Новые подходы к тематической направленности выставочной деятельности в Германии
Современная мировая экономика претерпевает глобальные изменения. На смену хаотичному существованию множества национальных рынков идет процесс усиливающейся интернационализации рынка, все углубляющегося международного разделения труда, роста объемов мировой торговли и прямых инвестиций. Возрастает потребность в широком представлении достижений отдельных стран через международные выставки. Выставки стали центрами сосредоточения информации о научно-технических и социально-экономических достижениях как отдельных стран, так и целых регионов.
Международные выставки и ярмарки проводятся во многих государствах, но особо широкое распространение получили в странах Западной Европы и США. На долю пяти стран — Германии, Англии, США, Франции и Италии — приходится примерно 2/3 всех проводимых международных ярмарок и выставок. Среди европейских стран особое место в проведении такого рода мероприятий занимают в порядке значимости Германия, Франция, Италия, за которыми следует Великобритания. В 2007 году в основных выставочных центрах Германии прошел ряд выставок, которые вызвали несомненный интерес компаний и организаций, работающих в различных промышленных отраслях. Особенностью этих выставок стала их насыщенная программа, в которую, кроме непосредственной организации выставочных стендов, были включены самые различные мероприятия, призванные повысить интерес со стороны посетителей: конференции, форумы, симпозиумы, семинары, презентационные шоу и т.д. Так, в выставочном центре Мюнхена в апреле прошла 28-я международная выставка строительной техники, оборудования для производства строительных материалов, горнодобывающего оборудования, строительного транспорта и строительных машин Bauma 2007, превысившая все показатели прошлой Bauma 2004 не только по количеству выставочных площадей, но также по числу участников и посетителей. Существенному вкладу в успех выставки способствовал мировой бум в строительной сфере, прежде всего, в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки, а также подъем в строительном секторе Европы. Выставка Bauma 2007 установила новый рекорд посещаемости — около 500.000 человек, что на 20% больше, чем на прошлой Bauma (в 2004 — 416.000). Значительно возросло количество зарубежных гостей выставки, достигнув примерно 160.000 человек (в 2004 — 116.000) — рост на 30%. Возросший интерес к выставке был отмечен как со стороны стран — ближайших соседей Германии, так и со стороны государств Южной и Восточной Европы, а также других континентов. В некоторых случаях рост составил более 100%. Особенно много посетителей Bauma 2007 с других континентов было отмечено из таких стран, как США, Австралия, Канада, Китай, Индия, Япония, Корея, Мексика, ЮАР, а также стран Южно-Азиатского региона (Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Вьетнама). Значительно выросло число гостей выставки из арабских стран, которое составило 2300 человек (в 2004 году — 962). Всего выставку посетили представители около 190 стран мира (в 2004 году — 171), то есть рост составил более 11%. Таким образом, можно утверждать, что на последней выставке Bauma побывали представители практически всех стран мира.
Свою продукцию и услуги на Bauma представляла 3041 компания-экспонент (в 2004 году — 2805) — на 7% больше, чем три года назад. Из них немецких компаний было 1390 (в 2004 году — 1363), зарубежных компаний — 1651 (в 2004 году — 1442). Больше всего среди участников выставки Bauma 2007 было компаний из Германии, Италии и Великобритании. Компания Messe Muenchen предоставила для проведения выставки 180.000 м2 павильонных площадей (в 2004 году — 165.000) и 360.000 м2 наружной территории (в 2004 году — 335.000). Таким образом, по сравнению с прошлой выставкой объем выставочных площадей вырос на 10%. Крупнейшая в мире по размеру занимаемой выставочной площади торговая выставка с общей территорией 540.000 м2 (в 2004 году — 500.000) была полностью занята компаниями-экспонентами. Впервые на Bauma FORUM для участников и посетителей выставки была представлена информация о рынке строительного оборудования и новых разработках продукции в форме специализации отдельных стран. В рамках выставки прошло более 60 мероприятий, на которых более 70 докладчиков обсуждали последние научные разработки и технологии с 2400 специалистами. Практически все поставщики представленной на Bauma строительной техники особое внимание уделяли экологической безопасности машин и удобству водительского места.
