуги.
При этом подрядчик должен выполнить все вышеперечисленное за относительно низкую цену.
Среди факторов положительного воздействия конкуренции на эффективность инвестиционно-строительного рынка следующие:
— создание благоприятных условий для роста готовой строительной продукции, приспособленной к потребностям инвестора по качеству и
ассортименту услуг;
— ограничение роста цен благодаря существованию четкого соотношения: «рост цен — снижение продажи»;
— регулирование макроэкономических пропорций в виде ограничения уровня цен и инфляции;
— стремление к достижению наибольшей эффективности действий предприятий, в частности, посредством оптимизации объемов выпускаемой продукции, организационных структур, внедрения технических инноваций, предпринимательства;
— развитие системы торгов, охватывающей большинство строительных заказов.
Исследованы также недостатки регулирования рынка посредством конкуренции:
— высокие расходы при заключении сделок, связанные с поиском и преобразованием информации, необходимой для определения рыночных цен производственных ресурсов, с переговорами, контролем реализации договоров, поиском и исследованием стоимости строительных предложений; — факторы, влияющие на распределение доходов, получаемых участниками рынка;
— возможность использования неосведомленности в области существующего на рынке ассортиментного и ценового предложений искомых услуг; — нестабильность экономики, вызванная конъюнктурным циклом;
— отсутствие эффективных ограничений на производство и продажу вредных и нежелательных для общества продуктов.
Участие заграничных компаний, экономически сильных и опытных в конкурировании путем неценовых инструментов (высокое качество строительных услуг, широкая информация о рынке, доступ к дешевым кредитам) обостряет конкуренцию на польском рынке и дает им более выгодную позицию по сравнению с местными фирмами. (В настоящее время основной потенциал крупных строительных фирм Польши находится в руках заграничных корпораций, а роль отечественных фирм часто ограничивается выполнением услуг субподрядчика.) Среди действующих сегодня в Польше заграничных компаний — французские Eurovia и Colas Groop, австрийские Strabag, Porr и Habau, немецкие Hochtief и Kirchner, шведская Skanska, португальские Mota и MSF Portugal.
Система формирования цен на строительную продукцию в Польше
Формирование цен на стройпродукцию в ЕС вытекает из рыночного механизма определения цен и существования свободной конкуренции, а также тесно связано с европейской системой проведения строительных тендеров. Согласно директивам Европарламента и Европейского совета №2004/17/WE, 2004/18/WE обо всех планируемых крупнейших строительных торгах, финансируемых из общественных фондов, инвесторы стран — членов ЕС должны информировать Учреждение официальных публикаций Европейского сообщества. Такая информация обеспечивает возможность конкурирования всем европейским подрядным организациям, в результате чего устанавливаются эффективные цены инвестиционных контрактов. Исходной чертой системы определения цен в строительстве является отсутствие единой методики составления сметы на стройпродукцию. Cистема формирования стоимости строительства направлена на определение стоимостных показателей в составе проектной документации (инвесторская смета), а также определение исполнителем работ цены тендерного предложения (оферты) при проведении тендеров и ставит в равные условия всех участников тендера. Инвесторская смета (расчет стоимости строительства, учитывающий принятые архитектурно-планировочные и конструктивные решения по конкретному объекту) составляется по заказу инвестора (заказчика) на основании методических документов. В некоторых странах ЕС имеется общая методика составления инвесторской сметы лишь для строительства, финансируемого за счет бюджетных средств и средств предприятий государственной формы собственности. Остальные инвесторы, хотя законы не заставляют их руководствоваться этой методикой, тоже должны ее применять для рационального распоряжения капвложениями. Стоимость строительства состоит из стоимости подрядных работ, средств на приобретение оборудования, устройств и мебели, разработку проектной документации и ее экспертизу, затрат заказчика по организации и проведению строительства, содержанию его службы. Согласно методике, стоимость подрядных работ, определяемых инвесторской сметой, рассчитывается по формуле (2). Единичные цены определяемых работ (Cj) устанавливаются, прежде всего, на основе рыночных цен, публикуемых в разных журналах по заключенным договорам подобных инвестиций, или посредством составления подробной (индивидуальной) калькуляции, которая должна учитывать все прямые и накладные расходы на выполнение планируемых работ, наценку калькуляционной прибыли (формула 3). Непосредственные расходы (прямые затраты — П) на единицу работ определяются согласно формуле 4, а непрямые затраты на единицу работ (Kpj) и плановая прибыль на единицу работ (Zj) — по формулам 5 и 6. Величина расценок расходов и единичных цен материальных видов продукции устанавливается прежде всего путем индивидуального анализа и на основе рыночных цен. Определение исполнителем работ цены оферты при проведении торгов осуществляется по формуле сметной цены (7). Прямые затраты — это сумма средств (R, M, S), которые определяются непосредственно по объекту исходя из необходимых объемов работ на основании действующих тарифов, средних региональных текущих цен на стройматериалы, изделия, конструкции, услуги, трудовые ресурсы и собственных единичных ресурсных норм. Составление смет, проводимое как инвестором, так и подрядчиком, можно осуществлять одним из двух методов: подробной калькуляции согласно формуле (7) и упрощенной калькуляции — по формуле (2). Выбор метода сметной калькуляции обычно проводит инвестор. В последнее время при подготовке строительных торгов предпочитается определение цены тендерного предложения посредством упрощенной калькуляции.
