Британский революционер

Этот материал посвящен выдающейся новинке c туманного Альбиона, которая способна полностью революционизировать наши представления о подвижном составе коммерческого транспорта.

Собственно, что мы знаем о британском автопроме? Наверное, многие вспомнят формулические «конюшни», знаменитые марки суперкаров, а вот о производителях грузовиков особо сказать нечего — полностью одолели их континентальные «коллеги». Но, как оказалось, не до конца — есть еще толковые мысли в головах изобретательных англичан. И подтверждение тому — новый неординарный, я бы даже сказал, революционный, полуприцеп Teardrop (комбинация слов: «слеза» и «падать»), выпущенный фирмой Don-Bur. Идея создания трейлера со слезовидной формой родилась в прошлом году после того, как компания показала на форуме свой опытный образец двухэтажного тентового полуприцепа с выпуклой крышей EcoStream. Британцы уже несколько лет занимаются исследованиями в области «горбатых» форм. Итогом этой работы стал проект EcoStream. Несмотря на полученную топливную экономию в результате опытной эксплуатации этой фуры, транспортники не спешили приобретать новинку. Дело в том, что из-за внедрения аэродинамического профиля у полуприцепа произошло сокращение полезного объема, поэтому операторы вынуждены были более тщательно считать: дает ли им трейлер EcoStream полную эффективность?

Менеджер по сбыту Don-Bur Ричард Оуэнс вспоминает, что на форуме к ним подошел представитель знаменитой британской сети универмагов Marks and Spencer (M&S), точнее, ее транспортного подразделения. Он был впечатлен новинкой и поинтересовался, смогла ли бы кузовная фирма изготовить для них трейлер с подобной аэродинамичной формой, не сокращая полезный объем и не нарушая при этом существующих дорожных нормативов? Исследования и проектирование заняли несколько месяцев. «Чтобы создать совершенную форму полуприцепа с новыми обтекаемыми качествами, мы решили изменить подход и работать, учитывая габариты всего автопоезда, а не только трейлера в отдельности», — говорит Оуэнс. Исходя из транспортных задач M&S, «торговцы» собирались использовать новые трейлеры на доставке общих бытовых товаров между складами поставщиков и универмагами. Для того, чтобы убедить перевозчиков M&S в топливной эффективности «слезовидного» полуприцепа, Don-Bur в апреле предоставил первый опытный образец новой фуры для проведения засекреченных сравнительных испытаний. Участвовать в тестах пригласили независимых водителей из почтовой компании DHL. Подготовка программы была тщательно спланирована. Для корректного сравнения («Слезинка» против «Правильного») подготовили два автопоезда с одинаковыми тягачами DAF CF75.360 (Евро-4). Поскольку в конструкции Teardrop применяется тандемная тележка, то такой же длины аналог и был подобран, но с прямой крышей. Ради получения точного результата оба трейлера загружали одинаковым количеством груза. На маршрут автопоезда отправлялись вместе и по дорогам двигались в паре, но на удаленном друг от друга расстоянии, при котором воздушный поток от первого не влиял бы на второй. Первый тест проходил между универмагами в Лондоне и складами, разбросанными по нескольким английским городам. Общий пробег составил около 1400 км в различных погодных условиях. Половина этого расстояния была пройдена порожняком, а вторая — с 14-тонной загрузкой. Второй тест проходил между основным складом компании M&S в Лечестере и универмагами в городах Лондон, Туррок, Нотинген и Манчестер. Совокупный пробег составил 4600 км. Результаты испытаний повергли всех в шок. Экономия топлива у «слезной» сцепки по сравнению с автопоездом, укомплектованным обычным «брикетным» полуприцепом, составила 10,14%! Вырос и полезный объем за счет внедренного «горба». Если в стандартную фуру входило не более 1079 ящиков, то в «слезную» затолкали целых 1248 коробки. То есть увеличение загрузки составило 16%! Вот так, не меняя ничего в механике тягача, но используя новый аэродинамичный полуприцеп, перевозчик получил весьма ощутимый доход на топливе и на перевозке. Заказ от M&S последовал незамедлительно — 140 единиц полуприцепов Teardrop.

Аэродинамика — вот главный ключ к дополнительной прибыли автоперевозчика. Топливо сегодня стоит недешево, а половину его необходимо сжечь для преодоления транспортным средством сопротивления воздуха при движении. Если углубиться в историю, то задачами по снижению воздушного сопротивления автопоезда специалисты занимались всегда. Но идеи в этой области были какие-то вялые, видимо, из-за не очень высоких цен на топливо. Мне тут вспоминаются «довески» в виде небольших элементов, приспособленных к тягачам и к кузовам полуприцепов. Это, конечно, спойлер на «голову», кормовое оперение кабины и боковые воротники фуры, съемные юбки, установленные по периметру нижней кромки трейлера, и совсем недавние изобретение — хвостовики для фур. Что ж, сегодня, когда стоимость солярки очень высока, да и экологический вопрос встал остро как никогда, опыт фирмы Don-Bur — пионера в области альтернативного кузовостроения — оказался как нельзя кстати. Надо сказать, что трейлер Teardrop, разработанный по заказу M&S, идеально подходит только для грузовика Daf CF — именно эти седельные тягачи преобладают в автопарке галантерейщиков. Как считает Оуэнс, если бы эти «горбатые» фуры начали стыковать с другими «головами», то топливная экономия не показалась бы такой внушительной, но все же однозначно бы появилась в сравнении с правильным полуприцепом. Специалисты Don-Bur говорят, что были бы рады получить новые проект-заказы на разработку Teardrop №2 и 3 и т.д., предназначенных для оптимального использования с тяжелыми грузовиками других марок.

