Автобусные смотрины в Бирмингеме
10 и 11 октября на территории выставочного центра NEC в Бирмингеме прошли смотрины автобусостроителей из Соединенного Королевства под названием Coach & Bus Live 2007. То, что британские «АВТОБУС» и «ЛАЙНЕР» живут и чувствуют себя неплохо, подтвердила экспозиция этого выставочного мероприятия, в которой, кстати, приняли участие более 150 предприятий.
Если бросить беглый взгляд на автобусную индустрию Британии, можно отметить определенный стереотип, по которому работает отрасль. Многообразие типов и видов выпускаемых сегодня пассажирских машин получается благодаря универсальному собственному производству каждого производителя, который при создании автобуса берет шасси от ведущих изготовителей, монтирует на него собственный кузов и делает внутреннее оснащение. Поэтому каждая пассажирская машина, произведенная на туманном Альбионе, гарантирует своему хозяину многолетний срок службы, отличные ездовые качества, безопасность, а также комфорт и оптимальные удобства для пассажиров.
Esker «Туризм»
Фирма Esker представила лайнер нового поколения Touring. Залогом успеха для Esker Touring является его прочный стальной корпус, выполненный в соответствии с требованиями стандарта ECER66, и немецкое шасси Mercedes-Benz. Автобус укомплектован 6-цилиндровым двигателем OM906 мощностью 170 кВт (231 л/с.), 6-ступенчатой механической коробкой передач, пневматической подвеской обоих мостов, а также дисковыми тормозами и системами ABS и ASR. Внутреннюю проработку «Туризма» можно даже назвать роскошной, хотя цена транспортного средства вполне разумна. Внутренняя отделка подоконных стенок и крыши выполнена из замши, а пол покрыт практичным ковром. Комфорт пассажира начинается с погружения в шикарное кресло Ergos CLT фирмы Esterban с наклонными спинками, трехточечными ремнями безопасности, подставками для ног и подушками-подголовниками. Двойные стекла помогают звукоизолировать салон от внешних шумов. Встроенное аудиовизуальное оборудование включает ЖКИ-монитор и DVD-плейер, радиоприемник и микрофон для гида. Кроме этого, в автобусе есть установка климат-контроля, обогреватель Webasto, холодильник и кофеварка. Пассажировместимость «Туризма» — 41 человек. Объем багажного отделения составляет 7,0 м3. Габаритные размеры автобуса: длина — 10.000 мм, высота — 3580 мм. Колесная база — 5360 мм.
Esker Riada 815
Специалисты компании Esker считают, что их компактный туристский лайнер Riada является самым престижным в своей нише на рынке пассажирского транспорта. Так это или нет, трудно сказать, но внешнее впечатление он производит довольно солидное. Это автобус нового поколения, который комбинирует в своей конструкции такие качества, как прочность, надежность, экономию и роскошную спецификацию.
Легко понять, почему многие туроператоры уже выбрали для себя Esker Riada 815. Ведь в его основе находится шасси Mercedes-Benz 815D, в качестве которого никого убеждать не надо. Оно оснащено двигателем OM904 мощностью 110 кВт (150 л/с.), 5-скоростной механической коробкой передач с передней рессорной и задней пневматической подвесками и дисковыми тормозами обеих осей с системами ABS. Пассажировместимость салона может варьироваться от 29 до 33 мест. Для максимализации комфорта в оснащении Riada 815 применены удобные кресла фирмы Avance 2010 с ремнями безопасности, скамеечками для ног и кожаными подголовниками. Для создания уютной атмосферы внутреннее пространство салона отделано высококачественными замшевыми материалами. В оснащение миди-лайнера входят отопитель, холодильник, установка климат-контроля, CD-чейнджер, DVD- проигрыватель, ЖКИ-монитор, радиоприемник и микрофон для гида. А чтобы пассажирам было удобно разместить свои вещи, в автобусе предусмотрена новая модульная конструкция багажных полок с встроенной системой освещения для каждого кресла. Но кроме этого существует отдельное багажное отделение с объемом 5,8 м3.