С введением в октябре 2006 года стандарта Euro 4 в настоящее время основные усилия фокусируются на подготовке к принятию следующего стандарта по вредным выбросам — Euro 5, требования которого вступят в силу в 2009 году. Технология избирательного каталитического снижения (SCR) предполагает уменьшение вредных выхлопов дизельных двигателей в каталитическом конвертере с помощью используемого в нем восстанавливающего реагента AdBlue. Многие производители представленных на выставке двигателей показали свои разработки в области новейших систем впрыска, которые позволяют значительно снизить расход топлива и уровень вредных выбросов. Выставка в очередной раз подтвердила, что современные используемые в строительстве грузовые автомобили, тракторы и прочая техника должны быть приспособлены не только для движения по дорогам, но также для эффективной работы в сложных условиях на строительных площадках, где зачастую требуется перемещение грузов весом до 250 тонн. Для успешного решения этих задач была представлена техника (от самосвалов и бетономешалок до тяжелых кранов, бетонных насосов и другого специального оборудования), оснащенная модульными системами, призванными удовлетворить самым разнообразным потребностям клиентов. В настоящее время потребители большое внимание уделяют не только техническим характеристикам строительной техники, но и уровню удобства и комфорта водителя или оператора. В приводных системах для переключения скоростей все больше используются современные системы управления. Автоматической коробкой переключения передач оснащены уже более 50% грузовых автомобилей. Дошло до того, что водительские кабины грузовиков оборудуются душевыми устройствами и мини-кухнями. Повышается уровень комфорта и для водителей строительной техники. Растет спрос на установку сидений с регулируемыми амортизаторами, точно устанавливаемыми спинками со встроенными подголовниками, поддерживающими приспособлениями для поясничной области и регулировкой угла наклона. Увеличивается потребность в установке надежных систем кондиционирования и легкочитаемых дисплеев для отслеживания и настройки основных параметров машины. Большой интерес посетителей вызвали грузовые самосвалы с полуприцепами и прочным стальным шасси с высокой жесткостью, особенно с такими техническими характеристиками, как небольшой вес при максимально возможном весе и объеме перевозимого груза, повышенная устойчивость к износу, наличие легкоочищаемого кузова. Для быстрого перемещения строительной техники или перевозки готовых конструкций из бетона или стали производителями и перевозчиками предлагались специальные транспортные средства. На выставке Bauma были представлены многофункциональные системы для перевозки различного оборудования, а также разработанные в сотрудничестве с производителями строительной техники стыковочные системы для транспортировки определенного типа машин. Следует отметить, что поставщики строительной техники при продаже машин все активнее начинают предлагать соответствующий комплекс сервисных и сопутствующих услуг, чему на последней выставке Bauma было уделено большое внимание.
Во второй раз в проведении Bauma приняли участие производители и поставщики оборудования для добывающей промышленности. Согласно официальным данным, для нужд добывающей промышленности в прошлом году в мире было продано машин и оборудования на общую сумму около 20 млрд евро, причем без учета оборудования для нефтегазовой отрасли. Тремя самыми крупными производителями добывающей и горнодобывающей техники, представленной на выставке, являются Германия, Великобритания и США, которым принадлежит 40% мирового рынка продаж в этой области. Больше всего добывающего оборудования продается в Китае, США и России. Как отмечают немецкие производители, в прошлом году сильно возрос спрос на добывающее и горнодобывающее оборудование со стороны Ирана. По данным Союза немецких машиностроителей (Verband Deutscher Maschinen- und Anlagenbau), экспорт в эту страну вырос почти в два раза по сравнению с 2005 годом и достиг 120 млн евро. По мнению экспертов, Иран готовится к тому времени, когда запасы нефти будут исчерпаны. Все более значительную роль начинает играть Китай, причем не только как потребитель, но и как производитель оборудования для добывающей промышленности. Среди ведущих мировых стран-производителей Китай занимает сейчас четвертое место, ненамного отставая от Великобритании. Несмотря на это, собственные потребности Китая в безопасной технологии остаются огромными. В основном, в страну импортируется высокотехнологичное оборудование, что очень выгодно для западных производителей. За последние годы их экспортные объемы в Китай сильно выросли. Сколько такая тенденция будет продолжаться, зависит от дальнейшего технологического развития добывающей промышленности Китая. Следует отметить позитивные перспективы развития добывающей отрасли во всем мире. Растущая потребность в энергообеспечении и сырьевых материалах, а также рост цен стимулируют разработку новых месторождений полезных ископаемых. В настоящее время могут оказаться довольно прибыльными месторождения, считавшиеся ранее нерентабельными. Отмечается тенденция развития подземной добычи сырьевых ресурсов. Постепенно вырабатываются месторождения с добычей полезных ископаемых открытым способом, поэтому работающие в этой отрасли компании вынуждены переходить на подземную добычу. Примеры подобного рода можно видеть в угледобывающей промышленности Австралии и меднорудной отрасли Чили. Даже в высокоразвитых странах — таких, как Великобритания, Франция и Нидерланды — серьезное внимание сейчас уделяется строительству новых угольных шахт.