При расчетах сметной стоимости подрядных работ отсутствует нормативная база для всех расходов, которые несет подрядчик при строительстве объектов. Существующая система ценообразования на строительную продукцию дает полную свободу в подборе данных всех элементов расчетов, необходимых при составлении сметы, т.е. величин ni, ci, Kpj, Z. Подрядные организации приспосабливают стоимость своего предложения к требованиям рынка посредством принятия определенной величины процентных надбавок к полной стоимости и калькуляционной прибыли, а также индивидуально составляя единичные ресурсные нормы. Такой свободный способ формирования цены на строительство объекта становится основой стоимости оферты подрядчика на тендере и дает предприятию возможность приспособиться к рыночным ценам. Определение сметной стоимости инвестиций и составление сметной калькуляции требует больших трудозатрат и проводится с использованием информационных систем. На европейском рынке функционирует много программ расчета, которые обеспечивают сбор необходимой ценовой информации и проведение расчетов: NORMA — фирмы ATHENASOFT, WINBUD — фирмы Chandney Software, Rodos 6.0, Viking 1.0 и др. Эти программы позволяют составлять сметы разными методами и оптимизировать стоимость объекта, проводить варьирование применения разных строительных материалов, применять прейскуранты (ценовую базу) доступных на рынке каталогов, использовать нормативную базу единичных материальных расходов из каталогов польских (KNR, KNSR) или немецких (DBD — Bauteile и STLB — Bau), а также собственной базы, подготовить смету согласно требованиям европейской системы управления инвестиционным проектом FIDIC. Системы составления смет могут применяться с инфосистемами управления инвестиционным процессом. Надо отметить тесную связь европейской системы ценообразования инвестиций с однородной в странах ЕС системой организации общественных инвестиционных заказов и проведения строительных тендеров. Закон об общественных заказах предписывает выбор самого выгодного предложения, которым считается оферта с низкой ценой или предоставляющая наиболее выгодное соотношение цены и других критериев, относящихся к объекту заказа. Это дает подрядчикам возможность принятия действенной ценовой стратегии и конкурирования не только снижая цены своей оферты, а предлагая заказчику другие, не менее важные преимущества. Негативным явлением в действующей системе ценообразования и заключения строительных контрактов является большой риск получения потерь на реализации контракта при его устойчивой цене в ситуации высокого роста цен на стройматериалы и другие компоненты цены предложения.
По материалам международного научно-практического семинара «Современные энергосберегающие технологии очистки сточных вод и утилизации осадков» (Минск, 19-20 декабря 2007 г.), основными организаторами которого выступили БНТУ и представительство Grundfos в Беларуси
Веслав МАТВЕЙЧУК, д.э.н., профессор, Белостокский технический университет, Польша
Теоретические основы ценообразования инвестиций в рыночной экономике
Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Эта взаимосвязь отдельных элементов цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями:
— все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса;
— все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны (взаимосвязь и
взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков).