Комфортабельный минибус на шасси LDV Maxus
Фирма Tawe Coachbuilders Ltd является одним из лидеров автомобильной промышленности в сфере преобразования обычных транспортных средств в специализированные. Так, в частности, англичане предлагают своим клиентам переделанные 8-, 12-, 16- и 24-местные автобусы или роскошные минибусы в стиле люкс. Другая область, в которой специализируется фирма, — это пожарные автомобили, мобильные хирургические операционные, транспортные средства для наблюдения, передвижные библиотеки и офисы, а также моторхоумы и горноспасательные машины.
Осенней премьерой Tawe Coachbuilders, продемонстрированной на выставке, стал 16-местный минибус люксового исполнения на базе LDV Maxus LWB Hi- Top с увеличенной внутренней высотой. Кстати, британская компания LDV (входящая в «Группу ГАЗ») серийно выпускает только 10-, 12-, 15- и 17- местные недорогие маршрутки. Новый малогабаритный туристский переднеприводной автобус комплектуется 4-цилиндровым двигателем 2.5 CRD (Евро-4) мощностью 120 л/с. при 3800 об./мин. и крутящим моментом 300 Нм, а также 5-скоростной механической коробкой передач. Для создания комфортной атмосферы внутреннее пространство салона отделано высококачественными замшевыми материалами. 16 мягких кресел фирмы Esterban с наклонными спинками оборудованы трехточечными ремнями безопасности. В оснащение туристского минибуса входят электрочайник, ЖКИ-монитор и DVD-плейер, а холодильник и система климат-контроля устанавливается по отдельному заказу. Кроме нехитрого внедрения в кузов LDV Maxux привычного набора оборудования и узлов, делающих минибус комфортабельным транспортным средством, специалисты Tawe Coachbuilders также встроили дополнительную входную ступеньку с электроприводом, а в крыше установили люк из прозрачного материала.
Автобус Plaxton Centro
Низкопольный автобус Centro, впервые показанный на октябрьском шоу, стал последней концепцией городской пассажирской машины, выпущенной фирмой Plaxton. Новинка собрана на шасси MAN 12.240 и оснащена двигателем MAN (Евро-4 EGR) с мощностью 240 л/с. и автоматической коробкой передач ZF. Корпус машины сварен из алюминиевых профилей и облицован панелями из того же металла, а середина кузова обшита стальными нержавеющими листами. В салоне Centro установлены кресла Civic фирмы Estaban. Пассажировместимость автобуса составляет 77 человек включая 51 место для сидения. Элегантный модельный ряд Plaxton Centro был запущен в производство в 2006 году. Полный список опций городских автобусов Centro состоит из 20 разновидностей шасси от трех ведущих изготовителей включая выбор двигателя Евро-4 SCR или EGR, автоматической или ручной коробки передач, а также изменяемого по желанию заказчика положения входных дверей и расположения сидений в салоне.
Новый Meridian от британского Neoman
Компания Neoman Bus UK, занимающая сегодня 7% британского рынка, запустила в производство новый низкопольный автобус Meridian, предназначенный для перевозки пассажиров по городским маршрутам. Эта 12-метровая машина была создана в партнерстве с кузовным предприятием Wright Group. Однодверный 44-местный Meridian собран на шасси MAN A22 и комплектуется 10,6-литровым двигателем MAN D2066 (Евро-4 EGR) мощностью 270 л/с. и 12- скоростной трансмиссией MAN TipMatic. В Великобритании новый городской автобус будет стоить приблизительно 100.000 фунтов стерлингов. В 2008 году фирма Neoman Bus UK планирует выпустить вариант низкопольного перронного Meridian’а.
Caetano Optimo V
Предприятие Caetano продемонстрировало 21-местный модернизированный автобус Optimo V, который выпускается уже с марта 2007 года. Эта пассажирская машина была спроектирована в соответствии с последними европейскими инструкциями 20001/85 и может комплектоваться 21-м или 22-мя сидениями.
На осенний показ англичане привезли Optimo V уже с измененным внешним видом. С технической точки зрения все осталось как прежде — автобус также собран на японском шасси Toyota Coaster, которое, кстати, было разработано специально для пассажирских транспортных средств.
Машина оснащается рядным 4-цилиндровым двигателем Toyota 15 B-FTE мощностью 100 кВт (136 л/с.) при 2600 об./мин. и крутящим моментом 382 Нм. В тандеме с мотором работает 6-ступенчатая механическая коробка передач. Габаритная длина автобуса — 7586 мм, а минимальный диаметр поворота составляет 16,4 м. Клиенты, которые остановят свой выбор на Optimo, получат 3-летнюю гарантию на автобусное шасси или 200.000 км пробега, а также 3-летнюю антикоррозийную гарантию на кузов.
Advantage, или маршрутка по-английски
Фирма John Dennis Coachbuilders (JDC), довольно известная по своим пожарным машинам Dennis, решила попробовать свои силы в автобусных кузовах. Взяв за основу шасси Irisbus Daily, англичане создали маршрутку для инвалидов, оснащенную подъемником (смонтированным в задней части) и рассчитанную на перевозку 7 пассажиров в инвалидных креслах. Автобус оснащен двигателем Iveco 50C14 3.0 HPI мощностью 136 л/с. и 6-скоростной механической коробкой передач. Полная масса машины составляет 5200 кг. Кстати, кузовное пространство автобуса позволяет разметить внутри его 20 мест для сидения, тем самым можно получить стандартную маршрутку. Поддерживая имидж марки надежных и долговечных транспортных средств, JDC предложило своим заказчикам 3-летнюю гарантию на кузов автобуса.
В заключение можно резюмировать, что британская автобусная индустрия сегодня неплохо существует, в отличие от производства грузовиков. То есть небольшие английские автобусные ателье, используя правостороннее расположение руля и небольшой внутренний спрос на пассажирские машины, довольно успешно заполняют рыночные ниши своими оригинальными транспортными средствами и не сильно страдают от маститых континентальных конкурентов.
Владимир ЧЕХУТА
Если бросить беглый взгляд на автобусную индустрию Британии, можно отметить определенный стереотип, по которому работает отрасль. Многообразие типов и видов выпускаемых сегодня пассажирских машин получается благодаря универсальному собственному производству каждого производителя, который при создании автобуса берет шасси от ведущих изготовителей, монтирует на него собственный кузов и делает внутреннее оснащение. Поэтому каждая пассажирская машина, произведенная на туманном Альбионе, гарантирует своему хозяину многолетний срок службы, отличные ездовые качества, безопасность, а также комфорт и оптимальные удобства для пассажиров.
Esker «Туризм»
Фирма Esker представила лайнер нового поколения Touring. Залогом успеха для Esker Touring является его прочный стальной корпус, выполненный в соответствии с требованиями стандарта ECER66, и немецкое шасси Mercedes-Benz. Автобус укомплектован 6-цилиндровым двигателем OM906 мощностью 170 кВт (231 л/с.), 6-ступенчатой механической коробкой передач, пневматической подвеской обоих мостов, а также дисковыми тормозами и системами ABS и ASR. Внутреннюю проработку «Туризма» можно даже назвать роскошной, хотя цена транспортного средства вполне разумна. Внутренняя отделка подоконных стенок и крыши выполнена из замши, а пол покрыт практичным ковром. Комфорт пассажира начинается с погружения в шикарное кресло Ergos CLT фирмы Esterban с наклонными спинками, трехточечными ремнями безопасности, подставками для ног и подушками-подголовниками. Двойные стекла помогают звукоизолировать салон от внешних шумов. Встроенное аудиовизуальное оборудование включает ЖКИ-монитор и DVD-плейер, радиоприемник и микрофон для гида. Кроме этого, в автобусе есть установка климат-контроля, обогреватель Webasto, холодильник и кофеварка. Пассажировместимость «Туризма» — 41 человек. Объем багажного отделения составляет 7,0 м3. Габаритные размеры автобуса: длина — 10.000 мм, высота — 3580 мм. Колесная база — 5360 мм.