Все разнообразие представленных на выставке Bauma 2007 образцов новейшего оборудования можно было оценить на примере крупнейших мировых производителей машинной техники — таких, как, например, компания Hitachi Construction Machinery (Europe) NV, стенд которой площадью почти 5000 м2 (организованный совместно с ее немецким дилером Kiesel) вызвал повышенное внимание посетителей выставки. Экспозиция крупнейшего производителя машин и оборудования для строительной промышленности продемонстрировала такие инновационные модели дорожной техники, как самый большой в Европе 550-тонный экскаватор модели ЕХ5500, а также колесные экскаваторы серии Zaxis-3 — модели ZX140W-3, ZX170W-3 и ZX210-3 весом от 14 до 21 тонны. Эти машины оснащаются особо мощными двигателями Tier III и характеризуются повышенной производительностью землечерпания, увеличенной скоростью передвижения и пониженным расходом топлива. Кроме того, эти экскаваторы сохраняют все позитивные характеристики, которыми обладают выпускаемые с 2006 года гусеничные экскаваторы поколения Zaxis-3. На выставке впервые широкой публике были представлены новейшие гусеничные экскаваторы нового поколения Zaxis-3 — модели ZX180-3 и ZX210-3. Вместе с ними демонстрировались четыре новых мини-экскаватора моделей ZX08-2, ZX10U-2, ZX17U и ZX22U-2, а также новый колесный погрузчик ZW180. Еще одной машиной, которую Hitachi показала на прошедшей выставке, стал разработанный компанией специально для извлечения оставшихся в земле мин и фугасов экскаватор ZX200, который уже успешно работал в таких пострадавших от военных действий странах, как Камбоджа и Афганистан. Кроме того, вниманию заинтересованных лиц компанией были предложены некоторые концепции по защите окружающей среды, разработанные специалистами Hitachi для различных стадий проведения строительных работ.
Продолжение следует
Юрий ШЛЯХТИЦЕВ

Свою продукцию и услуги на Bauma представляла 3041 компания-экспонент (в 2004 году — 2805) — на 7% больше, чем три года назад. Из них немецких компаний было 1390 (в 2004 году — 1363), зарубежных компаний — 1651 (в 2004 году — 1442). Больше всего среди участников выставки Bauma 2007 было компаний из Германии, Италии и Великобритании. Компания Messe Muenchen предоставила для проведения выставки 180.000 м2 павильонных площадей (в 2004 году — 165.000) и 360.000 м2 наружной территории (в 2004 году — 335.000). Таким образом, по сравнению с прошлой выставкой объем выставочных площадей вырос на 10%. Крупнейшая в мире по размеру занимаемой выставочной площади торговая выставка с общей территорией 540.000 м2 (в 2004 году — 500.000) была полностью занята компаниями-экспонентами. Впервые на Bauma FORUM для участников и посетителей выставки была представлена информация о рынке строительного оборудования и новых разработках продукции в форме специализации отдельных стран. В рамках выставки прошло более 60 мероприятий, на которых более 70 докладчиков обсуждали последние научные разработки и технологии с 2400 специалистами. Практически все поставщики представленной на Bauma строительной техники особое внимание уделяли экологической безопасности машин и удобству водительского места.
