Водоснабжение и канализация. Проблемы и решения

Окончание. Начало в №3 (639) от 22.01.08

Необходимые условия для решения проблем финансового оздоровления предприятий ВКХ:

— совершенствование процесса предоставления и оплаты услуг, а также усиления контроля над объемами и качеством услуг, предоставляемых предприятиями ВКХ. С этой целью может быть введена система двухкомпонентных тарифов;
— совершенствование системы бюджетного финансирования, которое требует в первую очередь четкого и прозрачного механизма определения потребности ВКХ в бюджетных средствах на дотации для покрытия межтарифной разницы, льготы, субсидии, реабилитацию, модернизацию и развитие объектов инженерной инфраструктуры, капитальный ремонт жилья и другие цели, а также обеспечение выполнения обязательств бюджетами всех уровней; — повышение эффективности работы предприятий ВКХ;
— реструктуризация себестоимости водных коммунальных услуг (исключение непроизводительных затрат).

С целью создания благоприятных условий для финансирования внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий в ближайшей перспективе необходимо:
— разработать механизм долгосрочного кредитования проектов реконструкции объектов ВКХ, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий из местного и республиканского бюджетов;
— установить льготу по налогу на прибыль для предприятий ВКХ, производящих реинвестирование прибыли в программы энерго- и ресурсосбережения в системах водоснабжения и водоотведения.

Основной акцент по разработке мер государственной поддержки необходимо сделать на формирование рыночных механизмов финансирования инвестиционных проектов в секторе водоснабжения и водоотведения. В условиях ограниченности бюджетных средств и доходов предприятий ВКХ целесообразно привлечь внебюджетные источники финансирования. Источниками финансирования развития инженерной инфраструктуры могут быть: — собственные средства предприятия ВКХ (прибыль и амортизация), полученные им в составе выручки как инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение и водоотведение;
— спецфонд по созданию и развитию инженерной инфраструктуры, который необходимо создать. Источники формирования фонда — 70% средства от продажи права аренды земельных участков;
— заемные средства, например, кредиты Всемирного банка и ЕБРР на развитие инженерной инфраструктуры города;
— средства от долевого участия инвесторов (застройщиков) в развитии водопроводно-канализационного хозяйства города;
— специальный гарантийный финансовый фонд по предоставлению займов на строительство (реконструкцию) инженерной инфраструктуры объектов водоснабжения и водоотведения, который необходимо создать.

Финансирование первоочередных мероприятий по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов водоснабжения и водоотведения, которые необходимо реализовать в сжатые сроки, рекомендуется осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов. Наиболее социально значимые инвестиционные проекты по реконструкции (как правило, низкорентабельные) целесообразно осуществлять за счет бюджетных средств.

Совершенствование системы управления ВКХ

Формирование стратегии развития ВКХ должно базироваться на институциональном подходе. Т.е. организационно-управленческая реформа должна происходить не только на уровне отдельных предприятий ВКХ, но и на уровне всех органов власти. Повышение эффективности ВКХ может быть достигнуто лишь при осуществлении реформы, которая должна создать новую институциональную среду и систему управления, способствующую устойчивому развитию и минимизации издержек. Обеспечение устойчивого развития ВКХ — это комплексное обновление систем водоснабжения и водоотведения, ориентированное на своевременное предотвращение технических аварий на объектах водоснабжения и водоотведения, оказание высокого качества водных коммунальных услуг. Поставленных целей можно достичь лишь при организационно-управленческой самостоятельности предприятий ВКХ. Это возможно при отделении и выходе подразделений ВКХ из состава районных (городских) управлений ЖКХ на правах юридически самостоятельных предприятий. Специализированные предприятия ВКХ, будучи юридически самостоятельными, имеют наилучшие технико-экономические показатели, высокий уровень эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, что подтверждает отечественный и зарубежный опыт (Нидерланды, страны Скандинавии). Одним из вариантов повышения эффективности деятельности предприятий ВКХ станет их акционирование, при котором контрольный пакет акций будет принадлежать местному исполнительному и распорядительному органу власти. Эффективное функционирование предприятия ВКХ в форме АО невозможно без систематизации договорных отношений, что позволит предприятию иметь гарантию выполнения своих обязанностей со стороны местных органов власти. Именно при сочетании имущественных (собственником инженерной инфраструктуры объектов водоснабжения и водоотведения остается орган местной власти) и функциональных прав (контрольный пакет акций находится в ведении городской администрации) может быть сформирован управляемый рынок водных коммунальных услуг.

Совершенствование финансовой и производственной деятельности предприятий ВКХ, а также повышение их самостоятельности при принятии стратегических решений возможно лишь при заключении контракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения с администрацией местного органа власти. Основная цель заключения данного контракта — упорядочение взаимоотношений между городской (районной) администрацией и эксплуатирующим инженерную инфраструктуру предприятием для гарантированного и качественного предоставления услуг водоснабжения и водоотведения предприятием ВКХ потребителям. Условия сервисного контракта на предоставление коммунальных услуг должны включать состав и описание основных технико-экономических показателей (норм), которые необходимо достичь в период эксплуатации инженерной инфраструктуры за указанный период времени; обязательства сторон по созданию и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения; обеспечение качества оказываемых водных коммунальных услуг; срок аренды объектов водоснабжения и водоотведения; объем инвестиций в создание и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения. Необходимо создание целостной системы договорных отношений в ВКХ, формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения между местным органом власти и эксплуатирующей организацией.

Согласно Закону «О питьевом водоснабжении», «Республиканской программе первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой» (1998), государственной программе по водоснабжению и водоотведению, экономически целесообразно создать единый государственный орган (холдинг) по управлению и планированию стратегии развития предприятий ВКХ. Деятельность холдинга будет направлена на концентрацию финансовых и материальных ресурсов с целью инвестирования их в модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения при сохранении централизованного стратегического управления и планирования. При этом предприятия ВКХ (дочерние предприятия) в составе холдинга «Белводоканал» сохраняют свою юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность, с их участием будут приниматься стратегические решения. Получив акции холдинговой компании в обмен на переданную ему долю своих акций, предприятие ВКХ будет экономически заинтересовано не только в результатах своей деятельности, но и всего холдинга в целом.

Сельскохозяйственное водоснабжение

В обеспеченности городского и сельского хозяйств системами водоснабжения и канализации существуют большие различия. Уровень инженерного благоустройства жилищного фонда на селе составляет 15-20%. Сохраняются существенные различия в качестве воды, используемой городским и сельским населением для питьевых целей. До 70% сельского населения использует незащищенные грунтовые воды из колодцев, которые загрязнены на большей части территории страны. Аналогичная ситуация сложилась в системе отвода и очистки бытовых сточных вод. Только 15-20% сельского жилья подключено к централизованным системам бытовой канализации. Сегодня в сельской местности страны порядка 30 тыс. водозаборных скважин глубиной от 30 до 150 м, из которых 95% используются для водоснабжения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а только 5% — для сельского населения. Практически повсеместно отсутствуют специализированные службы по обслуживанию водопроводов, снабжающих водой сельское население, лаборатории по контролю качества воды. В результате свыше 30% сельских водопроводов не соответствуют санитарным требованиям стандарта «Вода питьевая». В среднем по стране износ основных фондов систем водоснабжения и водоотведения на селе превышает 70% и подходит к критическому. обеспеченность населения в сельской местности системами централизованного водоснабжения и водоотведения — соответственно 48% и 19%. В среднем на одно сельхозпредприятие приходится порядка 8-13 скважин — это примерно столько же, сколько в городах с населением 10 тыс. человек. Большинство этих скважин не отвечают санитарно-техническим требованиям эксплуатации, около 40% находятся в нерабочем состоянии, специализированных служб по эксплуатации не имеется. Производительность действующих сельских скважин составляет порядка 25-35% от паспортной. В то же время использование утвержденных запасов на водозаборах составляет порядка 0,5%. Степень охвата приборным учетом подаваемой воды из скважин в сельскохозяйственном водоснабжении практически равна нулю. Удельные дебиты водозаборных скважин ниже в 2-5 раза аналогичных зарубежных. С начала эксплуатации происходит механическая, химическая и биологическая кольматация фильтров или пескование скважин, что быстро снижает их дебиты. КПД системы «скважина — насос — башня — сеть» составляет в среднем менее 35%, что ведет к перерасходу электроэнергии порядка 15-50%. Конструкции фильтров скважин, применяемых в стране, отличаются низкой эффективностью и качеством. За зарубежом таковые не используют уже более 60 лет. До 50% воды теряется из-за неисправных водопроводных сетей и установленного на них оборудования, их высокой аварийности, нерационального расходования воды на производстве, отсутствия регулирования давлений у потребителей. Огромные потери воды, а с ней и электроэнергии, происходят в прохудившихся заржавевших стальных водонапорных башнях Рожновского (фото).