Esker Riada 815
Специалисты компании Esker считают, что их компактный туристский лайнер Riada является самым престижным в своей нише на рынке пассажирского транспорта. Так это или нет, трудно сказать, но внешнее впечатление он производит довольно солидное. Это автобус нового поколения, который комбинирует в своей конструкции такие качества, как прочность, надежность, экономию и роскошную спецификацию.
Легко понять, почему многие туроператоры уже выбрали для себя Esker Riada 815. Ведь в его основе находится шасси Mercedes-Benz 815D, в качестве которого никого убеждать не надо. Оно оснащено двигателем OM904 мощностью 110 кВт (150 л/с.), 5-скоростной механической коробкой передач с передней рессорной и задней пневматической подвесками и дисковыми тормозами обеих осей с системами ABS. Пассажировместимость салона может варьироваться от 29 до 33 мест. Для максимализации комфорта в оснащении Riada 815 применены удобные кресла фирмы Avance 2010 с ремнями безопасности, скамеечками для ног и кожаными подголовниками. Для создания уютной атмосферы внутреннее пространство салона отделано высококачественными замшевыми материалами. В оснащение миди-лайнера входят отопитель, холодильник, установка климат-контроля, CD-чейнджер, DVD- проигрыватель, ЖКИ-монитор, радиоприемник и микрофон для гида. А чтобы пассажирам было удобно разместить свои вещи, в автобусе предусмотрена новая модульная конструкция багажных полок с встроенной системой освещения для каждого кресла. Но кроме этого существует отдельное багажное отделение с объемом 5,8 м3.
Комфортабельный минибус на шасси LDV Maxus
Фирма Tawe Coachbuilders Ltd является одним из лидеров автомобильной промышленности в сфере преобразования обычных транспортных средств в специализированные. Так, в частности, англичане предлагают своим клиентам переделанные 8-, 12-, 16- и 24-местные автобусы или роскошные минибусы в стиле люкс. Другая область, в которой специализируется фирма, — это пожарные автомобили, мобильные хирургические операционные, транспортные средства для наблюдения, передвижные библиотеки и офисы, а также моторхоумы и горноспасательные машины.
Осенней премьерой Tawe Coachbuilders, продемонстрированной на выставке, стал 16-местный минибус люксового исполнения на базе LDV Maxus LWB Hi- Top с увеличенной внутренней высотой. Кстати, британская компания LDV (входящая в «Группу ГАЗ») серийно выпускает только 10-, 12-, 15- и 17- местные недорогие маршрутки. Новый малогабаритный туристский переднеприводной автобус комплектуется 4-цилиндровым двигателем 2.5 CRD (Евро-4) мощностью 120 л/с. при 3800 об./мин. и крутящим моментом 300 Нм, а также 5-скоростной механической коробкой передач. Для создания комфортной атмосферы внутреннее пространство салона отделано высококачественными замшевыми материалами. 16 мягких кресел фирмы Esterban с наклонными спинками оборудованы трехточечными ремнями безопасности. В оснащение туристского минибуса входят электрочайник, ЖКИ-монитор и DVD-плейер, а холодильник и система климат-контроля устанавливается по отдельному заказу. Кроме нехитрого внедрения в кузов LDV Maxux привычного набора оборудования и узлов, делающих минибус комфортабельным транспортным средством, специалисты Tawe Coachbuilders также встроили дополнительную входную ступеньку с электроприводом, а в крыше установили люк из прозрачного материала.