Если посмотреть со стороны, то можно заметить, что полуприцеп Teardrop копирует прекрасные аэродинамичные линии падающей слезинки. Новый трейлер характеризует специально разработанная кривая по всей своей длине крыша, вогнутая фронтальная стенка, закругленные углы, минимальный промежуток между «головой» и «фурой» и юбки, установленные по периметру нижнего пояса трейлера. Все эти элементы и особенности чувствительно улучшают воздушный поток, тянущийся по поверхностям полуприцепа, и уменьшают сопротивление воздуха всего автопоезда в целом. Высота фронтальной стенки, как у обычных аналогов, 4 м, что идеально подходит тягачу DAF CF. Дальше идет подъем до отметки 4,5 м, и затем плавное снижение до 3,7 м в кормовой части с высотой проема 2138 мм. В своей самой высокой точке «слезинка» окажется на 500 мм выше, чем ее «правильный» конкурент. Конструкторы Don-Bur понимали, что эти дополнительные полметра могли бы стать проблемой для перевозчиков, работающих при строгом ограничении высоты. Однако слезовидная — это не прямая, а кривая форма, поэтому вертикальный габарит крыши плавно уменьшается, внизу доходя до «правильной» высоты у самых дверей, означая то, что Teardrop прекрасно станет под стандартную погрузочную площадку. Между крышей и боковыми панелями смонтированы длинные фасонные элементы с большим радиусом закругления, они также играют специальную роль, вернее, уменьшают сопротивление воздушного потока. Интересная деталь — юбка, смонтированная по нижнему поясу полуприцепа. Она имеет необычный загибающийся на корме контур. Все это сделано для того, чтобы не допустить «гуляние ветра» под шасси трейлера. Кроме этого, фронтальная панель фуры выгнута невиданным доселе образом — вовнутрь. Как оказалось, столь необычное инженерное решение уменьшает турбулентность, которая неизменно возникает во время движения между тягачом и трейлером. Да, профиль «слезинки» подобно крылу птицы имеет идеальную аэродинамическую форму, но при этом ее кузов со стандартным габаритом 13,6 м имеет внутренний объем 86 м3 вместо 78 м3, как у обычной фуры с аналогичной длиной. То есть перевозчик, обладающий полуприцепом Teardrop, не нарушая дорожных нормативов, получит дополнительные 10% полезного пространства.

В процессе консультаций между Don-Burs и M&S был определен материал кузова. Выбор остановили на 20 мм алюминиевых панелях Technolite. В результате снаряженная масса трейлера не превышает 6860 кг, что на 640 кг меньше, чем у существующих аналогов. Коммерческий директор фирмы Don- Bur Дэвид Бертон рассказывает: “Заметное улучшение топливной эффективности без сокращения места для груза было загадкой, отгадку на которую транспортное машиностроение не могло найти много лет. Трейлер Teardrop решил эту проблему как раз в то время, когда правительства и перевозчики хотят создать транспортные сети, которые были бы экономически эффективными и экологически безвредными. Мы рады, что Marks & Spencer признал потенциал новой модели”. Новый полуприцеп Teardrop, запатентованный фирмой Don-Bur, как считают британцы, будет немного дороже, чем нормальный трейлер, благодаря тому, что технология изготовления не изменилась, и в конструкции не применяются дорогие компоненты и материалы. Итак, трейлер Teardrop, выпущенный чемпионом по инновациям кузовостроительного рынка фирмой Don-Bur, может принять вовнутрь на 16% больше груза, чем стандартный трейлер. Его аэродинамическая форма обеспечивает 10-процентную экономию топлива или сокращает эмиссию CO2 на 20%. То есть можно сказать, что этот революционный проект разрушает старый стереотип, сидящий в умах транспортников, что автопром не в состоянии улучшить аэродинамику подвижного состава, не уменьшая его полезный объем. И последнее: мне вспоминаются доморощенные грузовики-трансформеры — переделки наших водителей. Их очень много, и все они разные, но тягают они, как правило, стандартные фуры. В этой связи хотелось бы спросить: а появятся ли среди наших умельцев создатели аэродинамического полуприцепа собственной конструкции? Который прямо как капитан Жеглов скажет: «А теперь горбатый. Я сказал: горбатый!»

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость