Показывает Амстердам
Международная выставка коммерческого автотранспорта The European Road Transport Show (TERTS) прошла в Амстердамском выставочном центре RAI с 26 октября по 3 ноября этого года. Крупнейший по масштабу ежегодный форум собрал всех европейских автопроизводителей и фирмы со всего мира, выпускающие компоненты, узлы и принадлежности, применяемые в автомобильной промышленности. Свыше 350 компаний, представляющих отрасль, продемонстрировали свои последние достижения, а посмотреть на них пришло в общей сложности 150.000 специалистов и посетителей. Кстати, количество визитеров в этом году стало рекордным и превысило показатель предыдущего TERTS-2005 на 23%.
(Моторы DAF и гибрид LF)
Открывал выставку ее директор Рон Бонсен. В своей речи он сказал: «Дайте транспорту больше места (здесь он имеет в виду законодательно разрешить использовать длинномерные и пока экспериментальные сцепки LHV или EcoCombi) и обеспечьте субсидирование установки фильтров макрочастиц (борьба за экологию легла серьезным финансовым бременем на всех перевозчиков)». Далее Бонсен сосредоточился на трех главных проблемах, которые характеризуют основные тенденции TERTS 2007 года. Это мобильность подвижного состава, экология и возросшие расходы транспортных компаний. Он, в частности, отметил, что благосостояние и процветание Нидерландов во многом зависит от положения дел в ее транспортном секторе.
(CITROEN Jumpy)
Рон Бонсен особо подчеркнул, что пора поставить на место тех лоббистов, которые видят в грузовых автомобилях только разрушителей окружающей среды. В заключение он подытожил: «Автоиндустрия за последние пятнадцать лет сделала революционный скачок в техническом уровне. Сегодняшний коммерческий транспорт в сравнении с прошлым наносит вред окружающей среде почти на 30% меньше, а по эмиссии макрочастиц сокращение достигло 95%». Значимость амстердамского автосалона RAI подчеркивало оглашение новых владельцев престижных титулов Truck of the Year (Грузовика года) и Van of Year (Фургон года). Итак, Грузовиком 2008 года объявлен автомобиль MAN TGS/TGX. Журналисты, представляющие все страны Европы, присудили мюнхенскому грузовику 111 очков из 133 максимально возможных. Второе место получил Iveco Stralis, а третье Renault Lander. Комментируя знаменательное событие, председатель жюри Энди Солтер отметил: «Это уже седьмой титул, полученный грузовиками концерна MAN с момента учреждения почетного звания Truck of the Year. Это беспрецедентное достижение». «Хороших водителей не так много, — говорит Солтер. — И они действительно заслуживают хорошего рабочего места.
(Hytruck)
Думаю, модельный ряд TG в состоянии предоставить им оптимальную комбинацию комфортного жизненного пространства и рабочего места. К тому же, надо отметить, что мюнхенский концерн реально преуспел в создании надежного, экологичного и малошумного грузовика». Продолжая тему церемониальных мероприятий, отмечу, что титула International Van of the Year 2008 был удостоен легкий фургон Sevel. Sevel — это мультибрэндовый совместный проект французской компании PSA и итальянского концерна Fiat. То есть лауреатами почетной премии теперь будем называть идентичные фургоны: Peugeot Expert, Citroen Jumpy и Fiat Scudo. Международное жюри, состоящее из журналистов 20 европейских стран, отдало 108 очков Sevel из максимальных 140. Вторым место получил Renault Kangoo (58 очков). Председатель фургонного жюри Питер Виман отметил, что судейская коллегия была впечатлена инновационной и в то же время функциональной конструкцией победителя, экологичностью двигателя, высоким уровнем безопасности, комфорта и общей характеристики управляемости автомобиля. Модельный ряд Sevel предлагает покупателю широкий выбор различных вариантов кузова (две колесные базы, два уровня высоты шасси и разные конфигурации установки дверей). Завершая рассказ о церемонии открытия TERTS, осталось сообщить, что приз за инновацию получило транспортное средство под названием Hytruck. Это 7,5-тонное автомобильное шасси с грузоподъемностью 3400 кг оснащено водородным двигателем и предназначено для развозной работы в центрах больших городов. Hytruck был одним из пяти кандидатов на почетный титул, и, по мнению члена жюри Хенка Нотебума, «Хитрак» выиграл, потому что продемонстрировал новейшую концепцию коммерческого транспорта с нулевой эмиссией. Он также отметил, что гибкость новой технологии позволяет использовать этот водородный двигатель в довольно широком диапазоне грузовых автомобилей.
Показывают гранды
(FIAT Scudo)
Стенд DAF, на котором демонстрировались девять грузовых автомобилей, традиционно занимал 2200 м2 выставочной площади. Компания DAF N.V. на сегодня является наиболее быстро растущим производителем грузовиков в Европе. В 2000 году ее доля в тяжелом классе составляла 9,7% рынка в Европейском Союзе, в прошлом году голландцы уже владели долей в 14,3%. В среднем классе (автомобили полной массой 6-15 тонн) DAF в 2006 году достиг уровня продаж 9,2% общего рынка стран ЕС. В Амстердаме фирма показала полностью обновленный модельный ряд своих грузовых автомобилей, которые могут оснащаться двигателями уровня Евро-5, в том числе и модернизированный среднетоннажник LF. Седельный тягач CF85 демонстрировался с новой высокой кабиной Space Cab и встроенными крышными осветительными элементами Skylights, прямо как у флагмана XF. Часть стенда DAF была посвящена технологиям будущего — там были еще более экологически чистый двигатель EEV и опытный образец среднетоннажного грузовика LF с гибридным приводом.
(DAF CF SPACE CAB)
Дизельный двигатель с технологией EEV предназначен для моделей DAF LF, CF и XF105. Благодаря встроенному фильтру сажи у этого силового агрегата эмиссия макрочастиц будет наполовину меньше, чем у существующих сегодня образцов. То есть каждый киловатт мощности 9-литрового мотора PACCAR PR, оснащенного пассивным фильтром сажи, будет выделять всего 0,015 грамма макрочастиц за один час работы. Это на 25% ниже, чем у аналогичного по объему и считающегося очень чистым газового двигателя. Цифра впечатляет — интересно бы сравнить этот показатель с «выхлопом» курильщика. Как ожидается, весной 2008 заказчики автомобилей DAF CF75 смогут укомплектовать свои новые автомобили моторами EEV в диапазоне мощностей от 250 до 360 л/с. А 12,9-литровая версия EEV двигателя PACCAR MX мощностью от 360 до 510 л/с. появится позднее и будет доступна для грузовиков DAF CF85 и XF105. Не забудут и среднетоннажную модель LF — кстати, ее 160-сильный двигатель EEV не будут комплектовать новейшим фильтром сажи. Здесь эмиссия уровня EEV достигается благодаря использованию чрезвычайно эффективного процесса сгорания топлива. Тема гибридных грузовиков и автобусов уже не является чем-то необычным — такие транспортные средства, наверно, разработали уже все автопроизводители — отечественный автопром в учет брать не буду, потому как он здесь еще не светился. Так вот, голландцы еще на выставке RAI-2005 продемонстрировали прототип грузовика LF с многообещающей гибридной технологией. Два года спустя на амстердамском стенде компании уже находился действующий опытный образец. Это транспортное средство с параллельным дизель-электрическим гибридным приводом. В его основе 4,5-литровый дизельный двигатель PACCAR FR (Евро-5) с максимальной мощностью 136 кВт (185 л/с.) и 6-скоростная компьютеризированная трансмиссия Eaton Autoshift. Между сцеплением и коробкой передач встроен электрический привод с функцией генератора, который может вырабатывать ток при торможении грузовика. Полученная таким образом электроэнергия накапливается в литий-ионных аккумуляторных батареях и потом используется при разгоне автомобиля или его движении без включенного дизельного двигателя — от электропривода.
