Гигалайнер — транспорт для тяжеловозов
Как перевозят новые автомобили, наверное, многие видели: если речь о легковых, то автовозом, а как грузовики? Да, конечно, при транспортировке на многие тысячи километров используется железная дорога, а на меньшие расстояния?
Ну это ж не проблема, будет ответ: на то она и машина — сама доедет. И в подтверждение этих слов довольно часто встречаем на наших дорогах жесткие сцепки из новых грузовиков, когда один тянет другого или логистические загогулины, у которых передний мост ведомого шасси закреплен на «спине» ведущего. Но такая оригинальная отечественная разработка однозначно не подойдет к тяжеловозам с колесной формулой 8х8. И вот именно как раз такую задачу по доставке тяжелых полноприводных армейских грузовиков на военные базы пришлось решать транспортному агентству Zandberger Transport & Logistiek (Голландия) после того, как министерство обороны Нидерландов сделало шикарный заказ концерну Scania на новые четырехосные шасси. Вроде примитивная на первый взгляд задача оказалась не такой уж простой, так как речь шла о 550 тяжеловозах, которые в строгом соответствии с графиком должны были быть доставлены по всей территории Голландского королевства. Естественно, можно тупо стыковать новый четырехосник с тягачом-буксиром, но такой бизнес будет иметь минимальную прибыль. Поэтому для повышения эффективности транспортировки и в соответствии с экспериментальными дорожными стандартами Нидерландов был разработан новейший специализированный подвижной состав, названный гигалайнер. Забегая вперед, скажу, что именно благодаря использованию этого длинного сочлененного полуприцепа рентабельность этих перевозок была увеличена почти вдвое.
Да, разбаловались эти голландцы, подумаете вы. По площади Королевство Нидерланды меньше территории Московской области, а их военным еще и автомобили к воротам привези. Уж наши вояки точно бы сами поехали на завод за новыми грузовиками, да еще многосоткилометровым маршем вернулись на базы — ничего бы страшного с ресурсом машины не случилось, да и солярки на это не жалко. Трудно сказать, на чьей стороне правда, но на этом примере четко видна серьезная разница в европейском и евроазиатском менталитете. А финансовый итог этой самой разницы заключается в том, что люди в Голландии живут покомфортнее и побогаче нашего люду.
Спецзаказ
Как рассказал один из руководителей транспортной компании Кеес Зандберген младший: «Мы самостоятельно разработали идею нового подвижного состава, предназначенного исключительно для транспортировки пары четырехосных грузовиков, которые приобретаются министерством обороны. Нашей целью было использовать многофункциональные прицепы, которые бы без проблем стыковались с обычным тягачом. Построенный фирмой G.S. Meppel гигалайнер в принципе идентичен нашим большим полуприцепам, но у него нет подъемных устройств и направляющих второго этажа. Также с целью сокращения издержек конструкция длинномера была слегка упрощена, ведь пока точно неизвестно, что будет с новой транспортной концепцией после того, как закончится эксперимент, проводимый министерством транспорта Нидерландов по использованию подвижного состава типа EuroCombi». Напомню, что временный стандарт EuroCombi, действующий только в Голландии, — это комбинация грузовика с полуприцепом и прицепом с максимальной общей длиной 25,25 метров при полной массе автопоезда до 60 тонн. «В принципе разница между этим гигалайнером и нашими «обычными» полуприцепами из комби-состава не слишком ощутима, — говорит представитель транспортной фирмы Тим Снейдер. — Они ведь тоже в большинстве случаев превышают 20 метров в длину. Длина же этого автовозного поезда составляет 25,18 метров, что на 7 см меньше максимально допустимой нормы для гигалайнеров». Снаряженная масса полуприцепа — 5,5 тонн, прицепа — 6,5 тонн, сам тягач весит около 11 тонн плюс груз — два четырехосных грузовика по 18 тонн каждый. Таким образом, вес всего автопоезда составляет ровно 59 тонн, что на одну тонну меньше максимальной нормы, допустимой для гигалайнера. Что касается гражданского тягача, занятого в транспортировке армейского транспорта, то могу сказать, что фирма Zandbergen специально приобрела грузовик Scania 164L 480 Topline. Он стал своего рода пробным экземпляром, собранным шведским изготовителем и предназначенным для работы в составе автопоезда EuroCombi. Ярко окрашенный тягач с множеством наворотов выглядит внушительно. Он оборудован V8 дизельным двигателем с системой EGR, который соответствует нормам Евро-4. По мнению водителя Хенка, перевозящего военные тяжеловозы, автомобиль отлично подходит к гигалайнеру. Шофер вполне освоился с управлением этого очень длинного автопоезда. Хенк и его напарник уже более месяца работают на этой сцепке, и каких-либо серьезных проблем у них пока не возникало: «Нам, конечно же, приходится следить за прицепом, потому что он сильно болтается. Я однажды уже лишился пары габаритных огней! Но это мелочи».
Секретный груз
После завершения дооснащения и покраски армейские 18-тонные тягачи Scania 124C420 с колесной формулой 8x8 в новом одеянии выглядят довольно впечатляюще. Шофер спокойно выполняет обычный ритуал разгрузки и погрузки. То есть два неокрашенных тяжеловоза заменяются окрашенными. Длится это около часа. Когда «старые» машины сгружены, а «свежие» уже погружены на борт, водитель говорит: «Этими четырехосными военными тягачами наверняка было бы легко управлять в составе сцепки EuroCombi, потому что у них автоматическая коробка передач (Opticruise) и блокировка дифференциала. Такие идут, можно сказать, сами. Не газуя, не пробуксовывая».
Логистика маршрута
Поскольку военное ведомство заказало многофункциональные военные автомобили Scania с гидросистемой для быстрой смены различных грузовых платформ, то начинается все в городе Зволле (Голландия) на сборочном заводе шведской фирмы. Здесь перевозчики ежедневно получают два голых четырехосных шасси и перевозят их в г. Бладел, где машины оборудуются разгрузочно-погрузочным оборудованием. Забрав там два готовых тяжеловоза, далее автомобили транспортируются на фирму Elzinga в промышленный район Йирнсум. Тут грузовики окрашивают в цвет хаки и перевозят обратно в г. Зволле на стоянку фирмы Beers — дилера Scania. Так проходит день за днем, пока не будут оборудованы и покрашены все заказанные 550 машин. «Министерство обороны, возможно, от парных перевозок много не выиграет, но для Scania выгода очевидна. Большая экономия достигается за счет сокращения транспортных издержек. За один рейс мы перевозим два военных грузовика вместо одного. Расход топлива при этом не намного выше». Мы едем по трассе A32 в направлении Зволле. Водитель Хенк показывает на цифры расхода топлива, рассчитанные бортовым компьютером: 45,1 л/100 км при общем расстоянии 230 км. «Такой автопоезд не слишком обтекаем, — говорит он. — Но ветер сейчас попутный. Это тоже имеет значение. Ведь на обратном пути наш груз тяжелее на целый килограмм. Слой краски на военных грузовиках, как-никак, будет толще...» Маршрут проработан довольно детально: так как не по всем дорогам можно ездить на гигалайнерах, логистики транспортной фирмы старались выбрать те разрешенные трассы, где практически не бывает пробок. Также надо отметить, что, кроме перевозки двух четырехосных шасси, на этот гигалайнер можно загрузить четыре новых тягача 4х2 Scania. Такие заказы, кстати, транспортники Zandbergen уже выполняли от завода г. Зволле в Роттердамский Европорт. Начальник отдела перевозок фирмы Zandbergen Тим Снейдер считает, что министерство транспорта крайне удачно выбрало время для эксперимента с гигалайнерами. Эти уникальные длинные сцепки действительно помогают улучшить экологию, так как для доставки тонны груза нужно меньше сжечь топлива, также можно перевезти значительно больше товаров, используя один тягач и одного шофера, и, конечно, получить больше прибыли для транспортной компании.
Владимир ЧЕХУТА
Ну это ж не проблема, будет ответ: на то она и машина — сама доедет. И в подтверждение этих слов довольно часто встречаем на наших дорогах жесткие сцепки из новых грузовиков, когда один тянет другого или логистические загогулины, у которых передний мост ведомого шасси закреплен на «спине» ведущего. Но такая оригинальная отечественная разработка однозначно не подойдет к тяжеловозам с колесной формулой 8х8. И вот именно как раз такую задачу по доставке тяжелых полноприводных армейских грузовиков на военные базы пришлось решать транспортному агентству Zandberger Transport & Logistiek (Голландия) после того, как министерство обороны Нидерландов сделало шикарный заказ концерну Scania на новые четырехосные шасси. Вроде примитивная на первый взгляд задача оказалась не такой уж простой, так как речь шла о 550 тяжеловозах, которые в строгом соответствии с графиком должны были быть доставлены по всей территории Голландского королевства. Естественно, можно тупо стыковать новый четырехосник с тягачом-буксиром, но такой бизнес будет иметь минимальную прибыль. Поэтому для повышения эффективности транспортировки и в соответствии с экспериментальными дорожными стандартами Нидерландов был разработан новейший специализированный подвижной состав, названный гигалайнер. Забегая вперед, скажу, что именно благодаря использованию этого длинного сочлененного полуприцепа рентабельность этих перевозок была увеличена почти вдвое.
Да, разбаловались эти голландцы, подумаете вы. По площади Королевство Нидерланды меньше территории Московской области, а их военным еще и автомобили к воротам привези. Уж наши вояки точно бы сами поехали на завод за новыми грузовиками, да еще многосоткилометровым маршем вернулись на базы — ничего бы страшного с ресурсом машины не случилось, да и солярки на это не жалко. Трудно сказать, на чьей стороне правда, но на этом примере четко видна серьезная разница в европейском и евроазиатском менталитете. А финансовый итог этой самой разницы заключается в том, что люди в Голландии живут покомфортнее и побогаче нашего люду.
Спецзаказ
Как рассказал один из руководителей транспортной компании Кеес Зандберген младший: «Мы самостоятельно разработали идею нового подвижного состава, предназначенного исключительно для транспортировки пары четырехосных грузовиков, которые приобретаются министерством обороны. Нашей целью было использовать многофункциональные прицепы, которые бы без проблем стыковались с обычным тягачом. Построенный фирмой G.S. Meppel гигалайнер в принципе идентичен нашим большим полуприцепам, но у него нет подъемных устройств и направляющих второго этажа. Также с целью сокращения издержек конструкция длинномера была слегка упрощена, ведь пока точно неизвестно, что будет с новой транспортной концепцией после того, как закончится эксперимент, проводимый министерством транспорта Нидерландов по использованию подвижного состава типа EuroCombi». Напомню, что временный стандарт EuroCombi, действующий только в Голландии, — это комбинация грузовика с полуприцепом и прицепом с максимальной общей длиной 25,25 метров при полной массе автопоезда до 60 тонн. «В принципе разница между этим гигалайнером и нашими «обычными» полуприцепами из комби-состава не слишком ощутима, — говорит представитель транспортной фирмы Тим Снейдер. — Они ведь тоже в большинстве случаев превышают 20 метров в длину. Длина же этого автовозного поезда составляет 25,18 метров, что на 7 см меньше максимально допустимой нормы для гигалайнеров». Снаряженная масса полуприцепа — 5,5 тонн, прицепа — 6,5 тонн, сам тягач весит около 11 тонн плюс груз — два четырехосных грузовика по 18 тонн каждый. Таким образом, вес всего автопоезда составляет ровно 59 тонн, что на одну тонну меньше максимальной нормы, допустимой для гигалайнера. Что касается гражданского тягача, занятого в транспортировке армейского транспорта, то могу сказать, что фирма Zandbergen специально приобрела грузовик Scania 164L 480 Topline. Он стал своего рода пробным экземпляром, собранным шведским изготовителем и предназначенным для работы в составе автопоезда EuroCombi. Ярко окрашенный тягач с множеством наворотов выглядит внушительно. Он оборудован V8 дизельным двигателем с системой EGR, который соответствует нормам Евро-4. По мнению водителя Хенка, перевозящего военные тяжеловозы, автомобиль отлично подходит к гигалайнеру. Шофер вполне освоился с управлением этого очень длинного автопоезда. Хенк и его напарник уже более месяца работают на этой сцепке, и каких-либо серьезных проблем у них пока не возникало: «Нам, конечно же, приходится следить за прицепом, потому что он сильно болтается. Я однажды уже лишился пары габаритных огней! Но это мелочи».
Секретный груз
После завершения дооснащения и покраски армейские 18-тонные тягачи Scania 124C420 с колесной формулой 8x8 в новом одеянии выглядят довольно впечатляюще. Шофер спокойно выполняет обычный ритуал разгрузки и погрузки. То есть два неокрашенных тяжеловоза заменяются окрашенными. Длится это около часа. Когда «старые» машины сгружены, а «свежие» уже погружены на борт, водитель говорит: «Этими четырехосными военными тягачами наверняка было бы легко управлять в составе сцепки EuroCombi, потому что у них автоматическая коробка передач (Opticruise) и блокировка дифференциала. Такие идут, можно сказать, сами. Не газуя, не пробуксовывая».
Логистика маршрута
Поскольку военное ведомство заказало многофункциональные военные автомобили Scania с гидросистемой для быстрой смены различных грузовых платформ, то начинается все в городе Зволле (Голландия) на сборочном заводе шведской фирмы. Здесь перевозчики ежедневно получают два голых четырехосных шасси и перевозят их в г. Бладел, где машины оборудуются разгрузочно-погрузочным оборудованием. Забрав там два готовых тяжеловоза, далее автомобили транспортируются на фирму Elzinga в промышленный район Йирнсум. Тут грузовики окрашивают в цвет хаки и перевозят обратно в г. Зволле на стоянку фирмы Beers — дилера Scania. Так проходит день за днем, пока не будут оборудованы и покрашены все заказанные 550 машин. «Министерство обороны, возможно, от парных перевозок много не выиграет, но для Scania выгода очевидна. Большая экономия достигается за счет сокращения транспортных издержек. За один рейс мы перевозим два военных грузовика вместо одного. Расход топлива при этом не намного выше». Мы едем по трассе A32 в направлении Зволле. Водитель Хенк показывает на цифры расхода топлива, рассчитанные бортовым компьютером: 45,1 л/100 км при общем расстоянии 230 км. «Такой автопоезд не слишком обтекаем, — говорит он. — Но ветер сейчас попутный. Это тоже имеет значение. Ведь на обратном пути наш груз тяжелее на целый килограмм. Слой краски на военных грузовиках, как-никак, будет толще...» Маршрут проработан довольно детально: так как не по всем дорогам можно ездить на гигалайнерах, логистики транспортной фирмы старались выбрать те разрешенные трассы, где практически не бывает пробок. Также надо отметить, что, кроме перевозки двух четырехосных шасси, на этот гигалайнер можно загрузить четыре новых тягача 4х2 Scania. Такие заказы, кстати, транспортники Zandbergen уже выполняли от завода г. Зволле в Роттердамский Европорт. Начальник отдела перевозок фирмы Zandbergen Тим Снейдер считает, что министерство транспорта крайне удачно выбрало время для эксперимента с гигалайнерами. Эти уникальные длинные сцепки действительно помогают улучшить экологию, так как для доставки тонны груза нужно меньше сжечь топлива, также можно перевезти значительно больше товаров, используя один тягач и одного шофера, и, конечно, получить больше прибыли для транспортной компании.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2007 год в рубрике машины и механизмы