С введением в октябре 2006 года стандарта Euro 4 в настоящее время основные усилия фокусируются на подготовке к принятию следующего стандарта по вредным выбросам — Euro 5, требования которого вступят в силу в 2009 году. Технология избирательного каталитического снижения (SCR) предполагает уменьшение вредных выхлопов дизельных двигателей в каталитическом конвертере с помощью используемого в нем восстанавливающего реагента AdBlue. Многие производители представленных на выставке двигателей показали свои разработки в области новейших систем впрыска, которые позволяют значительно снизить расход топлива и уровень вредных выбросов. Выставка в очередной раз подтвердила, что современные используемые в строительстве грузовые автомобили, тракторы и прочая техника должны быть приспособлены не только для движения по дорогам, но также для эффективной работы в сложных условиях на строительных площадках, где зачастую требуется перемещение грузов весом до 250 тонн. Для успешного решения этих задач была представлена техника (от самосвалов и бетономешалок до тяжелых кранов, бетонных насосов и другого специального оборудования), оснащенная модульными системами, призванными удовлетворить самым разнообразным потребностям клиентов. В настоящее время потребители большое внимание уделяют не только техническим характеристикам строительной техники, но и уровню удобства и комфорта водителя или оператора. В приводных системах для переключения скоростей все больше используются современные системы управления. Автоматической коробкой переключения передач оснащены уже более 50% грузовых автомобилей. Дошло до того, что водительские кабины грузовиков оборудуются душевыми устройствами и мини-кухнями. Повышается уровень комфорта и для водителей строительной техники. Растет спрос на установку сидений с регулируемыми амортизаторами, точно устанавливаемыми спинками со встроенными подголовниками, поддерживающими приспособлениями для поясничной области и регулировкой угла наклона. Увеличивается потребность в установке надежных систем кондиционирования и легкочитаемых дисплеев для отслеживания и настройки основных параметров машины. Большой интерес посетителей вызвали грузовые самосвалы с полуприцепами и прочным стальным шасси с высокой жесткостью, особенно с такими техническими характеристиками, как небольшой вес при максимально возможном весе и объеме перевозимого груза, повышенная устойчивость к износу, наличие легкоочищаемого кузова. Для быстрого перемещения строительной техники или перевозки готовых конструкций из бетона или стали производителями и перевозчиками предлагались специальные транспортные средства. На выставке Bauma были представлены многофункциональные системы для перевозки различного оборудования, а также разработанные в сотрудничестве с производителями строительной техники стыковочные системы для транспортировки определенного типа машин. Следует отметить, что поставщики строительной техники при продаже машин все активнее начинают предлагать соответствующий комплекс сервисных и сопутствующих услуг, чему на последней выставке Bauma было уделено большое внимание.

Все разнообразие представленных на выставке Bauma 2007 образцов новейшего оборудования можно было оценить на примере крупнейших мировых производителей машинной техники — таких, как, например, компания Hitachi Construction Machinery (Europe) NV, стенд которой площадью почти 5000 м2 (организованный совместно с ее немецким дилером Kiesel) вызвал повышенное внимание посетителей выставки. Экспозиция крупнейшего производителя машин и оборудования для строительной промышленности продемонстрировала такие инновационные модели дорожной техники, как самый большой в Европе 550-тонный экскаватор модели ЕХ5500, а также колесные экскаваторы серии Zaxis-3 — модели ZX140W-3, ZX170W-3 и ZX210-3 весом от 14 до 21 тонны. Эти машины оснащаются особо мощными двигателями Tier III и характеризуются повышенной производительностью землечерпания, увеличенной скоростью передвижения и пониженным расходом топлива. Кроме того, эти экскаваторы сохраняют все позитивные характеристики, которыми обладают выпускаемые с 2006 года гусеничные экскаваторы поколения Zaxis-3. На выставке впервые широкой публике были представлены новейшие гусеничные экскаваторы нового поколения Zaxis-3 — модели ZX180-3 и ZX210-3. Вместе с ними демонстрировались четыре новых мини-экскаватора моделей ZX08-2, ZX10U-2, ZX17U и ZX22U-2, а также новый колесный погрузчик ZW180. Еще одной машиной, которую Hitachi показала на прошедшей выставке, стал разработанный компанией специально для извлечения оставшихся в земле мин и фугасов экскаватор ZX200, который уже успешно работал в таких пострадавших от военных действий странах, как Камбоджа и Афганистан. Кроме того, вниманию заинтересованных лиц компанией были предложены некоторые концепции по защите окружающей среды, разработанные специалистами Hitachi для различных стадий проведения строительных работ.
Продолжение следует
Юрий ШЛЯХТИЦЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2008 год в рубрике выставки