Ценообразование является интегральной частью определенной предприятием маркетинговой стратегии и реализованной политики конкурирования. Строительные предприятия, определяя цены на свою продукцию, должны прежде всего учитывать возможность:
— получить максимум прибыли в течение длительного периода, а не только в данный момент и на всех контрактах;
— достичь роста стоимости реализованной продукции и расширения своего участия в рынке;
— повысить свою конкурентоспособность и удержаться на рынке.
Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей все составные части рыночной экономики. Инвестиционно- строительный рынок можно отнести к сфере действия полиполистического вида конкуренции, где присутствует большое количество исполнителей, которые для реализации строительных контрактов обращаются к многочисленным инвесторам. Например, в конце 2006 г. на польском стройрынке действовало свыше 380 тыс. субъектов хозяйствования. Проведенный анализ и многолетний практический опыт автора показывают, что инвестиционно-строительный рынок — один из сложнейших рынков. Уровень интенсивности конкурирования на этом рынке зависит прежде всего от числа конкурентов, выступающих в данном сегменте и стратегической группе, их доли участия на рынке, достоинства рынка, выражаемого его однородностью, а также определяется величиной капвложений, выделяемых инвесторами. Из анализа строительных торгов следует, что в течение последних 5 лет интенсивность конкуренции сильно изменилась. Например, в Подляском воеводстве в 2003 г. на тендерах в среднем соперничало 10-15 фирм, а в 2006 г. — в условиях годового роста стройпродукции на 17,5% — на торгах встречались в среднем 3-5 фирм. Большое число субъектов на этом рынке делает весьма сложным заключение между ними экономических соглашений в виде определения уровня цен на конкретных торгах. Уровень цен предлагаемой стройпродукции меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения. Например, цены, предлагаемые подрядчиками на аукционах, организованных в 2003 г. городским самоуправлением Белостока, составляли около 60% расходов инвестиционного проекта, подсчитанных заказчиком. В 2006 г. частым явлением было превышение уровня предлагаемых подрядчиками цен определенной заказчиком стоимости заданий даже на 30%. Переход с рынка заказчика к рынку исполнителя усиливает движение подрядчика в сторону новых требований к инвесторам (включение в договор индексации цен, продление сроков выполнения работ, возмещение дополнительных затрат при благоустройстве стройплощадки и т.д.). Причем все это происходит при постоянном и высоком росте цен на СМР — около 16% за 2007 г.
Инвестиционный рынок создает спрос, определяя размер инвестиций. Инвестор представляет свои предложения исполнителям по расходам, качеству и срокам завершения работ или определенного объема услуг. Анализируя поставленные инвестором требования, каждая из фирм, приступающих к торгам, показывает свое предложение, опираясь на имеющийся потенциал конкурирования. С точки зрения заинтересованности заказчика в аукционном процессе должно быть выбрано самое выгодное предложение, надежно гарантирующее достижение цели, т.е. наличие соответствующего объекта к намеченному времени, удовлетворяющего требуемым критериям и не выходящего за рамки запрограммированных расходов. Новые законы (например, «Закон об общественных заказах» от 22 июня и 26 июля 2001 г. и от 14 апреля 2007 г.), приспособленные к требованиям ЕС, предлагают обеспечить самую выгодную оферту при реализации строительных аукционов. Самым выгодным предложением считается оферта с низкой ценой или представляющая наиболее выгодное соотношение цены и других критериев, относящихся к объекту заказа. Эти критерии определяются индивидуально инвестором и могут касаться эксплуатационных расходов, технических параметров, функциональности решений, срока реализации. С участием автора конкурсные предложения нескольких тендеров оценивались по формуле (1). Из нее следует, что заказчик в основу своих предпочтений ставит цену и комплексную характеристику качества предложения, рассматриваемого как совокупность ценностей, удовлетворяющих потребности инвестора в реализуемом инвестиционном задании. Результаты исследования показывают, что главным инструментом конкурирования в строительстве является цена, которая в 70- 95% аукционов определяла выбор подрядчика. Остальные критерии выбора подрядчика (короткий срок выполнения задания, выгодные условия платежа или длительный срок гарантии на реализованные работы) следует считать вспомогательными. Кроме того, из данных исследований следует, что идеальный подрядчик, по мнению инвестора, тот, который:
— находится в хорошем финансовом положении, гарантирующем выполнение инвестиционного проекта;
— обеспечит реализацию задания вовремя;
— имеет опыт и техническую подготовку для освоения инвестиций;
— обладает соответствующим человеческим и техническим потенциалом для реализации задания;
— обеспечит надлежащее качество выполнения работ;
— предоставит длительный срок гарантии выполненной услуги.