(truck of year)
В конце этого года DAF планировала собрать первую серию опытных гибридных автомобилей и провести их полномасштабные испытания с привлечением потенциальных клиентов. Что ж, подождем, но, как вы уже можете представить, новая технологическая революция (массовое производство гибридных грузовиков), о которой не очень долго твердили передовики, наступит, видимо, очень скоро. Шведский автогигант Volvo, как показал его стенд в Амстердаме, сосредоточился в этом году на новых технологиях. Первая из них — программа Fuelwatch, разработанная специалистами Volvo Trucks. Ее внедрение поможет транспортному предприятию заметно повысить топливную экономичность собственного подвижного состава. Ключевыми моментами программы являются грамотно подобранная спецификация автомобиля, которая оптимально подходит для перевозки, регулярное техническое обслуживание грузовика, постоянный контроль за потреблением топлива и хорошо обученный персонал — водители. Результаты действия новой концепции Fuelwatch уже испытали некоторые крупные компании — они заявляют о значительном снижении затрат на топливо — примерно на 8%. В числе первых заказчиков, пожелавших опробовать новую программу в действии, чтобы понять ее потенциал, была голландская компания Van Dongen.
«Мы попробовали и поняли, что программа Fuelwatch помогает сократить расход топлива каждым грузовиком примерно на 6-7 процентов. Если бы мы сразу включили в программу весь свой парк, а это 260 автомобилей, то годовая экономия составила бы 800.000 евро. То есть можно сказать, что затраты на программу окупаются за год, и экономия налицо», — говорит директор голландской фирмы Гийс Ван Донген. Следующей тенденцией, показанной Volvo на RAI, стали ее усовершенствованные моторы, которые могут работать на различных «топливных коктейлях», сочетающие в себе обычную солярку с биогорючим, полученным из зерна или отходов. Для демонстрации этого направления на стенде компании находился грузовик, работающий на биогазе и биодизельном топливе. Сгорание обоих видов топлива без проблем происходит в его дизельном двигателе. Для этого камера сгорания оснащена разными системами впрыска. Еще одним продуктом, показанным здесь шведским автопроизводителем, стала новая более мощная версия моторного тормоза VEB (Volvo Engine Brake), который может быть применен в тяжелых дальнобойных грузовиках или мощных строительных машинах.
Владимир ЧЕХУТА
(Моторы DAF и гибрид LF)
Открывал выставку ее директор Рон Бонсен. В своей речи он сказал: «Дайте транспорту больше места (здесь он имеет в виду законодательно разрешить использовать длинномерные и пока экспериментальные сцепки LHV или EcoCombi) и обеспечьте субсидирование установки фильтров макрочастиц (борьба за экологию легла серьезным финансовым бременем на всех перевозчиков)». Далее Бонсен сосредоточился на трех главных проблемах, которые характеризуют основные тенденции TERTS 2007 года. Это мобильность подвижного состава, экология и возросшие расходы транспортных компаний. Он, в частности, отметил, что благосостояние и процветание Нидерландов во многом зависит от положения дел в ее транспортном секторе.
(CITROEN Jumpy)
Рон Бонсен особо подчеркнул, что пора поставить на место тех лоббистов, которые видят в грузовых автомобилях только разрушителей окружающей среды. В заключение он подытожил: «Автоиндустрия за последние пятнадцать лет сделала революционный скачок в техническом уровне. Сегодняшний коммерческий транспорт в сравнении с прошлым наносит вред окружающей среде почти на 30% меньше, а по эмиссии макрочастиц сокращение достигло 95%». Значимость амстердамского автосалона RAI подчеркивало оглашение новых владельцев престижных титулов Truck of the Year (Грузовика года) и Van of Year (Фургон года). Итак, Грузовиком 2008 года объявлен автомобиль MAN TGS/TGX. Журналисты, представляющие все страны Европы, присудили мюнхенскому грузовику 111 очков из 133 максимально возможных. Второе место получил Iveco Stralis, а третье Renault Lander. Комментируя знаменательное событие, председатель жюри Энди Солтер отметил: «Это уже седьмой титул, полученный грузовиками концерна MAN с момента учреждения почетного звания Truck of the Year. Это беспрецедентное достижение». «Хороших водителей не так много, — говорит Солтер. — И они действительно заслуживают хорошего рабочего места.
(Hytruck)
Думаю, модельный ряд TG в состоянии предоставить им оптимальную комбинацию комфортного жизненного пространства и рабочего места. К тому же, надо отметить, что мюнхенский концерн реально преуспел в создании надежного, экологичного и малошумного грузовика». Продолжая тему церемониальных мероприятий, отмечу, что титула International Van of the Year 2008 был удостоен легкий фургон Sevel. Sevel — это мультибрэндовый совместный проект французской компании PSA и итальянского концерна Fiat. То есть лауреатами почетной премии теперь будем называть идентичные фургоны: Peugeot Expert, Citroen Jumpy и Fiat Scudo. Международное жюри, состоящее из журналистов 20 европейских стран, отдало 108 очков Sevel из максимальных 140. Вторым место получил Renault Kangoo (58 очков). Председатель фургонного жюри Питер Виман отметил, что судейская коллегия была впечатлена инновационной и в то же время функциональной конструкцией победителя, экологичностью двигателя, высоким уровнем безопасности, комфорта и общей характеристики управляемости автомобиля. Модельный ряд Sevel предлагает покупателю широкий выбор различных вариантов кузова (две колесные базы, два уровня высоты шасси и разные конфигурации установки дверей). Завершая рассказ о церемонии открытия TERTS, осталось сообщить, что приз за инновацию получило транспортное средство под названием Hytruck. Это 7,5-тонное автомобильное шасси с грузоподъемностью 3400 кг оснащено водородным двигателем и предназначено для развозной работы в центрах больших городов. Hytruck был одним из пяти кандидатов на почетный титул, и, по мнению члена жюри Хенка Нотебума, «Хитрак» выиграл, потому что продемонстрировал новейшую концепцию коммерческого транспорта с нулевой эмиссией. Он также отметил, что гибкость новой технологии позволяет использовать этот водородный двигатель в довольно широком диапазоне грузовых автомобилей.
Показывают гранды
(FIAT Scudo)
Стенд DAF, на котором демонстрировались девять грузовых автомобилей, традиционно занимал 2200 м2 выставочной площади. Компания DAF N.V. на сегодня является наиболее быстро растущим производителем грузовиков в Европе. В 2000 году ее доля в тяжелом классе составляла 9,7% рынка в Европейском Союзе, в прошлом году голландцы уже владели долей в 14,3%. В среднем классе (автомобили полной массой 6-15 тонн) DAF в 2006 году достиг уровня продаж 9,2% общего рынка стран ЕС. В Амстердаме фирма показала полностью обновленный модельный ряд своих грузовых автомобилей, которые могут оснащаться двигателями уровня Евро-5, в том числе и модернизированный среднетоннажник LF. Седельный тягач CF85 демонстрировался с новой высокой кабиной Space Cab и встроенными крышными осветительными элементами Skylights, прямо как у флагмана XF. Часть стенда DAF была посвящена технологиям будущего — там были еще более экологически чистый двигатель EEV и опытный образец среднетоннажного грузовика LF с гибридным приводом.
(DAF CF SPACE CAB)
Дизельный двигатель с технологией EEV предназначен для моделей DAF LF, CF и XF105. Благодаря встроенному фильтру сажи у этого силового агрегата эмиссия макрочастиц будет наполовину меньше, чем у существующих сегодня образцов. То есть каждый киловатт мощности 9-литрового мотора PACCAR PR, оснащенного пассивным фильтром сажи, будет выделять всего 0,015 грамма макрочастиц за один час работы. Это на 25% ниже, чем у аналогичного по объему и считающегося очень чистым газового двигателя. Цифра впечатляет — интересно бы сравнить этот показатель с «выхлопом» курильщика. Как ожидается, весной 2008 заказчики автомобилей DAF CF75 смогут укомплектовать свои новые автомобили моторами EEV в диапазоне мощностей от 250 до 360 л/с. А 12,9-литровая версия EEV двигателя PACCAR MX мощностью от 360 до 510 л/с. появится позднее и будет доступна для грузовиков DAF CF85 и XF105. Не забудут и среднетоннажную модель LF — кстати, ее 160-сильный двигатель EEV не будут комплектовать новейшим фильтром сажи. Здесь эмиссия уровня EEV достигается благодаря использованию чрезвычайно эффективного процесса сгорания топлива. Тема гибридных грузовиков и автобусов уже не является чем-то необычным — такие транспортные средства, наверно, разработали уже все автопроизводители — отечественный автопром в учет брать не буду, потому как он здесь еще не светился. Так вот, голландцы еще на выставке RAI-2005 продемонстрировали прототип грузовика LF с многообещающей гибридной технологией. Два года спустя на амстердамском стенде компании уже находился действующий опытный образец. Это транспортное средство с параллельным дизель-электрическим гибридным приводом. В его основе 4,5-литровый дизельный двигатель PACCAR FR (Евро-5) с максимальной мощностью 136 кВт (185 л/с.) и 6-скоростная компьютеризированная трансмиссия Eaton Autoshift. Между сцеплением и коробкой передач встроен электрический привод с функцией генератора, который может вырабатывать ток при торможении грузовика. Полученная таким образом электроэнергия накапливается в литий-ионных аккумуляторных батареях и потом используется при разгоне автомобиля или его движении без включенного дизельного двигателя — от электропривода.
(truck of year)
В конце этого года DAF планировала собрать первую серию опытных гибридных автомобилей и провести их полномасштабные испытания с привлечением потенциальных клиентов. Что ж, подождем, но, как вы уже можете представить, новая технологическая революция (массовое производство гибридных грузовиков), о которой не очень долго твердили передовики, наступит, видимо, очень скоро. Шведский автогигант Volvo, как показал его стенд в Амстердаме, сосредоточился в этом году на новых технологиях. Первая из них — программа Fuelwatch, разработанная специалистами Volvo Trucks. Ее внедрение поможет транспортному предприятию заметно повысить топливную экономичность собственного подвижного состава. Ключевыми моментами программы являются грамотно подобранная спецификация автомобиля, которая оптимально подходит для перевозки, регулярное техническое обслуживание грузовика, постоянный контроль за потреблением топлива и хорошо обученный персонал — водители. Результаты действия новой концепции Fuelwatch уже испытали некоторые крупные компании — они заявляют о значительном снижении затрат на топливо — примерно на 8%. В числе первых заказчиков, пожелавших опробовать новую программу в действии, чтобы понять ее потенциал, была голландская компания Van Dongen.
«Мы попробовали и поняли, что программа Fuelwatch помогает сократить расход топлива каждым грузовиком примерно на 6-7 процентов. Если бы мы сразу включили в программу весь свой парк, а это 260 автомобилей, то годовая экономия составила бы 800.000 евро. То есть можно сказать, что затраты на программу окупаются за год, и экономия налицо», — говорит директор голландской фирмы Гийс Ван Донген. Следующей тенденцией, показанной Volvo на RAI, стали ее усовершенствованные моторы, которые могут работать на различных «топливных коктейлях», сочетающие в себе обычную солярку с биогорючим, полученным из зерна или отходов. Для демонстрации этого направления на стенде компании находился грузовик, работающий на биогазе и биодизельном топливе. Сгорание обоих видов топлива без проблем происходит в его дизельном двигателе. Для этого камера сгорания оснащена разными системами впрыска. Еще одним продуктом, показанным здесь шведским автопроизводителем, стала новая более мощная версия моторного тормоза VEB (Volvo Engine Brake), который может быть применен в тяжелых дальнобойных грузовиках или мощных строительных машинах.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2007 год в рубрике машины и механизмы