Автобус Plaxton Centro
Низкопольный автобус Centro, впервые показанный на октябрьском шоу, стал последней концепцией городской пассажирской машины, выпущенной фирмой Plaxton. Новинка собрана на шасси MAN 12.240 и оснащена двигателем MAN (Евро-4 EGR) с мощностью 240 л/с. и автоматической коробкой передач ZF. Корпус машины сварен из алюминиевых профилей и облицован панелями из того же металла, а середина кузова обшита стальными нержавеющими листами. В салоне Centro установлены кресла Civic фирмы Estaban. Пассажировместимость автобуса составляет 77 человек включая 51 место для сидения. Элегантный модельный ряд Plaxton Centro был запущен в производство в 2006 году. Полный список опций городских автобусов Centro состоит из 20 разновидностей шасси от трех ведущих изготовителей включая выбор двигателя Евро-4 SCR или EGR, автоматической или ручной коробки передач, а также изменяемого по желанию заказчика положения входных дверей и расположения сидений в салоне.
Новый Meridian от британского Neoman
Компания Neoman Bus UK, занимающая сегодня 7% британского рынка, запустила в производство новый низкопольный автобус Meridian, предназначенный для перевозки пассажиров по городским маршрутам. Эта 12-метровая машина была создана в партнерстве с кузовным предприятием Wright Group. Однодверный 44-местный Meridian собран на шасси MAN A22 и комплектуется 10,6-литровым двигателем MAN D2066 (Евро-4 EGR) мощностью 270 л/с. и 12- скоростной трансмиссией MAN TipMatic. В Великобритании новый городской автобус будет стоить приблизительно 100.000 фунтов стерлингов. В 2008 году фирма Neoman Bus UK планирует выпустить вариант низкопольного перронного Meridian’а.
Caetano Optimo V
Предприятие Caetano продемонстрировало 21-местный модернизированный автобус Optimo V, который выпускается уже с марта 2007 года. Эта пассажирская машина была спроектирована в соответствии с последними европейскими инструкциями 20001/85 и может комплектоваться 21-м или 22-мя сидениями.
На осенний показ англичане привезли Optimo V уже с измененным внешним видом. С технической точки зрения все осталось как прежде — автобус также собран на японском шасси Toyota Coaster, которое, кстати, было разработано специально для пассажирских транспортных средств.
Машина оснащается рядным 4-цилиндровым двигателем Toyota 15 B-FTE мощностью 100 кВт (136 л/с.) при 2600 об./мин. и крутящим моментом 382 Нм. В тандеме с мотором работает 6-ступенчатая механическая коробка передач. Габаритная длина автобуса — 7586 мм, а минимальный диаметр поворота составляет 16,4 м. Клиенты, которые остановят свой выбор на Optimo, получат 3-летнюю гарантию на автобусное шасси или 200.000 км пробега, а также 3-летнюю антикоррозийную гарантию на кузов.
Advantage, или маршрутка по-английски
Фирма John Dennis Coachbuilders (JDC), довольно известная по своим пожарным машинам Dennis, решила попробовать свои силы в автобусных кузовах. Взяв за основу шасси Irisbus Daily, англичане создали маршрутку для инвалидов, оснащенную подъемником (смонтированным в задней части) и рассчитанную на перевозку 7 пассажиров в инвалидных креслах. Автобус оснащен двигателем Iveco 50C14 3.0 HPI мощностью 136 л/с. и 6-скоростной механической коробкой передач. Полная масса машины составляет 5200 кг. Кстати, кузовное пространство автобуса позволяет разметить внутри его 20 мест для сидения, тем самым можно получить стандартную маршрутку. Поддерживая имидж марки надежных и долговечных транспортных средств, JDC предложило своим заказчикам 3-летнюю гарантию на кузов автобуса.
В заключение можно резюмировать, что британская автобусная индустрия сегодня неплохо существует, в отличие от производства грузовиков. То есть небольшие английские автобусные ателье, используя правостороннее расположение руля и небольшой внутренний спрос на пассажирские машины, довольно успешно заполняют рыночные ниши своими оригинальными транспортными средствами и не сильно страдают от маститых континентальных конкурентов.
Владимир ЧЕХУТА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2007 год в рубрике машины и механизмы