При этом подрядчик должен выполнить все вышеперечисленное за относительно низкую цену.
Среди факторов положительного воздействия конкуренции на эффективность инвестиционно-строительного рынка следующие:
— создание благоприятных условий для роста готовой строительной продукции, приспособленной к потребностям инвестора по качеству и
ассортименту услуг;
— ограничение роста цен благодаря существованию четкого соотношения: «рост цен — снижение продажи»;
— регулирование макроэкономических пропорций в виде ограничения уровня цен и инфляции;
— стремление к достижению наибольшей эффективности действий предприятий, в частности, посредством оптимизации объемов выпускаемой продукции, организационных структур, внедрения технических инноваций, предпринимательства;
— развитие системы торгов, охватывающей большинство строительных заказов.
Исследованы также недостатки регулирования рынка посредством конкуренции:
— высокие расходы при заключении сделок, связанные с поиском и преобразованием информации, необходимой для определения рыночных цен производственных ресурсов, с переговорами, контролем реализации договоров, поиском и исследованием стоимости строительных предложений; — факторы, влияющие на распределение доходов, получаемых участниками рынка;
— возможность использования неосведомленности в области существующего на рынке ассортиментного и ценового предложений искомых услуг; — нестабильность экономики, вызванная конъюнктурным циклом;
— отсутствие эффективных ограничений на производство и продажу вредных и нежелательных для общества продуктов.
Участие заграничных компаний, экономически сильных и опытных в конкурировании путем неценовых инструментов (высокое качество строительных услуг, широкая информация о рынке, доступ к дешевым кредитам) обостряет конкуренцию на польском рынке и дает им более выгодную позицию по сравнению с местными фирмами. (В настоящее время основной потенциал крупных строительных фирм Польши находится в руках заграничных корпораций, а роль отечественных фирм часто ограничивается выполнением услуг субподрядчика.) Среди действующих сегодня в Польше заграничных компаний — французские Eurovia и Colas Groop, австрийские Strabag, Porr и Habau, немецкие Hochtief и Kirchner, шведская Skanska, португальские Mota и MSF Portugal.
Система формирования цен на строительную продукцию в Польше
Формирование цен на стройпродукцию в ЕС вытекает из рыночного механизма определения цен и существования свободной конкуренции, а также тесно связано с европейской системой проведения строительных тендеров. Согласно директивам Европарламента и Европейского совета №2004/17/WE, 2004/18/WE обо всех планируемых крупнейших строительных торгах, финансируемых из общественных фондов, инвесторы стран — членов ЕС должны информировать Учреждение официальных публикаций Европейского сообщества. Такая информация обеспечивает возможность конкурирования всем европейским подрядным организациям, в результате чего устанавливаются эффективные цены инвестиционных контрактов. Исходной чертой системы определения цен в строительстве является отсутствие единой методики составления сметы на стройпродукцию. Cистема формирования стоимости строительства направлена на определение стоимостных показателей в составе проектной документации (инвесторская смета), а также определение исполнителем работ цены тендерного предложения (оферты) при проведении тендеров и ставит в равные условия всех участников тендера. Инвесторская смета (расчет стоимости строительства, учитывающий принятые архитектурно-планировочные и конструктивные решения по конкретному объекту) составляется по заказу инвестора (заказчика) на основании методических документов. В некоторых странах ЕС имеется общая методика составления инвесторской сметы лишь для строительства, финансируемого за счет бюджетных средств и средств предприятий государственной формы собственности. Остальные инвесторы, хотя законы не заставляют их руководствоваться этой методикой, тоже должны ее применять для рационального распоряжения капвложениями. Стоимость строительства состоит из стоимости подрядных работ, средств на приобретение оборудования, устройств и мебели, разработку проектной документации и ее экспертизу, затрат заказчика по организации и проведению строительства, содержанию его службы. Согласно методике, стоимость подрядных работ, определяемых инвесторской сметой, рассчитывается по формуле (2). Единичные цены определяемых работ (Cj) устанавливаются, прежде всего, на основе рыночных цен, публикуемых в