Большая протяженность сетей при меньших объемах реализации не означает, что расходы на эксплуатацию сельской инфраструктуры водопроводного хозяйства в расчете на 1 м3 отпускаемой воды выше, чем городской. Вместе с тем, значительная протяженность сельской водопроводной сети, нахождение ранее на балансе убыточных сельхозпредприятий, которые были не в состоянии должным образом ее обслуживать, обусловили и худшие показатели: на селе 8,7% уличной водопроводной сети нуждаются в замене (в городах 6,5%). Ситуация на селе усугубляется более высокой себестоимостью отведения 1 м3 сточных вод при более низком среднем доходе, что делает здесь более нерентабельным развитие канализационной инфраструктуры. Инвестирование инженерной инфраструктуры сельхозпроизводства, где основное место принадлежит водоснабжению, в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу, в результате чего резко снизилась надежность и эффективность работы систем сельхозводоснабжения. В целом сектор сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения находится в критическом состоянии и характеризуется постоянным дефицитом капитальных вложений, огромными потерями электроэнергии и воды и большим числом аварий, что продиктовало необходимость проведения новой государственной водохозяйственной политики. С целью повышения уровня управления и организации эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения и осуществления контроля за соблюдением технологических регламентов в сельских населенных пунктах создать на базе предприятия «Промбурвод» специализированные службы по техническому обслуживанию, работающие по договорам подряда с сельскими организациями ЖКХ. Экономическая эффективность преобразования производственных предприятий треста «Промбурвод» в Барановичах, Слуцке, Заславле, Гродно, Гомеле, Витебске, Могилеве в специализированные службы по эксплуатации систем сельхозводоснабжения будет достигаться за счет сокращения капвложений на строительство новых производственных баз (будут использованы производственные мощности треста «Промбурвод»), сокращения расхода электроэнергии ввиду повышения эффективности эксплуатации водозаборных скважин, сокращения потерь воды вследствие установления платы за воду, уменьшения себестоимости сельхозпродукции в связи с передачей прав на управление инженерной инфраструктуры эксплуатирующим организациям.

Чтобы водоснабжение и канализация были эффективными, надо в первую очередь исполнять законы и технические нормативные правовые акты (тнпа) в области водоснабжения и водоотведения, которые не работают, а целый ряд разработанных тнпа уже многие годы лежит на полках в Минстройархитектуры Беларуси. Еще в 1998 г. Минжилкомхоз во исполнение положений Закона «О питьевом водоснабжении» разработал «Республиканскую программу первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой». Программа предусматривала коренное изменение структуры управления водохозяйственной отраслью, оздоровление водоисточников, строительство очистных сооружений и водопроводов, внедрение новых технологий и техники, а также массу других полезных дел. Однако из-за недопонимания проблем, недостаточного финансирования и плохой организации работ по управлению, сопровождению и координации заданий на местах и республиканском уровне программа не была выполнена. Тем не менее, в 2002 г. была разработана новая постоянно действующая Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода». Но ее, к сожалению, постигла та же судьба. В 2006 г. она претерпела значительные изменения, при этом стратегические задания предыдущих программ по непонятным причинам были исключены. К тому же, проблемы чистой воды касаются не только коммунальной сферы, но также промышленности и сельского хозяйства. Возник парадокс: более половины из 65 самостоятельных предприятий «Водоканала» исчезли, несмотря на то, что в программах, наоборот, предусматривалось выделение самостоятельных специализированных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства из системы ЖКХ. Исчезли научно-исследовательские лаборатории, наладочные и ремонтные предприятия.

В 2005 г. Минсельхозпрод инициировал разработку Государственной программы по водоснабжению и гарантированному обеспечению сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий качественной водой, которая должна была дополнять «Государственную программу возрождения и развития села на 2005-2010 гг.» в части обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного комплекса. Были разработаны подходы к реформированию сельских систем водоснабжения. Принцип заключается в следующем: создать своего рода сельские водоканалы на базе системы «Промбурвод». В свое время этот трест осуществлял техническое обслуживание и ремонт всех 35 тыс. скважин в стране. Однако чтобы он смог делать это и сегодня, нужно возродить систему, которая оказалась разрушенной в 1990-х годах: от нее «отпочковались» ставшие самостоятельными ООО и АО. Поэтому сейчас надо восстановить сферу техобслуживания и ремонта имеющегося оборудования подачи воды на селе. Подразделения «Промбурвода» будут также эксплуатировать системы водоснабжения на договорных условиях с хозяйствами. Кстати, такой проект в СССР был впервые апробирован в Вилейском районе в 1980-е гг., а реализован в 1990-е гг., правда, не в Беларуси, а в Амурской области, где сельские системы водоснабжения стали работать стабильно. К сожалению, из-за бюрократических и непрофессиональных подходов Государственная программа по водоснабжению и гарантированному обеспечению сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий качественной водой вот уже 3-й год как «зависла», хотя немалые средства на ее разработку были куда-то и кем-то израсходованы.

По материалам международного научно-практического семинара «Современные энергосберегающие технологии очистки сточных вод и утилизации осадков» (Минск, 19-20 декабря 2007 г.), основными организаторами которого выступили БНТУ и представительство Grundfos в Беларуси

ГУРИНОВИЧ а.д., профессор, д.т.н., Минск


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2008 год в рубрике вода и тепло

©1995-2024 Строительство и недвижимость