разных журналах по заключенным договорам подобных инвестиций, или посредством составления подробной (индивидуальной) калькуляции, которая должна учитывать все прямые и накладные расходы на выполнение планируемых работ, наценку калькуляционной прибыли (формула 3). Непосредственные расходы (прямые затраты — П) на единицу работ определяются согласно формуле 4, а непрямые затраты на единицу работ (Kpj) и плановая прибыль на единицу работ (Zj) — по формулам 5 и 6. Величина расценок расходов и единичных цен материальных видов продукции устанавливается прежде всего путем индивидуального анализа и на основе рыночных цен. Определение исполнителем работ цены оферты при проведении торгов осуществляется по формуле сметной цены (7). Прямые затраты — это сумма средств (R, M, S), которые определяются непосредственно по объекту исходя из необходимых объемов работ на основании действующих тарифов, средних региональных текущих цен на стройматериалы, изделия, конструкции, услуги, трудовые ресурсы и собственных единичных ресурсных норм. Составление смет, проводимое как инвестором, так и подрядчиком, можно осуществлять одним из двух методов: подробной калькуляции согласно формуле (7) и упрощенной калькуляции — по формуле (2). Выбор метода сметной калькуляции обычно проводит инвестор. В последнее время при подготовке строительных торгов предпочитается определение цены тендерного предложения посредством упрощенной калькуляции.
При расчетах сметной стоимости подрядных работ отсутствует нормативная база для всех расходов, которые несет подрядчик при строительстве объектов. Существующая система ценообразования на строительную продукцию дает полную свободу в подборе данных всех элементов расчетов, необходимых при составлении сметы, т.е. величин ni, ci, Kpj, Z. Подрядные организации приспосабливают стоимость своего предложения к требованиям рынка посредством принятия определенной величины процентных надбавок к полной стоимости и калькуляционной прибыли, а также индивидуально составляя единичные ресурсные нормы. Такой свободный способ формирования цены на строительство объекта становится основой стоимости оферты подрядчика на тендере и дает предприятию возможность приспособиться к рыночным ценам. Определение сметной стоимости инвестиций и составление сметной калькуляции требует больших трудозатрат и проводится с использованием информационных систем. На европейском рынке функционирует много программ расчета, которые обеспечивают сбор необходимой ценовой информации и проведение расчетов: NORMA — фирмы ATHENASOFT, WINBUD — фирмы Chandney Software, Rodos 6.0, Viking 1.0 и др. Эти программы позволяют составлять сметы разными методами и оптимизировать стоимость объекта, проводить варьирование применения разных строительных материалов, применять прейскуранты (ценовую базу) доступных на рынке каталогов, использовать нормативную базу единичных материальных расходов из каталогов польских (KNR, KNSR) или немецких (DBD — Bauteile и STLB — Bau), а также собственной базы, подготовить смету согласно требованиям европейской системы управления инвестиционным проектом FIDIC. Системы составления смет могут применяться с инфосистемами управления инвестиционным процессом. Надо отметить тесную связь европейской системы ценообразования инвестиций с однородной в странах ЕС системой организации общественных инвестиционных заказов и проведения строительных тендеров. Закон об общественных заказах предписывает выбор самого выгодного предложения, которым считается оферта с низкой ценой или предоставляющая наиболее выгодное соотношение цены и других критериев, относящихся к объекту заказа. Это дает подрядчикам возможность принятия действенной ценовой стратегии и конкурирования не только снижая цены своей оферты, а предлагая заказчику другие, не менее важные преимущества. Негативным явлением в действующей системе ценообразования и заключения строительных контрактов является большой риск получения потерь на реализации контракта при его устойчивой цене в ситуации высокого роста цен на стройматериалы и другие компоненты цены предложения.
По материалам международного научно-практического семинара «Современные энергосберегающие технологии очистки сточных вод и утилизации осадков» (Минск, 19-20 декабря 2007 г.), основными организаторами которого выступили БНТУ и представительство Grundfos в Беларуси
Веслав МАТВЕЙЧУК, д.э.н., профессор, Белостокский технический университет, Польша
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2008 год в рубрике вода и тепло